Автор: Чередник Галина Викторовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МОУ "Волосовская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: город Волосово, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дидактическая игра, как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов»
Раздел: дополнительное образование
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Чередник Галина Викторовна
Воспитатель ГПД
ПО ТЕМЕ:
«
Дидактическая
игра
,
как
средство
активизации
познавательного
интереса
учащихся
начальных
классов
»
г. Волосово
Содержание:
.
1.
Актуальность опыта ……………………………...3-4
2.
Технология опыта ………………………………...4-8
3.
Результативность опыта ……………………….…8-9
4.Заключние…………………………………………..9-10
5.Библиографический список ………………..………11
6.Приложения……………………………………..…..12-23
2
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
Пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский
I. Актуальность опыта
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день
приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в
педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности
школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой:
подготовить
подрастающее
поколение
к
жизни,
к
активному
участию
в
научно-
техническом и социальном процессе.
Для успешного обучения и воспитания детей
необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным
занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Для младших
школьников учение – новое и непривычное дело. С первых дней обучения ребенок
испытывает
определенные
трудности.
Учебная
деятельность
–
первая
деятельность
ребенка,
результаты
которой
систематически
контролируются
и
оцениваются.
Для
успешного
ее
осуществления
требуется
овладение
учебными
навыками,
а
также
трудолюбие,
организованность,
достаточный
уровень
развития
внимания,
памяти,
мышления. Всё это требует от ребенка больших физических и психических усилий.
Вследствие этого ребенок быстро устает, теряет интерес к учению. Отсутствие интереса
выражается в нежелании учиться, постоянной отвлекаемости, неспособности заниматься
необходимым делом продолжительное время. В связи с этим учителя начальных классов
всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям,
как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы
активно овладевать знаниями и умениями. В силу этого, необходима целенаправленная
педагогическая
деятельность
по
развитию
познавательного
интереса
младших
школьников.
Существенным педагогическим средством, направленным на создание мотивации
учения, развития познавательного интереса, является дидактическая игра. Поэтому для
исследования я выделила следующую тему: «Дидактическая игра как средство развития
познавательного интереса учащихся начальной школы».
Цель:
Выявить
эффективность
использования
дидактических
игр
на
уроках
для
развития
познавательного интереса учащихся.
Задачи:
1. Изучение соответствующей литературы и передового опыта педагогов.
2. Подбор дидактических игр в соответствии с основными разделами программы.
3. Анализ и оценивание использования дидактических игр в учебном процессе.
4. Мониторинг результативности использования дидактических игр в учебном процессе.
3
Гипотеза: если использовать на уроках дидактические игры, то возрастает познавательный
интерес учащихся.
В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных
неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удаётся.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой
форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет
активная
познавательная
деятельность
учащихся
при
скрытом
руководстве
учителя;
делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный
подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на
позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»
II. Технология опыта
«Игра
—
это
жизненная
лаборатория
детства,
дающая
ту
атмосферу
молодой
жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой
специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы
детства».
С.Т. Шацкий
Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание,
стремление
к
знаниям.
Увлекшись,
дети
не
замечаю,
что
учатся:
познают,
запоминают
новое,
ориентируются
в
необычных
условиях,
пополняют
запас
представлений,
развивают
фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,
п р и л а г а я
в с е
у с и л и я ,
ч т о б ы
н е
п о д в е с т и
т о в а р и щ е й
п о
и г р е .
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С такими детьми
особенно трудно работать. У них отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие
познавательного
интереса,
его
неустойчивость,
малая
глубина.
Дети
с
особыми
образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной
психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и
обучении.
Детям
с
особыми
образовательными
потребностями нужны
обходные
пути
получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
В процессе работы, я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти
их причину, а не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов.
В
младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на
познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является игра. Игра
способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное
отношение
к
выполняемой
деятельности,
улучшает
общую
работоспособность,
дает
возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние
годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям
физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении
всего
урока.
Я
задумалась
над
тем,
чем
увлечь
детей,
как
заинтересовать
учебным
процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру
позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех
детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.
Дидактическая игра в школе – одно из средств активизации познавательного интереса
учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того,
игра
должна
быть
доступной
для
учащихся,
соответствовать
их
потребностям
и
интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое –
4
воспринимается
как
развлечение.
Игра
должна
быть
посильной,
но
в
то
же
время
содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.
