"Модель современной гендерно-чувствительной образовательной среды ДОО для старшего дошкольного возраста"
Автор: Решетар Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Карагайский детский сад №3" Населённый пункт: Пермский край, Карагайский район, село Карагай Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Модель современной гендерно-чувствительной образовательной среды ДОО для старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Работу выполнила: Решетар Наталья Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №3»
Руководитель, тьютор-андрагог:
Пупырева Вера Геннадьевна
Содержание
1.
Гендерное воспитание старших дошкольников …………………………3
2.
Гендерные роли……………………………………………………………5
3.
Гендерное воспитание……………………………………………………..6
4.
Гендерные стили модели игрового поведения…………………………...8
5.
Гендерно-чувствительная развивающая среда………………………….10
6.
Содержание гендерно-чувствительной среды в группе старшего
дошкольного возраста…………………………………………………….11
7.
Список литературы………………………………………………………15
Гендерное воспитание старших дошкольников
Для того чтоб начать разрабатывать модель гендерно-чувствительной
развивающей среды я решила разобраться в понятиях и понять что же такое
«гендер».
Термин «гендер» был введен в науку с целью разграничения биологической и
социальной характеристик пола (в переводе с английского gender – «род»).
Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и
женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и
женщин не всегда являются естественным продолжением биологических
различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Диапазон
трактовки термина «гендер» в современной научной литературе достаточно
широк. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми
ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого
взаимодействия [75].
Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли,
идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от
биологических половых различий, а от социальной организации общества
[42]. Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор
культурных и поведенческих характеристик, которые определяют
социальное поведение мужчин и женщин.
А. А. Чекалина рассматривает «гендер» в соотнесении с категорией
психологического пола, полагая, что психологический пол является базовым
образованием в гендере.
Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его
психологических характеристик и особенностей социального поведения,
проявляющихся в общении и взаимодействии [94]. Значение гендерной
педагогики в решении задач формирования личности, в совершенствовании
образовательного процесса обусловлено рядом факторов.
У детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном
взрослым виде, а формируются в ходе социализации. «Мужчинами и
женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате
целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше,
уже с дошкольного возраста» [69, с. 5].
Теория социокультурного конструирования гендера основывается на
следующих тезисах: во-первых, гендер личности конструируется в
процессе социализации, обусловленной ценностями и традициями семьи,
дифференциацией гендерных ролей, воздействием средств массовой
информации; во-вторых, гендер идентифицируется самим человеком в его
сознании, чему способствует принятие (или неприятие) заданных обществом
ролевых норм поведения и внешних атрибутов гендера (одежда, прическа,
аксессуары, парфюмерия, стиль поведения и пр.)
С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему
бытующего общества. Прежде всего, вступает в силу символические
родильные обряды, предписывающие родителям и другим близким взрослым,
ухаживающим за ребенком, определенные действия, связанные с полом
младенца. Выбираем цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. С глубокой
древности и до наших дней большое значение отводится выбору игрушек и
других предметов, окружающих ребенка в повседневном быту (к примеру,
чашка, ложка, полотенце). Все социокультурные институты (семья, детский
сад, школа, система дополнительного образования) и культура в целом
широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные
нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления
о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».
Большую роль играют в этом фольклор, литература, музыка, театр, кино,
мультипликация, газеты, журналы, телевидение, реклама и другие источники
массовой информации, а также мода, семейные и общественные праздника.
Гендерные роли
Гендерная роль предполагает дифференциацию деятельности, статусов, прав
и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности.
Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной предполагает не
только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько
выполнение гендерных ролей и правил поведения, предписанных в
конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая
модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье,
культуре, образовании, экономике, политической системе и др.) По
определению И.С. Клециной , гендерные роли всегда связанны с
определенной нормативной системой, которую личность усваивает и
преломляет в своем сознании и поведении. Отсюда гендерные стереотипы-
это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах
характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».
И.С. Клецина выделяет три группы стериотипов:
Гендерные стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные
роли в соответствии с полом;
Гендерные стереотипы связанные с различиями и содержанием труда;
Гендерные стереотипы мускулинности - фемининности,
предписывающие определенные психологические качества и свойства
личности.
