Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Переверзева Оксана Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Раздел: дошкольное образование
Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями
речи
Переверзева О.Н., старший воспитатель
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем
нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает
Всемирная
организация
здравоохранения
–
“состояние
полного
физического,
психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.
ФГОС
дошкольного образования нацеливает содержание образовательной области «Физическое
развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения
к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи физического воспитания в условиях ФГОС ДО:
охрана
и
укрепление
физического
здоровья
детей
(в
том
числе
и
эмоционального
благополучия);
формирование
основ
собственной
безопасности
и
безопасности
окружающего
мира;
владение
элементарными
нормами
и
правилами
здорового
образа
жизни
(в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
приобретение
опыта
в
двигательной
деятельности,
в
том
числе
основных
движениях, а также при катании на санках, самокате, велосипеде, ходьбе на лыжах, в
спортивных
играх,
развитие
крупной
и
мелкой
моторики,
участие
в
спортивных
играх и соревнованиях.
Коррекционные
задачи:
формирование
правильной
осанки
и
создание
условий
для
профилактики
плоскостопия.
развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно,
относиться к своему здоровью;
формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым
видам
движений,
основанных
на
приобретенных
знаниях
и
мотивациях
физических
упражнений.
формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.
В
дошкольном
учреждении
функционирует 4
группы
компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи,
заикание, алалия, дизартрия, ринолалия).
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети, у которых нарушено
формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном
интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Системный речевой дефект часто
приводит
к
возникновению
вторичных
отклонений
в
умственном
развитии,
к
своеобразному формированию психики детей с тяжелыми нарушениями речи. Нарушение
речевой деятельности оказывает непосредственное влияние на формирование сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой сферы, развитие всех психических процессов:
Особенности внимания -
отличаются неустойчивостью, более низким уровнем
показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети
с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и
средств
в
решении
задач. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий
уровень развития основных свойств внимания.
Особенности восприятия - нарушения фонематического восприятия отмечаются у
всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и
речедвигательного анализаторов.
Особенности памяти - значительно снижена по сравнению нормально говорящими
сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают
сложные
инструкции
(трёх-четырёхступенчатые),
опускают
некоторые
их
элементы,
меняют
последовательность
предложенных
заданий;
отстают
в
развитии
наглядно-
образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и
синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Особенности воображения - снижение мотивации в деятельности; познавательных
интересов;
бедный
запас
общих
сведений
об
окружающем
мире;
отсутствие
целенаправленности
в
деятельности;
сложность
в
создании
воображаемой
ситуации;
недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между
зрительной и вербальной сферами.
Детям
с
недоразвитием
речи
наряду
с
общей
соматической
ослабленностью
и
замедленным
развитием
локомоторных
функции
присуще
и
некоторое
отставание
в
развитии
двигательной
сферы .
У
значительной
части
детей
двигательная
недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении
скорости
и
ловкости
их
выполнения.
Дети
отстают
от
нормально
развивающихся
сверстником
в
точном
воспроизведении
двигательного
задания
по
пространственно-
временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его
составные части.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по
различным параметрам:
-низкий уровень развития ловкости и быстроты;
-низкая
степень
сформированности
двигательных
навыков,
отсутствие
автоматизации движений и низкая обучаемость. Эти особенности сопряжены с низким
уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти);
-у
детей
с
расстройствами
речи
встречаются
диспропорциональность
развития,
незрелость движений;
-наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется,
прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук;
-при заикании у детей в основном нарушены темпо-ритмические характеристики
всех
циклических
локомоторных
актов,
недостаточно
сбалансированы
процессы
возбуждения и торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой
сфере;
-дети с таким сложным дефектом, как алалия, отстают от своих сверстников по всем
компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность
и точность движений и т.д.) на один-два года.