С
помощью игр мне
удается углубить и закрепить полученные учениками
знания,
развить
приобретенные
навыки.
Игры
уменьшают
степень
нервно-психологического
напряжения,
содействует
созданию
положительных
эмоций
у
учащихся
с
особыми
образовательными потребностями, помогают результативному овладению знаниями.
Активное внедрение
в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю
важнейшей
своей
задачей.
Для
развития
интеллектуальных
способностей,
развития
логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы,
головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся
элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, игры со спичками – направлены на
формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой –
либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить,
какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки,
продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные
предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение
описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Сочетаю игры и физкультминутки.
Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий
показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию
к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к
предмету.
Когнитивные (познавательные) Например, на уроках окружающего мира можно
использовать игры «Найди дерево по описанию»,«Вершки и корешки» (с использованием
наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и
повтори».
Игры-драматизации
Игры-драматизации
на
уроках
в
начальных
классах
формируют
воссоздающее
воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети
изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов .Драматизация
очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом
драматизации можно начинаю с инсценировки сказок.
Применение дидактической игры на уроках различных типов.
Дидактическую игру использую на различных этапах урока. Так, во время проверки
домашнего задания я часто провожу игру «Кто быстрее и вернее?». Учащимся дается
время для прочтения слов по тетради, в которых дома нужно было вставить пропущенную
орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем, по моей команде ребята, по одному с
каждого
ряда,
на
доске
записывают
столбиком
слова
в
порядке
их
следования
в
упражнении.
Осуществляется
перекрестная
проверка
записанных
слов,
выделяются
ошибки, подсчитываются очки, определяется победитель. Далее, каждый ученик сверяет с
з а п и с ь ю
н а
д о с к е ,
п р а в и л ь н о
л и
о н
в ы п о л н и л
д о м а ш н е е
з а д а н и е .
5
В
виде
игры
может
быть
проведена
и
подготовительная
работа
к
усвоению
нового
материала. Особенно часто я применяю дидактические игры на этапах повторения и
закрепления. Место и характер игры я определяю исходя из работоспособности класса, его
возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать
ученики. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру
«Иду в гости». Ее можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал
усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует
весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», желтые — это
«хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на
карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают
нового «гостя». Детям эта игра нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к
правилам
этикета
в
гостях.
Если
какое-то
задание
требует
от
учащихся
большого
интеллектуального напряжения, я отделяю его от следующего упражнения, используя для
этой
цели
игру,
которая
повысит
эмоциональный
тонус
детей,
внесет
определенную
з а р я д к у
в
о б щ и й
х о д
у р о к а .
В течение учебного года на уроках обучения грамоте, математики и окружающего мира
было проведено активное введение в учебный процесс разнообразных дидактических игр,
направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер
ребенка. При проведении игр, учитывался индивидуальный темп овладения учебным
материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрялось развитие
коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы. В анализе игры
отмечался результат, по которому можно судить об эффективности поведенной игры.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или
иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению
пройденного.Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения
и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более
способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими,
собранными, быстрыми. Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают
логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить
нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а
остальные контролируют ход игры.
Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать.
Эта проблема была и остается одной из главных в обучении. Речевое развитие является
важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте.
Учитывая то, что
ученики начальных классов очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи в
овладении
навыками
чтения,
я
стараюсь
строить
отношения
с
детьми
на
интересе,
использую много игр. Считаю, что можно научить ребенка читать только тогда, когда он
испытывает
радость
от
результатов
своего
труда.
Самые
лучшие
результаты
дает
воспитание успехом. Для этого в своей работе я использую следующие приемы: игра "В
слова", игра "Со словами", "Дополни слово" или игра "Кто больше сочинит?".
Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока "Окружающий
мир". Это означает, что на каждом уроке учитель проводит с детьми какую-нибудь игру
или игровое упражнение.
Например, на уроке во 2 классе, посвященном семейному досугу и труду, интересно
провести
такие
игры-соревнования: "Кто
быстрее
пришьет
пуговицу?
(почистит
картофелину,
сделает
бутерброд)", "Кто
быстрее
отгадает
кроссворд?
(решит
ребус,
придумает загадку)". Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень
важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но
делает урок более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для
обучения психический процесс - воображение.
