"Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Романова Ольга Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 28" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: "Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды для
развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и
действия с предметами - основные виды деятельности детей 3-4 лет жизни.
В
детском
коллективе
игра
постоянно
должна
сочетаться
с
другими
видами
деятельности. Ее организуют во многих случаях. Если дети устали от занятий и им
нужна разрядка, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в
этих
и
других
случаях
игра
может
быть
незаменимым
помощником
педагога,
универсальным и незаменимым средством воспитания детей.
Во
время
игры
формируются
внимание,
воображение,
память,
мышление,
развиваются
такие
важные
качества,
как
активность,
самостоятельность
в
решении
игровых задач.
Однако
своеобразие
детской
деятельности
требует
и
своеобразных
приемов
управления.
В
нашей
групповой
комнате
выделены
игровые
зоны
в
соответствии
с
о б р а з о в а т е л ь н о й
п р о г р а м м о й
и
ф е д е р а л ь н ы м и
г о с уд а р с т в е н н ы м и
требованиями. Сравнительно большая площадь отведена для сюжетно – ролевых игр и
игр с транспортными игрушками и конструктором. Игровая зона разделена по половому
признаку, для мальчиков и девочек.
В уголке для девочек оборудована кухня с плитой и кухонными принадлежностями,
холодильник, наборы фруктов и овощей, мучные изделия, шоколад и пирожное. В уголке
для
девочек
также
есть
кроватки
коляски
разных
размеров,
что
соответствует
индивидуальному подходу к детям. Детский столик со стульчиками для того чтоб дети
могли знакомиться с сервировкой стола. Для сюжетно-ролевых игр в группе создан
уголок ряжения, в котором имеются костюмы врача, чемодан доктора, ширма аптека (с
коробками из под лекарств), костюм юнги, красной шапочки, фартуки парикмахеров,
фартуки для их клиентов, плюс к этому есть ширма парикмахерская с зеркалами и
парикмахерскими принадлежностями. Фартуки продавцов и ширма магазин. Большое
значение мы придали наличию в уголке предметов – заместителей, таких как пустые
коробки, бутылочки, тряпочки, для того чтобы дети могли использовать их в своих играх,
самостоятельно придумывать назначение этих предметов.
Игровой уголок для мальчиков расположен таким образом, чтобы не мешать играм
девочек и в тоже время находится рядом с ними. В этом уголке мы разместили игрушки,
соответствующие интересам мальчиков: машины разных размеров, конструктор разных
видов и размера, в том числе напольный конструктор, мелкие игрушки для обыгрывания
построек,
набор
плотника.
Здесь
же
оборудован
уголок
ПДД,
в
котором
имеются
полицейская фуражка, жезлы, знаки дорожного движения, рули и фартуки с картинками
спецавтомобилей, плакат с правилами дорожного движения.
Отдельно мы выделили место, где расположены различные настольно-печатные и
дидактические игры, игры для развития сенсорики.
Дети по своему желанию могут
выбрать любую игру и расположиться с ней за столом, в уголке уединения или даже на
полу.
Коллективные
дидактические
игры
помогают
развивать
у
играющих
навыки
сотрудничества,
взаимодействия
на
основе
общих
интеллектуальных
замыслов
и
познавательных интересов. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами,
материалами
должны
иметь
возможность
постучать,
переставить,
переложить
их,
разобрать на составляющие части (имеются разборные игрушки), вновь составить. Для
этого в нашей группе в свободном доступе для детей постоянно находятся пирамидки,
различные сортеры, горки с шариками, гвозди-перевёртыши и др.
Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли
свободно им играть и убирать на место.
Организованная таким образом игровая деятельность позволяет детям в
соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же
время, не мешая друг другу, разными видами игр. Оснащение игровой зоны помогает
детям самостоятельно определить содержание игры, наметить план действий и активно
участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Хорошо оборудованная среда создает радостное рабочее настроение, и облегчает
процесс усвоения знаний.