Автор: Ермакова Лариса Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин в дши
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск, ХМАО – Югра, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Э музыкальных способностей детей"лементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития
Раздел: дополнительное образование
Для
участия
в
конкурсе
учебно-методических
работ
прошу
включить
представленную методическую работу:
автор - Ермакова Лариса Александровна
образование – высшее
место
работы,
должность
– Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Детская
школа
искусств»
г.
Ханты-
Мансийска, преподаватель теоретических дисциплин
тема:
Элементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития
музыкальных способностей детей
Благодаря непосредственному комплексному воздействию на ребёнка,
музыка среди других видов искусств занимает особое место. По словам
А.М.Зиминой, « музыка – величайший источник эстетического и духовного
наслаждения. Она сопутствует на протяжении всей его жизни, вызывает
эмоциональный
отклик,
стремление
к
действию».
Многовековой
опыт
и
специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику и на
физиологию
ребёнка,
что
она
может
оказывать
успокаивающее
и
возбуждающее
воздействие,
вызывать
как
положительные,
так
и
отрицательные эмоции. Именно поэтому, при всём разнообразии направлений
работы современной школы, с большой настойчивостью утверждается мысль
о важности музыкального воспитания детей, о его значении для развития
психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для
воспитания эмоциональной отзывчивости, то есть всестороннем развитии
ребёнка.
Начинать музыкальное развитие надо как можно раньше. С момента
рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний
уклад, поведение родителей, та среда, в которой находится ребёнок – всё это
важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребёнка с самого раннего
возраста. Было бы очень хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях,
где общая атмосфера оказывает только благоприятное влияние на ребёнка,
способствуя развитию его личности. Но педагоги – практики знают как на
самом деле дети, с которыми приходится работать, бедны духовно, как часто
лишены благоприятных предпосылок для своего развития. Многие родители
не могут или не хотят заниматься воспитанием и развитием своего ребёнка.
Следует также помнить, что состояние здоровья детей имеет тенденцию к
ухудшению: увеличивается число детей с функциональными нарушениями
осанки, плохой координацией (слуховой и двигательной), логопедическими
проблемами, что требует повышенного внимания со стороны родителей и
педагогов. Если говорить о школе, то эта проблема ещё более усугубляется,
так
как
нарушается
баланс
между
умственной
и
физической
нагрузкой
младших школьников: дети мало двигаются, больше сидят. Именно поэтому
необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении.
Помочь в этом могут уроки ритмики.
На уроках ритмики постоянно чередуется нагрузка и отдых, напряжение и
расслабление.
Являясь
составной
частью
системы
музыкального
образования, ритмика через различную музыкальную деятельность, помогает
усвоить
основные
музыкально-теоретические
понятия,
активизировать
восприятие музыки, проявить свои творческие способности. С помощью
ритмических упражнений у детей постепенно развивается чувство ритма,
музыкальный слух и память, совершенствуются двигательные навыки, а так
же
развивается
пространственная
ориентация,
улучшается
осанка,
формируется чёткость и точность движений.
Положительно влияют занятия ритмикой и на умственное развитие детей:
ведь
каждое
задание
нужно
понять,
осмыслить,
правильно
выполнить,
вовремя
включаться
в
деятельность,
а
также
осмыслить
соответствие
выбранных
движений
характеру
музыки.
Потребность
детей
в
движении
превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность, тем самым
организует
и
дисциплинирует
детей.
Робкие
и
боязливые
дети
тоже
постепенно
включаются
в
коллективную
работу.
В
основном,
дети
испытывают
радость
от
представленной
им
возможности
выразить
себя,
передать движением свои чувства.
Основными составляющими урока ритмики, по мнению И.В.Лифиц,
являются:
1
часть
–
вводная,
включающая
приветствие
и
блок
гимнастического
комплекса;
2
часть
–
основная,
включающая
объяснение
темы
урока,
закрепление
пройденного
материала
(упражнения
на
выборку
и
совершенствование
двигательных навыков, ритмические задания и упражнения, музыкально –
ритмические игры);
3
часть
–
заключительная,
включающая
подведение
итогов
урока,
выставление оценок и домашнее задание.
Синтез всех этих структурных элементов делает урок разнообразным,
динамичным и интересным для учащихся. На уроке используются различные
формы работ, урок проходит быстро и активно.
Урок ритмики универсален (он тем и хорош), потому что синтезирует и
объединяет различные виды деятельности:
- слушание музыкальных произведений, ответы на вопросы, связанные с
ними;
- двигательно – ритмические упражнения – различные виды ходьбы, бега,
прыжки, подскоки и т.д. Кроме того, здесь же дети приобретают навыки
танцевальных движений: хороводный шаг, пружинки, галоп и т.д.;
-
ритмодекламации
–
произношение
текста
в
ритме
с
одновременным
движением;
-
пальчиковые игры – очень полезны для развития цепкости, активности
пальцев, мелкой моторики и координации движений;
- шумовой оркестр, или игра на музыкальных инструментах, что доставляет
детям огромную радость, как малышам, так и младшим школьникам.
Хотелось бы более подробно остановиться на пальчиковых играх, где
немаловажное значение имеет развитие мелкой моторики рук, а так же речи
ребёнка.
В
них
отрабатываются
статические
и
динамические
движения,
развивается внимательность и способность сосредоточиться. В пальчиковых
играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая
интерес детей к учебным занятиям. Пальчиковые упражнения напоминают
своеобразные стихотворные инсценировки, в которых участвует и педагог и
дети. Важно отметить, что произносить тексты пальчиковых игр взрослый
должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая
паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с
текстом
или
в
паузах.
Наибольшее
внимание
ребёнка
привлекают
пальчиковые игры с пением – можно пропевать предложенные тексты на
любую подходящую мелодию. Все пальчиковые упражнения выполняются
детьми при непосредственном участии педагога. Синтез движения, речи и
музыки радует учащихся и позволяет проводить занятия более эффективно.
Постепенно
движения
ребёнка
совершенствуются,
становятся
более
свободными, ритмичными. Развивается внимание, уверенность, активность,
инициатива ребёнка.
Возвращаясь к видам деятельности на уроках ритмики, хочется отметить,
что
само
по
себе
разнообразие
форм
работы
оказывает
положительное
влияние, если оно вытекает из богатства содержания урока и из применения
различных игровых форм, что не позволяет детям утомиться.
Таким образом, стоит отметить, что занятия ритмикой способствуют
гармоничному развитию ребёнка. А главное – уроки ритмики должны быть
увлекательными,
образными
и
интересными
детям,
тогда
они
принесут
взаимное удовлетворение и детям, и педагогу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Лифиц И.В. Ритмика / И.В.Лифиц – Учебное пособие для студентов
средних и высших педагогических заведений – М.: Академия, 1999г.
2.
Зимина
А.Н.
Основы
музыкального
воспитания
и
развития
детей
младшего возраста / А.Н.Зимина – М.6 ВЛАДОС, 2000г.