Например, "Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное
(растение)", "Кто ты такой? Расскажи о себе", "Поиграем в семью" и т.д.
6
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и
занимательным,
создает
у
детей
бодрое рабочее
настроение,
облегчает
преодоление
трудностей
в
усвоении
учебного
материала.
В
играх,
особенно
коллективных,
формируются
и
нравственные
качества
ребенка.
В
ходе
игры
дети
учатся
оказывать
помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания.
У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина,
воля, характер. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или
иная
умственная
задача,
усиливает
интерес
детей
к
предмету,
к
познанию
ими
окружающего мира.
Все свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня
у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми
сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный
материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро,
интересно и даёт хороший результат. На своих уроках я стараюсь не терять связь с
другими предметами. Например, обращаю внимание на правописание тех или иных слов
не только на уроках русского языка, но и на уроках математики (при решении задач),
чтения (при составлении плана рассказа). Или же даю интересные сведения из жизни
животных не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского
языка, изобразительного искусства.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась
их классификация по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В
процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом,
чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова,
числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков,
навыков правописания.
В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют
проверку чьей-то работы.
Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой
деятельности.
Ученики
очень
любят
игры
данных
групп.
Им
нравится
сравнивать,
анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет
использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Тип урока.
Дидактические игры.
Назначение игры.
Реализация диф.
подхода
Изучение
нового
материала.
Игры, связанные с
исполнительской
деятельностью детей
Усвоение новых
понятий и способов
Распределение
ролей
Закрепление
ЗУН.
Игры на воспроизведение
свойств, приёмов,
алгоритмов и их
преобразование.
Выработка умений и
навыков, применение их
на практике.
Содержание
заданий
Обобщение и
системати-
зация ЗУН.
Игры, контролирующие,
преобразующие и
творческие, включающие
элемент поисковой
деятельности.
Установление уровня
овладения
теоретическими
знаниями и способами
познавательной
деятельности.
Распределение
ролей и содержа-
ние заданий.
7
III. Результативность опыта
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в
дидактических
играх
способствует
их
самоутверждению,
развивает
настойчивость,
стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется
мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов
на успех, выбору альтернатив.
Таким образом, рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы:
правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь
детей,
а
также
вызвать
окрылённость,
неподдельный
интерес
учащихся
к
предмету.
Благодаря
такому
подъему,
у
детей
может
значительно
повыситься
познавательный
интерес.
В подтверждение выдвинутой гипотезы о повышении познавательного интереса к
урокам посредством систематического проведения дидактических игр была проведено
анкетирование учащихся на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам»
(анкета взята из книги «Управление образовательными системами»).
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы. В таблице внесены
три основных предмета для того, чтобы проследить, как изменились результаты после
проведения дидактических игр.Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому
предмету в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера
вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
*проявляет ситуативный интерес;
*учит по необходимости;
*интересуется предметом;
*проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты анкетирования были занесены в сводную ведомость и обработаны. Итоги
занесены
в
таблицу,
высчитан
процент
от
общего
количества
учеников
(количество
учеников в классе –7).
Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах).
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
1.
Проявляет ситуативный
интерес
2 ученика
28,5%
3 ученика
43%
1 учеников
14%
2.
Учит по необходимости
3 учеников
43%
3 учеников
43%
4 учеников
57,5
3.
Интересуется предметом
2 ученика
28,5%
1 ученика
14%
2 ученика
28,5
4.
Проявляет повышенную
познавательную активность.
0%
0%
0%
На
первом
этапе
такую
оценку
нельзя
назвать
ещё
объективной.
Анализ
уровня
сформированности
познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и
8
необходимость
подбора
дидактических
игр
с
целью
активизации
познавательной
деятельности учащихся на уроках .
Сравнительные
результаты
анкетирования
до
и
после
проведения
экспериментальной
работы ( процентах).
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
до
после
до
после
до
после
1.
Проявляет ситуативный
интерес
28,5%
14%
43%
14%
14%
0%
2.
Учит по необходимости
43%
29%
43%
43%
57,5%
43%
3.
Интересуется предметом
28,5%
57%
14%
43%
28,5
57%
4.
Проявляет повышенную
познавательную
активность
0%
0%
0%
0%
0%
0%
Вывод: Из сравнительных данных хорошо видно, что результаты повторной анкеты
изменились значительно по всем предметам в лучшую сторону, так как повысился процент
интересующихся предметом и снизился процент обучающихся по необходимости. Таким
образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности проведенной
работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных
занятий по предметам повышает интерес к предмету.
