Автор: Жаренцова Евгения Валентиновна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад п. Омсукчан" Населённый пункт: поселок Омсукчан, Магаданской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Дошкольная интеллектуальная олимпиада "Экологическая тропа" Раздел: дошкольное образование
Группа : ____________________ Вос-ли : __________________________________
Название команды : ___________________________________________________
Капитан команды : __________________________________
№
Фамилия, имя
ребенка
Дата
рождения
Вид деятельности,
тур
Сопровождающий
1.
2.
3.
4.
Дата: ________________________ Подпись воспитателя: _________________
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
ЗАЯВКА
на участие
в IX дошкольной интеллектуальной олимпиаде
«Экологическая тропа»
Группа : ____________________ Вос-ли : __________________________________
Название команды : ___________________________________________________
Капитан команды : __________________________________
№
от 09 февраля 2016г.
Соответственно годовому плану на 2015 – 2016г. и приказу № 15
от 26.01.2016г. на базе детского сада была проведена интеллектуальная
олимпиада на тему «Экологическая тропа». В ходе предварительной
работы был проведен отбор детей на конкурсной основе, а также детям
была дана установка на престиж участия, а не на победу. С
воспитателями была проведена консультация по основным направлениям.
В олимпиаде приняли участие две команды из подготовительных групп:
«Муравейник» вос-ли: Ишмуратова М.А. и «Хозяева планеты» вос-ль:
Рыжова В.Е. В составе команды по 4 человека. В команде «Муравейник»
капитан Яркович Людмила, в команде «Хозяева планеты» - Воронкова
София.
Программа олимпиады полностью соответствовала положению об
олимпиаде. В ходе проведения был нарушен регламент визитной карточки в
группе «Муравейник», и в ходе парно-речевого тура в группе «Хозяева
планеты». Однако жюри не приняло это в расчет.
В жюри были приглашены Дементьева Наталья Ивановна – учитель
начальных классов СОШ п. Омсукчан, Мартынова Светлана
Викторовна – главный редактор редакции газеты «Омсукчанские
вести», Санникова Наталья Анатольевна – учитель биологии и химии,
заместитель директора по УВР ООШ п. Омсукчан, Родичева Раиса
Алексеевна – учитель биологии и заместитель директора по УВР
СОШ п. Омсукчан, Воронцова Татьяна Николаевна – логопед детского
сада, Левина Оксана Анатольевна – заведующий ДОУ и председатель
жюри.
Накануне была проведена жеребьевка, которая определила
местоположение каждой команды и очередность выступления. Время для
обсуждения отводилось каждой команде одинаковое: в среднем от 1 минуты
30 секунд до двух минут. Время проведения олимпиады составило 2 часа 15
минут.
Первый тур – интеллектуальный групповой показал уровень знаний детей
об окружающем, навыки коллективного обсуждения, аналитические
способности детей. Первый тур состоял из шести заданий.
Итоги I группового интеллектуального тура:
1 – е задание «Человек и природа» (макс. – 15 баллов)
«Муравейник»
- 13 бал.
«Хозяева планеты» - 11 бал.
2 – е задание «Красная книга» - (макс. – 9 баллов)
«Муравейник»
- 8 бал.
«Хозяева планеты» - 7 бал.
3 – е задание «Животные в природе» (макс. – 18 баллов)
«Муравейник»
- 17 бал.
«Хозяева планеты» 11 бал.
4 – е задание «Сказки и экология» (макс. – 17 баллов)
«Муравейник»
- 17 бал.
«Хозяева планеты» - 8 бал.
5 – е задание «Экологические знаки» - логико-малыш (макс. – 6 баллов)
«Муравейник»
- 6 бал.
«Хозяева планеты» - 6 бал.
6 – е задание «Блицтур» (макс. – 55 баллов)
«Муравейник»
- 47 бал.
«Хозяева планеты» - 45 бал.
