Автор: Шевель Андрей Васильевич
Должность: тренер
Учебное заведение: ГБУ "СШОР по боксу и кикбоксингу"
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности самовоспитания в спорте
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение Тверской области
«Спортивная школа олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу»
Сообщение на тему:
Особенности самовоспитания в спорте
Выполнил:
тренер Шевель Андрей Васильевич
Тверь - 2017
Воспитательные воздействия на личность юного спортсмена в спортивной
педагогике традиционно рассматриваются как три взаимосвязанных процесса:
-воспитание,
-самовоспитание
-перевоспитание.
Однако,
вс е
усилия
т ренеров,
направленные
на воспитание
и перевоспитание,
малоэффективны
без
руководства
проце ссом
самовоспитания -
сознательной
деятельности
человека
при
помощи
собственных
усилий
изменять
и совершенствовать
себя.
Воспитание
в его
новом, современном понимании является не чем иным, как создание условий
развития
личности
через
самовоспитание.
В современных
работах
по спортивной
педагогике
и психологии
в специальной
литературе
по методике
знаний
различными
видами
спорта
с юными
спортсменами
значительное
внимание
отводится
вопросам
взаимосвязи
воспитания
и самовоспитания.
Проблема
воспитания
и самовоспитания
чаще
всего
связывалась
с воспитанием
дисциплинированности,
коллективизма,
воли
и характера в соответствии.
Прежде всего, юному спортсмену необходимо овладеть методами познания
самого
себя.
Изучая
себя,
нужно
детально
и внимательно
разобраться
с различными
состояниями
своего
сознания,
психического
и физического
состояния организма во время спортивных тренировок, соревнований, отдыха
и восстановления.
Практика
работы
тренеров
в сфере
детско-юношеского
спорта, анализ психолого-педагогических исследований позволяют выделить
наиболее
приемлемые
методы
самонаблюдения:
определение
самочувствия
по пульсу, ритмам дыхания, различным реакциям; определению биоритмов
(интеллектуального,
эмоционального
и физического);
контроль
за весом
с п о рт с м е н а ;
с а м о о ц е н ка
же л а н и я
т р е н и р о ват ь с я
и участвовать
в соревнованиях.
Применение
указанного
минимального
комплекса
2
самоконтроля
и самонаблюдения
является
необходимым
для
ведения
дневников самоконтроля.
Юные спортсмены независимо от вида спорта и спортивной квалификации
постоянно пополняют свои знания, расширяют кругозор, обогащают свою
память необходимыми сведениями. Всему этому способствует умственное или
интеллектуальное
самовоспитание.
Для
удобства
можно
составлять
программы
интеллектуального
самовоспитания
рекомендуется
составить
индивидуально для каждого юного спортсмена схему, в которой отражается
динамика
изменения
умственных
качеств
человека.
Например,
от медлительно сти
мышления -
к с м е к а л к е
и находчивости,
от прямолинейности
мышления -
к гибкости
и логичности,
от пассивности -
к познавательной
активности
и
т.
д.
Так
же
используются
специально
разработанные правила для развития памяти, мышления, совершенствования
умственных качеств.
Немаловажное
значение
для
самовоспитания
юных
спортсменов
имеет
методика
волевой
и эмоциональной
подготовки.
В работе
с юными
спортсменами необходимо обучають их методам и приемам эмоциональной
и волевой подготовки. Это самоприказ - четкая команда самому себе, которая
является
стимулом
для
выполнения
какого-либо
действия
или
проявления
волевого усилия. Самовнушение - метод, основанный на воздействии словом,
преодолении
робо сти,
недомоганий.
Самовнушение
в сочетании
с расслаблением,
контрастным
душем,
самомассажем
снимает
усталость,
восстанавливает силы, помогает мобилизоваться. Самопринуждение - метод,
когда выполняется действие, так сказать, «через не хочу». Это особенно важно
в работе с юными спортсменами. Самоодобрение - как метод самовоспитания
юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное,
похвалить, поощрить себя.
3
Самоуспокоение - метод, основанный на анализе своих ошибок и неудач,
что
неизбежно
в спорте.
Это
приучает
к объективности,
учит
умению
настроиться
на дальнейшую
работу
над
собой,
избежать
отрицательного
влияния
эмоций
досады,
обиды,
зависти
и злости.
В практической
работе
тренеров наблюдаются такие, как: специально подобранная музыка, песни,
танцы, дыхательные упражнения, водные процедуры, аутотренинг, а также
применение лекарственных препаратов, витаминов, других стимуляторов.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется
в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть
с о п р я ж е н о
с другими
видами
самовоспитания -
н р а вс т ве н н ы м,
интеллектуальным,
трудовым,
эстетическим.
Основными
мотивами
физического
самовоспитания
выступают:
требования
социальной
жизни
и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание
несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной
деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика,
помогающие осознать собственные недостатки.
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания.