Заключение.
Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что с одной стороны,
познавательный
интерес
зависит
от
умения
учителя
создавать
у
каждого
ученика
установку на процесс учения. С другой стороны, познавательная
интерес является
показателем познавательных возможностей школьника, уровней развития его мышления,
памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов учения.
Материал, изложенный в моей работе, позволяет достаточно уверенно утверждать
о
том,
что
особенности
каждого
ребёнка
не
являются
застывшими,
а
подвержены
прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к
нему.
Полученные
результаты
работы
с
второклассниками
по
выявлению
уровня
сформированности познавательного интнреса до применения дидактических игр и после
их применения, окончательно убедили меня в том, что использование дидактических игр
как средств активизации
познавательного интереса младших школьников совершенно
необходимо.В
результате
систематического
применения
дидактических
игр,
познавательная деятельность активизировалась, качество знаний заметно повысилось.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в
дидактических
играх
способствует
их
самоутверждению,
развивает
настойчивость,
стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется
мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов
на успех, выбору альтернатив.
9
Таким образом, работа, проведённая мною, позволяет сделать вывод, что система
дидактических
игр,
используемых
в
процессе
обучения,
способствует
активизации
познавательного интереса учащихся начальных классов
V.Библиографический список
10
1. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития
познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в
общеобразовательной школе : Екатеринбург, 2003, - С. 180
2. Газман О.С. В школу – с игрой. ∕ С.О. Газман.-М.: Просвещение, 1991. – 193 с.
3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: Москва 1995, - С.
173
4. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе
игры //Начальная школа -2006.,-№5.,-С.30-31
5. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Ростов-на-Дону: Издательство: Учитель, 2001.
– 176с.
6.Петрова М.Н. Дидактические игры и упражнения: «Просвещение», М 1996г.
7. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Москва: Просвещение,
1990г. – 70с.
8.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 2001.
9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся. М.: 1988 г.- 208 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,-1999.,-С.335
11. Эскандеров А.А. Актуализация познавательного интереса у учащихся: кроссворды в
системе дидактических игр// Начальная школа – 2007.,-№1.,-С.46-48
VI.Приложение
Математика
11
Урок- путешествие : « Праздник первого десятка»
Цель: закрепить представление учащихся о числах и цифрах, умение вести счёт от 1 до
10, решать задачи, развивать логическое мышление, математическую речь, воспитывать
активность, самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование: Числовой ряд, карточки с загадками, сценические костюмы «Нуля» и
«Единицы».
Ход урока
I Организационный момент.
- Ребята, для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке,
давайте повторим за мной следующие слова:
Я на уроке математики; Я все знаю; Я все умею.
- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я
помогу.
II. Вступительное слово.
Учитель:
Дорогие
ребята!
Мы
изучили
с
вами
десять
самых
важных
чисел
1-10
и
соответственно цифры, которыми записываются эти числа. И сегодня встретимся с ними
ещё раз, послушаем об этих цифрах и числах загадки, стихи и пословицы.
(чтение стихотворения А.Бродского « Сколько у меня игрушек?» )
Ученик:.
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине.
Пять игрушек в день рожденья
Подарили Гости мне.
Раз – ушастый серый зайка.
Два - есть дудка у меня.
Три – сейчас я покажу вам
Черноглазого коня.
Бурый мишка мой – четыре,
Белка рыженькая – пять.
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать.
Учитель: Ребята, чтобы вы могли считать мы с вами изучали цифры, и сегодня ещё раз
повторим их, но для этого нам придётся отправится в путешествие.
I I I .
П у т е ш е с т в и е
в
м и р
ц и ф р .
Ученик:
Цифра один очень нужна
Потому что она сильно важна
Важна тем, что стоит впереди.
Оставляя всех позади.
Учитель:
Единица, единица – мчится ввысь как будто птица.
Один – очень важное число. Одна мама у ребёнка. Одно сердце у человека. Одно солнце
на небе. Но это число часто грустит. Грустно человеку жить одному. Веселее, когда вокруг
друзья. А ещё число один часто встречается в пословицах и поговорках. Попробуйте их
продолжить:
Один за всех…….( и все за одного)
Лучше один раз увидеть….( чем сто раз услышать)
Учитель:
Я стою между цифрой один и три
12
Не всегда бываю впереди
Но я тоже важна
Потому, что я цифра …..( два)
Учитель: Два – это тоже важное число. Ведь у каждого человека есть два…. Чего?
