"Психолого-педагогические особенности воспитания и образования ребенка"
Автор: Тарбеева Татьяна Ричардовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №26 Населённый пункт: г.Мирный, Якутия Наименование материала: Статья Тема: "Психолого-педагогические особенности воспитания и образования ребенка" Раздел: полное образование
Министерство образования РС(Я)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ № 26
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА
Работа Тарбеевой Татьяны Ричардовны,
учителя английского языка
первой категории
Мирный-2016г.
Содержание
1.Введение………………………………………..3
2.Основная часть
а) Этапы развития человека………………..4
б) Свобода……………………………………..6
в) Разум………………………………………...7
г) Творчество………………………………….10
3.Заключение……………………………………11
4.Использованная литература……………….12
I. Введение:
Каждое время выдвигает свои требования к образованию.
Человек рождается чистым ,как грифельная доска и ,по мере его взросления
на него постоянно оказывают влияние родители, школа , университет.
Что необходимо сделать, чтобы ребенок развивался согласно
собственному потенциалу ?
Что необходимо для развития свободной, разумной ,творческой
личности ?
Что мы должны делать ,чтобы не потерялась индивидуальность
ребенка ?-Вот вопросы, на которые мы должны ответить, создавая человека
нового типа , так как развитие способностей , творчества ребенка в условиях
свободы выбора является условием его жизненной успешности.
Цель :
Воспитание человека нового типа.
Задачи:
1.
Изучение психологических особенностей ребенка
2.
Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка
II.Основная часть
Этапы развития человека.
1.Каждые 7 лет, говорят психологи , тело и ум претерпевают кризис и
меняются. Каждый 7 год все меняется -как меняются времена года.
Фактически ,жизнь человека не стоит делить на детство ,молодость и
старость, потому что каждые 7 лет начинается новый возраст.
В первые 7 лет центр тяжести ребенка находится в нем самом , как будто
он является центром всего мира .Вся семья движется вокруг него ,исполняется
любое его желание .У него действует только правое полушарие отвечающее
за творчество .Если спросить психологов , они скажут ,что 7 лет ребенок
остается удовлетворенным самим собой .Он чувствует себя
удовлетворенным.
Через 7 лет-прорыв .Ребенок больше не центрирован в себе ,он
становится в буквальном смысле «эксцентричным» .Слово «эксцентричный»
означает-вышедшим из центра. Он движется к другим. Теперь он не настолько
погружен в себя ;его интересует дугой-большой мир .После 7 года ребенок
становится великим спрашивающим. Он подвергает сомнению все, задает
миллионы вопросов, становится головной болью родителей. Он убивает
бабочку ,чтобы посмотреть ,что у нее внутри , ломает игрушку ,чтобы
посмотреть как она устроена.
После 14 лет открывается новая дверь. В этом возрасте дружба глубже
всего. Друзья в этом возрасте остаются навечно.14 лет-революционный
возраст .Мальчик становится великим донжуаном. Он входит в мир.
К 21 году-если все идет нормально, и общество не принуждает, его
начинают более интересовать амбиции , чем любовь.
За века мы научились трюку ,как перемещать энергию из правого полушария
в левое, которое является полушарием здравого смысла ,логики, математики.
Это полушарие расчета сообразительности, порядка ,дисциплины.
Наше образование-это попытка разрушить правое полушарие и помочь
левому.
Где-то между 7-14 годами мы добиваемся успеха и ребенок учится
дисциплине ,он начинает соревноваться в школе.
Образование не должно быть соревнующимся. Людей нельзя сравнивать
относительно друг друга. Соревновательность насильственна и очень
разрушительна.
Настоящее образование не стане учить вас соревноваться, но будет учить
вас сотрудничать .Оно не станет вас учить стремиться к первенству. Оно будет
учить вас наслаждаться всем. Что бы вы ни делали, и не ради результата, но
ради самого действия.
Каждого ребенка мы с самого начала начинаем отравлять этим ядом
соревновательности .Мы его загипнотизировали идеей ,что он должен
бороться с другими ,что в жизни выживает сильнейший.
С самого детства нам не позволяют испытывать вкус свободы. Настоящее
образование будет помогать людям найти свою жизнь, в которой они
могут быть полностью живыми.
