"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ"
Автор: Ломаченко Анастасия Сергеевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 28" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ" Раздел: дошкольное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ.
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Ломаченко А.С.
Нижний Новгород
Содержание
Введение
1. Здоровье сберегающие технологии: понятие, цель и задачи
2. Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ
3. Формы оздоровительной работы в группе (из опыта работы)
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольный
возраст
обоснованно
считается
наиболее
важным
периодом
в
процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно
развиваются
различные
способности,
формируются
нравственные
качества,
вырабатываются
черты
характера.
Именно
в
данном
возрастном
периоде
закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств,
необходимых
для
эффективного
участия
ребенка
в
различных
формах
двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и
направленного
формирования
и
развития
психических
функций
и
и н т е л л е к т у а л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й
д о ш к о л ь н и к а .
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова:
«Правильная,
нормальная
деятельность
организма».
В
Уставе
Всемирной
Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только
отсутствие
болезней
или
физических
дефектов,
но
и
полное
физическое,
психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья
с л е д у е т
р а с с м а т р и в а т ь
в
ш и р о к о м
с о ц и а л ь н о м
а с п е к т е .
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают
дефицитом
движений
и
сниженным
иммунитетом.
Их
мышечная
нагрузка
уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности
играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно
увлекаются
интеллектуальным
развитием
своих
детей
(компьютерные
игры,
п о с е щ е н и е
р а з н о о б р а з н ы х
к р у ж к о в ) .
Приведенные
результаты
наглядно
указывают
на
социально-педагогический
уровень
проблем,
которые
возникают
перед
работниками
дошкольных
учреждений,
призванных
воспитать
здорового
ребенка
с
оптимальным
физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу
общества.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни,
дав
ему
для
этого
необходимые
умения,
навыки,
воспитав
определенные
привычки.
Отсюда
появилась
востребованность
педагогами
образовательного
учреждения
здоровье с берегающих
образовательных
т е х н о л о г и й .
Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.
Прежде
чем
начать
говорить
о
здоровьесберегающих
технологиях,
определим
понятие
“технология”.
Технология
-
это
инструмент
профессиональной
деятельности
педагога,
соответственно
характеризующаяся
качественным
прилагательным
–
педагогическая.
Сущность
педагогической
технологии
заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает
в
себя
набор
определенных
профессиональных
действий
на
каждом
этапе,
позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и
итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач,
наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и
приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной
логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной
цели;
итоговой
диагностики
достижения
цели,
критериальной
оценки
результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук).
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
–
технологии,
направленные
на
решение
приоритетной
задачи
современного
дошкольного
образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического
процесса
в
детском
саду:
детей,
педагогов
и
родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно
к
ребенку
–
обеспечение
высокого
уровня
реального
здоровья
воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений
оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
валеологиче ской
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том
числе
культуры
профессионального
здоровья
воспитателей
ДОУ
и
в а л е о л о г и ч е с к о м у
п р о с в е щ е н и ю
р о д и т е л е й .
В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой
являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного
использования
доступных
для
детского
сада
средств
физического
воспитания,
оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом
образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в
укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ
Виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании
-
классификация
здоровьесберегающих
технологий
по
доминированию
целей
и
решаемых
задач,
а
также
ведущих
средств
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
субъектов
педагогиче скогопроце ссавдетскомсаду.
Здоровьесберегающая
деятельность
в
нашем
детском
саду
осуществляется
в
следующих формах:
Медико-профилактическая технологии
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение
здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с
медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий.
- организация контроля и помощи в обеспечении требований Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Мониторинг
за
состоянием
здоровья
и
физическим
развитием
детей
осуществляется
медицинскими
работниками
детского
сада.
Вся
работа
по
физическому
воспитанию
детей
в
ДОУ
строится
с
учётом
их
физической
подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-
двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
осуществляется
инструктором
по
физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами -
в
виде
различных
гимнастик,
физкультминуток,
динамических
пауз
и
т.д.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми
в
детском
саду,
семье;
обеспечение
социально-эмоционального
благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие,
бодрое
настроение
детей
является
важным
для
их
здоровья.
