Автор: Перепелицина Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" Населённый пункт: с.Беляевка, Оренбургская область Наименование материала: Коспект занятия Тема: "Гость с Юпитера" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Гость с Юпитера»
Старшая группа
Выполнила:
Перепелицина Наталья Владимировна
учитель-логопед
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №1»
2014г.
Пояснительная записка.
Занятие было проведено в марте. По лексической теме данной недели
«Космос». Предварительная работа заключалась всоздании предметно –
развивающей среды в группе.С детьми были проведены беседы о космосе,
планетах. Показ слайдов «Наша галактика»
Чтение
художественной
литературы:
Н.
Носов
«
Незнайка
на
Луне».
Просмотр мультфильма « Тайна третьей планеты» по произведению К.
Булычева
Отгадывание загадок о космосе. Последующая работа заключалась в
проведении интегрированного занятия по теме: «Гость с Юпитера».
Для проведения были использованы следующие методические пособия:
Гербова В.В. «занятия по развитию речи в старшей группе» М.2008.
Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи» С-Пт .,2012
Журова Л.Е, Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» М.2002.
Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»
М. 2005г.
«Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под ред
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Тема: «Гость с Юпитера».
Цель:1.Познакомить со звуком и буквой «З».
2. формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки
обучения грамоте. (в соответствии с ФГОС).
Задачи:
Образовательные задачи:
-закрепление правильного произношения звука [з].
-расширение словарного запаса и развитие связной речи;
Развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение выполнять звуковой анализ и синтез слов;
- закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слогах, в словах, во
фразах.
Воспитательные задачи:
-воспитание желания говорить правильно и четко.
-формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в
занятии.
Приёмы руководства деятельностью детей в НОД:
1.
Приёмы
постановки
целей
и
мотивации
деятельности
д етей:
коммуникативная игра.
2.
Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД:беседа, создание
развивающей среды, слайды с артикуляционной гимнастикой.
3.
Приёмы
организации
практической
деятельности
детей:показ
картинок,
продуктивная деятельность.
4.
Приёмы
поддержания
интереса
у
детей:сюрпризный
момент,физкультурная
пауза, подвижная игра, чередование видов детской деятельности.
5.
Приёмы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: слайды с артикуляционной
гимнастикой,
картинки
с
предметами
в
названии
которых
есть
звук
з,
фишки,
домики - схемы, картинки с изображением предметов которые похожи на букву з,
алфавит, клей, картон, фольга.
Предварительная работа:
Артикуляционная гимнастика.
Рассказ воспитателя о планетах.
Показ слайдов «Наша галактика».
Виды детской деятельности:
коммуникативная;
познавательно-игровая;
двигательная;
продуктивная.
Ожидаемые результаты:
Развитие у воспитанников желания помочь;
Умения детей действовать самостоятельно;
Проявление
эмоциональной
отзывчивости
в
деятельности
и
общении
с
взрослыми и сверстниками;
Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
Расширение и активизация словарного запаса.
Нахождение слов с заданным звуком.
Различение гласных и согласных звуков.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1.
Ребенок задает вопрос.
2.
Активно участвует в продуктивной деятельности.
3.
Проявляет самостоятельность.
4.
Обращается
за
помощью
к
взрослому
и
детям
и
оказывает
ее
своим
сверстникам.
5.
Эмоционально реагирует.
6.
Соподчиняет мотивы.
7.
Проявляет волевое усилие.
План НОД:
1.Вводная часть: 7 мин
Создание проблемной ситуации.
Слушание музыки.
Создание мотива для деятельности детей.
2.Основная часть: 20мин
Беседа.
Голосовое упражнение: «Радиоволны».
Дидактическая игра: «Зажги свет в домике».
Физ.минутка.
Дидактическая игра «На что похожа буква».
Продуктивная деятельность.
Заключительная часть: 3мин
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД: 30 мин
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Части НОД
Содержание
Области
1.Организацион
ный момент.
Создание
проблемной
ситуации.
Создание мотива
для
деятельности
детей.
Артикуляционна
я гимнастика.
Логопед: Здравствуйте ребята!
Дети. Здравствуйте.
(звучит музыка «Звуки космоса» и на панно
выставляется
картинка
с
изображением
инопланетянина.
Логопед: Ой, посмотрите кто это?
Дети: Инопланетянин.
Логопед.