Таким образом общее количество баллов из максимально возможных в
интеллектуальном туре 120 баллов составило:
«Муравейник»
- 108 бал. – 90%
«Хозяева планеты» - 88 бал. – 73%
Средний по первому интеллектуальному туру – 82%
II парный речевой тур
Показал артистические и речевые способности. Учитывалась актуальность и
соответствие теме.
Итоги II парно – речевого тура:
Из максимально возможных 10 баллов –
«Муравейник»
- 8,6 бал. – 86%
«Хозяева планеты» - 9 бал. – 90%
Средний по второму парно – речевому туру – 88%
III индивидуальный капитанский тур
Приняли участие Воронкова София и Яркович Людмила Третий тур
включал два задания:
●
«Болезни деревьев». Из возможных 13 баллов:
Воронкова София - 7 бал. – 54%
Яркович Людмила – 6,5 бал. – 50%
●
«Экологическая пирамида». Из возможных 15 баллов:
Воронкова София - 4,5 бал. – 30%
Яркович Людмила – 4,8 бал. – 32%
По совокупности в среднем:
Воронкова София - 11,5 бал. – 41%
Яркович Людмила – 11,3 бал. – 40%
Средний по третьему капитанскому туру – 40,5 %
IV художественно – творческий тур
из возможных 10 баллов:
Багирова Оля – 9 бал. 90%
Геуркова Анжелика – 10 бал. 100%
Багирова Оля изобразила на силуэте земного шара цветы, части тела
(ручки и ножки), украсила мелкими рисунками. Геуркова Анжелика
изготовила макет муравейника с плакатом «Не обижайте нас».
Средний по четвертому художественному туру – 95%
Итоги остальных заданий:
Эмблемы (из 3 – х возможных)
«Муравейник»
- 3 бал. – 100%
(Из максимально возможных 184 баллов)
«Муравейник»
- 154 бал. – 84%
«Хозяева планеты» - 132 бал. – 72%
Средний по олимпиаде – 78%
Ст. вос-ль: Жаренцова Е.В. 09.02.2016г.
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
Итоговый оценочный лист
I
ТУРА
ГРУППОВОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
IX дошкольной интеллектуальной олимпиады
«Экологическая тропа»
Средний балл округляется до десятых; в спорных ситуациях – до сотых.
№
Задания
Команда
Муравейник
Команда
Хозяева
планеты
1.
ЗАДАНИЕ
« Человек и природа»
2.
ЗАДАНИЕ
«Красная книга»
3.
ЗАДАНИЕ
«Животные в природе»
4.
ЗАДАНИЕ
«Сказки и экология»
5.
ЗАДАНИЕ
«Экологические знаки»
6.
ЗАДАНИЕ
«Блицтур»
7.
Общее количество баллов
8.
Место
Члены жюри: ________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Дата: ____________________________________
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
Итоговый оценочный лист
IX дошкольной интеллектуальной олимпиады
«Экологическая тропа»
Средний балл округляется до десятых; в спорных ситуациях – до сотых.
№
Этапы олимпиады
Команда
Муравейник
Команда
Хозяева
планеты
1.
Эмблемы
2.
Визитная карточка
3.
I тур –
групповой интеллектуальный
4.
II тур –
парный речевой
5.
III тур –
индивидуальный капитанский
6.
IV тур – индивидуальный
художественно - творческий
7.
Домашнее задание
8.
Общее количество баллов
9.
Место
Дата: _____________________
Жюри: __________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Карточка № 1
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
Карточка № 4
1 3
2
4
5 6
7 8
9
10 11 12
13
14
15
16
17
Карточка № 3
1 2
3
4 6
5
7
8
9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
Карточка № 2
1
2 3
5
4 6
7 8
9
10
11 12
13 14
15 16
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
Оценочный лист
IX дошкольной интеллектуальной олимпиады
«Экологическая тропа»
№
Этапы олимпиады
Команда
Муравейни
к
Команда
Хозяева
планеты
Критерии
1.
Эмблемы
(до 3-х баллов)
Соотв. содерж. олимпиады,
эстетичность, оригинальн .
2.
