Автор: Нигматулин Дамир Данеялович
Должность: доцент
Учебное заведение: Санкт–Петербургская государственная художественно–промышленная академия им. А.Л. Штиглица
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое копирование"
Раздел: высшее образование
Д. Д. Нигматулин
ЧТО ТАКОЕ КОПИРОВАНИЕ
Что такое копирование – точное сосматривание или, говоря языком простым,
срисовывание? Или форма изучения и постижения рисовального изобразительного ремесла?
Не раз приходилось слышать, копируя в Эрмитаже, эту фразу: «Как здорово Вы
срисовали». Эта фраза слегка коробила. Копия — это не бездумное срисовывание, хотя и
такие
копии
приходилось
видеть.
Конечно,
элемент срисовывания присутствует
в
копировании. Но мне хотелось бы поделиться открытием, которое я сделал для себя.
Здесь я оговорюсь: нельзя рассматривать копирование отдельно от рисунка с натуры и
от живописи. Все это должно работать вместе. Изучение чужого картинного пространства
должно помогать воспитанию и формированию своего изобразительного пространства. Но
вернемся к копии.
Глядя на некоторые работы старых мастеров, таких как Рембрандт, Терборх, Веронезе,
Ян Стен, Ян Давидс де Хем, Рейсдал и Ван Гойен, я почувствовал, что мастер как бы ведет
нас по изобразительному пространству холста. От детали к детали, от сцены к сцене
художник соблюдает последовательность в раскрытии своего замысла. Это подводит нас к
композиционному центру холста, к его художественно-пластическому образу. Так что же
такое пластика? Выразить или объяснить пластику без понятия тона невозможно. Владение
тоном, его организация позволяют художнику управлять эмоциональным восприятием
холста. Лица, взгляды, жесты, детали и планы пейзажа, предметы натюрморта – все это
связано тонально-пластическим и цветовым единством. Здесь я оговорюсь, что зритель
должен быть готов почувствовать это движение в холсте. Это нужно воспитывать. Это усилие
и труд. Музеи для художника, особенно для художника-копииста – это своего рода
мастерская, где он должен усиленно работать и уметь прочитывать художественно-
пластический образ в работах старых мастеров. Некоторые на первый взгляд простые сцены
библейских и мифологических сюжетов таят в себе загадку, которая скрыта в нашем
подсознании.
Возьмем, например, работу Веронезе.
На примере картины Веронезе «Оплакивание Христа» я постараюсь объяснить свое
понимание тона и то, как он помогает раскрыть пластический образ.
С какого бы места вы ни начали исследовать холст – с лика Христа или с его руки,
безжизненно опустившейся вдоль тела, или со склонившейся над ним головы Марии, вы
будете вновь и вновь непременно возвращаться к руке ангела, держащей в своей руку
Христа. Пальцы ангела вросли в пальцы Христа. Что он этим хотел нам сказать? Почему и
зачем так выстроил холст Веронезе?
Этот пластический ход, помогает
раскрыть сам образ, а через него – идею
произведения, где идея передачи жизни от Христа к Ангелу – главенствующая. Это
достигается через жесты, лица, направления взглядов, кисти рук. Сама сцена погружена в
тревожный
мрак
большой
трагедии.
Художник
достигает
в
картине
предельной
выразительности образа общечеловеческой утраты и скорби. Но почему руки? Не лик
Христа, не скорбящие лица и не сама трагедия смерти Христа?
Живая рука ангела поддерживает безжизненную руку Христа. Кисть Христа, пробитая
гвоздем – символ человеческого страдания. Их руки переплетены, как корни молодого,
полного жизни дерева и старого, дающего ему жизнь ценой своей смерти. Другой своей
рукой ангел уже продолжает идею Христа, протягивает ее сквозь тьму к человечеству, к
людям. Таким образом художник раскрыл идейно-художественный замысел картины – идею
жизни и смерти, ее трагедию, великое возрождение и путь к бессмертию – «cмертию смерть
поправ».
Веронезе удивительно нарисовал этот композиционно-смысловой узел. Цветовое
решение подводит означенный жест к кульминации картины – к идее соприкосновения
жизни и смерти, где жизнь и идея Христа перешла через Его мертвенно-бледную руку к
живой, сильной руке ангела, – и тем самым подчеркивает бессмертие Христа. Это центр
композиции и ее идейно-пластического замысла, и решена она пластическим языком.
Полотна Рембрандта как нельзя лучше выстроены именно по закону пластики.
Возьмем такую картину, как «Жертвоприношение Авраама». Пластическое движение
начинается от поднятой руки Ангела к голове старика, потом к его руке, схватившей сына за
лицо и обнажившей горло. Дальше взгляд скользит по белому беспомощному телу.
Приподнятое колено перебивает движение тела и уводит наш взгляд опять к руке ангела,
схватившей руку старика, из которой падает нож.
Стальное лезвие ножа контрастирует с беззащитным белым телом сына Авраама. Этот
контраст имеет сильное эмоциональное воздействие на нас как на зрителей, мы будто
испытываем облегчение. Белое тело агнца, сына человеческого, остается невредимым.
Так и слово Божие или молитва могут остановить безумство людское.
Движение в холсте начинается от поднятой руки ангела и идет вниз к центру, к
искаженному ужасом лицу Авраама — центру композиции.
