Напоминание

Использование регионального компонента на занятиях изостудии «Акварели»


Авторы: Кислова Ирина Георгиевна, Большакова Лидия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБУ "Темп"
Населённый пункт: г.Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента на занятиях изостудии «Акварели»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хабаровский край – начало России.

Использование регионального компонента на занятиях изостудии «Акварели»

Кислова И.Г.,

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп», г. Амурск

Хабаровский край – земля на восходе солнца, начало России. Хабаровский край

для коренных дальневосточников – это их дом, это их судьба и будущее. Край больших

природных богатств: каких только здесь нет птиц, рыб, зверей, насекомых, растений.

Хабаровский край имеет ярко выраженную региональную принадлежность, так как

на

нашей

территории

проживают

малые

народности

со

своим

своеобразным

мировосприятием,

самобытным

искусством;

природа

красочная,

яркая

и

необычная;

уникальный животный и растительный мир. В самобытном искусстве малых народов

Приамурья

заложен

богатый

художественный

потенциал

для

восприятия

мира

обучающимся.

Введение регионального компонента в дополнительную общеобразовательную

общеразвивающую

программу

«Акварели»

способствует

обогащению

мира

духовных

переживаний обучающихся, развитию художественно-творческих способностей, любви к

малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом,

пониманию художественной ценности предметов народного искусства.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования

национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях

многонационального

государства;

обеспечение

прав

подрастающего

поколения

на

доступное образование; вооружение учащихся системой знаний о регионе; подготовка

молодежи

к

жизнедеятельности

в

проблемной

социокультурной

среде

ближайшей

территории и за ее пределами.

Трудно представить человека вне окружающей среды, которая оказывает незримое

воздействие на становление его характера. С детства мы любим природу, в которой

родились и росли. Но истинный смысл ее в нашей духовной жизни начинаем осознавать

через искусство. Не случайно пейзаж один из традиционных жанров живописи, давший

искусству блестящих мастеров пейзажа.

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Акварели»

отведено достаточно много

места по тематическому рисованию

по представлению

и

воображению именно пейзажа нашей малой родины. Сюда включены такие темы, как:

«Портрет волшебницы Природы», «Деревья осенью», «Аист – птица мира», «Зимний

пейзаж», свободная композиция «Мир вокруг нас», «Закат на Амуре», «Мир, в котором я

живу», «У истоков Амура», «Озеро лотосов», работа на пленере «Сады цветут» и др.

Параллельно

проводятся

беседы

о

природе

родного

края,

города.

Соответственно

ежегодно программа усложняется, увеличивается объем информации, меняется техника

исполнения работ.

Изучение

родного

края

через

изобразительную

деятельность

позволяет

также

знакомить обучающихся с этнической и национально-культурной самобытностью малых

народов

Приамурья

нанайцев,

гуманистическими

традициями

их

культуры.

Приобщение обучающихся к национально - региональному художественному наследию

является

важной

образовательной

задачей.

Для более

глубокого,

понятного

освоения

предмета на занятиях изостудии «Акварели» на занятиях используются тематические,

декоративные творческие задания с графическими элементами этнического орнамента. Я

посчитала

интересным

обратить

внимание

юных

художников

на

глубокий

смысл,

который несет в себе орнамент коренных народов Амура.

Каждый

творческий

этап

дарит

обучающимся

массу

эмоций,

теоретических

и

практических знаний, которые в дальнейшем используются в практической деятельности.

Изучая

орнамент

народов

Дальнего

Востока,

в

дальнейшем

учащиеся

используют

элементы

орнамента

в

таких

декоративных,

графических

работах,

как

«Камни

из

прошлого», стилизация нанайского орнамента в работах

«Декоративный натюрморт»,

«Декоративные

цветы»,

«Древо

жизни»,

«Узоры

счастья».

Знание

исторических,

этнических законов свободно реализуется в творческих работах.

Через

занятия

по

изобразительному

искусству

у

обучающихся

развивается

потребность узнать много нового о родном крае, происходит приобщение к искусству

других национальностей и искусству народов мира. В течение всего учебного года темы

регионального

компонента

пронизывают

сюжеты

рисунков

о

малой

родине.

Были

разработаны темы:

- «Осенний пейзаж родного края»;

- «Говорящие камни Сикачи-Аляна»;

- «Дети Амура»;

- «Дальневосточный лотос»;

- «Нанайская уточка» и др.

Для придания более глубокой и правдивой выразительной передачи образов, в

композициях

и

сюжетах

используются

разнообразные

средства

художественной

выразительности:

знание

композиции,

цветоведения,

законов

живописи,

графики,

смешанной техники. Каждая тема требует определенной подготовки, как педагога, так и

учащихся.

Необходимо

узнать,

как

можно

больше

о

конкретном

эпизоде,

собрать

материал,

выбрать

главное,

осмыслить

и

применить

в

практических

работах.

Так

в

творческой работе «Амурские

Грации»,

где

учащиеся подробно

изучают

костюмы

народов Приамурья, в дальнейшем идет работа по стилизации костюма в современной

обработке и составление композиций.

Создавая композиции по теме «Говорящие камни Сикачи-Аляна», обучающиеся

окунаются в представления древних о мироустройстве, как бы становятся очевидцами и

участниками

изобразительного

действа.

Кроме

того

есть

реальная

возможность

проявления неординарных способностей детей, возможности «разгуляться» фантазии и

воображению.

Такая

работа

приобщает

участников

действа

к

национально

-

региональному художественному наследию, важный образовательный элемент которого

- способствование развитию представления детей об окружающем мире, знакомство с

представлениями древних о мироустройстве.

Введение регионального компонента в содержание образовательной программы

способствует

формированию

обучающегося

как

представителя региона,

хранителя,

рачительного

пользователя

и

умелого

созидателя

его

социокультурных

ценностей

и

традиций.



В раздел образования