Задачи
образовательной
области
«Физическое
развитие» обучения
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
решаются
в
разнообразных
формах
работы,
которые
отражают
тесную
взаимосвязь
между
психолого-педагогическим
и
медицинским
аспектами коррекционно- воспитательной деятельности (занятие физкультурой, утренняя
зарядка,
бодрящая
зарядка
после
дневного
сна,
подвижные
игры,
физкультурные
упражнения,
прогулки,
спортивные
развлечения,
лечебная
физкультура,
массаж
и
закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о
здоровом образе жизни).
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строиться на основе
ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая
деятельность
–
это
основа
воспитания,
оздоровления,
развития
и
обучения
детей
дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно
сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно
добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Важнейшая
роль
в
физическом
воспитании
ребенка
по-прежнему
принадлежит
воспитателям и инструктору по физической культуре. Именно их умение методически
правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и
средств
их
проведения
–
важнейшие
компоненты
развития
интереса
к
занятиям,
формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Одно из таких направлений работы имеющим большое значение и место в системе
физического
воспитания
в
нашем
ДОО
является
флорбол.
Флорбол
(в
переводе
с
английского – «мяч на полу») очень похож на канадский хоккей: игровая площадка
практически тех же размеров, такие же по размеру и расположению на поле ворота,
составы команд – те же «пятерки» нападающих и защитников. Отличие лишь в том, что
играют во флорбол не на льду и без силовой борьбы. Цель обеих команд – забить
(забросить) мяч в ворота соперников. Мяч можно вести, передавать, отбивать, катить в
любом направлении, соблюдая установленные правила.
Для занятий в детском саду приобретен спортивный
и н в е н т а р ь :
клюшки
,
пластмассовые
мячи,
изготовлен тренажер
для
овладения
бросков
по
воротам
«BALL
BUSTER»,
разработаны инструктором по физической работе карточки
– подсказки и т.п. Спортивная секция по флорболу имеет
физкультурно-оздоровительную направленность. Средствами флорбола
решаются
задачи
гармонично-физического
развития личности, формируются знания и умения, необходимые
для развития быстроты, ловкости и силы. Для этого в работе
физкультурно-оздоровительной
направленности
применяются
общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на
укрепление
здоровья,
всестороннее
физическое
развитие,
ознакомление с приемами игры во флорбол.
Основные причины выбора флорбола для работы с детьми дошкольного возраста с
ТНР:
флорбол – это безопасный вид спорта, как для самих игроков, так и для помещений,
так как команды играют клюшками и мячами, изготовленными из пластмассовых
материалов. Игра строится на справедливости и корректности, нет грубости и фальши.
флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту и практически не имеет
никаких противопоказаний. Флорбол влияет на становление личности ребенка в целом
(физическая подготовленность, развитие психических качеств, становление воли,
самоконтроля, ощущение ребенком себя как равноправного члена единой команды).
правила игры предельно просты и доступны.
для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различным
покрытием (земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым), т.е. можно с успехом
играть любом спортивном зале, стадионе.
Во флорболе могут организовываться смешанные по полу команды, как женские,
так и мужские.
Допускается изменение количества полевых игроков (от трех и более) в
зависимости от размеров площадки.
Флорбол – это очень динамичная и зрелищная командная игра.
Направления
работы
секции для
детей
5–7
лет: атлетическая
подготовка
(общефизическая
и
специальная
физическая);
технико-тактическая
подготовка;
нравственно-волевая подготовка. Место проведения занятий – спортивный зал.
Этапы освоения игры
1-й
этап,
обучающий. Задачи:
познакомить
с
правилами
игры
флорбол;
формировать
навыки
безопасной
игры;
учить
правильным
хватам
клюшки
(высокий,
средний, низкий); учить вести мяч различными способами: стоя на месте, по кругу, вправо
и влево, не отрывая мяч от клюшки, вокруг предмета и между предметами; бросать мяч в
ворота с места, увеличивать силу броска и расстояние; забивать мяч в ворота после
ведения; обучать взаимодействиям внутри команды (действовать вдвоем, втроем).
2-й
этап,
закрепляющий. Задачи:
закреплять
полученные
т ехн и ко-
тактические навыки;
побуждать
детей
к
самостоятельной
игре;
продолжать
обучать
взаимодействию между двумя командами.
