Авторы: Кислова Ирина Георгиевна, Большакова Лидия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБУ "Темп"
Населённый пункт: г.Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента на занятиях изостудии «Акварели»
Раздел: дополнительное образование
Хабаровский край – начало России.
Использование регионального компонента на занятиях изостудии «Акварели»
Кислова И.Г.,
педагог дополнительного образования
МБУ «Темп», г. Амурск
Хабаровский край – земля на восходе солнца, начало России. Хабаровский край
для коренных дальневосточников – это их дом, это их судьба и будущее. Край больших
природных богатств: каких только здесь нет птиц, рыб, зверей, насекомых, растений.
Хабаровский край имеет ярко выраженную региональную принадлежность, так как
на
нашей
территории
проживают
малые
народности
со
своим
своеобразным
мировосприятием,
самобытным
искусством;
природа
красочная,
яркая
и
необычная;
уникальный животный и растительный мир. В самобытном искусстве малых народов
Приамурья
заложен
богатый
художественный
потенциал
для
восприятия
мира
обучающимся.
Введение регионального компонента в дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую
программу
«Акварели»
способствует
обогащению
мира
духовных
переживаний обучающихся, развитию художественно-творческих способностей, любви к
малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом,
пониманию художественной ценности предметов народного искусства.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях
многонационального
государства;
обеспечение
прав
подрастающего
поколения
на
доступное образование; вооружение учащихся системой знаний о регионе; подготовка
молодежи
к
жизнедеятельности
в
проблемной
социокультурной
среде
ближайшей
территории и за ее пределами.
Трудно представить человека вне окружающей среды, которая оказывает незримое
воздействие на становление его характера. С детства мы любим природу, в которой
родились и росли. Но истинный смысл ее в нашей духовной жизни начинаем осознавать
через искусство. Не случайно пейзаж один из традиционных жанров живописи, давший
искусству блестящих мастеров пейзажа.
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Акварели»
отведено достаточно много
места по тематическому рисованию
по представлению
и
воображению именно пейзажа нашей малой родины. Сюда включены такие темы, как:
«Портрет волшебницы Природы», «Деревья осенью», «Аист – птица мира», «Зимний
пейзаж», свободная композиция «Мир вокруг нас», «Закат на Амуре», «Мир, в котором я
живу», «У истоков Амура», «Озеро лотосов», работа на пленере «Сады цветут» и др.
Параллельно
проводятся
беседы
о
природе
родного
края,
города.
Соответственно
ежегодно программа усложняется, увеличивается объем информации, меняется техника
исполнения работ.
Изучение
родного
края
через
изобразительную
деятельность
позволяет
также
знакомить обучающихся с этнической и национально-культурной самобытностью малых
народов
Приамурья
–
нанайцев,
гуманистическими
традициями
их
культуры.
Приобщение обучающихся к национально - региональному художественному наследию
является
важной
образовательной
задачей.
Для более
глубокого,
понятного
освоения
предмета на занятиях изостудии «Акварели» на занятиях используются тематические,
декоративные творческие задания с графическими элементами этнического орнамента. Я
посчитала
интересным
обратить
внимание
юных
художников
на
глубокий
смысл,
который несет в себе орнамент коренных народов Амура.
Каждый
творческий
этап
дарит
обучающимся
массу
эмоций,
теоретических
и
практических знаний, которые в дальнейшем используются в практической деятельности.
Изучая
орнамент
народов
Дальнего
Востока,
в
дальнейшем
учащиеся
используют
элементы
орнамента
в
таких
декоративных,
графических
работах,
как
«Камни
из
прошлого», стилизация нанайского орнамента в работах
«Декоративный натюрморт»,
«Декоративные
цветы»,
«Древо
жизни»,
«Узоры
счастья».
Знание
исторических,
этнических законов свободно реализуется в творческих работах.
Через
занятия
по
изобразительному
искусству
у
обучающихся
развивается
потребность узнать много нового о родном крае, происходит приобщение к искусству
других национальностей и искусству народов мира. В течение всего учебного года темы
регионального
компонента
пронизывают
сюжеты
рисунков
о
малой
родине.
Были
разработаны темы:
- «Осенний пейзаж родного края»;
- «Говорящие камни Сикачи-Аляна»;
- «Дети Амура»;
- «Дальневосточный лотос»;
- «Нанайская уточка» и др.
Для придания более глубокой и правдивой выразительной передачи образов, в
композициях
и
сюжетах
используются
разнообразные
средства
художественной
выразительности:
знание
композиции,
цветоведения,
законов
живописи,
графики,
смешанной техники. Каждая тема требует определенной подготовки, как педагога, так и
учащихся.
Необходимо
узнать,
как
можно
больше
о
конкретном
эпизоде,
собрать
материал,
выбрать
главное,
осмыслить
и
применить
в
практических
работах.
Так
в
творческой работе «Амурские
Грации»,
где
учащиеся подробно
изучают
костюмы
народов Приамурья, в дальнейшем идет работа по стилизации костюма в современной
обработке и составление композиций.
Создавая композиции по теме «Говорящие камни Сикачи-Аляна», обучающиеся
окунаются в представления древних о мироустройстве, как бы становятся очевидцами и
участниками
изобразительного
действа.
Кроме
того
есть
реальная
возможность
проявления неординарных способностей детей, возможности «разгуляться» фантазии и
воображению.
Такая
работа
приобщает
участников
действа
к
национально
-
региональному художественному наследию, важный образовательный элемент которого
- способствование развитию представления детей об окружающем мире, знакомство с
представлениями древних о мироустройстве.
Введение регионального компонента в содержание образовательной программы
способствует
формированию
обучающегося
как
представителя региона,
хранителя,
рачительного
пользователя
и
умелого
созидателя
его
социокультурных
ценностей
и
традиций.