Использование ИКТ-технологий в коррекционно-педагогической работе воспитателей логопедических групп
Автор: Герасимова Светлана Михайловна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 Населённый пункт: Мурманская обл., г.Апатиты Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ-технологий в коррекционно-педагогической работе воспитателей логопедических групп Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ-технологий в коррекционно-педагогической работе
воспитателей логопедических групп.
Герасимова С.М.
МБДОУ детский сад №59
Последнее десятилетие весьма ощутимо изменило систему дошкольного воспитания.
Выполнение
миссии
детского
сада
зависит
от
понимания
и
внедрения
в
практику
современных
технологий.
Педагогическая
технология
–
совокупность
психолого
–
педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм и
методов,
способов
и
приёмов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего
обширного арсенала образовательных технологий. В дошкольном учреждении активно
используется
интегративный
подход
к
образованию
детей
дошкольного
возраста,
организация интегрированных занятий. Без использования ИКТ в наше время невозможна
полноценная социализация ( О.А.Сурова ). В ходе применения компьютерных технологий,
как отмечают С.Л. Новосёлова, Г.П.Петку, Н.Н.Подъяков и др., возникают новые виды
деятельности:
компьютерное
конструирование,
творческое
экспериментирование,
проектирование
и
др.
При
этом
начинают
в
полной
мере
проявляться
мышление,
внимание,
память,
воображение,
существенно
возрастают
самооценка
и
самостоятельность ребёнка, обогащается словарь, развиваются коммуникативные навыки.
Компьютерные технологии относятся к наиболее эффективным средствам обучения и
довольно
широко
используются
в
коррекционной
педагогике.
Компьютеризация
коррекционного
процесса
открывает
возможности
для
применения
новых
методик
обучения детей, которые позволяют достичь максимально возможных успехов в развитии
ребёнка с речевыми патологиями (Л.Р.Лизунова).
Подбор информационных компьютерных технологий осуществляется:
-в соответствии с основными направлениями коррекционно-педагогической работы;
-с
обязательным
учетом
речевого
диагноза,
возраста,
индивидуальных
особенностей
ребенка, периода обучения и зоны ближайшего развитии;
-в
зависимости
от
формы
организации,
вида
организованной
образовательной
деятельности;
-в строгом соответствии с требованиями СанПиН и Инструкции по охране жизни и
здоровья дошкольников на занятиях с использованием компьютера (ПЭВМ).
Целесообразность использования каждой отдельно взятой компьютерной технологии
определяется возможностью:
-комплексно и рационально решать задачи, поставленные образовательной программой;
-достижения желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки
за
счет
вариативности
и
многофункциональности
предлагаемых
игровых
заданий,
возможности
выбора
уровня
их
сложности,
соответствия
состоянию
речевых
возможностей ребёнка.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста,
графического
изображения,
звука,
речи
и
видео
позволяет
создавать
для
детей
мультимедийные
презентации.
Виктория
Кузнецова
-
автор
сайта
viki.rdf
«Мультимедийные презентации для детей» - называет презентацию обучающим мини-
мультиком, электронной звуковой книжкой с красивыми картинками, отличным пособием
для мамы и педагога рассказать детям об окружающем мире так, как они сами его видит,
не выходя из дома и класса и не летая в дальние страны.
В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют
возможности родителей и педагогов в сфере раннего развития, способствуют успешной
реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только
насытить
его
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат
самостоятельно приобретать новые знания!
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные
презентации обладают рядом преимуществ. Они несут в себе образный тип информации,
понятный
дошкольникам,
формируют
у
детей
систему
мыслеобразования,
то
есть
позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных
образов,
наполненных
исчерпывающей
структурированной
информацией
в
алгоритмическом порядке. При этом задействуются различные каналы восприятия, что
позволяет заложить информацию в память детей не только в фактографическом, но и в
ассоциативном виде.
Медиа-технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни; увеличивают объём предлагаемого для
ознакомления
материала;
использование
новых
непривычных
приёмов
объяснения
и
закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей,
помогает
развить
произвольное;
за
счёт
высокой
активности
внимания
эффективнее
усваивается
учебный
материал,
тренируется
память,
развивается
воображение
и
творческие
способности.
Наиболее
эффективные
формы
организации
работы
с
компьютером
в
нашем
детском
саду
–
это
подбор
иллюстративного
материала,
мультимедийных
презентаций
(виртуальные
экскурсии,
путешествия
и
т.п.)
к
образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов. Компьютерные
технологии
нашли
применения
при
разработке
дидактических
игр,
сценариев
к
праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и
наработками
других
педагогов,
проведении
организованной
образовательной
деятельности, совместных родительско – детских праздников, собраний с применением
мультимедийных презентаций.
Использование
ИКТ
в
учебно-воспитательном
процессе
в
дошкольном
образовательном
учреждении
—
это
одна
из
самых
новых
и
актуальных
проблем
в
отечественной дошкольной педагогике.
В
дошкольном
учреждении разработана,
апробирована
и
успешно
внедряется
инновационная модель взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда по активизации
познавательной
и
творческой
деятельности
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
посредством
цифровых
образовательных
ресурсов.
