Автор: Ерофеева Лариса Викторовна
Должность: педагог–организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Мариинская гимназия"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Лекция-концерт
Тема: "Дорога – символ жизни"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по теме «Вальс» для 6-8 классов
Лекция-концерт
«Всё о вальсе»
Автор сценария
педагог дополнительного образования
МБОУ «Мариинская гимназия»
г. Ульяновска
Ерофеева Л.В.,
г. Ульяновск
2018 г.
Лекция-концерт проводится в актовом зале гимназии.
В мероприятии принимают участие хореографический ансамбль «Вдохновение»,
учащиеся 5-7 классов, вокальная студия «Капельки».
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас новая встреча с Терпсихорой, прекрасной
музой танца. Не знаю, как вы, а я уже успела по ней соскучиться. Она такая удивительная,
юная, задорная и ужасная выдумщица. С ней всегда интересно, только и жди от неё
сюрприза. Ой, а что это такое? Шкатулка. Посмотрим, что внутри.
Ведущая открывает шкатулку. Звучат «позывные шкатулки».
Голос за сценой:
Я волшебная шкатулка.
Я подарок не простой.
В мир прекрасный, мир чудесный
Поведу Вас за собой.
В нём о вальсе всё узнаем,
Потанцуем, помечтаем…
Искромётный, нежный вальс
Приглашает в гости Вас.
Ведущая:
Вальс! Есть ли танец удивительней? Вот уже 200 с лишним лет покоряет он всех своим
обаянием, своей искромётностью, своим лиризмом. 200 лет для нашего быстротекущего
времени срок очень большой. Появлялось и появляются немало других танцев – танго,
фокстрот, чарльстон, рок-н-ролл, шейк, твист, а пары всё кружатся и кружатся под звуки
вальса.
Исполняется песня «Вальс устарел» /Э. Колмановский, Е. Евтушенко/
Ведущая:
Ребята, а когда появился вальс?
/ответы из зала/
Попросим шкатулку помочь нам.
Шкатулка:
Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно и у многих
народов. Кстати, само слово «вальс» (от немецкого «веллер», «валцен») значит: кружиться,
скользить. У французов таким танцем была «Вольта». Танцуется «Вольта» парами, с
вращением на месте, с различными поворотами одного из танцующих вокруг другого. У
поляков таким танцем был «Куявяк», у немцев – медленный «Дреер», а у австрийцев –
«Лендлер».
Ведущая:
Да, «Лендлер» был самым любимым танцем в австрийской деревне в области Ландль,
граничащей с Германией.
Шкатулка:
Когда-то это был танец сватовства. Начинался он лирической сценой знакомства юноши и
девушки. Сам танец был степенным и сдержанным. Со временем «Лендлер», утратив
обрядовое значение, превратился в быстрый и весёлый танец. Кавалер, выбрав себе
понравившуюся девушку, выводил её на круг, вращал партнёршу вокруг себя, и оба
постепенно продвигались по кругу за другими парами.
Ведущая:
Спасибо, милая шкатулка. Конечно, «предки» вальса значительно отличались от своего
«потомка». Они не обладали ни его лёгкой стремительностью, ни плавным скользящим
шагом. Их танцевали грубее, с подскоком, а партнёрш поднимали высоко над землёй.
Пляски с верчением преследовались, считались греховными и безнравственными. За них
даже сажали в тюрьму. С одним человеком так и случилось. А звали его…
Шкатулка:
Можно я сама расскажу эту удивительную историю?
Ведущая:
Конечно. Только у меня к тебе просьба: не могла бы ты «появиться» на нашей сцене, а то
мне как-то неудобно с тобой разговаривать.
Шкатулка появляется на сцене и поёт «Ах, милый Августин, Августин, Августин»…
Да, да, как ни странно милый Августин, про которого поётся в хорошо знакомой Вам
песенке,
действительно
существовал
на
свете.
Жил
Августин
давным-давно
и
был
большим
весельчаком
и
непоседой.
А
сейчас
я
расскажу
Вам
историю
о
том,
как
появилась песенка об Августине.
Шкатулка рассказывает историю об Августине.
Башмаки деревянные, на штанах заплаты, а на куртке и заплаты нет – из дыры на свет
божий выглядывает голый локоть. Ну да наплевать! Зато на голове новое, с красным
отливом перо. Петух – заморский красавец – поднял крик на весь двор. На крыльцо
выскочила хозяйка:
-Ах ты, бродяга окаянный, только и смотришь, как бы украсть у честных людей! Ганс,
сынок, поди сюда скорее!