Визитная карточка
до 1 минуты (до 5 баллов)
Актуальность, техника
исполнения, соответствие
содержанию олимпиады.
3.
I тур – групповой интеллектуальный
1 карточка - задание
« Человек и природа»
+ 1 балл за каждый
(до 15 бал.)
правильный ответ;
- 1 балл за каждый
неправильный ответ
Высокий интеллектуальный
уровень, умение отстоять свое
мнение, логика.
2 карточка – задание
«Красная книга»
(до 9 бал.)
3 карточка - задание
«Животные в природе»
(до 18 бал.)
4 карточка - задание
«Сказки и экология»
(до 17 бал.)
5 карточка – задание
Логико - малыш
«Экологические знаки» (до 6 бал.)
6 задание
«Блицтур»
(до 55 бал.)
4.
II тур- парный речевой
до 2 минут
(до 10 бал.)
Зрелищность, речь, культура
поведения, артистичность,
актуальность, соответствие
теме.
5.
III тур- индивид. капитанский
1.Задание «Болезни деревьев»
(до 13 бал.)
Уровень знаний по теме,
креативность, уверенность,
личностные качества,
разговорная речь.
2.Задание «Экологическая пирамида»
(до 15 бал)
6.
IV тур- индивидуальный
художественно- творческий
20 минут (до 10 бал.)
Оригинальность, соответ.
теме, актуальность,
эстетичность, умение
охарактеризовать работу.
7.
Домашнее задание
Письмо от природы (до 8 бал )
Актуальность,
функциональность,
соблюдение требований к
выполнению задания.
Общее количество баллов
Место
Член жюри: ___________________________________ Дата:
_____________________
Утверждаю: ___________________________________
______________________________________________
Положение
о дошкольной интеллектуальной олимпиаде воспитанников МБДОУ
«Детский сад п. Омсукчан»
I.
Общие положения.
Дошкольная интеллектуальная олимпиада воспитанников МБДОУ «Детский сад
п. Омсукчан» направлена на выявление и развитие одаренных детей и детей с
опережающим развитием, формирование у дошкольников инициативы,
способности к творческому самовыражению, а также на стимулирование
коммуникативной и познавательной деятельности в различных видах
деятельности.
Цель интеллектуальной олимпиады: Внедрение системы развивающего
образования в деятельность дошкольного образовательного учреждения.
II.
Задачи олимпиады.
Выявление и развитие способностей дошкольников, реализация их
интеллектуального, речевого и творческого потенциала в практической
деятельности в условиях социальной адаптации;
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к
окружающему миру;
Выявление и развитие творческих способностей дошкольников, создание
условий для самовыражения;
Формирование организаторских и коммуникативных способностей;
Воспитание целеустремленности, уверенности, воли к победе.
III.
Порядок проведения олимпиады.
Олимпиада проводится в два этапа.
III.1.
Первый этап является отборочным и проводится в подготовительных
группах между детьми 6 – 7 лет. Ответственность за проведение первого этапа
возлагается на воспитателей групп.
III.2.
Второй этап – дошкольная интеллектуальная олимпиада. Проводится на базе
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан». Ответственность за организацию и
проведение возлагается на оргкомитет.
III.3.
Условия формирования команд для участия во втором этапе олимпиады:
К участию в олимпиаде допускаются команды – победители первого
отборочного этапа;
Команда представляет для участия в дошкольной интеллектуальной
олимпиаде группу из 4 – х человек;
Каждый член команды имеет право на участие только в двух турах
олимпиады;
Заявки для участия в дошкольной интеллектуальной олимпиаде
направляются в оргкомитет олимпиады за 1 – 2 недели до начала.
IV.
Руководство олимпиадой.
IV.1.
Общее руководство олимпиадой осуществляет оргкомитет.
IV.2.
Оргкомитет формируется из администрации ДОУ.
IV.3.
Оргкомитет намечает тематику олимпиады, готовит содержание заданий,
консультирует воспитателей ДОУ по организации и проведению
интеллектуальной олимпиады, анализирует результаты, представляет отчет об
итогах олимпиады в ДОУ, осуществляет работу со спонсорами.
