Авторы: Проценко Елена Александровна, Лебедева Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Познавательно – исследовательский проект
Тема: "Разные микробы."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Белоснежка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Познавательно - исследовательский
проект
подготовительной к школе группы комбинированной
направленности для детей с ТНР № 9
Такие разные микробы
Авторы:
Воспитатели Проценко Е.А
Лебедева Н.В
г. Ноябрьск
2017 год
Паспорт проекта:
Проект относится ко всем образовательным областям и направлен на реализацию
первоочередной задачи ДОУ «Создание условий для интеграции образовательных
областей в здоровье сберегающие и развивающие проекты»
Название проекта: «Такие разные микробы»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Возрастная категория: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа) №14
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников подготовительной к
школе группы
Сроки проведения: Продолжительность проекта (краткосрочный)
с 08.12.17 по 18.12.2017 г.
Целью проекта: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о
микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Задачи проекта:
- Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут,
размножаются, питаются, дышат);
- Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
-Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
-Подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
- Познакомить с микроскопом и учить использовать новые знания, полученные с помощью
микроскопа;
-Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью. Учить понимать ,как влияют
физические упражнения на организм человека .Развивать потребность в необходимости
укреплять здоровье с помощью зарядки, игр.
2
Аннотация
Актуальность проблемы: Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь
до самой старости» - так гласит народная мудрость.
Мы считаем, что важно формировать у детей дошкольного возраста потребности в
сохранении и укреплении своего здоровья.
Жизнь человека неотделима от микробов. Мы существуем с ними бок о бок, используя
свойства полезных и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект
«Такие разные микробы», для детей старшего дошкольного возраста.
Проблема: Последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья подрастающего поколения. И поэтому все понимают, что необходимо с
дошкольного возраста научить ребенка самостоятельно заботится о своем здоровье, но
все дети разные и именно поэтому необходимо найти индивидуальный подход к каждому
ребенку, заинтересовать его, побудить желание заботиться о своем здоровье.
Этапы проекта:
1.
Первый этап - создание проблемной ситуации,
2.
Второй этап - планирование работы, поиск информации
3.
Третий этап - исследовательский.
4.
Четвертый этап – презентация
Форма представления проекта: Презентация
Использованные ресурсы: Научные журналы, энциклопедии, художественная литература,
мультипликационные фильмы, интернет- ресурсы
3
Содержание
1. Паспорт проекта _______________________________________________стр. 2
2. Аннотация________________________________________________________стр. 3
3. Введение ________________________________________________ стр. 5
4. Практическая часть ( первый этап – проблемная ситуация,
работа с родителями, второй этап - планирование работы)_____________стр. 6
5. Третий этап - исследовательский __________________________________стр. 7- 8
6. Четвертый этап – презентация _____________________________________стр. 8
7. Результаты проекта _______________________________________________стр. 8
8. Заключение _____________________________________________________ стр. 9
9. Список используемой литературы__________________________________стр.10
10. Приложение ___________________________________________________ стр. 11
4
Введение.
Актуальность проблемы: Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь
до самой старости» - так гласит народная мудрость.
Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через
грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать
опасные заболевания. Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в
растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на
нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать,
как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки,
которые обезопасят их здоровье.
Цель проекта – формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о
микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Цель детей: Мы хотим узнать, кто такие микробы и как не пустить их в организм.
Задачи:
- Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут,
размножаются, питаются, дышат);
- Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
-Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
-Подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью
- Познакомить с микроскопом и учить использовать новые знания, полученные с помощью
микроскопа;
-Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью. Учить понимать ,как влияют
физические упражнения на организм человека .Развивать потребность в необходимости
укреплять здоровье с помощью зарядки, игр.
5
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования
могут быть использованы детьми в окружающей их жизни.
Практическая часть:
Первый этап – проблемная ситуация. Проблема возникла во время проведения
гигиенических процедур, когда дети мыли руки, возник вопрос: «Говорят, нужно мыть
руки перед едой, а то на них много микробов, так что же такое микробы?» Так возникла
проблема. Дети стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они
знают о микробах. Вместе с детьми была заполнена карта познания, дети отвечали на
вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети.