Августин не стал дожидаться Ганса: перемахнул через забор и прямиком, огородами,
зашагал к лесу. В утренней тишине ещё долго разносились неистовые вопли хозяйки. Ну и
баба, живёт богато, каждый день пироги ест, спит на перинах, а всё от злобы чуть не
лопается! Августину даже жалко её стало. Не знает она, как это хорошо – шагать вот так,
поутру,
видеть
над
собой
высокое
небо,
слышать
звонкие
птичьи
голоса
и
самому
напевать, насвистывать что-нибудь весёлое, только что пришедшее в голову.
Солнце стояло уже высоко, когда Августин подошёл к «Кабаньей голове». В низкой
темноватой
зале
трактира
и
во
дворе
предусмотрительный
хозяин
успел
расставить
длинные, сколоченные из свежеобструганных досок столы. В воскресенье у него всегда
собиралось много народу. «Кабанья голова» славилась своим пивом на всю округу. Перед
каждым гостем уже стояла высокая вместительная кружка. Посетители прихлёбывали
пиво, неспешно беседовали, попыхивая маленькими трубочками.
-Никак Августин! А я уж думал, тебя повесили где-нибудь на базарной площади! – хозяин
трактира хоть и был не в меру тучен, всё замечал своими хитрыми глазками-щёлочками.
- А ты всё худеешь, Клаус, таешь, словно свеча! Гляди, скоро в собственные двери не
пролезешь!
Крестьяне захохотали. Хозяин хлопнул музыканта по плечу.
- Лизхен, дочка, дай-ка гостю кружку потяжелее да колбасок позажаристее!
Не каждый день достаются бродячему музыканту такие обеды. Августин ел не торопясь,
растягивая удовольствие. Допив последний глоток, он развернул грубую холстину, чистую
белую тряпицу под ней, достал скрипку и провёл по струнам.
Услышав звуки скрипки, молодёжь повскакала с мест:
-Сыграй что-нибудь весёлое, Августин!
-Роллер, роллер!
- Нет, лучше дреер, под него хорошо кружиться!
Взявшись за руки. Парни и девушки понеслись под музыку, весело подпрыгивая, громко
притоптывая
деревянными
башмаками.
Полуденное
солнце
золотило
волосы,
озаряло
розовым светом лица. В весёлом хороводе проносились пёстрые юбки, красные корсажи,
нарядные передники, мелькали чулки в синюю, белую, коричневую полоску.
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин,
Ах, мой милый Августин,
Всё пройдёт, всё.
Эта песенка пришла ему в голову сегодня утром. Она была про него самого, задорная,
насмешливая и немного печальная.
Песенку сразу подхватили. Сперва молодёжь. Парни и девушки уже не прыгали, как
расшалившиеся дети, а плавно кружились, взявшись за руки. Вслед за ними и старики,
пристукивая в такт пивными кружками, затянули медвежьими голосами: «Ах, майн либер
Августин, Августин, Августин..»
Отложив скрипку, Августин влетел в круг. Легко, словно пушинку, завертел румяную
Лизхен. Она только голову откинула, шепнула озорно: «Ещё быстрее, Августин!»
Кружатся, развиваются юбки. Покачиваясь, плывут куда-то столы, уставленные пивными
кружками, горбатая черепичная крыша. Даже старая липа не выдержала, завертелась,
зашелестела
листьями.
А
над
всем
этим
кружится,
готовое
опуститься
на
головы
танцующих, огромное густо подсинённое полотнище неба.
Все веселятся. Нет ни одного равнодушного лица, ни одного угрюмого взгляда.
Нет, есть один. Тупо и недовольно уставились на всеобщее веселье маленькие злобные
глазки. На совесть намалевал вывеску бродяга-художник: кабанья морда смотрит как
живая!
Веселятся крестьяне, во весь голос поют новую песенку. Кое-кто уже охрип и тянет не в
лад.
-Именем закона!
В ворота стучат. Громко, настойчиво, властно. Перед раскрасневшимися, запыхавшимися,
ещё улыбающимися танцорами вырастают двое: священник в чёрной сутане и маленький
тощий человечек в мундире чиновника магистрата.
- Немедленно прекратить! – Карличий голосок срывается на пронзительный бабий визг. –
Уже год, как магистрат запретил пляски с верчением. Пляски СС признаны греховными и
богопротивными! Посему повелеваю, - тощий ребячий пальчик упёрся в трясущегося,
позеленевшего от страха Клауса, - тебе, трактирщик, заплатить десять марок штрафа, тебе,
- грозный перст упёрся в Августина, - пять. Остальные будут подвергнуты церковному
покаянию.
Пять марок! Да у Августина сроду таких денег не было! Хотел перемахнуть через забор,
но стражники схватили железными ручищами за плечи.