IV.4.
Олимпиадное жюри может формироваться из числа компетентных
сотрудников образовательных учреждений, аппарата управления образования,
районного методического кабинета, незаинтересованных лиц из состава
родительского комитета , представителей общественности.
IV.5.
Состав жюри избирает секретаря для ведения протокола заседаний
оргкомитета олимпиады.
IV.6.
Оргкомитет руководствуется Положением об олимпиаде, признанным
долговременным (до 5 лет).
V.
Программа и условия проведения олимпиады.
V.1.
Задания, включенные в содержание олимпиады, должны соответствовать
теме олимпиады и рассчитаны на творческий потенциал детей согласно
возрастным особенностям.
V.2.
Второй этап интеллектуальной олимпиады состоит из 4 – х туров:
1тур – групповой интеллектуальный.
В содержание тура входят задания на выявление интеллектуальных
способностей детей, уровня творческого мышления и воображения. Жюри
принимает ответы капитана, в блицтуре – групповые ответы.
По результатам тура определяется команда – победительница, набравшая
наибольшее количество баллов по всем заданиям.
2тур – парный – речевой.
Выполнение заданий на выявление уровня связной речи и словарного запаса
дошкольников. Инсценировка на заданную тему готовится заранее.
По результатам тура определяется команда – победитель, набравшая наибольшее
количество баллов.
3тур – индивидуальный капитанский.
Выполнение заданий на выявление интеллектуальных способностей,
креативности, уровня творческого мышления и воображения.
Жюри оценивает ответы капитана. По результатам тура определяется капитан –
победитель, набравший наибольшее количество баллов.
4тур – индивидуальный, художественно – творческий.
Содержание тура состоит из задания на выявление видов художественных
способностей детей. Материал для творческой работы предоставляется
воспитателем группы. Допустимо частичное использование предварительных
заготовок к художественной работе.
По результатам тура определяется участник – победитель, набравший наибольшее
количество баллов.
V.3.
Результаты каждого тура заносятся в оценочные листы членами жюри. В
итоговый оценочный лист вносится средний показатель результатов по
отдельным турам и заданиям.
V.4.
Каждый тур проходит в соответствии с утвержденным регламентом:
Этапы олимпиады
Продолжительность
Визитная карточка
до 1 минуты
1 тур – групповой интеллектуальный
до 20 – 30 минут
2 тур – парный – речевой
до 2 минут
3 тур – индивидуальный капитанский
до 5 - 10 минут
4 тур – художественно – творческий
до 20 минут
V.5.
В содержание олимпиады включено домашнее задание для взрослых
(воспитателей и родителей), предусматривающее дальнейшее его использование
в образовательной работе с детьми.
V.6.
Олимпиада исключает присутствие воспитателей групп или других
заинтересованных лиц.
V.7.
Стартовое время интеллектуальной олимпиады определяется оргкомитетом.
V.8.
Сценарии визитной карточки и инсценировки, домашнее задание должны
быть представлены в оргкомитет за один день до начала олимпиады.
V.9.
Эмблема команды представляется в жюри для оценивания.
VI.
Атрибутика команд.
VI.1.
Каждая команда должна иметь название, эмблему, бейджики для
участников.
VI.2.
Во время визитной карточки представляется капитан команды.
VI.3.
Очередность выступления определяется жребием.
VI.4.
Жеребьевка проводится за 3 дня до олимпиады в присутствии
воспитателей групп.
VI.5.
Воспитатели обеспечивают наличие необходимых атрибутов для
выступления детей.
VII.
Награждение победителей.
VII.1. Команда, набравшая наибольшее количество баллов в общем зачете
становится чемпионом олимпиады.
VII.2. Команда – чемпион олимпиады награждается дипломом МБДОУ «Детский
сад п. Омсукчан» и ценным подарком.
VII.3. Команды - победители в каждом туре награждаются грамотами МБДОУ
«Детский сад п. Омсукчан» и ценными подарками.