В связи с этим можно дать общую характеристику гендерного ролевого
стереотипа, формирующегося у девочек уже в дошкольном детстве: женщин
принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению;
предпочитаемая область деятельности женщин –экспрессивная сфера
(исполнительский и обслуживающий труд, так или иначе связанный с
отношениями между людьми); женщины обладают такими качествами как
доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость,
терпеливость, миролюбие, умение гибко разрешать конфликты, обустраивать
пространство, обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.
Гендерный ролевой стереотип у мальчиков формируется тоже уже в
дошкольном детстве: мужчин принято оценивать по профессиональным
успехам ; предпочитаемая область деятельности – инструментальная сфера,
созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила,
уверенность, надежность, ответственность, забота о слабых, умение ставить
цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.
Гендерное воспитание.
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно -
воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики
развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.
Проблема гендерного подхода в воспитании возникла не случайно.
Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе привели
к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей
мужского и женского поведения (феминизация мужчин маскулинизация
женщин). Как следствие, довольно часто неадекватно формируются
внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают
«слабый», так называемый женский, тип поведения, а девочки, наоборот,
стараются быть сильными, грубыми, агрессивными. У детей формируется
неадекватные или недостаточно четкие гендерные установки, личностные
качества и модели поведения. В результате мальчики становятся феминными,
а девочки маскулинными. Проблема гендерндерных различий становится
особенно актуальной на фоне происходящего нивелирования традиционных
отношений мужчин и женщин, а также господства в педагогике
доминирующей идеи идентичного воспитания мальчиков и девочек. К
сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день
преимущественно «бесполая» ( за редким исключением), доказательством
чему являются следующие факты:
Содержание детской деятельности и формы ее организации не
организованы на специфические потребности, интересы, уровни
активности мальчиков и девочек;
Единый режим дня не учитывает различную потребность в
движении, чередовании активности \ отдыха у мальчиков и девочек;
Гигиенические, спальные, игровые комнаты являются общими
помещениями для всех детей;
Питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема
пищи (этот факт имеет отношение к большей степени к
индивидуальным, чем гендерным особенностям детей).
Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного
возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые
стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что
воспитатели –женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и,
напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры
мальчиков. Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая генде
рную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие
индивидуальности.
Многие отечественные (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.) и
зарубежные (Ш.Берн, Л.Кольберг, С.Томсон и др.) ученые отстаивают мнение
о том, что первая гендерная идентичность устанавливается к концу
дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных
воздействий на систему гендерной идентичности ребенка заметно
снижаются, поэтому старший дошкольный возраст рассматривается сегодня
как сензитивный период для формирования предпосылок и условий,
способствующих принятию ребенком своей гендерной принадлежности,
адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и
женственность в национальной культуре.
Гендерные стили и модели игрового поведения
В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные
стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только
физические (биологические), но и психические гендерные различия. По
данным Н.К.Ледовских, у девочек проявляется большая, чем у мальчиков,
зависимость от взрослых и семьи. Мальчики более рациональны и
агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность,
аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значимым
фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет
их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего
женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую
ему независимость от матери. Поэтому мальчики играют в больших игровых
группах (объединениях). Группа сверстников является для девочек не таким
значимым фактором социализации, девочки тяготеют к более интимной
дружбе, предпочитая диады или триады. Это отчетливо проявляется в
различных бытовых ситуациях , игровой деятельности, свободном общении.
В самодеятельных играх и эмоционально значимом общении девочки
осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими
людьми и героями литературных произведений, передают отношения,
характерные для той роли, которую они выполняют по сюжету игры. Между
девочками устанавливаются устойчивые эмоциональные связи,
перерастающие в крепкую и доверительную дружбу. О своей первой дружбе
девочки порой помнят все жизнь. Очень важно сформировать у девочек
адекватное представление о женственности, которая проявляется в
таких истинно женских качествах как эмоциональность, нежность,
хрупкость, искренность, верность, заботливость, готовность прийти на
помощь, миролюбие и миротворчество (неприятие агрессии как способа
разрешения конфликтных ситуаций). Необходимо дать девочкам
представление о том , как женственность проявляется в семье и в
различных ситуациях вне семейного общения.