Продолжите!
Ученики: Два глаза, два уха, две руки, две ноги.
Учитель:
Разделили меня пополам,
Потому что я не нравилась вам.
А теперь посмотри
Получилась цифра …. (3)
Ученики:
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зелёный свет – кати.
Учитель: А ещё число три дружит со сказками. Вспомните, в названиях, каких сказок оно
встречается?
Ученики: «Три медведя» «Три поросёнка»
Учитель: Ребята, вспомните, как звали поросят в сказке?
Посмотрите внимательно на картинку. Вы видите домики поросят, чем они отличаются?
Сколько ёлочек у их домов?
Ниф-Ниф
Наф-Наф
Нуф-Нуф
Учитель:
За тремя идёт четыре…….(4)
На что похожа цифра четыре?
На перевёрнутый стул в квартире
- Ребята, а сколько ножек у мышек и у кошек? (4)
Учитель: Кто назовет четыре времени года? Четыре времени суток? ( Ответы учащихся)
-Ребята, а кто назовёт какая цифра идёт после четвёрки?
Если пять стоит в тетрадке,
13
Это значит – всё в порядке.
Ученик:
Взяли бублик – откусили,
Рядом палку положили
Мы все хотим понять
Может это цифра пять?
Учитель: -Ребята посмотрите на доску, перед вами поезд с цифрами, но одна цифра
потерялась, помогите мне. Назовите потерявшуюся цифру.
Учитель: На что похожа цифра 6?
Ученики:
Мы играли, мы играли
Ноль с крючком соединяли
Я теперь можно прочесть
Получилась цифра …(6)
Учитель: Ребята к нашему поезду присоединяется ещё один вагон с цифрой. Послушайте
внимательно загадку, и назовите следующую цифру.
Я стою после шестёрки
Подружилась я с восьмёркой
У меня одна нога словно острая коса. (7)
Учитель: Сколько дней в неделе? Назовите семь цветов радуги, сказки, в которых
встречается это число.
Ученики: «Волк и семеро козлят». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Число семь часто встречается в пословицах и поговорках. Кто-нибудь может вспомнить
некоторые из них?
Ученики: Семь бед один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение путешествия.
Учитель: - Ребята, а какая цифра стоит между семёркой и девяткой?( Ответы учащихся)
Ученик
1
2
3
4
5
14
Мы весёлые ребята
Два кольца соединяли.
Мы крутили, мы лепили
Не поймём, что получили?
Получили цифру восемь
И теперь её не бросим.
Будем с нею мы считать,
И оценки получать.
Учитель: – Вот как можно представить цифру 9:
Я похожа на цветок
У меня один листок
Если я перевернусь,
То в другую превращусь.
Учитель: О какой особенности цифры 9 идет речь в четверостишии? ( Ответы учащихся)
-Чем число 10 отличатся от остальных? (При записи используем два знака – 1 и 0.)
Инсценировка стихотворения С. Маршака ( от автора говорит учитель)
Сказал весёлый круглый ноль
Соседке- единице:
- С тобою рядышком, позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану рядом.
Учитель: С тех пор единица подружилась с нулём. Вот мы с вами и повторили все цифры,
а теперь будем отгадывать «Весёлые задачи».
Пять весёлых зверят
В лес очень спешат
Но один малыш устал
От товарищей отстал
А теперь посмотри,
Сколько мишек в впереди
15
Семь щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает:
Сколько их теперь играет? ( Ответы учащихся)
Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все – Никите.
Сколько вишен дал Никите?
Сосчитайте и скажите. ( Ответы учащихся)
В шкафу стояло десять чашек.
Одну из них взяла Наташа.
Теперь уж сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам. ( Ответы учащихся)
VI. Итог
- В заключении занятия, давайте, ребята, ещё раз вспомним, о чём мы с вами говорили?
( Ответы учащихся)
Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, были активны. На этом наше
путешествие в мир цифр окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Чтение и развитие речи
16
Тема: « Сказка за сказкой»
Цели:
- совершенствовать навыки пересказа, выборочного чтения, развивать речь,
творческие
способности
драматизировать
отдельные
сцены
из
произведений,
умения
обобщать и
сравнивать; прививать интерес к устному народному
творчеству, чтению
русских народных сказок,
- воспитывать у детей уважение к старшим, послушание,
вежливость; учить ценить
добро.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Создадим хорошее, дружелюбное настроение.