VII.4. Финансирование олимпиады осуществляется за счет бюджетных средств.
VII.5. Предусмотрено награждение по отдельным номинациям (по усмотрению
оргкомитета).
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
БЛИЦТУР
IX дошкольной интеллектуальной олимпиады
«Экологическая тропа»
Оценивать: за каждый вопрос
(нет ответа – 0
бал., 1 или 2 ответа – 1
балл, 3 и более ответов – 2
бал.)
1.
Что такое Красная книга?
(Книга, где редкие животных. Красный цвет
– тревога, для защиты животных).
2.
Как человек охраняет природу?
(создает ботанические сады,
заповедники, зоопарки, Красная книга, издает законы о защите растений и
животных).
3.
Жалоба от рыбки: «Сейчас зима, и мы задыхаемся…». Как
можно помочь? (
проруби
).
4.
Что неправильно в пищевой цепи: лист, синица, гусеница,
Что дает лес человеку? (
чистый воздух, лекарственные растения, дом
для животных, кладовая, отдых, красота
).
7.
Почему животные не едят опавшие листья и как они
помогают природе? (
в них содержится яд, перегнивают и дают тепло и
питательные вещества
).
8.
Докажите, что хищники – помощники природы. (
поедают больных
и слабых, не дают слишком размножаться, иначе всем не хватит еды
).
9.
Мальчик устал собирать ягоды. Наломал ветки с ягодами,
так получилось гораздо быстрее. Прокомментируйте ситуацию.
(
ломать ветки нельзя, вред растениям).
10.Что в ряду лишнее: семя, росток, дерево, тыква, лист, цветок,
плод? (
тыква
).
11.
Назовите профессии людей, защищающих природу.
(лесничий,
микробиолог, зоотехник, ветеринар, агроном, садовод, плодоовощевод, эколог,
егерь, ботаник, зоолог).
12. Как растения предупреждают человека об изменениях в
природе? (
капли на листьях, листья скручиваются, бутоны закрываются,
стебли темнеют и высыхают, опадают листья т.д.
).
13.
Какие пословицы о лесе (природе) вы знаете?
(Лес – богатство и
краса, береги свои леса. Враг природы тот, кто лес не бережет. Много леса – не
губи, мало леса – береги, нет леса - посади).
14. Все знают, что костры жечь нельзя. А если все-же придется его
разжечь, какие правила надо знать?
(на вытоптанной площадке,
использовать старое кострище, окопать канавкой, обложить камнями, открытое
пространство, залить водой или затоптать уходя).
15.
Почему в лесу нельзя шуметь? (
насекомые, животные и птицы
покидают свои места, яйца и птенцы могут погибнуть).
16.
Как трухлявый пень может помочь лесу? (
разлагается, снабжает
питательными веществами).
17.
Назовите экологические праздники. (
Всемирный день воды,
Международный день птиц, День Земли, День моря, День защиты животных,
День охраны окружающей среды, День болот и т.д.).
18.
Оцените ситуацию: ребята набрали банку дождевых червей,
закрыли крышкой и забыли про них. Что случилось с червями?
Как бы вы поступили? (
черви задохнулись, отпустить червей на землю).
19.
Лиса крикнула: «Помоги!». Что могло с ней случиться?
(попала в капкан, в расщелину, придавило упавшим деревом, ранена, голодная,
ее нору разрушили, отравилась, запуталась в сетке).
20.
Какое дерево дает нам сок?
(береза).
21.
Почему птицы улетают в теплые края, а некоторые
животные впадают в спячку? (
из-за голода
).
22.
Кто из животных не имеет дома? (
лось, муха, дельфин, заяц,
птица, слон, жираф, олень и т.д.).
23.
Как растения научились защищаться?
(запахи, яд, колючки,
высокая крона, смола, растения – соседи, шипы, иголки, сбрасывание листвы).
24.
Как природа обижается на людей? (
болезни, стихийные явления и
катаклизмы, плохой урожай, вымирание животных и растений).
25.
