Напоминание

"Организация наблюдений на прогулке в летний период"


Автор: Власова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: с. Икряное Астраханская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: "Организация наблюдений на прогулке в летний период"
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему:

«Организация наблюдений в летний период»

Выполнила воспитатель: Власова С. В.

группа № 11 «Теремок».

Летом дети большую часть проводят на улице, на

участках, поэтому педагоги организуют различные

мероприятия, которые помогают им углубить и расширить

знания о живой и неживой природе путём наблюдений,

экспериментальной деятельности, использования трудовой

и игровой деятельности, произведений художественной

литературы…

Прогулки помогают накопить у детей представления о

различных явлениях природы; воспитать в детях

любознательность, наблюдательность; доставить детям

удовольствие от общения с природой.

Поэтому педагогу при проведении прогулок важно не

только учитывать возраст и интересы детей, но и творчески

подходить к организации прогулок.

Каждая прогулка содержит наблюдения, которые

формируют конкретные знания, развивающие мышление,

интерес и любовь к природе, чувство красивого;

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие

предметов и явлений окружающего мира.

Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют

восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.

Цели и задачи наблюдений в летний период

• развитие умений наблюдать летние признаки и

явления природы, выделять простейшие связи между

условиями среды и состоянием живых объектов,

анализировать характерные изменения в живой и

неживой природе в летний период времени;

• формирование представлений о жизнедеятельности

растений и животных, способности выражать

эмоционально-бережное отношение;

• развитие наблюдательности и любознательности в

процессе ознакомления с природой, развитие

способности любоваться красотой летней природы.

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении

детей с растениями, животными, погодой и т. д.

Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу

ознакомления детей с природой.

Для того чтобы наблюдения привели к формированию

правильных представлений, воспитатель должен руководить им.

Руководство осуществляется путем объяснения детям цели

наблюдения и постановки перед ними вопросов, направляющих

их внимание на характерные особенности предмета или явления.

Организация наблюдений в летний период дают возможность

последовательно формировать знания, с учетом возможностей

детей и особенностей природного окружения.

Наблюдения, проводимые под руководством воспитателя,

формируют систему элементарных знаний у детей в соответствии

с требованиями программы, в определенной последовательности

развивают их основные познавательные процессы и способности.

В повседневной жизни, во время наблюдений у ребят

накапливается личный опыт.

Организация наблюдения за живой природой

Организация наблюдения за живой природой

1. Наблюдения за растениями.

На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети

рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они

разные по форме, размеру; различают и называют кусты и

деревья.

На лугах, парках, садах – множество различных цветов.

Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник,

клевер, ромашка, пижма, колокольчик.

Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра.

Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и

ягод.

Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений

детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах

знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп.

Некоторые целебные травы можно посадить на участке,

организовав фитоогород или фитогрядку.

2. Наблюдения за животными.

Продолжать работу по ознакомлению с животными.

Закреплять представления, полученные детьми весной.

Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу,

прятаться от врагов. Воспитателю нужно объяснить детям,

что у птиц и зверей наступает ответственная пора –

выхаживание потомства.

Дети должны знать, как ведут себя животные, как

называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и

голосовые реакции животных, старшие перечисляют.

Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся

бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами.

Летом дети продолжают наблюдать птиц.

Обращают внимание на то, как быстро летают птицы,

отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к

гнезду с кормом для птенцов.

Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают

своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом

сохранять растения.

Можно предложить найти доказательство полезности птиц

(посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать

и сказать, как и чем она кормит птенцов).

Обследуя деревья, дети встретятся со следами

разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков.

Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес

погибнет».

Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать

нельзя, иначе они перестанут жить в них.

В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как

постепенно стихает пение птиц.

4. Наблюдения за насекомыми.

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела,

муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек,

любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел

с помощью лупы.

Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый

цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, воспитатель

может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную

окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться

от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие

пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает

крылья, чем пугает птицу.

Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве,

однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»?

На правом надкрылье у него находится специальная

перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими

зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое,

получается стрекочущий звук.

Предложить детям послушать стрекотание кузнечика,

понаблюдать, как скачет и прячется в траве.

Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному

существу. Божья коровка, жук.

При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-

паутинки, трещинку на спинке, крылышки.

Формировать желание любоваться и оберегать живые

существа, не причинять им вред.

Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» -

мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего.

Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие

растительные и животные останки, являясь санитарами.

Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том

числе и комнатных мух.

Необходимо формировать у детей бережное отношение к

насекомым.

Организация наблюдения за неживой природой.

1. Сезонные и погодные явления.

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда –

ливневые, с молнией, громом и градом.

Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию

причин разного характера осадков зимой и летом, их

зависимости от температуры воздуха.

Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать

осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время

грозы.

Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман,

объяснять причину их образования. В начале лета бывает

прохладно, погода часто меняется.

Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь.

Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей.

Показать яркое сезонное явление — радугу.

Старшие дети учатся по отдельным признакам определять

состояние погоды.

С середины июня становится жарко.

Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни,

грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться.

В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце

уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы,

появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах

остывает.

Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый

длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и

захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На

прогулках наблюдают за высотой стояния солнца.

В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно

понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром,

когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце

почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений

необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю

палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально

стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем

выше поднимается солнце, тем короче тень от палки.

На основе знакомства с народными приметами дети учатся

подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния

погоды.

2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.

Даются детям под контролем взрослого.

Представления о свойствах этих природных материалов

уточняются, углубляются и закрепляются в процессе

организованных наблюдений и самостоятельной

деятельности детей.

Самыми актуальными и любимыми играми в летний период

являются игры с водой и песком.



В раздел образования