Напоминание

Сказка в формировании нравственных представлений старших дошкольников


Автор: Хорошевская Оксана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г.Кемерово"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала:
Тема: Сказка в формировании нравственных представлений старших дошкольников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сказка в формировании нравственных представлений старших

дошкольников.

Сказка

прекрасное

средство,

позволяющее

формировать

у

дошкольников нравственные представления в игровой форме, сохраняя при

этом элементы познавательного и образовательного процесса.

Первоначальные нравственные представления у детей формируются по

определенному

правилу:

выдвижение

некоего

образца,

выработка

определенного стереотипа, возникновение потребности опираться на них в

сходных ситуациях.

Эти же представления формируются в сознании ребенка на основе

определенной

последовательности

поступков,

умело

направленных

взрослыми. Роль педагога состоит в том, чтобы подойти к использованию

сказочного

материала

нетрадиционно,

чтобы

ребенок

мог

воспринимать

сказку с разных сторон.

В качестве методов и приемов можно использовать:

Чтение сказок;

Пересказ с опорой на иллюстративный материал и без него;

Решение проблемных ситуаций;

Этические

беседы,

игровые

и

творческие

задания,

игры-

драматизации;

Сочинение сказок на новый лад;

Иллюстрации к сказкам, загадки, пословицы и поговорки и т.д.

Если рассматривать сказку более пристально то, в каждой сказке

изначально устанавливаются какие-то проблемные ситуации, которые в ходе

сказки

решаются

разными

путями.

Образы

героев

доступны

детскому

сознанию. Сказки учат детей различать добро и зло, дают представления о

нравственной

свободе

человека,

помогают

увидеть

красоту

благородных

поступков. Такие занятия учат ребенка видеть в себе движение к добру и злу

и различать их, воспитывают желание делать выбор в пользу добра, следовать

за добрыми влечениями сердца и совести.

Характерными

особенностями

сказок

являются:

народность

(сказки

отражают

жизнь

народа,

особенности

его

мировоззрения,

помогают

формировать его у детей), оптимизм (сказки внушают уверенность в победе

добра

над

злом);

увлекательность

сюжета

(сложная

схема

событий);

образность (главный герой обычно отражает основные черты народа в целом:

отвагу,

трудолюбие,

остроумие,

щедрость

и

т.п.);

дидактизм

(сказки

поучительны и назидательны).

Так, на примере известной сказки «Колобок» можно познакомить детей

не только с традиционной пищей русского народа (колоб), и рецептом ее

приготовления, но и расширить представления детей о быте русского народа,

в ходе прочтения самой сказки пояснять такие слова, как: «амбар», «сусек»,

«пряжить». К сожалению, множество слов, обозначающих разные явления,

предметы, исчезли из нашей жизни или используются редко, поэтому, чтобы

не

возникало

трудностей

восприятия

сказки,

параллельно

разбирается

значение каждого слова, т.о. идет пополнение словарного запаса.

Можно использовать игру «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Педагог, к примеру, называть разные поступки, а дети оценивать, какие из

них хорошие, а какие плохие. Возьмем сказку «Царевна-лягушка», кое-что

берем из сказки, а что-то берем из жизни.

Иван-царевич никогда не ссорился с братьями.

Елена Премудрая испекла для царя хлеб.

Баба-Яга помогла Ивану-царевичу.

Мальчик подмел пол.

Мальчик сломал машину и порвал рубашку.

Девочка для бабушки приготовила чай и т.д.

Как один из способов работы с детьми подобрать цикл иллюстраций к

сказке, посмотреть, как видят разные художники своих героев.

Можно

создать рисунки к любимой сказке, в разной технике.

Беседа «Какая Василиса Премудрая». Какая была Василиса Премудрая?

Дети отвечают. Приводят примеры из сказок, подтверждая слова примерами

из сказки. Трудолюбивая, умная, красивая.

Данные методы, которые приведены выше, можно использовать все или

частично в работе с дошкольниками при изучении сказок.

Используя

потенциал

народных

сказок.

Педагоги

получают

возможность

наглядно

познакомить

детей

с

разными

пластами

народной

культуры, быта, красивым русским языком.



В раздел образования