Что в ряду лишнее – синице зимой дают: семечки, хлеб, сало,
зерна, котлеты, рябину. (
котлеты
) .
26.
Назовите лекарственные растения нашего края.
(одуванчик,
ромашка, подорожник, шиповник, крапива, мать-и-мачеха, брусника,
можжевельник, тысячелистник, багульник и т.д.).
27.
Почему вымирают некоторые виды животных?
(люди строят
города и заводы, загрязняют леса и океан, уничтожают животных ради денег,
животные дышат загрязненным воздухом и болеют).
28.
Болото – это неприятное место, никакой от него пользы. Вы
согласны со мной? (
польза большая: очищает атмосферу от грязи и пыли,
это фильтр для воды, чистая вода из болот попадает в реки, удерживают воду,
там растет много ягоды, лекарственные растения, в болотах живут насекомые,
птицы и животные; дает кислород).
29.
Дождь бывает грибной, проливной? А бывает кислый?
Почему?
(Дым с заводов переносится ветром и выпадает на землю с дождем).
30. Я утверждаю, что сначала появляется яйцо, потом гусеница,
потом бабочка и затем куколка.
(сначала куколка, потом бабочка).
31.Какая вода в реках: пресная или соленая?
(пресная).
32.Трава не обижается, когда животные ходят по ней, топчут ее
копытами, щиплют, мнут, когда ложатся. Почему?
(копытами
выбивают старые отмершие стебли, которые мешают молодой траве, если
животные перестанут ее есть, она будет хуже расти и погибнет).
Задание для I тура.
Карточка № 1 «Человек и природа»
Задание: Объясните, какой вред приносит
природе деятельность человека?
( Оценивать : каждый правильный ответ + 1 балл)
Максимальное количество баллов – 15 .
Примерные варианты ответов
1.
Браконьеры убивают животных, исчезают редкие виды, гибнут детеныши.
2. Задымление атмосферы губит природу и животных. От грязного
воздуха все живые существа становятся слабыми, болеют.
3. Мусорные свалки засоряют природу, животные могут отравиться и
погибнуть, развиваются вредные бактерии.
4. Пожары часто возникают по вине человека, исчезает лес, животные
остаются без дома. Лес надо беречь, т.к. он дает нам чистый воздух.
5. Кричать в лесу нельзя, можно спугнуть птиц и животных, детеныши и
птенцы останутся без родителей.
6. Нельзя вырубать лес, животные остаются без дома, а новый лес будет
растет медленно.
7. Нельзя рвать цветы в больших количествах. Сорванные цветы не
дадут семена, а значит их с каждым годом будет все меньше.
8. Война губит природу, от взрывов погибает окружающий живой мир.
9.
Если нефть попадает в море, морские обитатели и растения болеют,
могут погибнуть, рыба может быть заражена .
10. Если люди теряют свои вещи, животные могут запутаться.
11. Выхлопные газы засоряют атмосферу, страдают растения и
животные, становятся больными, неправильно растут.
12. Насекомых можно наблюдать, но нельзя их ловить, т.к. они должны
жить в естественных условиях.
13. Ловить рыбу можно удочкой, а не сетью. Если люди станут ловить
бесконтрольно, рыбы не останется.
14. Бросать пакеты в море нельзя, т.к. рыба может запутаться и задохнуться.
15. Человек оставляет свою вещь или предмет, а животное может попасть в
него, будет неправильно развиваться, т.к. само не сможет выбраться
.
Задание для I тура №2.
Карточка № 2 «Красная книга»
Задание: Назовите животных северного края,
которые занесены в Красную книгу.
( Оценивать : каждый правильный ответ + 1 балл,
каждый неправильный ответ – минус 1 балл)
Максимальное количество баллов – 16.
Варианты ответов
2. Кит.
4. Рысь
5. Песец.
7. Морж.
9. Снежный барс.
12. Овцебык.
13. Амурский тигр.
14. Северный олень.
15. Белый медведь.
Задание для I тура.