Правильно,
он
прилетел
к
нам
с
другой планеты и привез послание, давай те
прочитаем, что там написано.
«Мы живем на планете Юпитер и очень хотим
навестить вашу планету. Мы выучили уже все
ваши
буквы,
но
никак
не
можем
научиться
произносить
звук
с
которой
начинается
название
вашей
планеты.
Помогите
нам,
пожалуйста!!! К вам прилетел наш друг Юпик,
научите его произносить этот звук, а он потом
научит нас!»
Логопед:
Поможем
им?
Научим
Юпика
произносить
звук…..
А
о
каком
же
звуке
просили нас жители планеты Юпитер?
Дети
:
О
звуке
«з»,
так
как
слово
земля
начинается со звука з.
Логопед:
А
что
бы
правильно
произносить
з ву к и
м ы
д е л а е м
а р т и к у л я ц и о н н у ю
г и м н а с т и к и .
П о к а ж е м
Ю п и к у
н а ш и
Социаль
н о
-
коммуни
кативная
Познава-
тельная
2.Основная
часть
Беседа.
упражнения с язычком.
Логопед:
Произнесем
звук
з
и
дадим
его
характеристику.
Когда мы произносим этот звук, наши губы
растянуты, словно в улыбке, и не закрывают
зубов,
зубки
сближены,
кончик
языка
упирается
в
нижние
передние
зубы,
воздух
выдувается
с
силой
посередине
языка;
если
поднесем ладонь ко рту, можно почувствовать
холодную струю, голосовые связки вибрируют.
Логопед: А пока Юпик летел к нам он получал
радиограммы с разных планет
С планеты Плутон ему радостно передавали:
За-зо-зу.
А с планеты Венера удивлялись:
Зве-звя-зви.
А жители планеты Сатурн спрашивали:
Зву–зво – звы.
( дети за логопедом повторяют чистоговорки с
различной интонацией)
Логопед: А вот Юпик привез с собой картинки.
Они никак не могут выбрать те, в названии
которых встречается звук з
(
на
доску
выставляются
картинки,
около
Юпика, в названии которых есть
заданный
звук)
Логопед: Вот Юпик, дети справились с твоим
заданием и нашли картинки в которых есть
звук «з».
Голосовое
упражнение
«Радиоволны»
Логопед:
Ребята,
Юпик
заметил,
что
звук
слышится в разных частях слова.
Логопед: Да,Юпик ты прав мы можем слышать
звук в начале, середине и конце слова.
Логопед:
А
у
нас
есть
домики
с
помощью
которых
мы
можем
тебе
показать,
где
находится звук в слове.
(логопед произносит слова, а дети закрывают
нужное окошко)
Логопед: Пять, четыре, три, два, один!
(загибаем пальцы по счет)
Вот мы в космос полетим!
(соединяют поднятые руки в «замок»)
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым,
Вокруг звезды мы облетели,
Выйти в космос захотели.
В невесомости плывем
Рядом нашим кораблем.
(Делают плавные движения руками).
Логопед :
Расскажем
Юпику,
ч то
мы
слышим………..
Дети. Звуки
Логопед: А пишем, видим, читаем…..
Дети. Буквы.
А ты знаешь Юпик у нас еще есть и буква з.
Речевая
Дидактическая
игра «Зажги свет
в домике».
Кто найдет ее в алфавите?
( показ ребенком буквы)
Логопед:
А
кто
мне
расскажет
на
что,
она
похожа?
Дети: на цифру 3……
Логопед: Правильно!
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
Логопед: А еще на что она похожа?
Логопед:
Виноград обвил беседку
Изогнуля буквой «З».
Всюду листики и ветки,
Зреют грозди на лозе.
(показ картин)
Логопед:
А
что
бы
Юпик
не
забыл
как
пишется буква з, каждый из вас сделает ее из
звездочек.
(дети садятся за столы и делают буквы)
Дети выставляют свои работы на доске рядом с
Юпиком.
Физ .минутка.
Логопед: Вот какие замечательные буквы у вас
получились, Юпик полетит на свою планету и
обязательно
все
расскажет
и
покажет
своим
друзьям про этот звук и букву.
Физическ
ая
Дидактическая
игра
«На
ч то
похожа буква».
Продуктивная
деятельность.
Художест
в е н н о
-
эстетичес
кая
3.Заключительна
я часть.