Автор: Кирсанова Людмила Михайловна
Должность: доцент
Учебное заведение: спгхпа им. штиглица
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование "классических" произведений изобразительного и декоративно–прикладного искусства в системе преподавания композиции для студентов–реставраторов"
Раздел: высшее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ “КЛАССИЧЕСКИХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-РЕСТАВРАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО ПРОМЫШЛЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ
А.Л. ШТИГЛИЦА.
(ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ КИРСАНОВА
ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА)
Кафедра живописи и реставрации была основана в 1992 году
профессором В.М. Мошковым. За эти годы кафедра выпустила большое
количество специалистов в области реставрации, которые вносят огромный
вклад в реставрационную деятельность страны как в монументальной
реставрации, реставрации произведений станковой живописи, икон, а также
в реставрации декоративно-прикладного искусства.
С давних времен художники обращались к произведениям искусства
Древней Греции, Древнерусской живописи, к Итальянскому Возрождению.
Изучив произведения искусств, они могли на опыте своих предшественников
создавать самостоятельные произведения искусств. Художник-реставратор,
как никто другой, сталкивается в своей профессиональной деятельности с
художественными произведениями, которые требуют реставрации, будь то
монументальная живопись, икона или станковая картина. Студенты-
реставраторы должны уметь анализировать произведения искусства и,
применяя свои знания, не только реставрировать, но и создавать
собственные творческие композиции.
Данный предмет дает возможность студентам ознакомиться с основными
приемами композиции, изучить исторические материалы создания мировых
произведений живописи и декоративно-прикладного искусства и
использовать весь этот потенциал для создания собственных композиций.
Занятия по композиции начинаются с изучения рисунков
Древнегреческих ваз относящихся к чернофигурному стилю, который
господствовал на протяжении всего 6 в. до н.э. и в первой половине 5 в.до
н.э. Характерной особенностью данного стиля является господство
сюжетного начала с многофигурными композициями, представляющие мифы
об олимпийских богах. Также изображались картины быта греков: состязания
атлетов, пиры, хорoводы. При изображении человеческой фигуры голова
обычно была повернута в профиль, плечи в фас, а ноги тоже в профиль.
Главными центрами производства чернофигурных ваз были Коринф, Кирена,
Клазомены, Халкида, Аттика. Мастера черного фигурного стиля: Клитий,
Эксекий.
Время господства краснофигурных ваз в основном приходится на 5-4 в. до
н.э .Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. Этот
стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов,
также встречаются зарисовки из повседневной жизни, с изображением
конных упряжек, архитектурных сооружений .Внутри краснофигурного стиля
принято выделять строгий, свободный, роскошный и беглый подстили .При
всем многообразии сюжетов строгого подстиля проступает единая тема-
изображение человека, в облике которого выступает не только простой
смертный, но и герой и бог. Типичной особенностью свободного стиля был
монументальный характер росписей Передается любой поворот головы или
торса. Позы при этом отличаются свободой и непринужденностью.
Композиции роскошного подстиля полны движения и часто перекрывают
друг друга .
Для изучения выбирается однофигурная, двухфигурная и трехфигурная
композиции. Большое внимание уделяется силуэту фигур, который очень
четко прослеживается в первоисточниках: белое изображение на черном
фоне и черный силуэт на белом фоне. Акцентируется внимание на
изменении силуэтов и тем росписей в зависимости от исторического и
художественного периода изготовления вазы. В графическом изображение
фигур большое внимание уделяется линейной структуре складок одежды и
их ритмическое расположение в композиции листа и связи с орнаментом,
деталями интерьера, животными, деревьями и прочим окружением. В
последствие это поможет студенту более насыщенно разработать
собственную композицию Во всех трех композициях разбирается
пластическое движение фигур, как одна форма перетекает в другую, образуя
единое целое .Затем все три композиции объединяются между собой в
самостоятельное произведение, где студент по приобретенным навыкам
выстраивает собственную композицию, опираясь на свой анализ
первоисточника.
Следующим заданием по композиции является изучение древнерусской
живописи - одной из самых высоких вершин мировой культуры, величайшего
культурного достояния нашего народа.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, икона была книгой для
неграмотных. Само слово»икона» в переводе с греческого означало образ,
изображение. В Древней Руси икона явилась такой же классической формой
изобразительного искусства, как в Египте – рельеф, в Элладе – скульптура, в
Византии – мозаика.
Расцвет древнерусской живописи приходится на конец 14 – середину 16 в.
Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана
Грека. По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его
учеников .Наряду с московской школой в 14-15 в.в.расцветает иконопись в
Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.
Сначала студенты выполняют монохромную копию иконы, затем
разбирают композицию по планам, используя также монохром. Далее
выполняется живописная копия иконы. Важным этапом в работе является
структурная характеристика иконы, выявление ее ритма и движения фигур.
Следующим этапом является создание собственной композиции, в которой
студент использует все приобретенные ранее навыки.
Затем студент приступает к более сложному этапу изучения
многофигурной композиции - классического произведения живописи.
Первые задания посвящены анализу произведений наиболее ярких
представителей классицизма и барокко. (по выбору студента)
Для классицизма характерны: схематичность, присутствие диагоналей,
ритм параллелей. Все компоненты изображения подчинены единому
метрическому строю, сообщая экспрессии изображаемого действия строгую
упорядоченность.
Для барокко характерен излюбленный ритмико-пластический мотив -
круговорот, вращение, динамика, образование сложных кривых в
композиционном решении холста.
Стало привычным считать, что барокко избегает симметрии. Но это не так.
Зачастую используется так называемая повторная симметрия и тем самым
расширяется метрический диапазон композиций.
Для изучения классического произведения в первую очередь необходимо
сделать монохромную копию на небольшом формате, чтобы разобрать
картину по тону.
Для анализа произведения важным этапом является расположение фигур
в планах. Пространство пейзажа можно показать в последовательности,
заданной перспективным строем: чередование пространственных планов
согласовано с сокращением предметных величин. Перспектива моделирует
пространство в трех измерениях.
Расположение световых пятен является более сложным аспектом в
анализе художественного произведения. Свет создает особенный
пространственный порядок, свою собственную пространственную логику.
Градиент освещенности устанавливает субординацию пространств
картины, регулирует их композиционную значимость. Р Арнхейм писал:
«Степень освещенности устанавливает ключевой уровень пространственного
расстояния, который совсем не обязательно будет располагаться на первом
плане… Свет создает сферический градиент, распространяющийся в
пространстве во все стороны от избранной базы». Световые акценты
являются неотъемлемой частью любых композиций.
В
композиционной
структуре
картины
связываются
все
компоненты
изображения
симметрическими
отношениями,
создается
геометрически
закономерная основа. Симметрия и ритм взаимосвязаны в композиционной
структуре. Вертикали и горизонтали выражают гравитационную структуру
изображения, эти линии составляют систему отсчета, относительно которой
ориентированы все прочие изобразительные компоненты.
Изучив классическое произведение, студент может приступить к созданию
собственной композиции.
Знания, полученные в результате проведенных занятий по композиции
послужат студентам тем опытом, который необходим в создании
собственных произведений, как живописных, так и графических.