Кому-то очень хорошо дается математика ,а мы называем его
посредственным. Может у него хорошо получается столярное дело ,но на это
никто не смотрит .Если ребенок рожден быть плотником, значит для него
правильно делать это и никто не вправе навязывать ему ничего другого.
Фактически ,ребенком никто не должен манипулировать. Тогда ребенок
становится индивидуальностью А быть индивидуальностью, живущей в
полной свободе,-есть именно то ,что делает человека действительно
центрированным ускоренным. Это начало его высочайшего цветения.
Пусть у ребенка будет оригинальное лицо.
В нашей школе много одаренных детей .Многие из них испытывают
проблемы в учебе. Мы мучаем их, заставляем заучивать то ,что им не
интересно и никогда не пригодится в жизни. И ,между тем , они по-
настоящему талантливы в живописи ,танце ,музыке.
Если бы каждое поколение проявляло к детям любовь и уважение и
давало бы им свободу расти
;
вся эта чепуха о противостоянии поколений
исчезла бы.
Одна из самых больших проблем, с которыми с которыми сталкивается
старшее поколение: дети современной эпохи независимы от родителей и
поскольку они независимы ,им нельзя ничего навязывать .Нельзя им говорить
,что делать ,а что не делать: родители не смогут быть их хозяевами.
Старшее поколение очень страдает. Впервые в человеческой истории старшее
поколение чувствует себя пустым, бессмысленным.
Именно поэтому мир пребывает в таком хаосе и страдании. Бессознательно
каждое поколение продолжает разрушать следующее поколение.
Разум-это естественное явление. Каждый ребенок рождается разумным. Но
не успеет он родиться как мы набрасываемся на него, начинаем разрушать
его разум, навязываем ему стереотипы.
Посмотрите на маленьких детей-какие они разумные ,живые, свежие, как
невероятно они готовы учиться. И посмотрите на старших школьников,
тусклых, бесцветных, не готовых узнать ничего нового ,цепляющихся за то, что
они уже знают.
Школы, колледжи, университеты делают его более разумным .Они
требуют, чтобы ребенок заучивал вещи , в которых он в своем естественном
разуме не видит никакого смысла. Родители разрушают разум детей ,потому
что это единственный способ их поработить, затем-учителя школы.
Никто не хочет бунтарей ,а разум-это бунт. Никто не захочет, чтобы его
разум подвергали сомнению .Разум-чистое сомнение.
Мы должны создавать новое образование, в котором детям ничего не
навязывают .Все усилие должно быть направлено на то, чтобы снова и снова
отбрасывать ребенка к собственному разуму ,чтобы он мог им
воспользоваться .Может быть поначалу он будет не так эффективен, может
быть ответ учителя правильнее и, если ученику самому приходится искать
ответ, он может не соответствовать ответам в книгах, но он будет разумным и
это- самая суть дела .Но мы начинаем разрушать разум детей, потому что мы
слишком заботимся о правильности ответа.
Пусть он будет разумным, пусть ответ будет немного оригинальны ,пусть
ответ будет немного собственным ответом ребенка .Не беспокойтесь о том ,
правильный он или нет ,правильный ответ придет сам .Мы же просто
отсекаем разум ребенка, мы предоставляем правильный ответ.
Только подумайте: весь процесс состоит в том ,что ребенку никогда не
позволяют найти ответ самому .Если ответ приходит снаружи ,разуму незачем
расти. Мы набиваем его информацией ,которая фактически бесполезна.98%
информации-совершенно бесполезна ,в ней нет никакой необходимости .И
она не только бесполезна, но и вредна .Но школа, университет, семья,
доброжелатели говорят: «Продолжай набивать ,позднее пригодится.»
Вся структура нашего образования делает ребенка все более и более
способным к запоминанию.
Что такое наше образование? Это тренировка памяти .Чем больше
запомнишь и тем больше выдашь продукт запоминания на экзамене-тем
выше оценка.
А у Эйнштейна была очень плохая память. Он не мог сосчитать
небольшие суммы денег .Он проваливался на многих экзаменах в школе
просто потому что ничего не мог запомнить .Идем не менее ,он был великим
математиком .Он часами сидел в ванной просто потому что забывал, где
находится и что должен выйти .Его выгнали из колледжа-он не смог сдать
выпускной экзамен.