- Улыбнитесь друг другу, садитесь!
II. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы отправимся в мир сказок, поговорим о том,
какие бывают сказки, узнаем некоторые тайны сказок, встретимся с любимыми героями,
ну и поиграем.
- Будьте внимательными и активными!
- Прочитайте пословицу: «Всякому делу - время».
- А какое время для сказок? ( поздняя осень, зима, урожай собран).
- Пришла пора и нам говорить о сказках.
- На Руси много сказок, у которых нет авторов. Но кто их сочинил? (народ).
- Как называются такие сказки? (народные).
- Тема нашего урока (читают) (Сказка за сказкой …)
(В далекие времена, когда люди еще не умели писать, читать придумал какой-то человек
сказку и рассказал другому, а тому она понравилась, он еще своего добавил и рассказал
третьему. А тот еще кому-то). Так и появились народные сказки.
-Какие ещё есть сказки, (волшебные)
- Чем они отличаются от других?
(Тут
действующие
лица:
Баба
Яга,
Кощей
Бессмертный,
Змей
Горыныч;
волшебные
предметы: скатерть-самобранка, ковер-самолет, зеркальце.
– А в волшебных сказках, какой персонаж самый распространенный? (Баба - Яга).
- Где она жила? (в лесу, в избушке на куриных ножках).
Баба – Яга охраняла свое царство. Древний народ считал, что она владеет волшебными
способностями и может помочь герою.
- Но в сказках она кому помогает? ( кто умеет с ней разговаривать; кто обращается с
ней и ее животными вежливо; знает правила поведения и гостеприимство; выполняет ее
наказы; не ленится; справляется с ее заданиями);
- В сказках Баба – Яга выполняет самые разные роли. Какие?
- Назовите волшебные сказки. ( ответы детей)
Ещё есть сказки о животных;
- Что вы знаете о них? (животные и птицы не такие, как в жизни, разговаривают).
- В сказках о животных, какого зверя называли хозяином мира? «медведя». Очень много
сказок
народ
сочинил
о
медведе.
Какие?
(«
Маша
и
медведь»,
«Три
медведя»,
«Теремок»… )
- Медведь – хозяин природы! Засыпает медведь,– засыпает природа. Называли его –
«Ведающий мед». Его именем назвали два созвездия: «Малая Медведица» и «Большая
Медведица».
Бытовые сказки;
- Что высмеивается в этих сказках (лень и жадность богатых), а что прославляется
(ум, смекалка, находчивость бедных, добро, помощь ближнему).
- Бытовые сказки моложе других, а волшебные и сказки о животных зародились так
давно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. «Как мужик гуся делил» «Дурак и
берёза» « Каша из топора» «Умная внучка» «Солдат и царь»…
III. Викторина
1задание «Помогите вспомнить».
17
-Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла.
Помню только, что в первой сказке были дед, который ловил рыбу, бабка которая стала
царицей. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? (Сказка о
рыбаке и рыбке)
-Из второй сказки помню всех. Старика, старуху. А ещё было у них две дочки. Одна
работала, другая нет. И велела старуха отвести её в лес и посадить под деревом. Но
добрый дедушка её спас. Как называется сказка? (Морозко)
-А из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-
норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и
развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил
медведь? («Теремок».)
-А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить
у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как
называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух?
(«Заюшкина избушка».)
В последней сказке, что я прочитала вообще всё перепуталось, там и мать и отец, и
сестрица Алёнушка и братец Иванушка, речка с кисельными берегами, печка которая
сама пироги печёт, да ещё и Баба-Яга. Какая это сказка, кто подскажет? ( Гиси-Лебеди).
IV Физкультминутка. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
V. Продолжение викторины
2 задание Игра: «Исправь ошибку».
- Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «Царевна-Индюшка»;
– «По собачьему веленью»;
– «Иван царевич и зеленый волк»;
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
– «Петушок — золотой пастушок»;
– «Мальчик-с-кулачок»;
– «Лапша из топора»;
3 задание «Определи сказку».
1)Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3)Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
4)На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
5)Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-щучьему велению)
6) У Аленушки-сестрицы
18
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
7) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
8). В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
9). ). Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)
4 задание. “Угадай-ка”.