Карточка № 3
«Животные в природе»
Задание:
Расскажите по картинкам, как
животные природе помогают?
( Оценивать : каждый правильный ответ + 1 балл)
Максимальное количество баллов – 18.
Примерные варианты ответов.
1 .
Рыбки, сопровождающие акулу, получают от нее остатки еды и чистят ее
кожу от мелких ракообразных.
2 . Божья коровка поедает тлю, которая вредит растениям.
3 . Птицы поедают гусениц и тем самым оказывают услугу лесу.
4 . Маленькая птичка находит корм в пасти крокодила и чистит ему
зубы.
5 . Медведь ловит рыбу, ест ее сам и оставляет другим животным. Лес и
река получают от остатков рыбы питательные вещества.
6 . Муравей – санитар леса, очищает природу от мусора.
7 . Паук ловит разных насекомых, в том числе вредных.
8 . Сова поедает мышей, тем самым спасает зерновые культуры и другие
растения лугов и полей.
9 . Кит время от времени всплывает на поверхность, и птицы могут
использовать его как место для отдыха. Также на коже кита
паразитируют ракообразные, которые птицы используют как корм.
10 . Дятел своим клювом достает из-под коры вредных личинок и жучков,
которые могут поедать дерево изнутри.
11 . Волк ловит зайцев, а значит не дает им быстро размножаться. Если
бы это случилось, то деревья остались бы без коры, а земля – без травы.
12 . Пчела перелетает с цветка на цветок, а значит переносит пыльцу,
помогая цветам расти и образовывать семена.
13 . Корова ест траву, ходит по ней . Так трава освобождается от сухих
стеблей, и быстро обновляется молодыми побегами.
14 . Бурундук ест зерна из шишек, но поскольку он все время перемещается,
то таким образом разносит по лесу семена шишек. Так разрастается лес.
15 . Львы нападают на косуль, которые питаются травой. Таким образом
лев помогает природе и создает баланс.
16 . Белка грызет орешки или закапывает их перед зимой. Потом забывает
про свои запасы, и на этом месте из семечка может вырасти другое
дерево.
17 . Дождевой червь рыхлит землю, насыщая ее кислородом. Так, он
помогает растениям.
18 . Птицы клюют вредных насекомых на коже у животных, оказывая им
большую услугу.
Задание для I тура.
Карточка № 4
«Сказки и экология»
Задание:
Объясните, как в сказках
раскрывается экологическая проблема?
( Оценивать : каждый правильный ответ + 1 балл)
Максимальное количество баллов – 17.
Примерные варианты ответов.
1 . Репка не должна быть больше человека, значит в землю внесли много
удобрений, что вредно для здоровья.
2 . Люди должны беречь насекомых, давать им возможность жить своей жизнью
– без людей.
3 . Нельзя обижать животных, как это делала Шапокляк.
4 . Грязные водоемы опасны для людей и животных.
5 . Нельзя вылавливать ценные породы рыб.
6 . Уничтожать редких птиц запрещено, т.к. они занесены в Красную книгу.
7 . Нельзя засорять море мусором, тогда оно всегда будет красивым и богатым.
8 . Человек виновен в том, что медведь подходит близко к поселку (деревне).
Нельзя разбрасывать пищевые отходы и забирать лес у животных.
9 . Домашние животные должны жить рядом с человеком, а не в лесу.
10 . Курочка должна нести простые яйца. А если яйцо необычное, значит ее
кормили неправильно или курица больна из-за плохой экологии.
11 . Нельзя разорять пчелиные гнезда. Так на зиму пчелы могут остаться без
меда и погибнут.
12 . Нельзя ломать то, что построено. На постройку дома срубили лес, а значит
деревья вновь придется рубить, чтобы построить новый дом.
13 . В сказке сорвали редкий цветок, а редкие растения надо беречь, охранять.
14 . В природе животные должны быть сильные и здоровые, чтобы
самостоятельно справляться с насекомыми.
15 . Нельзя терять свои вещи в лесу, т.к. животные могут запутаться и
задохнуться..