Крестьяне хмуро расходятся по домам. Клаус, угодливо согнувшись и даже, как будто
похудев, кланяется высоким особам: «Не изволите ли, милостивые государи, отведать
свежего пива? Только вчера сварил!»
Августин со стражниками шагает в город. В тюрьму. На небе, светло-зелёном, как кожура
неспелого яблока, зажглись первые звёзды. Августину кажется, что они похожи на глаза
Лизхен. Он улыбается, прибавляет шагу. Сперва тихоноко, про себя, потом всё громче
начинает петь. Стражники не мешают ему. Они устали, им надоело тащиться по пыльной
дороге. Песенка развлекает их. Без спроса, сама собой, застревает она в голове. И вот,
сами того не замечая, она подхватывают весёлый мотив:
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин,
Ах, мой милый Августин,
Всё пройдёт, всё.
Исполняется танец «Ах, милый Августин»
Ведущая:
Да, милая шкатулка, ты права. У нас тоже есть такие танцы. Конечно, за несколько
столетий они несколько изменились, но весёлый, народный характер в них сохранился.
Первый танец – «Хийю-вальс». Его и сейчас танцуют в Прибалтике.
А второй – «Краковяк» - любимый танец поляков, украинцев и россиян начала 20 века.
Сейчас наши ребята исполнят их для тебя.
Исполняются танцы: «Хийю-вальс» и «Краковяк»
Ведущая:
Однако, путь «Вальса» ко всеобщему признанию был нелёгок. Многое в новом танце
казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело,
чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе!,,, Предел
непристойности!...
Шкатулка:
Ужасно!
Ведущая:
Против «Вальса» были официальные и неофициальные выступления.
В Вене в первое десятилетие 19 века запрещалось танцевать вальс более 10 минут.
В Германии вальс был под запретом на протяжении почти всего 19 века.
В России вальс тоже подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, при Павле I
опубликовано полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном
именуемой», виновных в «танцевании» прямо с бала препровождали на гауптвахту. Но
запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном
трактате «наподобие эпидемии насморка».
19 век прошёл под символом «Вальса». Его танцевали везде, во всех кругах общества.
Шкатулка:
Да, ты права. Сейчас мы даже не можем представить себе, что испытывали первые пары,
кружась в плавном, лёгком танце. Ведь совсем недавно, в «Менуэте», они были скованы
чопорной
размеренностью
придворного
ритуала.
Людям
трудно
сразу
отказаться
от
старого, привычного. Новое всегда пугает, настораживает. Именно поэтому и появился
танец, который объединил старое и новое – «Вальс – гавот».
Исполняется танец «Вальс – гавот»
Ведущая:
Удивительный танец. Но я хочу показать вам другой вальс – быстрый и зажигательный,
стремительный и радостный «Вальс – мазурку».
Исполняется танец «Вальс – мазурка»
Шкатулка:
Я хочу рассказать ещё одну историю.
Зрелище было удивительным. Тысячи пар кружились в вальсе, казалось, танцует
гигантский
живой
цветник.
Белые
и
сиреневые,
пунцовые
и
нежно-розовые
платья
напоминали лепестки цветов. Резко чернели фраки, блестели пуговицы и шитьё мундиров.
Всё это скользило, кружилось, подчинялось единому властному ритму.
После каждого танца – аплодисменты и крики «бис». Дамы срывали с корсажей
букеты
и
бросали
их
дирижёру.
Он
принимал
эти
знаки
восторга
со
спокойным
изяществом человека, привыкшего к славе.
С каким трудом удалось уговорить прославившегося маэстро выступить на
сегодняшнем вечере: «короля вальса» ждала не только Вена, он покорил всю Европу.
Я думаю, вы уже догадались, что речь идёт о великом венском музыканте Штраусе-
сыне.
Невозможно было не поддаться очарованию штраусовских мелодий. Радостных,
солнечных, искрящихся. Каждую хотелось запомнить, насладиться до конца её прелестью.
Но маэстро, со щедростью калифа из сказки, рассыпал всё новые и новые сокровища.
Отступали и раздвигались стены. В неистовом вихре проносились бесчисленные
танцоры. Вальсировала фея Весна. Точно добрый волшебник летел вальс над миром.
Венский вальс, расцветший в музыке Штрауса-отца и блистательно завершённый его
прославленным сыном.
Звучат «Сказки венского леса» Штрауса. Исполняется «Венский вальс».
