Напоминание

"Э музыкальных способностей детей"лементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития


Автор: Ермакова Лариса Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин в дши
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск, ХМАО – Югра, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Э музыкальных способностей детей"лементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития
Раздел: дополнительное образование





Назад




Для

участия

в

конкурсе

учебно-методических

работ

прошу

включить

представленную методическую работу:

автор - Ермакова Лариса Александровна

образование – высшее

место

работы,

должность

Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«Детская

школа

искусств»

г.

Ханты-

Мансийска, преподаватель теоретических дисциплин

тема:

Элементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития

музыкальных способностей детей

Благодаря непосредственному комплексному воздействию на ребёнка,

музыка среди других видов искусств занимает особое место. По словам

А.М.Зиминой, « музыка – величайший источник эстетического и духовного

наслаждения. Она сопутствует на протяжении всей его жизни, вызывает

эмоциональный

отклик,

стремление

к

действию».

Многовековой

опыт

и

специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику и на

физиологию

ребёнка,

что

она

может

оказывать

успокаивающее

и

возбуждающее

воздействие,

вызывать

как

положительные,

так

и

отрицательные эмоции. Именно поэтому, при всём разнообразии направлений

работы современной школы, с большой настойчивостью утверждается мысль

о важности музыкального воспитания детей, о его значении для развития

психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для

воспитания эмоциональной отзывчивости, то есть всестороннем развитии

ребёнка.

Начинать музыкальное развитие надо как можно раньше. С момента

рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний

уклад, поведение родителей, та среда, в которой находится ребёнок – всё это

важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребёнка с самого раннего

возраста. Было бы очень хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях,

где общая атмосфера оказывает только благоприятное влияние на ребёнка,

способствуя развитию его личности. Но педагоги – практики знают как на

самом деле дети, с которыми приходится работать, бедны духовно, как часто

лишены благоприятных предпосылок для своего развития. Многие родители

не могут или не хотят заниматься воспитанием и развитием своего ребёнка.

Следует также помнить, что состояние здоровья детей имеет тенденцию к

ухудшению: увеличивается число детей с функциональными нарушениями

осанки, плохой координацией (слуховой и двигательной), логопедическими

проблемами, что требует повышенного внимания со стороны родителей и

педагогов. Если говорить о школе, то эта проблема ещё более усугубляется,

так

как

нарушается

баланс

между

умственной

и

физической

нагрузкой

младших школьников: дети мало двигаются, больше сидят. Именно поэтому

необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении.

Помочь в этом могут уроки ритмики.

На уроках ритмики постоянно чередуется нагрузка и отдых, напряжение и

расслабление.

Являясь

составной

частью

системы

музыкального

образования, ритмика через различную музыкальную деятельность, помогает

усвоить

основные

музыкально-теоретические

понятия,

активизировать

восприятие музыки, проявить свои творческие способности. С помощью

ритмических упражнений у детей постепенно развивается чувство ритма,

музыкальный слух и память, совершенствуются двигательные навыки, а так

же

развивается

пространственная

ориентация,

улучшается

осанка,

формируется чёткость и точность движений.

Положительно влияют занятия ритмикой и на умственное развитие детей:

ведь

каждое

задание

нужно

понять,

осмыслить,

правильно

выполнить,

вовремя

включаться

в

деятельность,

а

также

осмыслить

соответствие

выбранных

движений

характеру

музыки.

Потребность

детей

в

движении

превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность, тем самым

организует

и

дисциплинирует

детей.

Робкие

и

боязливые

дети

тоже

постепенно

включаются

в

коллективную

работу.

В

основном,

дети

испытывают

радость

от

представленной

им

возможности

выразить

себя,

передать движением свои чувства.

Основными составляющими урока ритмики, по мнению И.В.Лифиц,

являются:

1

часть

вводная,

включающая

приветствие

и

блок

гимнастического

комплекса;

2

часть

основная,

включающая

объяснение

темы

урока,

закрепление

пройденного

материала

(упражнения

на

выборку

и

совершенствование

двигательных навыков, ритмические задания и упражнения, музыкально –

ритмические игры);

3

часть

заключительная,

включающая

подведение

итогов

урока,

выставление оценок и домашнее задание.

Синтез всех этих структурных элементов делает урок разнообразным,

динамичным и интересным для учащихся. На уроке используются различные

формы работ, урок проходит быстро и активно.

Урок ритмики универсален (он тем и хорош), потому что синтезирует и

объединяет различные виды деятельности:

- слушание музыкальных произведений, ответы на вопросы, связанные с

ними;

- двигательно – ритмические упражнения – различные виды ходьбы, бега,

прыжки, подскоки и т.д. Кроме того, здесь же дети приобретают навыки

танцевальных движений: хороводный шаг, пружинки, галоп и т.д.;

-

ритмодекламации

произношение

текста

в

ритме

с

одновременным

движением;

-

пальчиковые игры – очень полезны для развития цепкости, активности

пальцев, мелкой моторики и координации движений;

- шумовой оркестр, или игра на музыкальных инструментах, что доставляет

детям огромную радость, как малышам, так и младшим школьникам.

Хотелось бы более подробно остановиться на пальчиковых играх, где

немаловажное значение имеет развитие мелкой моторики рук, а так же речи

ребёнка.

В

них

отрабатываются

статические

и

динамические

движения,

развивается внимательность и способность сосредоточиться. В пальчиковых

играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая

интерес детей к учебным занятиям. Пальчиковые упражнения напоминают

своеобразные стихотворные инсценировки, в которых участвует и педагог и

дети. Важно отметить, что произносить тексты пальчиковых игр взрослый

должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая

паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с

текстом

или

в

паузах.

Наибольшее

внимание

ребёнка

привлекают

пальчиковые игры с пением – можно пропевать предложенные тексты на

любую подходящую мелодию. Все пальчиковые упражнения выполняются

детьми при непосредственном участии педагога. Синтез движения, речи и

музыки радует учащихся и позволяет проводить занятия более эффективно.

Постепенно

движения

ребёнка

совершенствуются,

становятся

более

свободными, ритмичными. Развивается внимание, уверенность, активность,

инициатива ребёнка.

Возвращаясь к видам деятельности на уроках ритмики, хочется отметить,

что

само

по

себе

разнообразие

форм

работы

оказывает

положительное

влияние, если оно вытекает из богатства содержания урока и из применения

различных игровых форм, что не позволяет детям утомиться.

Таким образом, стоит отметить, что занятия ритмикой способствуют

гармоничному развитию ребёнка. А главное – уроки ритмики должны быть

увлекательными,

образными

и

интересными

детям,

тогда

они

принесут

взаимное удовлетворение и детям, и педагогу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Лифиц И.В. Ритмика / И.В.Лифиц – Учебное пособие для студентов

средних и высших педагогических заведений – М.: Академия, 1999г.

2.

Зимина

А.Н.

Основы

музыкального

воспитания

и

развития

детей

младшего возраста / А.Н.Зимина – М.6 ВЛАДОС, 2000г.



В раздел образования