У мальчиков важно сформировать адекватное представление о
мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в
таких истинно мужских качествах как ответственность, умение
преодолевать страх, надежность, умение взять на себя трудности и
защитить слабого. Необходимо дать мальчикам представление о том,
как мужественность проявляется в семье и в различных ситуациях.
В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы
и способности детей. Иногда ребенок в игре использует роль желаемую, но
запретную в реальной жизни. Тем самым он проявляет свои интересы,
реализует желания, избавляется от угнетающих (фрустрирующих)
воздействий запретов и ограничений, естественных в процессе воспитания
дошкольников. Принцип психологической комфортности как основа любой
свободной игры позволяет ребенку освободится от чувства одиночества,
соразмерить и оценить свои возможности, познать радость содружества и
сотрудничества и тем самым обрести веру в себя, найти позитивную позицию
к другим людям и окружающему миру в целом.
Следует заметить, что игровые интересы дошкольников определяются
как половой принадлежностью, так и социокультурной, предметной средой.
Предметно развивающая среда :
-это система материальных объектов и
средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание
развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
-
это
комплекс
эстетических,
психолого-педагогических
условий,
необходимых
для
осуществления
педагогического
процесса,
рационально
организованная
в
пространстве
и
времени,
насыщенная
разнообразными
предметами и игровыми материалами.
Разобравшись в понятиях что же такое гендер, и развивающая среда,
можно
попробовать
разработать
модель
гендерно-чувствительной
образовательной среды.
Гендерно-чувствительная развивающая среда
Важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является
организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей
творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить
собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно
реализовать себя.
Дошкольное учреждение можно рассматривать как целенаправленно
организованную среду, которая является для ребенка моделью социума.
Социальный характер образовательной среды ДОУ имеет ряд особенностей.
Это среда:
Упрощенная , поскольку направлена на приобретение каждым
ребенком опыта социального поведения и общения в комфортных,
специально созданных условиях (воспитание условиях микросоциума);
Очищенная, поскольку защищает детей от неприемлемых и даже
опасных, угрожающих здоровью черт макросреды;
Компенсирующая, поскольку позволяет детям преодолевать
естественные ограничения социальной макросреды.
В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду в которой
протекает естественная и реальная жизнь (Дж. Дьюи), что станет
предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной
стороны позволит максимально приблизить учебно-воспитательные ситуации
к реалиям жизни, что поможет личностному принятию их ребенком. С другой
стороны, научит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально
приближенных к социальному бытию человека.
Игровая предметно- пространственная среда позволяет создать в миниатюре
общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в
социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает
психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает, создает, устойчиво
позитивное настроение и доставляет удовольствие.
Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного
воспитания дошкольников является построение дифференцированной
предметно – пространственной среды и вовлечение детей в свободную
игровую деятельность. Особо важным в педагогической практике является
совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями)
предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в
художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство,
знания об окружающем мире и отношениях меду людьми. Реализация
гендерного подхода в дошкольном образовании требует нового взгляда на
обустройство предметно- пространственной среды группы и дошкольного
учреждения в целом. Она должна быть разной для мальчиков и девочек и при
этом на каждой возрастной ступени дополняться и изменяться. Так же
«гендерная» среда должна, строится с учетом требований образовательной
программы ДОУ, принципа интеграции образовательных областей,
соответствовать гигиеническим и санитарным требованиям.
Содержание гендерно-чувствительной среды.
Методическая копилка группы для детей:
Портреты : писателей, поэтов (мужчин и женщин).
Книги о девочках и для девочек; о мальчиках и для мальчиков
Папки с подбором иллюстраций и фотографий: «Образ женщины»,
«Образ мужчины», «Мода мужская и женская», «Профессии мужские и
женские»
Фотоальбомы: «Отцовство», «Материнство», «О наших девочках», «О
наших мальчиках».
Подбор детской литературы по темам: «настоящие мальчики и
девочки», «Труд мужской и женский», «О красоте мужской и женской»,
«О любви и дружбе», «Транспорт», «Умелые ручки».
Спортивный уголок
Спортивное оборудование для мальчиков :гантели, турник, кегли,
кольцо баскетбольное, мяч и т.п. Для девочек: ленты, обручи,
скакалки…
Портреты спортсменов –мужчин и женщин, папки: мужские и женские
виды спорта, спортивная одежда для мальчиков и девочек в разные
сезоны. Картотеки игр: народные игры мальчиков, и девочек.
