Напоминание

"Ментальная арифметика"


Автор: Болдырева Александра Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа им.Н.М.Карамзина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Аннотация к программе
Тема: "Ментальная арифметика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты,

придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад.

Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы пользуемся технической

доработкой абакуса – калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов,

оказалось более полезным для детей.

Зачем это нужно ребенку?

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание

образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы «включаем» правое полушарие, правой рукой –

левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей

ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это

осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не

только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических

способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус,

наоборот, тренирует и совершенствует их.

Как работает?

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов.

1. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу

две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и

запоминание действий. Благодаря абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и

умножать...

2. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне.

Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию

детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов.

Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты

и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым

абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с

соответствующим движением косточек счетов.

Возраст в период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у

человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно

поэтому рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на

музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и

ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и

продуктивному дальнейшему обучению.

Главной целью является: концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого

мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.

Программа не только охватывает

математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она придает ему

уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно.

Аннотация к рабочей программе кружка

«Ментальная арифметика» (1-4 класс)

Ментальная арифметика – оригинальная методика, которая расширяет у ребенка интеллектуальные

возможности, базирующаяся по системе устного счета. Занимаясь по данной методике, ребенок имеет

вероятность решить всевозможные арифметические задачки ментально, т.е. в уме за очень короткое время

(сложить, вычитать, умножить, поделить, высчитать квадратный корень) быстрее калькулятора.

«Ментальная арифметика»- это программа, которая обучает устно вычислять простые и сложные

примеры с применением счетов (абакус, соробан).

Направление программы: курс по ментальной арифметике гармонично выстраивает интеллектуальные и

креативные возможности у детей, позволяющие также выразить их потенциал. Прогрессивная

образовательная система не стоит на месте и в основном нацелена на развитие левого полушария мозга,

когда как правое полушарие активируется в период уроков пения, литературы, рисования. Согласно

научным исследованиям более насыщенное становление мозга отмечается у детей в раннем возрасте.

Развитие мыслительной работы ребенка в этом возрасте в значительной степени действует на его

последующую жизнь и обеспечит ему удивительную возможность в будущем. Таким образом, развивая

собственные умственные возможности, дети закладывают твердую базу для последующих научных

успехов и творческого становления личности.

Программа предназначена для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся возрастной группы

детей 6 – 10 лет и рассчитана на 4 года. На изучение кружка «Ментальная арифметика» в 1-4 классе

отводится 2 часа в неделю.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает программа по ментальной

арифметике. В программе используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать,

сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Система

дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает

оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Цель кружка : углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к приёмам

математического счёта.

Задачи кружка

формирование навыков счёта на абакусе

формирование навыков счета на ментальной карте

формировать умение применять на практике знаний, полученных во время учебных занятий;

учить правильно, применять формулы при счёте;

развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

воспитывать уважение к достижениям человечества в области математики, терпимость,

инициативность, уважительного отношения друг к другу.

расширять кругозор учащихся;

Результатом работы по программе данного курса можно считать умение работать на абакусе, смёт

на ментальной карте, сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления

к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных

викторинах и конкурсах.

Отличительными особенностями программы является то, что математический счет для учащихся

преобразовывается в любимую забаву, а также они овладевают следующими возможностями:

Улучшением концентрации внимания;

Развитием аналитического склада ума;

Успеваемостью в учебе;

Усовершенствованием наблюдательности;

Умением фантазировать и воображать;

Расширением логического мышления;

Уверенностью в себе;

Развитие фотографической памяти

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.



В раздел образования