Затем была заполнена карта познания «Что я хочу узнать?». Это помогло на этапе
планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших
исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного
отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли
увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят
микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как
нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?».
Работа с родителями
:
Предложить составить рассказы с детьми о том, ,как надо хранить продукты с
полезными микробами.
Чтение рассказов Г.Остера «Петька – Микроб»
Оснастить игру «Магазин молочных продуктов»необходимыми
атрибутами(упаковки кисломолочных продуктов).
Подбор литературы для проекта.
Просмотр мультипликационных фильмов о микробах
Помощь в организации экспериментов.
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды
Второй этап - планирование работы. Дети высказывали свои идеи реализации проекта.
Выбрали название проекта, ими как, было сказано выше, явились вопросы, заявленные
детьми в разделе «Что я хочу узнать?», это очень важно для поддержки детской
познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях
детского сада, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому
обратиться за помощью. В итоге были выбраны направления исследований: «Так ли
6
опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш
организм?» «Можно ли увидеть микробы?», «Полезные и вредные микробы?» и
определено название проекта «Такие разные микробы»
Третий этап - исследовательский.
Виды деятельности
Пути реализации
Задачи
Игровая
Дидактические игры: «Часы здоровья»,
«Умею - не умею»,
«Найди пару», «Угадай на ощупь»,
«Правила гигиены»,
«Хорошо или плохо», «Вредные или
полезные», « Это можно или нет», «Мой
день», «Опасно не опасно».
Систематизировать
представления детей о
здоровье, чистоте и
здоровом образе жизни
Чтение
художественной
литературы
Чтение художественной литературы
К.И.Чуковский «Федорино горе»,
«Мойдодыр», «Айболит», С. Прокофьев
«Румяные щеки», Г.Б. Остер «Петька –
микроб».
Рассматривание иллюстраций журналов,
энциклопедий.
Развивать способность
внимательно слушать,
рассуждать, выражать
собственные эмоции.
Изобразительная
Рисование «Мы микробов не боимся»
(кляксография)
Развивать фантазию,
творчество,
самостоятельность.
Познавательно –
исследовательская
Знакомство с оптическим прибором –
микроскоп.
Опыты: «Что за зверь – плесень?», «Кислое
молоко» Наблюдения: «Такой разный
микроб» (исследование талой воды).
Расширять знания
детей о свойствах
микробов.
7
Исследовательская игра: «Чистые руки»,
«Чих»
Коммуникативная
Беседы:
- о полезных и вредных микробах
( мед.сестра Шульженко Е.А.),
- береги здоровье.
Составление рассказов и сказок о здоровье.
Загадки про здоровье.
Дать общее
представление о
здоровье как
ценности, о которой
необходимо
заботиться. Развивать
коммуникативные
навыки, связную речь.
Четвертый этап – презентация. Систематизировав накопленный за время проекта
материал, была подготовлена мультимедийная презентация «Такие разные микробы»
Результаты проекта:
Дети усвоили:
Что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека.
Познакомились с оптическим прибором – микроскопом.
Создали буклет для детей и родителей о правилах как сохранить здоровье.
8
Заключение
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек
научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети
усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т.е. осознали значимость
здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Задачи на будущее:
Продолжать работать по теме ЗОЖ:
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему
здоровью.
Пополнять развивающую среду, больше приобщать родителей к совместной
работе, находить новые интересные приёмы и методы подачи нового материала.
9
Список используемой литературы:
1.С.Шукшина «Я и мое тело», Изд. «Школьная пресса»,2004 г.;
2.Детский иллюстрированный атлас «Анатомия человека», Москва «Оникс 21 век», 2002
г.;
3.Г.Юдин «Главное чудо света», Москва «Монолог», 1994 г.;
4.Энциклопедия «Почемучка» ООО «Издательство Астрель», 2000 г.;
5.Энциклопедия «Окружающий мир» ООО «Издательство Астрель», 2000 г.;
6.Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье»
7.А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения в детском саду»
8. Ресурсы интернета.
10