Автор: Дунаева Гульнара Галимзяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа 1
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Раздел: высшее образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Актуальность
данной
темы
обусловлена
тем,
что
в
связи
с
модернизацией Российского образования, в последнее время постоянно
появляются новые концепции в области управления образовательными
учреждениями и, в частности, педагогическими коллективами средней
общеобразовательной школы.
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
Министерство образования и науки Российской Федерации
стало
предъявлять
определенные
требования
к
управлению
педагогическим коллективом в школе. Администрация школы должна
владеть сведениями о нововведениях не только в системе управления
школой, но и сфере управления педагогическим коллективом.
Кроме того, последнее время большое внимание уделяется такому
вопросу, как: профессиональный рост педагога. Это привело к тому, что,
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации (по
итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23
декабря
2015
г.),
был
разработан
проект
модели
НСУР
в
части
использования уровневого подхода к квалификации (профессиональным
компетенциям)
педагога
и
проведена
соответствующая
доработка
профессионального стандарта педагога.
В рамках указанной разработки
профессионального стандарта
педагога
была
построена
система
уровней
профессиональных
компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности
педагога
на
основе
усложняющегося
состава
его
профессиональных
действий.
В
результате
проект получил
положительную
оценку
на
Вс еро ссийской
конференции
по
обсуждению
с од е р ж а н и я
профессионального
стандарта
педагога
с
привлечением
более
400
участников из 41 субъекта Российской Федерации (20 декабря 2016 года,
Москва)
[3,
с.174].
Следовательно,
события
последних
лет
в
этой
области указывают на пристальное внимание со стороны государства к
проблеме развития и совершенствования системы образования в России.
Такие нововведения отразятся, в первую очередь, на администрации
образовательных учреждений, так как именно им предстоит первыми
перестраивать свою работу и знакомить педагогов с НСУР.
При этом вертикальная карьера учительского роста предполагает
возможность
занятия
учителем,
демонстрирующим
необходимый
уровень
квалификации,
новых
должностей
–
старшего
учителя
и
ведущего учителя, а также занятие административных
должностей в
школе, что, в свою очередь, предполагает обладание педагогом целым
рядом дисциплин управленческого цикла.
Также актуальность темы исследования подтверждается тем, что
далеко
не
все
руководители
школ
в
полной
мере
обладают
информацией
об
инновациях
в
системе
управления
педагогическим
коллективом, о сайтах, где даются рекомендации по использованию
современных
инновационных
подходов
в
системе
управления
педагогическим
коллективом
и
вообще
о
методах
эффективного
управления персоналом в школе.
Теоретическая
разработанность
данного
аспекта
представлена
научными
трудами
отечественных
и
зарубежных
авторов
в
области
современной педагогической мысли, управления ОУ и педагогическим
учреждением: Акопов В.С., Асатрян Р.С., Бреусов А.В., Кокуева Ж.М.,
Васильева
Т.П.,
Елизарова
Е.М.,
Киселева
Ю.А.,
Рагинская
В.Н.,
Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С.
и другие.
В данных работах
рассматриваются
вопросы,
связанные
с
модернизацией
системы
управления образованием и образовательным учреждением. Названные
авторы уделяют большое внимание ключевым аспектам формирования
профессиональных компетенций для
руководителя образовательного
учреждения.
Кроме
того,
личности
руководителя
в
системе
управления
уделяют
внимание
такие
исследователи,
как:
В.Г.
Шипунов,
Е.Н.
Кишкель.
Проблемам,
которые
возникают
в
управлении
образовательными учреждениями, посвящены труды В.С. Лазарева,
М.М. Поташника, Г.Л. Фриша, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Е.И.
Рогова, Ю.А. Конаржевского, Т.И. Шамовой и др.
Ключевые
аспекты
процесса
управления
педагогическим
коллективом
школы
рассматривались
в
трудах
многих
педагогов,
психологов:
Б.А.
Бинкина,
Ф.Т.
Акофа,
Р.Л.
Кричевского,
С.Т.
Ковалевского, А.И. Кочетковой, Н.А. Литвинцевой, К.Б. Малышева, Р.Х.
Шакурова и других.
Изучив различные подходы к управлению в системе образования в
рамках
нашего
исследования,
мы
под
управлением
в
системе
образования понимаем совокупность взаимосвязанных между собой,
скоординированных
мероприятий,
направленных
на
достижение
значимой цели для организации [1, с. 23]. К таким мероприятиям можно
отнести
управленческие функции, применение эффективных методов
управления и реализацию принципов управления.
Следовательно, процесс управления педагогическим коллективом
требует
от
руководителей
высокого
уровня
профессионализма.
Эффективным
руководителем
считается
тот,
который
на
этапе
реализации
той
или
иной
управленческой
функции
демонстрирует
только
положительные
личностные
качества,
используя
для
этого
эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
В
управлении
ОУ
руководителем
эффективным
является
комплексное использование следующих условий:
-
использование
экономических
методов,
содержание
которых
отражает
содержание
объективных
экономических
законов
(метод
самостоятельного
планирования,
метод
цент ра лизованного
планирования, метод экономического стимулирования);
- использование организационно-педагогических методов, которые
должны
эффективно
воздействовать
и
целенаправленно
формировать
организационные
отношения
между
членами
коллектива
(подбор
и
расстановка
кадров
по
профессиональным,
деловым,
социально-
психологическим факторам, управленческое воздействие, распределение
функций между исполнителями);
- использование социально-психологических методов, которые на
сознание
человека
воздействуют
(метод
эмоционально-волевого
воздействия,
метод
формирования
межличностного
статуса,
метод
мотивации
коллективной
и
индивидуальной
деятельности
членов
коллектива) [2, с. 37].
В целом, эффективность протекания управленческого процесса,
настроение сотрудников
в образовательной организации, отношения
между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных
условий
работы,
профессионализма
кадровых
работников,
уровня
управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих
факторов играет личность руководителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Борытко,
Н.М.
Управление
образовательными
системами:
Учебник
для
студентов
педагогических
вузов
/
Н.М.
Борытко,
И.А.
Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,
2006. – 48 с
2.
Кричевский,
Р.Л.
Если
Вы
–
руководитель…
Элементы
психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993. – 352
с.
3.
Романова, О.Н. Маркетинговая стратегия образовательного
учреждения
в
реализации
федерального
го суд а р с т ве н н о го
образовательного стандарта образования// Педагогическое мастерство:
материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.:
Буки-Веди, 2012. – с. 174-177.
4.
Чаплыгина,
Н.Н.
Педагогические
условия
управления
педагогическим
коллективом
на
основе
маркетингового
подхода
//
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст.
по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК,
2012. – с. 122-129.