Спортивные игры для мальчиков, игры для девочек.
Музыкальный уголок
Музыкальные инструменты: для девочек (металлофон, треугольник,
колокольчик, трещётки), для мальчиков (ударные, духовые, маракасы,
бубен…)
Дидактические папки: Произведения посвященные маме, (папе),
(бабушке), (дедушке). Произведения посвященные взаимоотношениям
мальчиков и девочек) . Парные танцы для мальчиков и девочек.
Уголок трудовой деятельности
Материалы по ручному труду для девочек :
(ткань, кружево, тесьма, нитки, иголки, пуговицы, бусины, пяльцы, бисер)
для оформления кокошников, поясов, для вышивании из ткани.
Материалы для ручного труда мальчиков:
верстак, инструменты столяра, плотника, маляра, модели самолетов, машин
из бумаги, конструктора и т.п.
Образцы готовых работ как для девочек, так и для мальчиков
Уголок ряженья:
Костюмы разных эпох для мальчиков и девочек
Костюмы с профессиональной надписью
Костюмы к играм – драматизациям с ярко выраженными мужскими и
женскими ролями.
Атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями:
(шлемы, короны, плащи, сумки, щиты, веера, пилотки, бескозырки,
бусы).
Фигурки солдат и моряков, разных родов войск.
Куклы младенцы, мальчик и девочка.
Ящик с бросовым материалом.
Картотека сюжетно – ролевых игр
Методическая копилка группы для родителей:
Консультации для родителей:
«Психологические особенности мальчиков и девочек», «Родителям о
гендерном воспитании», «Труд мальчиков и девочек», «Особенности общения
маль. и дев. «Формирование привычек культурного общения и поведения»,
«Что любят наши мальчики и девочки»
В реализации проблемы гендерного воспитания дошкольников необходима
психолого – педагогическая поддержка всех участников данного
направления, которая состоит в следующем:
Содействие формированию гендерной компетентности у
родителей и педагогов;
Разработка и внедрение педагогических технологий,
направленных на конструирование гендерного сознания детей
дошкольного возраста;
Организация развивающей предметно-пространственной среды,
инициирующей гендерную идентификацию с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и
девочки могут воспитываться вместе без нарушения гендерного статуса, если
у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность.
Модель современной гендерно-чувствительной
образовательной среды для детей старшего дошкольного
возраста по теме «Мужчины и женщины» на ноябрь.
Уголок гендерно-чувствительной образовательной среды для детей
оборудован в групповой комнате, содержание этого уголка , как и содержание
других уголков в группе постоянно меняется: в зависимости от тематического
планирования. В этом месяце пройдет непосредственно-образовательная
деятельность : «О красоте мужской и женской», «Труд мужской и женский»,
«Настоящие мужчины», «Настоящие женщины», каждую неделю ППРС
(Предметно пространственная развивающая среда) будет дополнятся и
меняться в соответствии с итоговым занятием.
См. приложение 1.
Очень важно в процессе работы дать детям понять о том, что наше общество
вводит свои изменения в образы жизни, в нормы поведения как мужчин, так и
женщин. Женщины могут быть одновременно как слабыми, так и сильными.
Мама
дома
-
добрая,
ласковая,
заботливая,
а
на
работе
ей
необходимо
проявлять
мужественность, быть сильной, и так же
можно сказать о
мужчинах.
Родителей
мы
обязательно
знакомим
с
темой
недели,
каждый
месяц
вывешиваем
для
них
план
работы
на
неделю,
цель
и
задачи
нашей
деятельности и приглашаем к сотрудничеству. Предлагаем дома обсуждать
то, о чем ребенок узнал в детском саду, беседовать, читать художественную
литературу по теме т.п. .
На первой неделе образовательный процесс будет направлен на решение
следующих задач:
1.
Формировать первоначальные представления о внутренней и внешней
красоте мужчин и женщин, об особенностях их одежды, проявлениях
их достойного поведения.
2.
Воспитывать чувство восхищения гармонией внешней и внутренней
красоты взрослых людей.
3.