1) Какую песенку пел Колобок?
2)Что пела коза своим козлятам?
3)Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4)Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5)Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6)Что говорила в это время лиса?
7)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
VI. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
- Ребята, недавно вы были в
театре, чтобы туда попасть,
нужно предъявить билет.
Сегодня вы тоже посмотрите спектакль. А билетами вам послужат книжки – малышки,
которые вы подготовили. В них вы нарисовали героев сказок. И так милости просим в наш
театр.
Куколтный театр: «Волк и лиса»
VII. Итог. Подведение итогов викторины.
- Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим
знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете
продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник
русских народных сказок, и в путь!
-Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
-А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
-Сказки
учат
быть
умными
и
добрыми,
честными
и
трудолюбивыми,
дружными
и
смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу,
любить свою Родину и защищать слабых.
И сказки, и заповеди чему нас учат? (отличать добро от зла, плохое от хорошего, быть
послушными, справедливыми, отвечать за свои поступки…).
- Молодцы! Я вами довольна. Работали хорошо, отвечали полными ответами и знаете
много русских народных сказок!
Письмо и развитие речи
19
Тема: «Гласные буквы после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ»
Тема: Гласные буквы после шипящих в сочетаниях ЖИ – ШИ.
Цели: создание условий для формирования умения распознавать в словах орфограмму и
правильно обозначать на письме сочетание ЖИ – ШИ; продолжить работу по обогащению
и
уточнению
словарного
запаса
и
овладению
связной
речью;
создание
условий
для
развития познавательной активности и фантазии;
- коррекция восприятия;
-воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке,
давайте повторим за мной следующие слова:
Я на уроке письма; Я все знаю; Я все умею.
- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я
помогу.
II. В ведение в тему.
Учитель вывешивает на доску две ленты со словами, в каждом из которых сочетание ЖИ
или ШИ и предлагает причитать.
- Что вы заметили?
(в каждом слове есть сочетание ЖИ или ШИ).
- Это и будет темой нашего урока.
- Чему мы будем учиться?
(учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, чтобы писать их без ошибок, быть
грамотными).
- Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем проблема?
(проблема в том, что звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них не пишется буква Ы, а
нужно писать букву И).
- Это надо запомнить: ЖИ и ШИ с буквой И всегда пиши. Например: жираф, мыши.
(дети повторяют правило, приводят свои примеры).
III. .Изучение нового материала.
Создание эмоционального настроя.
- Закройте глаза.
(в это время на доске появляются рисунки елки и волка).
- Откройте глаза.Учитель читает стих:
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
Здесь сейчас идет урок.
Волк учитель очень строг.
- Он дает своим ученикам трудные задания. Давайте им поможем!(дети готовы помогать!)
Организация деятельности учеников по развитию каллиграфического навыка.
На доске появляется рисунок ежа:
- Откройте тетрадь, сядьте прямо, запишите число.
- Напишите сочетание ЖИ столько раз, сколько чижей на картинке, а сочетание ШИ – на
один раз меньше.
- Расскажите правило соседу, добавляя свои примеры.
(дети работают в парах. Помогли ежу вспомнить правило).
Организация деятельности учеников для формирования умения распознавать
орфограмму.
На доске появляется рисунок белки.
- Подготовим пальцы к письму.
20
Гимнастика для пальцев.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
По дороге белой гладкой
Скачут резвые лошадки.
Цок, цок, цок, цок,
Скачет резвый табунок.
На доске таблица со словами:
Лужа - лужи
Камыш – камыши
Чижи – чиж
Еж – ежик
Мышка – мыши
- Прочитайте, спишите только слова с нашей орфограммой.
Через 3 минуты работа проверяется. На доске новая таблица:
Лужи. Камыши. Чижи. Ежик. Мыши.
- Почему эти слова в 1 группе?
(во всех словах наша орфограмма).
- Поделите на группы:
Жи – ши
Кто? – что?
2 слога – 3 слога
4 буквы – 6 букв
(Помогли белке выбрать слова с изучаемой орфограммой).
Организация работы в группах на этапе первичного закрепления с использованием
элементов разноуровневой дифференциации.
На доске появляется рисунок лисы.
- Покажем лисичке, как мы умеем работать в группах.
Для группы 1 (слабые учащиеся).
- Составьте из слогов 4 слова с сочетанием ЖИ – ШИ.
Для группы 2, (средний уровень).
