Напоминание

Развитие пространственных представлений


Автор: Захарова Лариса Ивановна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Школа №41
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: Развитие пространственных представлений
Раздел: среднее образование





Назад




У детей с задержкой психического развития наблюдается:

слабое развитие интеллектуальной активности;

низкий уровень развития восприятия;

неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;

недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных

программ;

неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности

переключения, внимания;

снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

недостаточно сформированы и пространственные представления:

ориентировка в направлениях пространства, в пространственном анализе и

синтезе ситуации.

Пространственные представления являются базисом, над которым

надстраивается вся совокупность психических функций: письмо, счет, чтение,

мышление и т.п.

А.В. Семенович предлагает следующие этапы формирования

пространственных представлений:

1. Ориентировка в схеме собственного тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве:

• определение направлений относительно себя;

• ориентация себя относительно других объектов.

3. Пространственные схемы и диктанты.

4. Конструирование и копирование.

Наиболее

важными

приемами

работы

по

развитию

пространственных

представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

опора на наглядность ситуации;

широкое использование двигательных, ритмических упражнений,

упражнений на построение и перестроение;

практическая деятельность с конкретными предметами;

использование дидактических

игр

разного

содержания

и

разнообразного

наглядного материала;

создание

игровых

и

проблемных

ситуаций

для

обеспечения

интереса ребёнка;

Большое значение имеет использование в работе по формированию

пространственных

представлений

у

детей

с

умственной

отсталостью

графических средств обучения.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР помогает снизить

уровень

тревожности,

формирует

эмоционально-позитивное

настроение,

активизирует

познавательное

развитие,

совершенствует

навыки

учебной

деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Коррекционное занятие по математике в 8 классе.

Тема:

«Четырехугольники».

Цель: развитие познавательной сферы, пространственных представлений, речи,

образного мышления, зрительной памяти, внимания.

Задачи:

упражнять в ориентировании на плоскости и в пространстве, развитие

пространственных представлений детей;

развивать логическое мышление, воображение, внимание (объем и

концентрацию);

повышение учебной мотивации детей, повышение самооценки детей;

Оборудование и материалы: карточки с частями слов для вывешивания на

доске, раздаточный материал 1 и 2, листы бумаги формата А4.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к занятию.

Нам на уроке понадобятся ручка, простой карандаш, линейка, угольник,

тетрадь для коррекционных занятий, лист белой бумаги.

2.Физминутка (упражнение «Цунами»).

3.Постановка цели занятия.

-Какую тему мы проходим по геометрии?

-Какие фигуры относятся к четырехугольникам? Давайте соберем их названия

из частей:

ква, др, ат, пара, лл, ело, грамм, пря, мо, угол, ь, ник, ро, мб.

-Чем схожи эти фигуры?

(Параллельные противоположные стороны.)

-Какое из названий фигур является еще и общим для других фигур?

(параллелограмм)

-Мы не будем решать задачи сегодня. Что тогда можем делать с этими

фигурами?

(Строить, лучше их изучить.)

4.Основная часть урока.

Графический диктант.

-Отсчитайте сверху страницы 7 клеток, справа 3 клетки. Это – начало рисунка.

Рисуем: вправо 2 клетки, вверх 2, вправо 1, вверх 1, влево 2, вверх 2, влево 2,

вниз 3, вправо 1, вниз 2. Дорисуйте получившуюся фигуру до квадрата.

Периметр квадрата? Площадь?

-От квадрата на 3 клетки правее начнем рисовать другую фигуру. Будем

рисовать левой рукой. Вправо 5 клеток, вверх 1, влево 2, вверх 1, вправо 4,

вверх 3, влево 3, вниз1, влево 3. Соедините последнюю точку с первой.

Достройте фигуру до параллелограмма.

Молодцы!

Копирование.

-Постройте в тетради прямоугольник ABCD. Зафиксируем очку .D. Как будет

располагаться прямоугольник, когда повернем его вправо на 90 ? Вокруг точки

С?

-Строим ромб, поворачиваем на 180 .

Дорисовывание фигур.

-На белом листе нарисуйте любой треугольник. Достройте его до

параллелограмма. Как еще можно это сделать?

-Какие ошибки вы заметили? (линии оказываются непараллельными) Как

проверить, что противоположные стороны параллельны?

-Изображения могут быть обманчивыми. Убедитесь, что на рисунках

вертикально изображены параллельные отрезки. (Используется раздаточный

материал 1.)

Составление фигуры.

-Найдите пары фигур, дополняющих друг друга до квадрата. (Используется

раздаточный материал 2.)

5.Рефлексия.

-Наше занятие подошло к концу, давайте мы с вами вспомним, чем мы

занимались на занятии сегодня?

-Что удалось выполнить хорошо?

-Что не удалось?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

-Мне очень понравилось как вы работали сегодня на занятии, молодцы.

Особенно мне хотелось бы отметить……

Карточка 1.

Карточка 2.



В раздел образования