Напоминание

"Использование "классических" произведений изобразительного и декоративно–прикладного искусства в системе преподавания композиции для студентов–реставраторов"


Автор: Кирсанова Людмила Михайловна
Должность: доцент
Учебное заведение: спгхпа им. штиглица
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование "классических" произведений изобразительного и декоративно–прикладного искусства в системе преподавания композиции для студентов–реставраторов"
Раздел: высшее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ “КЛАССИЧЕСКИХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-РЕСТАВРАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО ПРОМЫШЛЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ

А.Л. ШТИГЛИЦА.

(ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ КИРСАНОВА

ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА)

Кафедра живописи и реставрации была основана в 1992 году

профессором В.М. Мошковым. За эти годы кафедра выпустила большое

количество специалистов в области реставрации, которые вносят огромный

вклад в реставрационную деятельность страны как в монументальной

реставрации, реставрации произведений станковой живописи, икон, а также

в реставрации декоративно-прикладного искусства.

С давних времен художники обращались к произведениям искусства

Древней Греции, Древнерусской живописи, к Итальянскому Возрождению.

Изучив произведения искусств, они могли на опыте своих предшественников

создавать самостоятельные произведения искусств. Художник-реставратор,

как никто другой, сталкивается в своей профессиональной деятельности с

художественными произведениями, которые требуют реставрации, будь то

монументальная живопись, икона или станковая картина. Студенты-

реставраторы должны уметь анализировать произведения искусства и,

применяя свои знания, не только реставрировать, но и создавать

собственные творческие композиции.

Данный предмет дает возможность студентам ознакомиться с основными

приемами композиции, изучить исторические материалы создания мировых

произведений живописи и декоративно-прикладного искусства и

использовать весь этот потенциал для создания собственных композиций.

Занятия по композиции начинаются с изучения рисунков

Древнегреческих ваз относящихся к чернофигурному стилю, который

господствовал на протяжении всего 6 в. до н.э. и в первой половине 5 в.до

н.э. Характерной особенностью данного стиля является господство

сюжетного начала с многофигурными композициями, представляющие мифы

об олимпийских богах. Также изображались картины быта греков: состязания

атлетов, пиры, хорoводы. При изображении человеческой фигуры голова

обычно была повернута в профиль, плечи в фас, а ноги тоже в профиль.

Главными центрами производства чернофигурных ваз были Коринф, Кирена,

Клазомены, Халкида, Аттика. Мастера черного фигурного стиля: Клитий,

Эксекий.

Время господства краснофигурных ваз в основном приходится на 5-4 в. до

н.э .Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. Этот

стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов,

также встречаются зарисовки из повседневной жизни, с изображением

конных упряжек, архитектурных сооружений .Внутри краснофигурного стиля

принято выделять строгий, свободный, роскошный и беглый подстили .При

всем многообразии сюжетов строгого подстиля проступает единая тема-

изображение человека, в облике которого выступает не только простой

смертный, но и герой и бог. Типичной особенностью свободного стиля был

монументальный характер росписей Передается любой поворот головы или

торса. Позы при этом отличаются свободой и непринужденностью.

Композиции роскошного подстиля полны движения и часто перекрывают

друг друга .

Для изучения выбирается однофигурная, двухфигурная и трехфигурная

композиции. Большое внимание уделяется силуэту фигур, который очень

четко прослеживается в первоисточниках: белое изображение на черном

фоне и черный силуэт на белом фоне. Акцентируется внимание на

изменении силуэтов и тем росписей в зависимости от исторического и

художественного периода изготовления вазы. В графическом изображение

фигур большое внимание уделяется линейной структуре складок одежды и

их ритмическое расположение в композиции листа и связи с орнаментом,

деталями интерьера, животными, деревьями и прочим окружением. В

последствие это поможет студенту более насыщенно разработать

собственную композицию Во всех трех композициях разбирается

пластическое движение фигур, как одна форма перетекает в другую, образуя

единое целое .Затем все три композиции объединяются между собой в

самостоятельное произведение, где студент по приобретенным навыкам

выстраивает собственную композицию, опираясь на свой анализ

первоисточника.

Следующим заданием по композиции является изучение древнерусской

живописи - одной из самых высоких вершин мировой культуры, величайшего

культурного достояния нашего народа.

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, икона была книгой для

неграмотных. Само слово»икона» в переводе с греческого означало образ,

изображение. В Древней Руси икона явилась такой же классической формой

изобразительного искусства, как в Египте – рельеф, в Элладе – скульптура, в

Византии – мозаика.

Расцвет древнерусской живописи приходится на конец 14 – середину 16 в.

Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана

Грека. По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его

учеников .Наряду с московской школой в 14-15 в.в.расцветает иконопись в

Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.

Сначала студенты выполняют монохромную копию иконы, затем

разбирают композицию по планам, используя также монохром. Далее

выполняется живописная копия иконы. Важным этапом в работе является

структурная характеристика иконы, выявление ее ритма и движения фигур.

Следующим этапом является создание собственной композиции, в которой

студент использует все приобретенные ранее навыки.

Затем студент приступает к более сложному этапу изучения

многофигурной композиции - классического произведения живописи.

Первые задания посвящены анализу произведений наиболее ярких

представителей классицизма и барокко. (по выбору студента)

Для классицизма характерны: схематичность, присутствие диагоналей,

ритм параллелей. Все компоненты изображения подчинены единому

метрическому строю, сообщая экспрессии изображаемого действия строгую

упорядоченность.

Для барокко характерен излюбленный ритмико-пластический мотив -

круговорот, вращение, динамика, образование сложных кривых в

композиционном решении холста.

Стало привычным считать, что барокко избегает симметрии. Но это не так.

Зачастую используется так называемая повторная симметрия и тем самым

расширяется метрический диапазон композиций.

Для изучения классического произведения в первую очередь необходимо

сделать монохромную копию на небольшом формате, чтобы разобрать

картину по тону.

Для анализа произведения важным этапом является расположение фигур

в планах. Пространство пейзажа можно показать в последовательности,

заданной перспективным строем: чередование пространственных планов

согласовано с сокращением предметных величин. Перспектива моделирует

пространство в трех измерениях.

Расположение световых пятен является более сложным аспектом в

анализе художественного произведения. Свет создает особенный

пространственный порядок, свою собственную пространственную логику.

Градиент освещенности устанавливает субординацию пространств

картины, регулирует их композиционную значимость. Р Арнхейм писал:

«Степень освещенности устанавливает ключевой уровень пространственного

расстояния, который совсем не обязательно будет располагаться на первом

плане… Свет создает сферический градиент, распространяющийся в

пространстве во все стороны от избранной базы». Световые акценты

являются неотъемлемой частью любых композиций.

В

композиционной

структуре

картины

связываются

все

компоненты

изображения

симметрическими

отношениями,

создается

геометрически

закономерная основа. Симметрия и ритм взаимосвязаны в композиционной

структуре. Вертикали и горизонтали выражают гравитационную структуру

изображения, эти линии составляют систему отсчета, относительно которой

ориентированы все прочие изобразительные компоненты.

Изучив классическое произведение, студент может приступить к созданию

собственной композиции.

Знания, полученные в результате проведенных занятий по композиции

послужат студентам тем опытом, который необходим в создании

собственных произведений, как живописных, так и графических.



В раздел образования