Актуализировать
использование
полученной
информации
в
игровой
деятельности.
Для решения данных задач в познавательно – речевой уголок поместим
альбомы:
«Мужской
и
женский
образ»,
фотоальбом
«Моя
семья»,
«Аксессуары мужские и женские» эти альбомы можно использовать как для
совместной работы взрослого и ребенка, так и дети могут просматривать
самостоятельно общаясь друг с другом. Для чтения разместим литературу,
соответствующую
данной
теме
(р.н.с.
«Царевна
лягушка»,
Г.Андерсон
«Снежная королева», сказки А.С.Пушкина ( «О царе Салтане», «О Мертвой
царевне»), в свободное время организовать чтение отрывков с обсуждением.
Так
же
в
этот
уголок
необходимо
разместить
для
рассматривания
и
составления рассказов картины В. Васнецова: «Аленушка», «Три богатыря».
Предложим
детям
дидактические
игры
такие
как:
«Кому
что
нужно»,
«Модный
салон»
в
них
дети
могут
играть
как
самостоятельно,
так
и
совместно со взрослыми.
В уголок художественного творчества разместим образцы аппликаций из
ткани
«Бальные
костюмы
мужчин
и
женщин»,
и
все
необходимое
для
выполнения данных аппликаций, альбом-пособие для детей в схемах «Я
рисую
портрет»,
готовые
рисунки
«Моя
мама»,
«Мой
папа».
Дети
в
самостоятельной деятельности рисуют портреты своих любимых близких и
выполняют аппликативные работы. Так же на этой неделе педагог предлагает
детям посмотреть видеоролики «Бальных танцев» где обращает внимание на
наряды танцующих, и культуру их поведения в танце.
На этой неделе
организуются сюжетно-ролевые игры такие как «Парикмахерская», «Салон
красоты». В конце недели мы проводим занятие на тему «О красоте мужской
и женской» где закрепляем и уточняем поставленные задачи.
На второй неделе месяца ставим перед собой следующие задачи:
1.
Формировать
первоначальные
представления
о
специфике
труда
мужчин и женщин.
2.
Способствовать
проявлению
интереса
к
общественной
значимости
результатов труда людей разного пола.
3.
Актуализировать
использование
полученной
информации
в
самостоятельной игровой деятельности.
Соответственно
и
среда
будет
наполнена
в
соответствии
с
темой.
В
познавательно
–
речевой
уголок
поместим
альбомы:
«Труд
мужской
и
женский»,
«Профессии»,
фотоальбом
(оформленный
в
средней
группе
совместно с родителями) «Кем работают наши родители», просматривая их
ребенок рассказывает о профессии своих родителей, и уточняет знания о
разных профессиях. Для детей представлены произведения художественной
литературы: Д.Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский «Кем быть?»,
С.Михалков «А что у вас?», педагог читает их детям, так же просматривают
иллюстрации к ним, беседуют. Дети играют в дидактические игры « «Кому
что
нужно
для
работы»,
«Разложи
по
порядку».
Еще
на
этой
неделе
организуется просмотр видеофильма о работе спасателей с обсуждением
просмотренного.
В
уголке
художественного
творчества
дети
раскрашивают
раскраски
соответствующие данной теме, рисуют рисунки. К сюжетно ролевым играм
дополняются игры: «Обувная мастерская», «Строители». Педагог принимает
участие в организации игр, и наблюдает за самостоятельной игрой детей,
либо
по
предложению
детей
является
участником
игры,
взяв
на
себя
предложенную роль.
На этой неделе педагог предлагает родителям совместно с детьми мамам-
шить и ремонтировать одежду для кукол, а папам- смастерить кормушки для
птиц, отремонтировать детские коляски для кукол и т.п..
На третьей неделе текущего месяца ставим перед собой цель:
становление полоролевой социализации и развитию маскулинных качеств у
мальчиков, и задачи :
1.
Формировать
первоначальные
представления
о
проявлениях
достойного поведения мужчин.
2.
Способствовать стремлению мальчиков быть похожими на настоящих
мужчин.
3.
Актуализировать
использование
полученной
информации
в
игровой
деятельности.
Предметно-пространственную
среду
будем
наполнять
в
соответствии
заданным
задачам.
