Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Переверзева Оксана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями

речи
Переверзева О.Н., старший воспитатель Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”. ФГОС дошкольного образования нацеливает содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи физического воспитания в условиях ФГОС ДО:
охрана и укрепление физического здоровья детей (в том числе и эмоционального благополучия); формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира; владение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек); приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основных движениях, а также при катании на санках, самокате, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в спортивных играх и соревнованиях.
Коррекционные

задачи:
формирование правильной осанки и создание условий для профилактики плоскостопия. развивать пространственно-координационные и ритмические способности. знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью; формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений. формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции. В дошкольном учреждении функционирует
4

группы
компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи, заикание, алалия, дизартрия, ринолалия). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном
интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики детей с тяжелыми нарушениями речи. Нарушение речевой деятельности оказывает непосредственное влияние на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы, развитие всех психических процессов:
Особенности внимания
- отличаются неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания.
Особенности восприятия
- нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Особенности памяти
- значительно снижена по сравнению нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх-четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий; отстают в развитии наглядно- образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Особенности воображения -
снижение мотивации в деятельности; познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами. Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функции присуще и некоторое отставание в
развитии

двигательной

сферы
. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Дети отстают от нормально развивающихся сверстником в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. У детей с нарушениями речи наблюдается
отставание психомоторного развития по

различным параметрам:
-низкий уровень развития ловкости и быстроты;
-низкая степень сформированности двигательных навыков, отсутствие автоматизации движений и низкая обучаемость. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти); -у детей с расстройствами речи встречаются диспропорциональность развития, незрелость движений; -наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук; -при заикании у детей в основном нарушены темпо-ритмические характеристики всех циклических локомоторных актов, недостаточно сбалансированы процессы возбуждения и торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой сфере; -дети с таким сложным дефектом, как алалия, отстают от своих сверстников по всем компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность и точность движений и т.д.) на один-два года.
Задачи

образовательной

области

«Физическое

развитие»
обучения детей с тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно- воспитательной деятельности (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни). Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструктору по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Одно из таких направлений работы имеющим большое значение и место в системе физического воспитания в нашем ДОО является флорбол. Флорбол (в переводе с английского – «мяч на полу») очень похож на канадский хоккей: игровая площадка
практически тех же размеров, такие же по размеру и расположению на поле ворота, составы команд – те же «пятерки» нападающих и защитников. Отличие лишь в том, что играют во флорбол не на льду и без силовой борьбы. Цель обеих команд – забить (забросить) мяч в ворота соперников. Мяч можно вести, передавать, отбивать, катить в любом направлении, соблюдая установленные правила. Для занятий в детском саду приобретен спортивный и н в е н т а р ь : клюшки , пластмассовые мячи, изготовлен тренажер для овладения бросков по воротам «BALL BUSTER», разработаны инструктором по физической работе карточки – подсказки и т.п. Спортивная секция по флорболу имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Средствами флорбола решаются задачи гармонично-физического развития личности, формируются знания и умения, необходимые для развития быстроты, ловкости и силы. Для этого в работе физкультурно-оздоровительной направленности применяются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, ознакомление с приемами игры во флорбол. Основные причины выбора флорбола для работы с детьми дошкольного возраста с ТНР:  флорбол – это безопасный вид спорта, как для самих игроков, так и для помещений, так как команды играют клюшками и мячами, изготовленными из пластмассовых материалов. Игра строится на справедливости и корректности, нет грубости и фальши.  флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту и практически не имеет никаких противопоказаний. Флорбол влияет на становление личности ребенка в целом (физическая подготовленность, развитие психических качеств, становление воли, самоконтроля, ощущение ребенком себя как равноправного члена единой команды).  правила игры предельно просты и доступны.  для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различным покрытием (земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым), т.е. можно с успехом играть любом спортивном зале, стадионе.  Во флорболе могут организовываться смешанные по полу команды, как женские, так и мужские.  Допускается изменение количества полевых игроков (от трех и более) в зависимости от размеров площадки.  Флорбол – это очень динамичная и зрелищная командная игра.