У Эдисона тоже была плохая память-он забывал свое имя ,но результатами
его открытий мы пользуемся до сих пор .А Менделееву ставили двойки за
то ,что он не повторял за учителями зазубренный урок.
Если вы посмотрите на многовековую историю, вы найдете тысячу гениев
с плохой памятью и тысячу людей с великолепной памятью и полным
отсутствием разума-потому что память и разум приходят из разных
источников .Память-это часть разума, разум-это часть вашего сознания, а
память-это часть вашего мозга .Мозг можно тренировать-именно это и
делают школы и университеты. Экзамены-это тест на память ,не на разум.
Вся система нашего образования существует только для того ,чтобы
разрушить разум и отвлечь нас от разума в направлении памяти.
Память полезна, утилитарна. Разум опасен. Разумные люди всегда
оказывались трудными людьми из-за своего разума .Они не могут
поклоняться глупым вещам. Разумные люди начинают думать сами, они
начинают становиться индивидуальностями. У них есть собственная жизнь,
собственный образ видения ,роста .Они больше не часть толпы.
Настоящее образование будет помогать ребенку найти свою жизнь
.Нельзя навязывать ему нечто чуждое. Образование должно обострить разум,
не нарушая его. Детям нужно помогать быть более изобретательными, а не
поощрять в повторении заученного, как делает наше образование прямо
сейчас .Вся наша система образования построена на повторении .Если
ребенок повторяет лучше других, он считается более разумным. Фактически, у
него просто лучше память, не разум. Но вся наша система образования
вращается вокруг памяти, не разума. Набейте в человека как можно более
информации, сделайте его машиной.
Современное человечество изобрело компьютер. Он освободит
человечество от запоминания ненужных вещей .Он спасет миллионы людей
от преподавания и мучения школьников. Экзамены и все остальные глупости
исчезнут, т.к. на экзамене от ученика требуется только то ,чтобы он проявил
память, показал, сколько он запомнил из учебников.
Информация хороша ,когда она хранится в памяти, и ,каждый раз ,когда
она вам нужна, вы легко ее можете найти. Она опасна, когда она вам не
нужна, и она продолжает бросаться на вас. Информация сама по себе не
плоха-вы должны знать ,кто разрушил стены Иерихона .Плохо ,когда она
приобретает слишком много власти в вашем уме.
Наше образование не должно требовать слишком многого от ребенка
,чтобы он давал старые ,стереотипные ответы. Даже если изобретенный ответ
не правильный ,настолько же как и скопированный, все же он поощрит
ребенка ,который дал новый ответ на старую проблему.
Все ,так называемые, медалисты и отличники исчезают из поля зрения
после окончания школы и университета .Вся их слава заканчивается их
золотыми медалями ,они становятся добросовестными ,прекрасными...
исполнителями чужой воли. Разумные личности-всегда бунтари
.Приказания ,дисциплина ,инструкции-все это используется людьми, которые
хотят
диктовать свои условия ,хотят над вами главенствовать ,давать какой-то
шаблон. Это-насилие ,это-разрушительно.
Поэтому те дети ,которые доставляют нам много хлопот своей
неординарностью, не помещаются в рамки стереотипов ,они в последствии
становятся незаурядными личностями ,занимающие заметное место в
жизни.Но ими трудно управлять, поэтому мы совместными усилиями
пытаемся загнать их в рамки. Оригинальность убивается. Поощряется
способность к повторению.
Однако, при изучении иностранных языков механическое заучивание
все же необходимо .Это-заучивание слов, неправильных глаголов
,лексических структур и т .д. Чтобы процесс запоминания проходил легче,
стараюсь применять нелепые предложения .например, при прохождении
грамматики использую смешные картинки ,они привлекают внимание
детей ,заставляют их смеяться, способствуют лучшему запоминанию.
М. Норбеков утверждает ,что любого на короткий миг можно сделать
гениальной личностью с прекрасной памятью .Установлено, что во время
небольшого стресса, всплеска эмоций, восприятие информации и
способность запомнить усиливается тысячу раз !
Например ,если вас попросят вспомнить в деталях вчерашний день-кого
видели, как они были одеты и т.д.-ваша дырявая память оправдает себя на
все сто! А если вашу голову вчера случайно защемило в дверях автобуса и вы
в таком положении проехали целую остановку-вы никогда не забудете эту
поездку !Все детали вы запомните четко и навсегда!
