Автор: Болдырева Александра Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа им.Н.М.Карамзина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Аннотация к программе
Тема: "Ментальная арифметика"
Раздел: дополнительное образование
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА
Методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты,
придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад.
Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы пользуемся технической
доработкой абакуса – калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов,
оказалось более полезным для детей.
Зачем это нужно ребенку?
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание
образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы «включаем» правое полушарие, правой рукой –
левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей
ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это
осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не
только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических
способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус,
наоборот, тренирует и совершенствует их.
Как работает?
Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов.
1. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу
две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и
запоминание действий. Благодаря абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и
умножать...
2. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне.
Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию
детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов.
Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты
и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым
абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с
соответствующим движением косточек счетов.
Возраст в период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у
человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно
поэтому рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на
музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и
ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и
продуктивному дальнейшему обучению.
Главной целью является: концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого
мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.
Программа не только охватывает
математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она придает ему
уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно.
Аннотация к рабочей программе кружка
«Ментальная арифметика» (1-4 класс)
Ментальная арифметика – оригинальная методика, которая расширяет у ребенка интеллектуальные
возможности, базирующаяся по системе устного счета. Занимаясь по данной методике, ребенок имеет
вероятность решить всевозможные арифметические задачки ментально, т.е. в уме за очень короткое время
(сложить, вычитать, умножить, поделить, высчитать квадратный корень) быстрее калькулятора.
«Ментальная арифметика»- это программа, которая обучает устно вычислять простые и сложные
примеры с применением счетов (абакус, соробан).
Направление программы: курс по ментальной арифметике гармонично выстраивает интеллектуальные и
креативные возможности у детей, позволяющие также выразить их потенциал. Прогрессивная
образовательная система не стоит на месте и в основном нацелена на развитие левого полушария мозга,
когда как правое полушарие активируется в период уроков пения, литературы, рисования. Согласно
научным исследованиям более насыщенное становление мозга отмечается у детей в раннем возрасте.
Развитие мыслительной работы ребенка в этом возрасте в значительной степени действует на его
последующую жизнь и обеспечит ему удивительную возможность в будущем. Таким образом, развивая
собственные умственные возможности, дети закладывают твердую базу для последующих научных
успехов и творческого становления личности.
Программа предназначена для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся возрастной группы
детей 6 – 10 лет и рассчитана на 4 года. На изучение кружка «Ментальная арифметика» в 1-4 классе
отводится 2 часа в неделю.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает программа по ментальной
арифметике. В программе используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать,
сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Система
дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает
оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Цель кружка : углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к приёмам
математического счёта.
Задачи кружка
•
формирование навыков счёта на абакусе
•
формирование навыков счета на ментальной карте
•
формировать умение применять на практике знаний, полученных во время учебных занятий;
•
учить правильно, применять формулы при счёте;
•
развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;
•
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
•
воспитывать уважение к достижениям человечества в области математики, терпимость,
инициативность, уважительного отношения друг к другу.
•
расширять кругозор учащихся;
Результатом работы по программе данного курса можно считать умение работать на абакусе, смёт
на ментальной карте, сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления
к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных
викторинах и конкурсах.
Отличительными особенностями программы является то, что математический счет для учащихся
преобразовывается в любимую забаву, а также они овладевают следующими возможностями:
•
Улучшением концентрации внимания;
•
Развитием аналитического склада ума;
•
Успеваемостью в учебе;
•
Усовершенствованием наблюдательности;
•
Умением фантазировать и воображать;
•
Расширением логического мышления;
•
Уверенностью в себе;
•
Развитие фотографической памяти
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.