Напоминание

Групповые роли подростков в зависимости от экстраверсии–интроверсии


Автор: Лобынцева Марьям Равильевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Елабужского института КФУ
Населённый пункт: г. Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: Групповые роли подростков в зависимости от экстраверсии–интроверсии
Раздел: высшее образование





Назад




Подростковый возраст является очень важным периодом в

становлении личности человека. В этот момент происходит переход из

детского состояния во взрослое состояние, и качество этого перехода будет

влиять на всю его жизнь.

В подростковом возрасте происходят не только физиологические, но и

психологические изменения, на передний план выходят социальные задачи и

подросток учится взаимодействию в социальных группах. В этом

взаимодействии он не только формирует свою жизненную позицию и

ценности, по которым он будет дальше жить, но и определяет свой

социальный статус, своё место в группе. В данном возрасте социальный

статус проявляется в виде популярности или непопулярности в среде

сверстников, и зависит от того, насколько окружение симпатизирует

подростку. Так как умения, полученные в подростковом возрасте, ложатся в

основу поведения взрослого человека, то несложно догадаться, что умение

занимать определенный статус или роль в социальных группах в данном

возрасте, повлияет на его дальнейшую успешность в социальной жизни

уже во взрослом состоянии.

Так как интроверсия и экстраверсия являются устойчивыми

характеристиками особенности человека направлять своё внимание на

внутренний или внешний мир, то можно предположить, что данные

характеристики влияют на групповую роль подростка, так как одной из

особенностей подросткового возраста является высокая коммуникативность.

Можно предположить, что подростки-экстраверты со своей высокой

направленностью во внешний мир более общительны и благодаря этому

занимают более высокие социальные роли. И наоборот, подростки-

интроверты, со своей направленностью во внутренний мир, и с меньшей

потребностью в общении, могут уступать подросткам-экстравертам в

коммуникации и занимать менее значимые социальные роли. Если данное

предположение окажется верным, то может оказаться, что подростки-

интроверты находятся в более уязвимом положении, так как их природная

особенность в направленности внимания вовнутрь себя будет им мешать в

самоутверждении и как в следствии снижать самооценку.

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым

составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на

иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах

есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный

подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит

группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера,

есть «шестёрка», которым все помыкают. Состав групп стабилен, приём

новых членов сопряжён с особыми «испытаниями» или ритуалами.

Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные

знаки, свой «язык», свои клички, обряды. Подобные группы обычно

образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечётким распределением

ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы обычно разнополый

и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы

минимально регламентирована, нет каких-либо чётких требований,

удовлетворение которых необходимо для вступления в неё.

Группа защищает подростка, даёт ему поддержку, одновременно она

предъявляет к нему жёсткие требования. Группа создаёт особое чувство -

«чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» -

взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка

очень большое значение.

Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его

положительный социометрический статус. Очевидно, существует и обратная

связь - социометрический статус зависит и от поведенческих особенностей

подростка, проявляющихся по отношению к группе: склонные к

рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых",

склонные к нонконформизму - в группу "отвергаемых" (Коломинский Я.Л.,

1976). Изолированность трудного подростка в классе может быть не только

причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива,

пренебрегает его целями и нормами поведения.

Типичная черта подростковых и юношеских групп - чрезвычайно высокая

конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших,

подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям

собственной группы и её лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в

сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность

"Они".

Страстное желание быть "как все" (а "все" - это исключительно "свои")

распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль

поведения. То есть, индивидуальность утверждается через единообразие,

которое тщательно поддерживается. Чем примитивнее сообщество, тем

нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще

непохожести [5, с.98-104].

Таким образом, коллективно-групповое поведение подростков и общение со

сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной

необходимости. Подростковые группы удовлетворяют в первую очередь

потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении.

Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство

самовыражения, установления новых человеческих контактов.

Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает

дополнительные возможности самоутверждения. Для подростковой среды

характерна дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе

неофициальных ценностей.

Понимая важность групповых ролей для подростка, становится интересно и

важно рассматривать, какие качества дают возможность подростку не только

находиться в группе, но и занимать в группе «хорошее место», которое дает

возможность самоутверждения подростка не только в своих глазах, но и в

глазах своих сверстников.

В моём исследовании было рассмотрено предположение о том, что такие

характеристики личности как экстраверсия-интроверсия влияют на

социальный статус подростка и на групповую роль. Ведь по своей природе

экстраверты более открыты для общения и внешнего мира и так как общение

со сверстниками становится одной из ведущей деятельностью, то

экстраверты оказываются в более выгодном положении, чем интроверты,

которые предпочитают внешнему миру богатство внутренних переживаний.

Подростки интроверты могут оказаться заложниками своих природных

качеств, где их слабая сторона – общение, может сыграть плохую роль в

прохождении подросткового возраста, и как следствие, нарушать

гармоничное развитие его как личности .

В ходе практического исследования был применен эмпирический метод тест

Г. А. Айзенка «Определение типа личности». Данный тест предназначен для

определения типа личности исходя их показателей по экстраверсии-

интроверсии и уровню нейротизма. Таким образом используя часть ответов

данного теста, касающихся определения экстраверсии-интроверсии, можно

получить информацию о соотношении кэстравертов и интровертов в нашей

выборке.

В ходе исследования было выявлено что в группе из 31 человека 15

подростков являются интровертами разной степени выраженности, а 16-

экстравертами. Таким образом, 48,4% нашей выборки представляют

интроверты, а 51,6 % - экстраверты. Если смотреть на процентное

соотношение, то можно заметить, что количество экстравертов и интровертов

в выборке примерно равны, и нет большого разрыва между ними.

Далее при исследовании групповых ролей была применена методика

«Социометрия» Дж. Морено.

Были получены данные, которые выявили, что экстраверсия и интроверсия не

влияют на социальную роль подростков в группе.

Таким образом было выявлено что экстраверсия-интроверсия не влияют на

групповые роли подростков.



В раздел образования