В
данной
системе
взаимодействуют
диагностическое,
консультативное,
коррекционно-развивающее,
лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья
ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические
знания,
не
переутомлен
работой,
должен
уметь
объективно
оценивать
свои
достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить
план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными
воспитателями
ребенка
являются
родители.
От
того,
как
правильно
организован
режим
дня
ребенка,
какое
внимание
уделяют
родители
здоровью
ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ
жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или
находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и
тогда
полученная
информация
будет
лишней
и
тягостной
для
ребенка.
Информационно-просветительская
деятельность
выражается
в
формировании
у
родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с
различными
формами
работы
по
физическому
воспитанию
в
дошкольном
учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об
уровне
двигательной
подготовленности
их
ребёнка;
привлечении
родителей
к
участию
в
различных
совместных
физкультурных
досугах
и
праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у
детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания,
консультации;
спортивные праздники,
праздники здоровья,
папки-передвижки;
беседы и т.д.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или
культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное
отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие
умений оберегать его.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак –
использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению
возникающих проблем.
Образовательная
деятельность
предполагает
проведение
НОД
и
бесед
с
дошкольниками
о
необходимости
соблюдения
режима
дня,
о
важности
гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о
функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки
культуры
и
здорового
образа
жизни,
знания
правил
безопасного
поведения
и
разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих
технологий
должна
стать
приоритетным
направлением
в
деятельности
каждого
образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Формы оздоровительной работы (из опыта работы).
В
нашем
дошкольном
учреждении
ежедневно
во
всех
возрастных
группах
предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует
укреплению
здоровья
и
позволяет
обеспечить
необходимую
двигательную
активность детей в течение всего дня.
Особое
внимание
в
режиме
дня
мы
уделяем
проведению закаливающих
процедур, способствующих
укреплению
здоровья
и
снижению
заболеваемости.
Закаливающие
мероприятия,
как
важная
составная
часть
физической
культуры,
содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и
методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными
особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка
отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
Тщательный
учёт
индивидуальных
особенностей
ребёнка,
его
возраста,
возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
Интенсивность
закаливающих
процедур
увеличивается
постепенно
и
последовательно,
с
расширением
зон
воздействия
и
увеличением
времени
проведения закаливания;
Систематичность
и
постоянство
закаливания
(а
не
от
случая
к
случаю).
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении
(«температурная» гигиена);
Рациональная, неперегревающая одежда детей;
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной
водой);
Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком бодрящей
гимнастикой после дневного сна. Главный смысл хождения босиком заключается в
закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется,
главным
образом,
действием
низких
температур
пола,
земли.
Именно
данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании,
поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в
н а у ч н о й
л и т е р а т у р е
н е
и м е е т с я .
Методика
контрастного
воздушного
закаливания,
которая
проводится
в
конце
дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях.
Одной
из
самых
действенных
закаливающих
процедур
в
повседневной
жизни
является прогулка. Для
того,
чтобы
прогулка
давала
эффект,
нами
меняется
последовательность
видов
деятельности
детей,
в
зависимости
от
характера
предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после
занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры;
в
тёплое
время
года
или
после
физкультурных
и
музыкальных
занятий
–
с
наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в
достаточной
степени
реализовать
свои
двигательные
потребности.
Оптимальной
формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная
игра занимает
особое
место
в
развитии
ребёнка-дошкольника.
Она
способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений,
предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение
ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения
ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные
игровые
действия
развивают
ловкость,
быстроту,
координацию
движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей (любимые
п/игры наших детей: «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса», «Ловишки»).