16 . Огонь может помогать природе, а может навредить, если с ним
неосторожно обращаться.
17 . Времена года нужны, чтобы земля плодила или отдыхала. Подснежники
должны расти весной. Если зимой вдруг потеплеет, то растения начнут
просыпаться, а потом замерзнут.
Задание для I тура.
Карточка № 5
Логико – малыш
«Экологические знаки»
Задание:
Подберите к каждой картинке экологический знак.
( Оценивать : каждый правильный ответ + 1 балл,)
Максимальное количество баллов – 6.
III тур интеллектуальный капитанский
задание «Болезни деревьев»
Задание:
Посмотри внимательно на картинки и
расскажи, что произошло с этими деревьями.
Если это болезни, опиши их, и скажи,
почему так случилось?
(за каждый правильный ответ + 1 балл)
Максимальное количество баллов – 13 .
Примерные варианты ответов.
Рак деревьев, оголились корни, кривое дерево, наросты,
сухое дерево, черные стволы (обожженное дерево), плесень,
трещина, дупло, подмывание корней, обглоданная кора,
грибы, подточенное дерево.
2 задание «Экологическая пирамида»
Задание:
На картинках изображены животные и растения. Ты
уже знаком с экологической пирамидой. Составь из этих
карточек варианты пирамид, а потом представишь нам их.
(за каждый правильный ответ + 1 балл,
за каждый неправильный ответ – минус 1 балл)
Максимальное количество баллов – 15 .
Примерные варианты ответов.
Касатка – пингвин – рыба;
Ворон – синица – семечки;
Сова – мышь – зерно;
Волк – кабан – желудь;
Цапля – лягушка - жук;
Медведь – бурундук – шишка;
Птица – гусеница – лист;
Тигр – зебра – трава;
Крот – дождевой червь – земля;
Росомаха – олень – мох;
Лев – жираф - дерево;
Акула – рыба – водоросли;
Лиса – еж – улитка;
Орел – заяц – кора;
Куница – белка – орехи.
Домашнего задания
«Письмо от природы»
1. Объем материала - одна страница
печатного листа формата А4.
2. Содержание письма должно отражать
экологическую проблему в
Природе, иметь нравственную
направленность и познавательную ценность.
3. Материал домашнего задания должен
соответствовать возрасту детей –
дошкольников и иметь функциональную
направленность.
4. Домашнее задание выполняется
воспитателем или родителями с целью
дальнейшего использования ее в работе с
дошкольниками.
5. Домашнее задание должно быть эстетично
оформлено, иметь название (титульный
лист) и представлено жюри до начала
олимпиады.
6. Максимальная оценка домашнего задания –
8 баллов.
Максимальное количество баллов в дошкольной интеллектуальной
олимпиаде «Экологическая тропа»
Этапы
Баллы
Эмблемы
3
Визитная карточка
5
I тур Задание №1 « Человек и природа »
15
I тур Задание №2 « Красная книга »
9
I тур Задание №3 « Животные в природе »
18
I тур Задание №4 « Сказки и экология »
17
I тур Задание №5 « Экологические знаки »
(логико – малыш)
6
I тур Задание №6 - « Блицтур »
55
II тур « Парный речевой »
10
III тур капитанский - Задание №1
« Болезни деревьев »
13
III тур капитанский - Задание №2
«Экологическая пирамида»
15
IV тур художественно – творческий
10
Домашнее задание «Письмо от природы»
8
Итого:
184
СОСТАВ ЖЮРИ
I
СОСТАВ
:
Ведущая: Жаренцова Е.В.
Родичева Р.А.
Мартынова С.В.
Левина О.А.
II
СОСТАВ:
Ведущая: Муратова Г.Н.
Санникова Н.А.
Воронцова Т.Н.
Дементьева Н.И.
Протокол
результатов IX дошкольной
интеллектуальной олимпиады
«Экологическая тропа»
От ____________________________
Итоги олимпиады:
Решение:
Награждение:
Председатель жюри: ___________________________________
Члены жюри: ____________________________________________________________________