Направления

работы

секции для

детей

5–7

лет:
атлетическая подготовка (общефизическая и специальная физическая); технико-тактическая подготовка; нравственно-волевая подготовка. Место проведения занятий – спортивный зал.
Этапы освоения игры

1-й

этап,

обучающий.
Задачи: познакомить с правилами игры флорбол; формировать навыки безопасной игры; учить правильным хватам клюшки (высокий, средний, низкий); учить вести мяч различными способами: стоя на месте, по кругу, вправо и влево, не отрывая мяч от клюшки, вокруг предмета и между предметами; бросать мяч в ворота с места, увеличивать силу броска и расстояние; забивать мяч в ворота после ведения; обучать взаимодействиям внутри команды (действовать вдвоем, втроем).
2-й

этап,

закрепляющий.
Задачи: закреплять полученные т ехн и ко- тактические навыки; побуждать детей к самостоятельной игре; продолжать обучать взаимодействию между двумя командами.
3-й

этап,

подготовка

к

соревнованиям.
Задачи: продолжать совершенствовать технические навыки; вводить игры с командами детей ДОО с целью активизации полученных навыков в игре с соперниками; формировать понимание зависимости успеха команды от действий каждого игрока При проведении занятий в первую очередь мы руководствуемся принципами оздоровительной направленности. Физические упражнения и игры способствуют развитию у занимающихся различных групп мышц и физических качеств. Особое внимание обращаем на эмоциональную сторону занятий, поддерживая у занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя игровые формы, эстафеты. Вместе с тем развитие физических качеств должно осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так называемые профилирующие (ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость реакции, динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа мышц ног и рук. Гибкость, ловкость и координация движений взаимосвязаны и поэтому эти качества мы развиваем с помощью прохождения нескольких стоек с элементами обводки в различных сочетаниях. Для развития динамического равновесия используют движения: бег "змейкой", бег с преодолением неровностей и различных препятствий, бег с быстрым изменением направления движения, упражнения на гимнастическом бревне, прыжки с поворотами и выполнением различных движений в полете, совершенствуя элементы обводки и обыгрыша. Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с использованием, главным образом, метода показа (принцип наглядности). Изучаемый материал доступен и соответствует уровню спортивно-технической подготовки детей.
После освоения этих элементов можно приступить к игре флорбол на ограниченной площадке. Среди развивающихся во время игры во флорбол психических качеств следует выделить внимание, восприятие, волевые качества. Эффективность игровой деятельности в значительной мере связывается с проявлением внимания, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. При этом под объемом внимания понимается способность игрока одновременно держать в поле зрения несколько объектов: мяч, игроков противника и партнеров. Концентрация внимания на наиболее важном объекте свидетельствует об интенсивности внимания, а умение противостоять различным отвлекающим действиям определяется устойчивостью внимания. Способность контролировать сразу несколько объектов - движение мяча, игроков противника и партнеров и быстро переключаться с одних на другие свидетельствуют о распределении и переключении внимания. Умение ориентироваться в обстановке тесно связано с процессом восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением, а также включает в себя специфические виды восприятия: «чувство ворот», «чувство мяча», «чувство времени и пространства». Игра во многом зависит от степени проявления волевых качеств: смелости, инициативности, решительности, целеуст ремленно сти. Есте ственно, что р е бе н о к - д о ш кол ь н и к характеризуется неустойчивостью и незрелостью развития данных качеств. Развитие их в старшем дошкольном возрасте наиболее активно происходит во время игры, в том числе спортивной. Отсюда – основное правило – основой методики обучения флорболу детей-дошкольников является игровая форма проведения занятий. Флорбол – игра командная. Дети учатся понимать общую цель, брать на себя ответственность за свои действия, не подводить команду. У детей создается привычка поступаться личными интересами ради достижений общей цели команды. Совместная игра способствует взаимопониманию, умению считаться с другими детьми. Дошкольники приучаются оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. В играх коллективного характера дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры. Таким образом, Флорбол, как и другие спортивные игры и упражнения, способствует укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно- сосудистой, нервной систем и т.д.), способствует физическому
развитию. Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве.


В раздел образования