Основная
идея
заключается
в
гармоничном
соединении
современных
технологий
с
традиционными
средствами
развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности,
развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с
детьми,
который
позволяет
сохранить
целостность
и
уникальность
отечественного
дошкольного образования. Основу современных образовательных технологий составляют
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Под цифровыми образовательными ресурсами
понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых
носителях.
При
реализации
образовательных
областей
«Познавательное
развитие»
и
«Речевое
развитие» в
работе
с
детьми
логопедической
группы
с
ТНР педагогами
используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для
организации учебно - образовательного процесса и представленные в цифровой форме:
-фотографии,
-плакаты,
-презентации,
-видеофрагменты,
-видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием лексической темы,
Понимая
необходимость
учета
целостности
восприятия
дошкольниками
окружающего мира, мы предлагаем интегрированный подход к отбору содержания знаний,
при
котором
прослеживается
вклад
разных
образовательных
областей
в
реализацию
общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Особое
значение
нами
придается
развитию
наглядно-образного
мышления,
воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в
процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.
Коррекционная работа в детском саду компенсирующего вида тесно связана с развитием
понятийного мышления, расширением познавательных возможностей, так как тяжелые
нарушения речи у детей замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи,
снижению познавательной активности, общего кругозора. Используемая в дошкольном
учреждении система межпрофессионального взаимодействия в работе учителя-логопеда и
воспитателя позволяет добиваться положительной динамики в развитии познавательных
способностей
детей,
а
также
положительных
результатов
коррекционной
работы
в
компенсации речевых нарушений. Мы убеждены, что занятия для детей с ТНР должны
быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с
использованием
звуковых
записей
и
видеозаписей.
Всё
это
может
обеспечить
компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР в
непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла, делают процесс
обучения
более
интересным
и
интенсивным.
Одной
из
наиболее
удачных
форм
представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание
мультимедийных презентаций .
Это
удобный
и
эффектный
способ
представления
информации
с
помощью
компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те
факторы,
которые
наиболее
долго
удерживают
внимание
ребенка.
Одновременное
воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь
гораздо большего эффекта.
Организация занятий, совместной деятельности, индивидуальной работы с детьми в
речевой группе для детей с ТНР планируется согласно лексическим темам. Лексическая
тема
начинается
с
проведения
занятия
познавательного
цикла.
Подбор
материала
осуществляется
на
основе
рекомендаций
учителя-логопеда
и
направлен
на
индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие его индивидуальных
возможностей.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы (тема занятия представлена на слайдах).
2. Как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для
конкретных
занятий
презентации,
содержащие
краткий
текст,
схемы,
рисунки,
видеофрагменты, анимации).
3. Для контроля знаний.
Использование
компьютерного
тестирования
повышает
эффективность
учебного
процесса, активизирует познавательную деятельность детей-логопатов. Тесты могут
Медиатехнологии в структуре организованной образовательной деятельности
воспитателя логопедической группы могут использоваться во время предварительной
работы
по
обогащению
лексики
на
занятиях
по
художественно-продуктивной
деятельности как слайд-презентации с коротким рассказом воспитателя на 2-3 минуты, и
как основная часть обобщающего занятия по развитию речи по определенной лексической
теме (не более 6-8 минут).
Цели данной презентации:
1. Закрепление словаря по теме.
2. Закрепление отработанных на занятиях учителя-логопеда грамматических категорий по
теме.
3.Повторение отработанных упражнений по развитию связной речи (стихов, коротких
рассказов).
4.Развитие
мыслительных
операций
анализа,
синтеза,
умозаключения
(загадки,
упражнения на сравнение)
Также воспитатель имеет возможность применить метод мультимедийных презентаций на
второй
части
непосредственно
образовательной
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим.
Данная
презентация
расширяет
представления
детей
по
теме
занятия,
обогащает
импрессивный
словарь
детей-логопатов
по
теме
за
счет
системы
мыслеобразованию;
способствует
развитию
мыслительных
операций
обобщения
и
классификации.
Презентации
в
структуре
занятия
по
развитию
элементарных
математических
представлений помогают воспитателю в решении следующих педагогических задач: -
структурированию занятия согласно решаемым задачам; - настрою детей на решение
определенных задач, внесение элемента занимательности; - для переключения внимания
детей,
снятия
интеллектуального
напряжения.
Использование
мультимедийных
презентаций
в
заключительной
части
любого
занятия
помогают
педагогу
не
только
обобщить полученные детьми знания в виде слайд-шоу или видеоролика, но и снять у
воспитанников психоэмоциональное напряжение.
Воспитатель
логопедической
группы
имеет
возможность
использовать
медиа-
ресурсы и в совместной деятельности с детьми, например, видео и слайд-шоу в структуре
каникулярных
дней
по
определенной
теме.
С
помощью
этих
презентаций
педагог
расширяет
представлений
детей
по
данной
теме,
решает
разнообразные
задачи
по
коррекции речевой системы языка (по согласованию с учителем-логопедом), доставляет
детям положительные эмоции и наслаждение от приобретения новых знаний.
Таким образом, можно сделать вывод: применение обучающих мультимедийных