Конечно же это-не руководство к действию. Просто все яркое ,необычное
всегда запоминается лучше. Поэтому я люблю проводить нестандартные
уроки ,применять нестандартные методы, вызывающие интерес детей.
Например, при прохождении прошедшего времени ,мы все вместе
составляем смешной рассказ об одном из учеников, что он делал вчера.
Или ,чтобы тренировать учащихся в составлении предложений, я пишу на
доске .дополняя рисунком , «МУ cat wore pampers every day» (моя кошка
носила памперсы каждый день ).Конечно же они лучше запомнят глагол wore
,чем глагол went в предложении I went to the park (я ходил в парк ).
Каждое живое существо-прирожденный творец .Если мы понаблюдаем за
детьми, мы увидим, что все дети творческие. Например, в моем 5 классе ,при
подготовке к концерту, посвященному «Дню учителя» ,я предложила им
исполнить что-нибудь им уже известное, но они отнеслись к заданию
творчески-сочинили свои собственные стихотворения. Но ,мало-помалу, мы
разрушаем их творчество, мы делаем их более экономичными,
амбициозными, мы начинаем их учить как делать правильно .Когда входит
амбиция-творчество исчезает ,потому что амбициозный человек не может
быть творческим.
Наше образование амбициозно . Амбициозность -не что иное ,как ЭГО.
«Стань первым!3айми первое место ! Победи на олимпиаде! Ты должен
добиться признания!» Родители , обуреваемые честолюбием ,заставляют
ребенка ходить на всякие секции , изучать иностранные языки, заниматься
музыкой , танцами, живописью .Все это , конечно , разносторонне развивает
ребенка, но это не должно быть насилием над его свободой ,идти вразрез с
его желаниями , потребностями. Они забыли ,что нельзя из ромашки сделать
розу и наоборот.
На своих уроках я стараюсь развивать творчество детей.
Амбициозность в образовании должна исчезнуть :такого рода образование
должно быть трансформировано. В школьные классы нужно принести больше
радости. Нельзя детей запугивать, добиваясь идеальной тишины, чтобы они
45 минут просидели не шелохнувшись.
Одна
девочка
мне
рассказывала,
что
она
настолько
боялась
учительницу ,что, даже когда на кончик ее носа вдруг села муха ,она все равно
не посмела пошевелиться.
Психологи подозревают ,что учителя на самом деле-политики.
Конечно ,они не достаточно уверены в себе ,чтобы двигаться в политику-они
идут в школы и «становятся императорами» .Учитель ,как император ,
возвышается над учащимися младших классов и нельзя найти более
невинных жертв совершенно безоружных, которые не могут даже
сопротивляться ,когда он их мучает для их же собственного блага.
III. Заключение
Таким образом, наше общество должно быть совершенно трансформировано
Нужно дать ребенку свободу развивать ум, творчество .Ребенок может быть
творческим ,если он-индивидуальность. Переход от подражающего
,ограниченного правилами поведения к творческому мышлению и гибкости
требует глубокого изменения к себе и к своим способностям.
Необходимо создать условия для рождения человека нового типа.
В наши дни способность творчески реагировать на новые трудности
требуется от каждого .Люди ,чей набор инструментов для взаимодействия с
жизнью ограничивается лишь теми инструментами, о которых они узнали в
прошлом от родителей и учителей, находятся далеко не в выгодном
положении.
Нужно наблюдать детей ,помогать им быть более разумными. Нельзя
подавлять свободу ребенка ,следует оставлять за ним право выбора своего
места в жизни.
У каждого существа достаточно разума, чтобы жить собственную жизнь
.Каждый ребенок рождается разумным, с высоким потенциалом для роста,
сознания , осуществленности.
Человек ясным разумом непредсказуем, свеж, свободен, индивидуален,
открыт, его нельзя обмануть, нельзя заставить.
«...быть живым -это дар...
...быть собой- самая богатая вещь в мире...»
Литература:
ОШО «Творчество»
v
«Радость»
«Осознанность»
«Разум»
«Зрелость»
Издательство «Весь» 2004 г.
М.Норбеков «Опыт дурака или ключ к прозрению
Издательство «Астрель» 2004 г.