Напоминание

Интеллектуально–познавательная игра по русскому языку "Интуит"


Автор: Агеева Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуально–познавательная игра по русскому языку "Интуит"
Раздел: среднее образование





Назад




Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку «Интуит»

Автор: Агеева Ольга Николаевна, учитель русского

языка и литературы, высшей категории, г. Иркутск

Цели мероприятия:

1.

С помощью интеллектуальной игры создать возможности обучения в зоне ближайшего

развития ребенка. Формировать адекватную оценку учащимся границ «знания» и

«незнания».

2.

Обеспечить высокую самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее

достижением

3.

Достичь высокой успешности в усвоении учебного содержания.

4.

Воспитывать навык взаимодействия в группе (команде).

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство

Подарили

Крылов и Пушкин,Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

И.С.Тургенев

СЦЕНАРИЙ

1ведущий: Добрыйдень!

2 ведущий: Начинаем нашу игру!

1 ведущий: Слова умеют плакать и

смеяться, приказывать, молить и заклинать.

2ведущий: И, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушным холодом дышать.

1ведущий: русский язык – трудное дело.

2 ведущий: Наше состязание поможет вам найти много чудесного и таинственного, что

прячется за словом- русский язык.

1 ведущий: Сегодня здесь встречаются две замечательные команды 6 В класса и 6 Г класса.

2 ведущий: Пожелаем ребятам успехов в состязании. Да победит сильнейший! Но сначала

необходимо представить жюри конкурса.

1ведущий:

Представление команд (девиз, название )

2 ведущий:

Конкурс 1 – Разминка. Пантомима

Учитель: все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного

размяться

мы

будем

их

вспоминать.

(Учитель

показывает

пословицу

участнику

команды,

который будет показывать её при помощи жестов, а команда должна

пословицу назвать за 1

минуту. За верный ответ- 1балл. Помощник раздаёт жетоны.)

1 команда

1 Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2 Волков бояться- в лес не ходить.

3 Как аукнется – так и откликнется.

2 команда

1 Тяжело в учении – легко в бою.

2 Любишь кататься - люби и саночки катать.

3 Учение – свет, а неученье- тьма.

1 ведущий: Конкурс 2 «Фонетический»

Ведущий раздает карточки с заданием. Время выполнения 1 минута

После выполнения задания капитаны команд ответы передают в жюри.

1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

(Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

2 ведущий: Конкурс 3 «Остров Антиподов».

Учитель: Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы,

а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что

означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или

поговорок, а может и загадок. Время выполнения- 1 минута. Ответы капитаны передают в жюри.

За правильное выполнение задания 1 балл.

Помощники раздают карточки командам

(На карточках)

1 команде:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

2 команда

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

1 ведущий : Следующий конкурс – конкурс капитанов.

Выходят капитаны команд. За каждый правильный ответ 1 балл, на размышление 30 секунд.

Учитель:1. Вопросы-шутки.

1) В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

2Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

3Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

4) Какое слово состоит из одинаковых букв? (семья)

5 Какое государство можно носить на голове? (панама)

6 Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце)

2. Расставьте ударения в словах: 1) квартал, каталог, груженый, сливовый, начал, начала, звонит, в

яслях, столяр. 2) начался, договор, балую, балуешь, свекла, предложить, мышление,

августовский.

2 ведущий Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные

-

единственного

числа,

именительного

падежа),

начинающемуся

с

последней

буквы

слова,

написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 2 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

2

2

На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

1 ведущий:

Конкурс

5 «СОБЕРИ СЛОВА». Помощники раздают карточки. 1 минута.

Капитаны передают в жюри

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК,

ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА

(загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

2 ведущий:

Мы недавно прошли тему «Имя прилагательное». Задание командам:

составить синквейн на тему «Имя прилагательное». 3 мин.

1 ведущий: Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде.

Предлагаем вам ответить на несколько вопросов: ( помощник выдаёт жетон ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ

ОТВЕТ)

Учитель: Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубей. .(1 балл)

Ответ: У рыб есть зубы.

Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине. .(1 балл)

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? .(1 балл)

Ответ: Суббота

Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж.(1 балл)

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.) .(1 балл)

Каким

членом

предложения

является

обращение?

(Обращение

не

является

членом

предложения.) .(1 балл)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…).(1 балл)

2 ведущий: Конкурс 7 «Синтаксический» Вы должны правильно написать слова и расставить

знаки препинания. (Помощники раздают карточки)

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

3

3

2. Мой сын (–) летчик.

3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Пословица (–) народная мудрость.

3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

1 ведущий: и снова конкурс 8для болельщиков «Блиц-опрос»

Учитель: Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1-

жетон команде )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2 ведущий:

Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. На прощание хочется пожелать вам

успехов в изучении русского языка. До свидания! До новых встреч!

Высказывания о русском языке

1 ведущий: Просим жюри подвести итоги встречи.

Награждение команд.

.

4

4



В раздел образования