В
познавательно-речевой
уголок
для
рассматривания
поместим
альбомы:
«Интересы
и
увлечения
мужчин»,
«Спорт».
Для
совместного чтения подбираем произведения художественной литературы:
сказка «Никита Кожемяка», «Шел солдат по городу», подборку пословиц и
поговорок о мужских качествах для разучивания с детьми. Так же на этой
н ед е л е
о р г а н и зуе м
м и н и
в ы с т а в ку
ф ото г р а ф и й
« Мо й
п а п а
работает…»(фотографии отображают деятельность пап детей) и
картин с
изображением рабочей одежды мужских профессий. Дети несут из дома
фотографии
и
рассказывают
о
своих
папах,
дедушках,
дядях
и
т.д..
В
спортивном
уголке
выкладываются
канаты,
детские
гантели,
гири,
организуются игры-состязания для мальчиков и т.п.. В группе организуются
сюжетно-ролевые
игры
такие
как
«Пожарные»,
« С п а с ат е л и » ,
«Пограничники».
В
самостоятельной
изобразительной
деятельности
дети
раскрашивают
раскраски
по
теме,
рисуют
рисунки,
делают
аппликации.
Прослушиваем музыкальный произведения
о папах о их достоинствах,
поступках.
На четвертой неделе ноября педагог ставит перед собой цель и задачи по
теме «Настоящие женщины».
Цель : содействие полоролевой социализации и развитию фемининных
качества у девочек.
Задачи:
1.
Формировать
первоначальные
представления
о
проявлениях
достойного поведения женщин.
2.
Способствовать
стремлению
девочек
быть
похожими
на
настоящих
женщин.
3.
Актуализировать
использование
полученной
информации
в
игровой
деятельности.
На
этой
неделе
в
познавательно-речевом
уголке
разместим
для
рассматривания, обсуждений и бесед альбом с иллюстрациями «Женский
образ в искусстве», фото альбом (созданный совместно с родителями) «Моя
мама – рукодельница», для чтения разместим литературу, соответствующую
данной теме ( Г.Андерсон «Снежная королева», сказки А.С.Пушкина ( «О
царе
Салтане»,
«О
Мертвой
царевне»),
в
свободное
время
организовать
чтение отрывков с обсуждением женского образа. Так же, для совместного
разучивания разместим подборку пословиц и поговорок о женских качествах
с иллюстрациями. Выкладываем дидактические игры: «Подбери украшения»,
«Собери на балл», в коридоре, где дети раздеваются организуем выставку
газет
«Моя
любимая
мама»
с
поздравлением
мам
с
праздником
«День
матери».
В
уголке
изобразительной
деятельности
размещаем
все
необходимое
для
изготовления
поздравительных
открыток.
Оформляем
альбом
с
рисунками
«Самая
любимая».
Прослушиваем
музыкальные
произведения
о
мамах.
Организуем
игры
–
драматизации
по
сказкам
Пушкина.
Правильное гендерное
воспитание помогает
ребенку
понять
свою
роль,
овладеть ею и вырасти полноценной личностью.
Главная задача как для педагогов так и для родителей это
–
стать для своих
детей примером мужской силы и смелости, и женской мудрости и нежности.
И
тогда
дети
обязательно
станут
полноценными
членами
общества,
полностью
соответствуя
его
морально-этическим
требованиям,
и
не
забывая о своих чувствах и интересах.
Список литературы:
1.
Лилия Вениаминовна Градусова «Гендерная педагогика»учебное
пособие
2.
Журнал «Обруч» №3 2009 год статья «Пол или гендер»
3.
И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова « Игрют девочки»
издательский дом «цветной мир» Москва 2014.
4.
И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова « Игрют мальчики
издательский дом «цветной мир» Москва 2014.
5.
Коломийченко Л.В. , Олейниченко Е.Ф. ,Метечко А.А. «Организация
предметной развивающей среды по «Программе социального развития»
Л.В.Коломийченко» (методические рекомендации) Пермь 2003.
6.
Коломийченко Л.В. « Концепция и программа социального развития
детей дошкольного возраста» Пермь 2002.
7.
«Реализуем «Программу социально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста» Конспекты занятий с детьми
старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Часть 2 Под общей редакцией
Л.В.Коломийченко» Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева.
8.
ФГОС