Автор: Захарова Лариса Ивановна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Школа №41
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: Развитие пространственных представлений
Раздел: среднее образование
У детей с задержкой психического развития наблюдается:
слабое развитие интеллектуальной активности;
низкий уровень развития восприятия;
неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;
недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных
программ;
неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности
переключения, внимания;
снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;
недостаточно сформированы и пространственные представления:
ориентировка в направлениях пространства, в пространственном анализе и
синтезе ситуации.
Пространственные представления являются базисом, над которым
надстраивается вся совокупность психических функций: письмо, счет, чтение,
мышление и т.п.
А.В. Семенович предлагает следующие этапы формирования
пространственных представлений:
1. Ориентировка в схеме собственного тела.
2. Ориентировка в окружающем пространстве:
• определение направлений относительно себя;
• ориентация себя относительно других объектов.
3. Пространственные схемы и диктанты.
4. Конструирование и копирование.
Наиболее
важными
приемами
работы
по
развитию
пространственных
представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
опора на наглядность ситуации;
широкое использование двигательных, ритмических упражнений,
упражнений на построение и перестроение;
практическая деятельность с конкретными предметами;
использование дидактических
игр
разного
содержания
и
разнообразного
наглядного материала;
создание
игровых
и
проблемных
ситуаций
для
обеспечения
интереса ребёнка;
Большое значение имеет использование в работе по формированию
пространственных
представлений
у
детей
с
умственной
отсталостью
графических средств обучения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР помогает снизить
уровень
тревожности,
формирует
эмоционально-позитивное
настроение,
активизирует
познавательное
развитие,
совершенствует
навыки
учебной
деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Коррекционное занятие по математике в 8 классе.
Тема:
«Четырехугольники».
Цель: развитие познавательной сферы, пространственных представлений, речи,
образного мышления, зрительной памяти, внимания.
Задачи:
упражнять в ориентировании на плоскости и в пространстве, развитие
пространственных представлений детей;
развивать логическое мышление, воображение, внимание (объем и
концентрацию);
повышение учебной мотивации детей, повышение самооценки детей;
Оборудование и материалы: карточки с частями слов для вывешивания на
доске, раздаточный материал 1 и 2, листы бумаги формата А4.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к занятию.
Нам на уроке понадобятся ручка, простой карандаш, линейка, угольник,
тетрадь для коррекционных занятий, лист белой бумаги.
2.Физминутка (упражнение «Цунами»).
3.Постановка цели занятия.
-Какую тему мы проходим по геометрии?
-Какие фигуры относятся к четырехугольникам? Давайте соберем их названия
из частей:
ква, др, ат, пара, лл, ело, грамм, пря, мо, угол, ь, ник, ро, мб.
-Чем схожи эти фигуры?
(Параллельные противоположные стороны.)
-Какое из названий фигур является еще и общим для других фигур?
(параллелограмм)
-Мы не будем решать задачи сегодня. Что тогда можем делать с этими
фигурами?
(Строить, лучше их изучить.)
4.Основная часть урока.
Графический диктант.
-Отсчитайте сверху страницы 7 клеток, справа 3 клетки. Это – начало рисунка.
Рисуем: вправо 2 клетки, вверх 2, вправо 1, вверх 1, влево 2, вверх 2, влево 2,
вниз 3, вправо 1, вниз 2. Дорисуйте получившуюся фигуру до квадрата.
Периметр квадрата? Площадь?
-От квадрата на 3 клетки правее начнем рисовать другую фигуру. Будем
рисовать левой рукой. Вправо 5 клеток, вверх 1, влево 2, вверх 1, вправо 4,
вверх 3, влево 3, вниз1, влево 3. Соедините последнюю точку с первой.
Достройте фигуру до параллелограмма.
Молодцы!
Копирование.
-Постройте в тетради прямоугольник ABCD. Зафиксируем очку .D. Как будет
располагаться прямоугольник, когда повернем его вправо на 90 ? Вокруг точки
С?
-Строим ромб, поворачиваем на 180 .
Дорисовывание фигур.
-На белом листе нарисуйте любой треугольник. Достройте его до
параллелограмма. Как еще можно это сделать?
-Какие ошибки вы заметили? (линии оказываются непараллельными) Как
проверить, что противоположные стороны параллельны?
-Изображения могут быть обманчивыми. Убедитесь, что на рисунках
вертикально изображены параллельные отрезки. (Используется раздаточный
материал 1.)
Составление фигуры.
-Найдите пары фигур, дополняющих друг друга до квадрата. (Используется
раздаточный материал 2.)
5.Рефлексия.
-Наше занятие подошло к концу, давайте мы с вами вспомним, чем мы
занимались на занятии сегодня?
-Что удалось выполнить хорошо?
-Что не удалось?
-Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
-Мне очень понравилось как вы работали сегодня на занятии, молодцы.
Особенно мне хотелось бы отметить……
Карточка 1.
Карточка 2.