3-й
этап,
подготовка
к
соревнованиям. Задачи:
продолжать
совершенствовать
технические
навыки;
вводить
игры
с
командами
детей
ДОО
с
целью
активизации
полученных навыков в игре с соперниками; формировать понимание зависимости успеха
команды от действий каждого игрока
При
проведении
занятий
в
первую
очередь
мы
руководствуемся
принципами
оздоровительной
направленности.
Физические
упражнения
и
игры
способствуют
развитию
у
занимающихся
различных
групп
мышц
и
физических качеств.
Особое внимание обращаем на эмоциональную сторону занятий,
поддерживая
у
занимающихся
постоянный
интерес
к
занятиям,
часто
используя
игровые
формы,
эстафеты.
Вместе
с
тем
развитие
физических
качеств
должно
осуществляться
с
учетом
специфики
игры
флорбол.
Это
так
называемые
профилирующие
(ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость реакции,
динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа мышц ног и рук.
Гибкость, ловкость и координация движений взаимосвязаны и
поэтому эти качества мы развиваем с помощью прохождения нескольких
стоек с элементами обводки в различных сочетаниях.
Для развития динамического равновесия используют движения:
бег "змейкой", бег с преодолением неровностей и различных препятствий, бег
с быстрым изменением направления движения, упражнения на гимнастическом бревне, прыжки с
поворотами и выполнением различных движений в полете, совершенствуя элементы обводки и
обыгрыша.
Разучивание
элементов
игры
приемов
обводки
во
флорболе
осуществляется
с
использованием, главным образом, метода показа (принцип наглядности). Изучаемый материал
доступен и соответствует уровню спортивно-технической подготовки детей.
После освоения этих элементов можно приступить к игре флорбол на
ограниченной площадке.
Среди развивающихся во время игры во флорбол психических
качеств следует выделить внимание, восприятие, волевые качества.
Эффективность
игровой
деятельности
в
значительной
мере
связывается с проявлением внимания, его объема, интенсивности,
устойчивости,
распределения
и
переключения.
При
этом
под
объемом внимания понимается способность игрока одновременно держать в поле зрения
несколько объектов: мяч, игроков противника и партнеров. Концентрация внимания на
наиболее
важном
объекте
свидетельствует
об
интенсивности
внимания,
а
умение
противостоять
различным
отвлекающим
действиям
определяется
устойчивостью
внимания.
Способность
контролировать
сразу
несколько
объектов
-
движение
мяча,
игроков
противника
и
партнеров
и
быстро
переключаться
с
одних
на
другие
свидетельствуют о распределении и переключении внимания. Умение ориентироваться в
обстановке тесно связано с процессом восприятия. Оно определяется периферическим и
глубинным зрением, а также включает в себя специфические виды восприятия: «чувство
ворот», «чувство мяча», «чувство времени и пространства». Игра во многом зависит от
степени
проявления
волевых
качеств:
смелости,
инициативности,
решительности,
целеуст ремленно сти.
Есте ственно,
что
р е бе н о к - д о ш кол ь н и к
характеризуется неустойчивостью и незрелостью развития данных качеств.
Развитие их в старшем дошкольном возрасте наиболее активно происходит
во время игры, в том числе спортивной. Отсюда – основное правило –
основой
методики
обучения
флорболу
детей-дошкольников
является
игровая форма проведения занятий. Флорбол – игра командная. Дети учатся
понимать общую цель, брать на себя ответственность за свои действия, не подводить
команду. У детей создается привычка поступаться личными интересами ради достижений
общей
цели
команды.
Совместная
игра
способствует
взаимопониманию,
умению
считаться
с
другими
детьми.
Дошкольники
приучаются
оказывать
помощь
игроку,
попавшему в затруднительное положение. В играх коллективного характера дети учатся
самостоятельно решать конфликты, споры.
Таким образом, Флорбол, как и другие спортивные игры и
упражнения,
способствует
укреплению
здоровья
детей,
совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно-
сосудистой, нервной систем и т.д.), способствует физическому
развитию. Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности, ловкости
движений, глазомера, ориентации в пространстве.