Мы видим безумное лицо старика, к которому постепенно начинает возвращаться
разум. Показана самая страшная сцена, которая могла бы быть – убиение отцом сына. И этот
библейский сюжет от начала и до самого конца раскрыт гениальным голландским
художником исключительно пластическим языком. Чтобы добиться движения в холсте,
художник использует знание, умение и чувство тона. Паузы между руками рассчитаны как
гениальное музыкальное произведение. Жесты выверены предельно точно, руки, выражение
лиц раскрывают эту сцену так эмоционально, по-человечески, что это становится понятным
даже самому простому зрителю, не оставляя его равнодушным к происходящему.
Это
говорит о нем как о хорошем сценаристе, психологе, знающем жизнь – и знающем, как это
выразить языком искусства. Многие холсты Рембрандта оказывают
очень чувственное
эмоциональное воздействие на зрителя.
Поэтому некоторые из них подвергались нападению безумцев: «Даная» в Эрмитаже,
«Ночной дозор» в Амстердаме.
Художник буквально разрывает свое сердце и бросает его зрителю. Я не знаю
живописца, выражавшего свои чувства более ярко, чем Рембрандт.
В завершение разговора о Рембрандте мне бы хотелось сказать еще об одной
небольшой его картине — «Молодая женщина, примеряющая серьги».
На маленьком холсте 30 х 40 см изображен глубокий эмоциональный мир женщины,
смотрящей на себя в зеркало. Если ваши чувства достаточно развиты, вы почувствуете этот
взгляд, направленный в зеркало. Этот взгляд узнаваем и знаком. Художник изобразил свою
жену Саскию примеряющую украшение, и собирательный образ женщины, которая
наслаждается этим моментом. В простой бытовой сцене столько тепла, детского кокетства,
восхищения и проявления исконно женской любви к украшениям! Художник, показывает
слабость женщины как ее силу и превосходство над мужчинами в одном взгляде. Взгляд,
направленный в зеркало, чувствуется физиологически. В этом вся гениальность Рембрандта.
Простой портрет можно превратить в картину, которая несет в себе целый мир
аллюзий. А взгляд передан точным ощущением и пониманием тона.
Рембрандт — непревзойденный мастер тона.
Пластический
язык,
разработанный
художниками
этого
времени,
раскрывает
удивительные возможности в познании изобразительного искусства.
Искусcтво
получило возможность изображать мир человеческого бытия языком
пластических образов. И сыграло свою важную роль в развитии новых направлений.
Не зря Паола Волкова в своей передаче «Мост над бездной» напоминает, что
Кандинский назвал Рембрандта первым абстракционистом.
Здесь я повторюсь. Копиисту необходимо изучать не только технико-технологические
стороны
ремесла копирования, рисунка и живописи, но и познавать сложный мир
пластических образов, переданный виртуозным владением тона.
Верно считанный пластический смысл произведения поможет ему вложить этот
глубокий смысл и в свою работу.
В заключение хотелось бы привести еще один пример из другой эпохи и сказать
буквально пару слов о работе Дега «Балетная школа».
Дега много копировал в Лувре. И эта его фраза «Я перебил бы всех художников, что
пишут с натуры» говорит, что он много и целенаправленно работал в мастерской над
композицией и ее сложной выразительностью, над пластикой цвета и тона. Он заставлял
натурщиц позировать в нелепых позах часами, доводя их до обморока, чтобы добиться
желаемого результата. Его работы внесли в мир искусства новое дыхание, новое цветовое
видение пространства картины.
Движение в его многообразии стало основой поиска и работ Дега. Ему он подчиняет
яркие, почти открытые цвета и, конечно же, все тот же тон. Самой интересной работой из
серии «Танцовщицы», на мой взгляд, является именно эта картина.
В ней сталкиваются и разлетаются его хороводы бабочек, то улетающие вдаль на своих
цветных крылышках из холста, то спускающиеся сверху, перебирая крыльями и ножками,
исчезая в тени кулис. То вдруг возникающие на переднем плане, разнося и сталкивая цвет, в
нужных пропорциях и с нужной силой, по холсту. Создавая иллюзию бабочек, радостно
порхающих на лугу.
Радость, красота движения этих молодых и красивых женщин, так похожих на бабочек
весной, не может не заразить вас этой энергией. Жесты, позы изучены и показаны мастером
виртуозно, цвет, безусловно, доминирует, но как гениально он использует тон в достижении
своего художественного образа — полета цветных бабочек!
Что же такое тон? Не освещенность, не окрашенность предмета, а именно пластика,
движение. Мы приближаем или удаляем нужные нам детали и формы при помощи тона,
заставляем их двигаться в нужном направлении. Если быть еще лаконичней, то фраза
«ближе-дальше» относится именно к пластическим искусствам, и живопись к ним
принадлежит.
Я не хотел бы настаивать на том, что это единственный и правильный ход для
постижения искусства старых мастеров и для развития навыков копииста, но он не раз мне
помогал,
выводя
из
сложных
ситуаций
в
процессе
копирования,
и
позволил
совершенствовать свое видение и понимание пластического пространства художников
прежних эпох, проясняя его от работы к работе.
Это пространство есть у всех больших серьезных мастеров, независимо от того, пишут
ли они многофигурную жанровую композицию, натюрморт, пейзаж или портрет.
Понимание закономерностей пластического изображения, в частности тона, является
одной из главных составляющих в работе над копией, понятие, видение и чувство тона
позволяют художнику-копиисту постичь изобразительный мир старых мастеров.
Художественно-пластический образ – это авторский замысел художника, при котором
холст организован таким образом, что взгляд зрителя двигается по холсту от детали к детали
или от узла к узлу, достигая композиционного центра. Каждая деталь или жест тесно связаны
с пластической идеей и являются ее неразрывной частью.