- Вставить в слова пропущенные сочетания: ЖИ или ШИ.
1 группа:
(читают вслух слова с сочетаниями ШИ)
Учитель вывешивает свою таблицу, где к этим 4 словам добавлено еще одно. Ландыши
Шалаши. Машин. Вершина. Широко.
- Какого слова у вас не было?
- Покажи на доске рисунок ландыша.
- Что вы о нем знаете?
Это лекарственное растение.
Ландыш занесен в Красную книгу природы и находится под охраной.
2 группа:
(читают вслух слова с сочетаниями ЖИ)
Учитель вывешивает свою таблицу, где к этим 4 словам добавлено еще одно.
Стрижи. Ужин .Лыжи. Ежик. Жираф.
- Какого слова у вас не было?
- Что вы знаете о стрижах?
Скорость 300 км/ч, самые быстрые птицы.
- Что вы знаете о жирафе?
Самое высокое животное, высота до 6 метров.
- Покажи их на рисунке.
IV.Физминутка.
Физминутка проходит в виде игры «Кто летает?» (ежи, мыши, чижи, ерши, ужи, стрижи).
21
V.Первичное закрепление
Организация деятельности учащихся для овладения связной речью и развития умения
списывать с печатного текста.
На доске появляется рисунок медведя.
- Поможем медведю составить предложения о том, как передвигаются другие животные.
(дети на доске составляют из отдельных слов, написанных на карточках, предложения).
Стрижи летают.
Ерши плавают.
Ужи ползают.
- Стрижи какие?
Быстрые
Проворные
Стремительные
- Летают где?
В небе
Над полем
За рекой
- Ребята , кто сможет записать предложение по памяти?
«Быстрые стрижи летают в небе».
- Назовите 2 правила, которые надо помнить при записи предложений.
(большая буква в начале, точка в конце.)
Создание условий для развития познавательной активности и фантазии.
На доске рисунок совы.
- Совушка умная головушка просит ребят сочинить сказку по опорным
словам. (Это упражнение развивает познавательную активность и фантазию с
помощью приемов ТРИЗ).
Жил - был
Машина
Жираф
Ежи
живот
Шишка
Карандаши
Жил – был жираф Миша. Однажды он купил машину и отправился путешествовать. В
сосновом лесу жираф проглотил шишку и у него заболел живот. Лесные доктора ежи
быстро вылечили жирафа. Дома Миша достал цветные карандаши и нарисовал все, что
ему запомнилось во время путешествия.
VI.Подведение итогов урока.
- Подведем итог нашего урока. Чему мы сегодня учились?
(писали слова с сочетаниями ЖИ - ШИ).
- Расскажите правило.
(рассказывают 2-3 ученика).
Рефлексия.
- Поставьте «+» на полях, если вы согласны с моим высказыванием:
Я работал хорошо. Мне все понятно. Мне было интересно.
- Всем спасибо за хорошую работу!
22
Самоанализ урока
В 2 «г»классе 7 человек. Класс смешанных способностей, преобладает группа детей
среднего уровня.
Из основных методов создания мотивации использовались в основном эмоциональные и
познавательные:
Ситуация успеха;
Свободный выбор задания;
Опора на жизненный опыт;
Сотрудничество.
Были использованы такие формы учебной деятельности, как:
Индивидуальная;
Фронтальная;
Коллективная;
Работа в парах.
Были использованы элементы развивающего обучения:
Наблюдение;
Сравнение;
Группировка;
Классификация;
Создание проблемной ситуации;
Интересная информация;
Обращение к чувствам.
Также на уроке использовались элементы здоровьесберегающей технологии:
Аутотренинг в начале урока;
Физминутка;
Соблюдение гигиенических правил письма;
Эмоциональный настрой;
Свободный выбор задания;
Работа в группах по уровням.
Кроме этого на этапе первичного закрепления были использованы элементы
разноуровневой дифференциации.
Для формирования навыков самоконтроля каждое задание проверялось, в конце урока был
осуществлен самоанализ деятельности учащихся на уроке (рефлексия).
На уроке осуществлялась отработка коммуникативных навыков:
Умение слушать;
Умение сотрудничать;
Уважать мнение других;
Склонность к самоанализу.
Кроме основных целей урока осуществлялась отработка общеучебных умений и навыков:
списывание с печатного текста.
Были созданы условия для развития познавательной активности и фантазии с помощью
игровых методов, приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Урок достиг поставленных целей.
23