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм
крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему
при
выборе
подвижных
игр
и
игровых
упражнений
мы
стараемся
соблюдать
оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку,
изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме
подвижных
игр,
мы
широко
используем
разнообразные упражнения в
основных видах движений:
Бег и ходьба;
Прыжки;
Метание, бросание и ловля мяча и т.д.
Проводимые
на
свежем
воздухе
физические
упражнения
способствуют
функциональному
совершенствованию
детского
организма,
повышению
его
работоспособности,
развитию
защитных
сил
по
отношению
к
неблагоприятным
факторам внешней среды.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном
учреждении
придаётся развитию
движений
и
физической
культуры
в НОД.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а
также
организации
двигательного
режима
ребёнка,
направленного
на
поднятие
эмоционального
и
мышечного
тонуса
детей,
является утренняя
гимнастика .
Ежедневное
выполнение
физических
упражнений
под
руководством
взрослого
способствует
проявлению
определённых
волевых
усилий,
вырабатывает
у
детей
полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика
постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет
дыхание,
усиливает
кровообращение,
содействует
обмену
веществ,
вызывает
потребность
в
кислороде,
помогает
развитию
правильной
осанки.
Чтобы
предупредить
возникновение
плоскостопия,
предлагаются
упражнения
для
у к р е п л е н и я
с в о д а
с т о п ы
–
п о д н и м а н и е
н а
н о с к и ,
н а
п я т к и .
Музыка,
сопровождающая
движения,
создаёт
бодрое
настроение,
оказывает
п о л о ж и т е л ь н о е
в л и я н и е
н а
н е р в н у ю
с и с т е м у
р е б ё н к а .
Утренняя
гимнастика
проводится
ежедневно
до
завтрака,
на
воздухе
или
в
помещении
(в
зависимости
от
погодных
условий).
Дети
занимаются
в
физкультурной форме.
Дыхательная
гимнастика.
От
правильного
дыхания
во
многом
зависит
здоровье
человека,
его
физическая
и
умственная
деятельность.
Дыхательные
упражнения
увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм
бронхов
и
бронхиол,
улучшают
их
проходимость,
способствуют
выделению
мокроты,
тренируют
умение
произвольно
управлять
дыханием,
формируют
правильную
биомеханику
дыхания,
осуществляют
профилактику
заболеваний
и
осложнений органов дыхания.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима
специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в
правильном
использовании
вдоха
и
выдоха
при
простых
и
более
сложных
движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К
гимнастическим
упражнениям,
формирующим
правильное
дыхание,
относятся
упражнения
для
постановки
правильного
дыхания
через
нос,
развития
мышц
грудной
клетки
для
увеличения
ее
эластичности,
на
активное
вытягивание
позвоночника.
Все
упражнения
проводятся
в
собственном
дыхательном
ритме,
медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной
паузой после выдоха.
Также
в
нашем
учреждении
проводятся
дополнительные
занятия
по
«оздоровительной гимнастике». В этих занятиях используются различные формы
оздоровительной
работы:
динамические
паузы,
самомассаж,
закаливающие
процедуры (занятия проводятся босиком, в хорошо проветриваемом помещении),
ортопедическая гимнастика, релаксация, подвижные игры, стретчинг, дыхательная
гимнастика. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента
детей.
Заключение
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и
от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня
развития
здравоохранения
и
образования,
социально-экономической
и
экологической ситуации в стране.
Именно
обучение
и
воспитание,
проявляясь
в
единстве
целей
формирования
гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все
составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития
зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является
целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в
осознанной
мотивации
на
здоровый
образ
жизни
посредством
методов
воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Подготовка в здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих
технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого
образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-
ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей
6 - 1 0
л е т .
–
М о с к в а
2 0 0 2 г .
3. Маханева
М.Д. Воспитание
здорового
ребёнка
Пособие
для
практических
работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7
л е т ) .
–
М о с к в а
В Л А Д О С ,
2 0 0 2 г .
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика –
С и н т е з ,
2 0 0 2 г .
6. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. –
М о с к в а ,
2 0 0 6 г .