Автор: Саетгалиева Лейсан Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 - центр развития ребенка" Населённый пункт: город Сергиев Посад - 7, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Паспорт мини-музея "Колокольчик" Раздел: дошкольное образование
Паспорт мини-музея «Колокольчик»
Автор: Саетгалиева Л.В.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей «Колокольчик»
Профиль музея: познавательный, культурологический.
Цели:
Формирование у детей первичных представлений о музеях;
Формирование интереса к коллекционированию;
Расширение
представлений
детей
о
городах,
святых
местах,
традициях и культуре России.
Привлечение
родителей
к
общественной
жизни
группы,
посредством создания музея, пополнения экспонатов музея;
Формирование
у
дошкольников
навыков
исследовательского
поведения;
Развитие
у
детей
навыков
познавательной
активности,
обогащение
словаря,
навыков
общения,
сотрудничества,
инициативности,
ответственности.
Задача мини – музея «Колокольчики»:
Помочь ребенку увидеть, что стоит за вещью, понять ее символический
язык,
а
колокольчик
–
безусловно,
очень
символический
предмет:
это
и
красота русских полей, поросших синим колокольчиком, и тревожный набат
колокола, и переливный колокольный звон, и колокольчики, украшающие наш
быт.
Заложить
фундамент
для
будущего
гражданина
нашей
Родины,
заинтересованного сохранять и приумножать наследия других поколений.
В основу решения задач положены следующие принципы:
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
Принцип наглядности;
Принцип последовательности;
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея: 1 человек.
Характеристика помещения: групповая комната.
Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв.м.
Мини-музей
предназначен
для
формирования
первичных
представлений
о
музеях,
для
познавательного
развития
детей,
развития
художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
Поисковая;
Фондовая;
Научная;
Экспозиционная;
Познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии
с
возрастом
детей.
Коллекции
мини-музея
располагаются
в
специально
отведенном месте в групповой комнате. Рядом с экспериментальной зоной,
что
дает
удобство
в
работе
с
музеем.
В
музее
представлены
не
только
экспонаты,
но
и
богатый
методический
материал
по
непосредственной
работе. Это занятия, беседы, игры, альбомы, литература.
Что размещено в музее «Колокольчик»:
Экспонаты
мини
–
музея
«Колокольчики»
расположены
по
тематикам:
- колокольчики - города,
- колокольчики со святых мест,
- колокольчики – зверюшки,
- колокольчики-человечки,
- новогодние колокольчики.
Детская художественная литература.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
(подготовительная группа)
Сентябрь
Предварительная беседа «Что такое музей»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Дать детям
знания о музее, какие бывают музеи. Познакомить с правилами поведения в
музеях.
Активизация
словаря
детей
словами:
коллекция,
музей,
исторический,
краеведческий.
Способствовать
развитию
представлений
детей колокольчиках, колоколах. Знакомство с мини-музеем «Колокольчики».
Октябрь
Социально-коммуникативное
развитие «Русские
колокола
и
колокольные звоны»
Цель: ознакомление с предметами русской старины; формирование у
детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
Формировать знания о колоколах и колокольных звонах России, познакомить
с
устройством
колокола
и
особенностями
его
звучания,
отметить,
какое
значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в
настоящем
времени.
Воспитывать
у
детей
интерес
к
историческому
и
культурному
прошлому
русского
народа,
формировать
желание
быть
продолжателем русских традиций.
Ноябрь
Речевое развитие «А. Толстой «Колокольчики»
Цель:
Закрепить
умения
пользоваться
ножницами,
аккуратно
и
последовательно
выполнять
работу.
Развитие
мышления,
воображения.
Формировать
эстетические
навыки.
Прививать
интерес
к
творчеству.
Создание атмосферы праздника.
Цель :
Знакомить
с
профессией
звонарь,
литейщик
и
реставратор.
Развивать умение передавать пропорции предметов, использовать в работе
разные
способы
лепки:
налеп,
углубления,
оттиск,
применять
стеку.
Закрепить умение лепки из соленого теста. Использовать в работе знания и
приемы полученные ранее. Создавать индивидуальные творческие работы.
Пополнять словарный запас детей названиями новых профессий: звонарь,
литейщик, реставратор, сувенир, сувенирный.
Февраль
Познавательное развитие «Царь-колокол»
Цель: познакомить детей с историей возникновения колокола на Руси.
Март
Музыкальное развитие «Звонят Руси колокола!»
Цель: Развивать творческое воображение, совершенствовать певческие
навыки,
сочетая
пение
с
движением;
чувство
ритма.
Совершенствовать
двигательные
навыки
(хороводный
шаг,
выворачивание
круга,
хождение
«змейкой», элемент хоровода «улитка»). Закреплять навыки игры на детских
музыкальных инструментах, умение согласованно музицировать в оркестре,
используя изобразительные свойства звука, подражая звучанию колоколов.
Развивать
восприятие
классической
музыки
и
умение
её
анализировать.
Познакомить
с
устройством
колокола
и
особенностями
его
звучания.
Формировать
знания
о
колоколах
и
колокольных
звонах
России.
Сформировать
представление
о
колокольном
звоне
как
о
ярком
явлении
русской православной культуры.
Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к традициям
и
истории
своего
народа
через
восприятие
синтеза
искусства:
музыки,
поэзии, архитектуры. Способствовать воспитанию духовно – нравственных
качеств личности. Воспитывать чувство почитания колокола как символа
русской земли.
Апрель
Рисование «Колокольный звон»
Цель :
Закреплять
умение
узнавать
колокола
и
колокольчики
по
иллюстрациям,
отвечать
на
вопрос
с
опорой
на
картинку,
слушать
колокольные звоны в аудиозаписи. Расширять кругозор, обогащать словарный
запас.
Называть
слова
с
заданным
звуком.
Развивать
внимание,
память,
познавательную
активность,
творческое
воображение,
связную
речь.
Развивать
мелкую
моторику
рук,
фонематический
слух.
Создавать
положительный
эмоциональный
настрой.
Учить
рисовать
и
закрашивать
колокольчик.
Воспитывать
интерес
к
истории
Родины,
к
возникновению
предметов
с
различным
назначением.
Активизировать
и
обогащать
словарный запас (колокольчик, колокол, юбка, язык, колокольня, звонница,
звонарь, набат, рында, валдайский рукотворный).
Май
Развлечение «Пасхальный благовест»
Цель: Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к
культуре русского народа через ознакомления с народными праздниками.