Напоминание

Учимся понимать друг друга


Автор: Веремеенко Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МУДО "Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора"
Населённый пункт: Забайкальский край, Борзинский район, п.г.т. Шерловая Гора
Наименование материала: Тренинг для родителей
Тема: Учимся понимать друг друга
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тренинг «Учимся понимать друг друга»

Практическое занятие для родителей.

Цель:

Повышение психологической компетентности родителей в вопросах

воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи:

Усилить

способности

родителей

к

пониманию

и

чувствованию

эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального

контакта,

физического

контакта,

наблюдение

и

совместную

деятельность;

Способствовать изменению неадекватных родительских позиций;

Оптимизировать

формы родительского взаимодействия в процессе

воспитания детей

.

Ход тренинга

Вопрос

взаимодействия

и

понимания

друг

друга

становится

все

более

актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и

меняется,

так

же

должны

изменяться

и

развиваться

детско-родительские

отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть

друг друга. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять

ощущение

единственности,

уникальности

собственных

трудностей,

позволяют получить обратную связь и взглянуть на свой педагогический

опыт с иной точки зрения.

«Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Упражнение «Хвасталки»

«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными

должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику:

«Мы рады за тебя!»

Видеоролик

"Дети говорят": Счастливая семья – наша»

Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у негонеиспользованный кусок. Что

еще тебе слепить, спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего

не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек

глины»

Невозможно

разобраться

в

проблемах

и

затруднениях

ребенка

без

понимания семейного контекста его жизни. Сегодня мы с вами проведем ряд

практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга»

Психолог: Существует китайская поговорка:“Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что сам проговаривает,

90% того, что сам делает

«Пословицы»

Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели

введу наши предки:

Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Матушкин сынок, да батюшкин горботок.

Похвальное слово гнило бывает.

Наша семья – отдельное маленькое государство и от того, какой выбран стиль

воспитания, общения в нашей семье напрямую зависит благополучие нас и

наших детей.

Презентация

Анкета для родителей

"Ваша воспитательная система"

По

результатам

ответов

на

эту

анкету

можно

определить,

правильно

ли

выбран

принцип воспитания детей.

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас

из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать

ребенку

поучительный

случай

из

детства,

представляющий

вас

в

невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как

хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел

другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

В – не могу – 1 балл.

От

30

до

39

баллов

вы

придерживаетесь

правильных

принципов

воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее

16

баллов

у

вас

нет

педагогических

навыков

и

желания

воспитывать ребенка.

Мы родители естественно в ответе за своих детей и часто наши требования к

нему, кажутся нашему ребёнку мягко сказать не совсем приемлемыми.

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они –

семья. Один остается за кругом – это ребёнок.

Задача семьи – убедить

ребёнка зайти в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и

нужные слова.

Упражнение – сценка. НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ

Мать: Почему

ты

грубишь

мне?

Я

же

не

виновата,

что

у

тебя

плохое

настроение.

Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если

тебе

тяжело

сейчас,

нужно

найти

причину

этого.

Давай

поговорим, и тебе станет легче.

Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать

меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости.

Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих

проблемах.

Сын: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего

не бояться.

Сын: А у нас настоящая семья?

«Соломинка на ветру».

Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается

«соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде

взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно

передают «соломинку» по кругу.

Типы матерей

"Царевна-несмеяна". Такая

мать

интеллектуальна,

рациональна,

в

ее

поведении нет душевности, тепла, она руководствуется только холодным

расчетом.

Спящая красавица. Мечтательная особа, витающая в облаках, разочарована

во всем, считает, что много тратит сил, но не получает того, чего заслужила.

Она считает себя идеалом, фиксируясь на своих переживаниях. Ребенок в

таком случае чувствует себя брошенным.

Унтер Пришибеев. Назидательно-непреклонная женщина, для ее поведения

характерен диктат силы и принуждения. Обычно ее наказания примитивно-

жестокие, например, она может поставить ребенка в угол на соль.

Суматошная. Женщина бросается из крайности в крайность, что вызывает у

ребенка тревожное состояние.

Мать-наседка. Она

бегает

за

ребенком,

опекает,

проверяет

карманы

у

ребенка,

встречает

его

у

подъезда.

Такое

поведение

матери

вызывает

у

ребенка протест, в подростковом возрасте он выходит из-под контроля.

Вечный ребенок. Такая женщина сам нуждается в поддержке, ее должны

поддерживать муж, родители или даже сам ребенок. Ребенок у такой матери

может

вырасти

ответственным,

сильным,

но

материнской

заботы

он

не

получит, поэтому все же его воспитание не будет оптимальным.

Упражнение “В лучах родительского солнца”.

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя,

теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и

подпишите

каждый

из

них,

отвечая

на

вопрос:

“Чем

я

согреваю

своего

ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном

лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”,

на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это

важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас

3 минуты!

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под

которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и

место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких

либо на то условий, безусловно.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю

- постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.

С. Соловейчик

10 иронических советов, чтобы сделать своего ребенка несчастным

1. Сделайте своего ребенка центром внимания.

2. Позволяйте ему все, что придет в голову.

3. Исполняйте все желания.

4. Будьте готовы к любым жертвам ради него.

5. Или, наоборот, ни от чего не отказывайтесь ради него.

6. Не выполняйте самых необходимых просьб и желаний.

7. Установите неусыпный надзор за ребенком, проверяйте его карманы, письма.

Очень часто под гнётом житейских проблем мы просто устаём и забываем

как должны относиться к своему ребёнку… крики, упрёки, оскорбления… и

ещё много и многое другое сопровождает нас в жизни и, конечно же, это не

может нас сближать с ребёнком, это отдаляет нас от него.

«Очищение от тревог»

Сядьте

удобнее,

закройте

глаза

и

постарайтесь

представить

себе

необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды,

слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в

путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали

тяжелыми

руки,

ноги.

О-ох!

Как

хочется

отдохнуть!

Давайте

так

и

сделаем.

Снимаем

мешок

и

ложимся

на

землю.

Глубоко

вздохнем:

вдох

(задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится

легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах

трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость,

тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал

легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат

пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный

ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете

ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду.

Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри

приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в

воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы

прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не

мешает,

он

стал

ещё

легче...

Разноцветные

брызги

разлетаются

и

блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-

о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и

приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться.

Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они

весело

подпрыгивают,

танцуя;

подмигивают

угольки.

Приятное

тепло

ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый

огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и

успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает

ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится

легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок

радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми,

родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

Как хорошо, когда у всех детей есть мамы.

И не болит ни за кого душа.

Как здорово, что папа любит маму, все остальное просто суета.

Все остальное купим – если будут деньги!

Не будут – их руками создадим!

Но очень важно, чтобы в счастье жили дети и выросли хорошими людьми.

Видеоролик «Притча счастливая семья»

Памятки родителям по семейному воспитанию

Рефлексия занятия



В раздел образования