Ведущая:
Вальс произвёл переворот. В нём нашли выражение чувства людей нового века, людей,
переживших французскую революцию, войны Наполеона. Может быть, именно поэтому в
вальсе такая естественность, свобода дыхания и ещё «врождённый» лиризм. Ни один
танец не может сравниться с ним многогранностью чувств. Грусть, веселье, восторг,
раздумье,
печаль
–
всё
может
выразить
вальс.
И
в
этом
ещё
одна
причина
его
популярности.
Вальс Грибоедова – первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней
благодаря своим художественным достоинствам, и сейчас пользуется любовью широких
кругов любителей музыки.
Звучит вальс Грибоедова, исполняется танец «Вальс – алеман».
Шкатулка:
Ритм вальса проник и в серьёзную симфоническую музыку. Придал остроту и блеск
фантазиям Берлиоза, и обернулся злой издёвкой в поэмах Листа, окрасил замечательной
нежностью лирические темы Чайковского.
Невозможно вспомнить и описать все вальсы, назвать всех композиторов, обращавшихся к
ритму этого танца. Но об одном из них нельзя не рассказать.
Танцевальные ритмы в музыке П.И. Чайковского, и особенно его вальсы, заслуживают
крайне внимательного и вдумчивого отношения к себе. Чайковский любил пользоваться
формулой вальса и претворял её с изумительной гибкостью, легкостью и остроумием.
Ведущая:
Подожди. Мне кажется, что наши ребята могут сами назвать оперы и балеты П.И.
Чайковского, в которых звучат вальсы.
/Опера
«Евгений
Онегин»;
балеты
–
«Лебединое
озеро»,
«Щелкунчик»,
«Спящая
красавица»; «Ната – вальс», «Сентиментальный вальс»…./
Исполняется «Ната - вальс» П.И. Чайковского
Ведущая:
Вальс звучит всюду: в музыке – «серьёзной» и «лёгкой»; в опере и оперетте, в балете и
песне.
На рубеже 19-20 веков вальс перерос значение только танца. Он стал самостоятельным
образом,
целым
миром,
вмещающим
в
себя
бесконечное
разнообразие
человеческих
чувств.
Шкатулка:
Да, я с удовольствием вспоминаю то время, когда звучали старинные русские вальсы:
«На сопках Манчжурии», созданный Ильёй Шатровым в 1904-105 гг. и
«Амурские волны» Макса Кюсса, написанный в 1903 г., особенно популярные во время
великой отечественной войны;
Вальс «Берёзка», восходящий к романсу Антона Рубинштейна «Разбитое сердце», который
переработали Шиллер и Дрейзин;
«Златые горы» Д.Д. Шостаковича;
«Лунный вальс» Дунаевского из кинофильма «Цирк» и многие, многие другие.
Я хочу, чтобы вы послушали мой любимый романс «Тёмно-вишнёвая шаль».
Исполняется романс «Тёмно-вишнёвая шаль»
Ведущая:
Прекрасная, певучая мелодия парит и кружит, ослепляя своей красотой. Но вот что-то
меняется. Музыка теряет свою беспечность. Она словно начинает задыхаться. От страха.
Зловещие стонущие аккорды врываются в праздничнее цветение оркестра. Мелькают
искажённые, изломанные обрывки фраз. Всё стремительней, неудержимей движение. .в
обещанном безумном вихре несётся вальс навстречу гибели. Мощный взрыв – и всё
исчезает.
Звучат первые аккорды песни «Священная война»
/пауза/
Шкатулка:
«Когда говорят пушки, музы молчат» - это изречение известно человечеству 2 тысячи лет,
со времён Римской империи.
Ведущая:
Верно. Но верно и другое. Как сказал Владимир Маяковский: «И песня и стих – это бомба
и
знамя».
И
никогда
эти
слова
не
были
так
справедливы,
как
в
годы
Великой
отечественной войны.
Исполняется попурри песен времён Великой отечественной войны.
1.
Сурков «В землянке»
2.
«В лесу прифронтовом» М. Блантер
3.
«Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот… « М. Блантер
4.
«Случайный вальс» /»Ночь коротка…»/ М. Фрадкин
Исполняется «Медленный вальс»
Шкатулка:
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных,
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Исполняется танец «Вальс цветов»
Ведущая:
Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром
волшебный танец. Вальс продолжается
Шкатулка:
Ребята, а знаете ли вы, что и для вас композиторы писали вальсы. Они так и называются –
школьные вальсы.
Исполняется попурри
1.
«То берёзка, то рябина» /»Наш край»/ Д. Кабалевский
2.
«Школьные годы» Д. Кабалевский
3.
«Мальчишки, девчонки» /»Ровесники»/ Островский
Ведущая:
Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен. Подобно сказочному фениксу, он будет
возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и умный, как сама жизнь.
Исполняется танец «Школьный вальс»