Органической
основой
их взаимосвязи
является
единство
физического
и духовного
развития
человека,
а также
закономерности
организации
всей
социальной
системы
физического
воспитания.
Собственно,
физическая
культура и спорт выступают как мощное средство социального становления
лично сти
ст арших
подро стков,
активного
с о в е р ш е н с т в о ва н и я
индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким
образом,
физическая
культура
и спорт
выступают
важнейшим
условием,
а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития
личности.
Установка
на разностороннее
развитие
личности
предполагает
овладение старшими подростками, с одной стороны, основами физической
культуры,
слагаемыми
которой
являются
крепкое
здоровье,
хорошее
физическое
развитие,
оптимальный
уровень
двигательных
способностей,
4
знания
и навыки
в области
физической
культуры,
мотивы
и освоенные
способы
(умения)
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и спортивную
деятельность,
а с другой -
формирование
интеллектуальной,
волевой
и эмоциональной
сфер
старшего
подростка,
его
эстетических
представлений и потребностей .
Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том,
что
умственная
и физическая
деятельность
выступает
в единстве
и во взаимосвязи.
Многие
явления,
происходящие
в окружающем
мире
и в организме,
могут
быть
познаны
только
в результате
двигательной
д е я т е л ь н о с т и .
Э то
от н о с и т с я ,
п р е ж д е
в с е го ,
к представлениям
о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений,
то есть
к представлениям
о времени,
пространстве,
продолжительности
выполнения
движений,
темпе,
скорости,
ритме,
а также
о возможностях
собственного
тела.
Занятия
спортом
оказывают
влияние
на развитие
следующих
сторон
интеллекта
старших
подростков:
внимания
(овладение
сложнокоординированными
физическими
упражнениями
требует
его
концентрации
на выполняемых
движениях,
возникающих
двигательных
ощущениях
и ситуациях,
сопутствующих
движениям),
наблюдательности
(вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения
(предъявляются
высокие
требования
к способности
быстро
и адекватно
ориентироваться
в изменяющейся
ситуации)
и мышления
(необходимость
вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель.
Занятия
физической
культурой
и спортом
способствуют
улучшению
умственной
работоспособности
средних
школьников
в результате
положительного
влияния
чередования
характера
деятельности,
смены
умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок,
которые,
даже
непродолжительные,
оказывают
позитивное
влияние
на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности,
наоборот,
ведет
к снижению
умственной
работоспособности.
Существует
5
прямая
связь
между
степенью
волевого
усилия
и нервно-мышечным
напряжением.
Чем
выше
качественные
проявления
двигательной
деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение.
Таким
образом,
объективная
сторона
положительного
влияния
занятий
спортом на развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны
с необходимостью проявления волевых усилий.
Занятия
физической
культурой
и спортом
направлены,
прежде
всего,
на овладение
человеком
своей
двигательной
сферой,
обогащение
двигательных
представлений,
развитие
двигательных
способностей.
Смысловое содержание понятия «физическая культура» может раскрываться,
повышение их экономности, рациональности, уместности, то есть овладение
теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство, красоту.
Таким образом, тренировочные занятия являются фактором формирования
эстетики движений у средних школьников.
Другая сторона занятий физической культурой и спортом при решении задач
эстетического
воспитания
средних
школьников,
формирование
у них
эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека,
в его поведении и в физическом развитии. Определенная степень спортивной
культуры дает возможность воспринимать красивое в движениях спортсмена в
соответствии
с
конкретной
ситуацией
и решаемыми
задачами,
выражение
в них
разума
и энергии.
Таким
образом,
занятия
спортом
позволяют
воспитывать у средних школьников эстетически оправданные представления
о красоте движений человека.
Результаты,
которые
достигаются
в формировании
личности
средних
школьников
на тренировочных
занятиях,
зависят
и от соблюдения
ряда
условий.
Одно
из них -
сочетание
занятий
спортом
с другими
видами
д е я т е л ь н о с т и ,
и м е ю щ и м и
в о с п и т а т е л ь н у ю
н а п р а в л е н н о с т ь
6
и осуществляемыми
в семье,
школе
средствами
искусства,
печати,
телевидения.
Основная
задача
тренера -
выработать
у юных
спортсменов внутреннюю
мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями,
которая является основой целенаправленной спортивной активности. Тренер
должен
выявить
мотивы
к занятиям
спортом,
объяснить
занимающимся
общественную
сущность
физической
культуры
и спорта,
их значение
как
средств
гармоничного
развития,
укрепления
здоровья,
подготовки
к труду
и защите
Родины,
раскрыть
перспективную
линию
совершенствования
спортивных
умений
своих
учеников
в соответствии
с внутренним
устремлением
каждого.
На первых
этапах
тренировки
формируются
элементарные
понятия;
в дальнейшем
занимающиеся
все
более
глубоко
познают систему упражнений и становятся активными помощниками тренера
в определении
очередным
задач
и путей
своего
физического
и морально-
нравственного совершенствования
.
7