Напоминание

Развитие подвижности тазобедренного и голеностопного суставов у детей на занятиях спортивно–бальными танцами


Автор: Силинская Наталия Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Вологодский государственный университет
Населённый пункт: город Вологда, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие подвижности тазобедренного и голеностопного суставов у детей на занятиях спортивно–бальными танцами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие подвижности тазобедренного и голеностопного суставов у

детей на занятиях спортивно-бальными танцами.

Силинская Наталия Александровна

Студент факультета физической культуры ВоГУ,

РФ, г. Вологда

Елагина Наталья Леонидовна

Научный руководитель,

РФ, г. Вологда

Физическая подготовка является одним из основополагающих разделов

подготовки

спортсмена

на

всех

этапах

многолетнего

тренировочного

процесса. Она необходима спортсмену любого возраста, квалификации и

вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические

требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития

отдельных

физических

качеств,

функциональным

возможностям

и

телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и

методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов

различного возраста и квалификации.

По

мнению

большинства

специалистов,

технику

исполнения

соревновательных

вариаций

в

спортивно-бальных

танцах

во

многом

определяет

уровень

физической

подготовленности

спортсменов

и,

в

частности, уровень развития такого физического качества как гибкость.

Гибкость

-

свойство

упругой

растягиваемости

телесных

структур

(мышечных

и

соединительных),

определяющее

пределы

амплитуды

движений

звеньев

тела.

Недостаточная

подвижность

в

суставах

может

ограничивать

проявление

таких

физических качеств,

как

сила,

быстрота

реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энерготраты и

снижать экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам

мышц и связок. Систематическое и целенаправленное применение именно в

младшем школьном возрасте педагогических воздействий для воспитания

этого качества дает наибольший эффект, так как именно в этом возрасте с

точки зрения физиологии связки очень эластичны и поддаются хорошему

растяжению.

Изучив

теоретико-методические

аспекты

гибкости,

мы

пришли

к

выводу, что подвижность суставов зависит от многих факторов. Таких как

анатомическое строение и форма суставов и сочленяющихся поверхностей,

эластичность мышечно–связочного аппарата, окружающего суставы, уровень

силовых способностей человека и его умение своевременно расслабляться

при выполнении упражнений с большей амплитудой, возраст и пол человека,

суточная периодика и утомление. А так же от общего функционального

состояния организма, внешних условий, времени суток, температуры мышц и

окружающей среды.

Так

же

для

развития

подвижности

суставов

у

детей

необходимо

придерживаться

ряда

следующих

условий:

каждое

занятие

должно

начинаться

с

разминки,

проработка

суставов

должна

идти

симметрично

сверху вниз, соблюдать очередность упражнений (активные однократные –

пружинистые – маховые - маховые с отягощениями; пассивные статические

должны

предшествовать

пассивным

динамическим),

растягивающие

упражнения целесообразно проводить сериями, с небольшими интервалами

отдыха,

сложность

и

амплитуда

упражнений

должны

увеличиваться

постепенно, упражнения необходимо выполнять систематично во всех частях

тренировочного

занятия,

развитие

гибкости

должно

идти

параллельно

с

развитием других физических качеств.

Изучив основные средства, методы, принципы и условия занятий, мы

разработали

комплекс

упражнений

на

развитие

подвижности

наиболее

активных

суставов

в

спортивно-бальных

танцах

тазобедренного

и

голеностопного, а так же на укрепление мышц около этих суставов.

Упражнения, направленные на развитие подвижности тазобедренного и

голеностопного

суставов,

были

основаны

на

выполнении

разнообразных

движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов.

Комплексы

таких упражнений

могут

выполняться

самостоятельно

или

с

партнером, с различными отягощениями или простейшими тренировочными

приспособлениями (утяжелители, жгуты).

Основной метод, который мы использовали, является повторный. Он

предполагает

выполнение

упражнений

на

растягивание

сериями,

по

несколько

повторений

в

каждой,

интервалами

активного

отдыха

между

сериями, достаточными для восстановления работоспособности.

Также,

прислушавшись

ко

многим

авторам,

мы

решили,

что

в

подготовительной

и

в

начале

основной

части

занятия

рациональнее

проводить активные упражнения на растягивания и укрепление мышц около

суставов.

Они

будут

носить

разогревающий

эффект

для

суставов.

А

в

заключительной части занятия перейти к пассивному растягиванию, так как

суставы

уже

достаточно

хорошо

разогреты,

а

мышцы

эластичны.

Соответственно получение травм во время пассивных упражнений сведено к

минимуму.

Далее мы провели исследование, в котором использовали тесты на

подвижность суставов:

1)

Продольный правый шпагат

2)

Продольный левый шпагат

3)

Поперечный шпагат

4)

Выворотность стоп в положении лежа

5)

Натяжение носков к полу сидя с выпрямленными коленями

По данным тестам мы измерили подвижность суставов у детей в двух,

достоверно

не

различающихся

группах.

Далее

внедряли

разработанный

комплекс упражнений в экспериментальную группу, а в контрольной группе

занятия проводились по стандартной программе.

После 4 месяцев занятий мы снова протестировали группы и на основе

t-критерия Стьюдента подсчитали эффективность выбранной нами методики.

Оказалось, что в экспериментальной группе в каждом тесте, дети улучшили

результаты

подвижности

от

30

до

50%,

что

доказывает

эффективность

разработанной методики. А в контрольной группе результаты до и после

исследования достоверно не различались.

Таким образом, мы рекомендуем всем спортивно-танцевальным клубам

обратить внимание на такое физическое качество, как гибкость, а именно на

подвижность

тазобедренного

и

голеностопного

суставов.

Ведь

в

каждой

танцевальной фигуре эти суставы выполняют большую работу и играют

огромную роль в эстетике и красоте данного вида спорта.

Список литературы:

1.

Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. «Теория и методика физического

воспитания и спорта», -М.: 2004. - 457 с.

2.

Ладыгина,

Ю.Н.

«Использование

классической

хореографии

в

спортивных танцах», 2011. – 61 с.



В раздел образования