Напоминание

"Особенности работы с трудными подростками"


Автор: Шарина Айталина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОКУ "Адаптивная школа–интернат №28 для детей–сирот и детей, оставш. без попеч. родителей"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности работы с трудными подростками"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы с трудными

подростками

Выполнила:

воспитатель

Шарина А.Г

Муниципальное общеобразовательное

казенное учреждение

«Адаптивная школа-интернат № 28 детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Городского Округа «город Якутск»

Главные вопросы:

1. Что мы знаем о трудных

подростках?

2. Как помочь «трудному подростку»?

3. Как работать с «трудными

подростками», на примере Димы З.

Кто он трудный подросток?

Трудный ребенок – это тот, кому

т р уд н о .

И м е н н о

т а к

н а д о

понимать, что с ним происходит.

Трудный

о н

н е

тол ько

д л я

взрослых,

но

в

первую

очередь

для себя.

Подростковый возраст

Переломный

Переходный

Критический

Трудный

Возраст полового созревания

-… «уже не ребенок, но

еще не взрослый!!!»

ПОДРОСТОК

Трудный ребенок –

как ему помочь?

Главные техники помощи «трудному

ребенку» по принципу

Понять, принять, помочь – основа психолого

– педагогического подхода к «трудным»

подросткам.

Помочь

Понять

Принять

3-х П

Рассмотрение трудного

подростка, на примере Димы З.

Прибыл

из

А л д а н с к о г о

детского дома в 2012 году.

П о

п е д а г о г и ч е с к и м

наблюдениям

воспитателя,

была

сделана

психолого-

педагогическая

характеристика,

где

было

выявлено,

что

д а н н ы й

р е б е н о к

о т н о с и т с я

к

к а т е г о р и и

« т р у д н ы й

подросток».

Краткая характеристика:

Положительная

черта

1.

Имеет свою точку

зрения;

2.

Любит одевать

чистую одежду;

3.

Не хвастается

оценками и

достижениями.

Отрицательная

черта

1.

На замечания

реагирует остро;

2.

Ленивый;

3.

Не бережливый;

4.

Безответственный;

5.

Безразличен к

другим.

Индивидуальная программа

развития Димы З.

Имеющиеся

недостатки

Проектируемые

качества

Методы и приемы

педагогического

воздействия

Условия,

обеспечивающие

действенность

методов

педагогического

воздействия

Безответственность в

своих поступках и

обязанностях.

Упрямство,

обидчивость, лень,

неряшливость.

Небрежное

отношение к своим

вещам.

Работа за соблюдением

личной гигиены.

Ответственное

отношение к

поручениям,

трудолюбие,

аккуратность. Учить

преодолевать

трудности,

контролировать

собственное

поведение.

Метод убеждения.

Метод поощрения и

одобрения

положительных

поступков.

Метод внушения

Метод

стимулирования и

мотивации.

Метод осуждения

отрицательных

поступков.

Работа по

повышению

самооценки и

значимости.

Привлечение

интересными делами

в жизнь семейной

группы и класса.

Похвала наедине и

при всех.

Формы и методы работы с

«трудным подростком»

Требование.

Предъявляется

требование

в

решительном

тоне,

причем

возможна целая гамма оттенков, которые выражаются

интонацией, силой

голоса, мимикой.

Косвенные

требования

(совет,

просьба,

намек,

доверие,

одобрение)

отличаются от прямого тем, что стимулом действия становится уже не только

само

требование,

сколько

вызванные

им

психологические

факторы:

переживания, интересы, стремления воспитанников.

Индивидуальные

беседы,

беседы

по

душам,

индивидуальная

работа

по

саморегуляции

поведения

и

единые

требования

дисциплины

и

порядка

приводят к положительным результатам.

А.С.Макаренко в своей теории выдвинул ряд идей относительно полезности

дисциплины,

которые

нужно

внушать

всем

детям

особенно

«трудным

подросткам».

Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют

тогда,

когда

необходимо

быстро

и

на

высоком

уровне

сформировать

необходимое качество.

Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший

закон воспитательной деятельности, этот закон целиком устремлен в будущее,

он соответствует сущности процесса социализации каждого человека.

Шаги к становлению

самостоятельности

В роли конферансье.

Встреча гостей 2017 год.

Научился готовить

мучные изделия, во

время проживания в

гостевой семье.

Нравственное воспитание

Индивидуальная работа продолжается

на основе индивидуальной программы

развития.

В ходе ежедневной индивидуальной работы Дима

показывает стабильность в поведении и в поступках.

В данное время Дима с удовольствием занимается в

танцевальном

ансамбле

«Улыбка»,

с

радостью

посещает

бассейн

«Самородок».

Принимает

активно е

участие

во

вс ех

п р о в од и м ы х

мероприятиях

семьи, класса, школы. Стал более

собранным, ответственным, аккуратным

.

Достижения Димы З.

За отличную учебу и хорошее поведение,

на

протяжении

нескольких

г о д о в ,

награжден поездкой в ДОЛ г.Сочи, Крым.

За активную жизненную позицию, общим

выбором

семьи

на

2017-2018

уч.год

назначен старостой (сентябрь, 2017).

В сентябре принял участие в съемке клипа

корейской группы «Double Eight».

Корейская группа «Double Eight»

Вывод:

Главный способ преодоления в работе с трудными подростками это

– индивидуальный подход, который предполагает умение опираться в

воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности

каждого, даже самого трудного воспитанника, на его интересы и

склонности, на его здоровые нравственные убеждения, взгляды и

позиции.

Педагогам, работающим с трудными подростками

и поставившим

перед собой гуманную цель — помочь детям его преодолеть, нужно

вести непрерывный мониторинг, т.е. систематические наблюдения за

отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным

реагированием на возникающие ситуации. Вести тесную работу со

специалистами

(школьным

врачом,

психологом

педагогом,

учителями

дефектологами,

учителями

предметниками

и

классными руководителями).

Использованная литература:

Макаренко А.С. «О воспитании», 1990.

Сухомлинский В.А. избранные педагогические

сочинения: В 3-х т.Т. 2/ Сост.О.С.Богданова,

В.З.Смаль.-М.:Педагогика, 1980. С.161-165.

«Азбука моральной культуры»

Петров В.И. «Азбука нравственного

взросления», Питер, 2007.

Тисленкова И.А. «Нравственное воспитание в

средней школе». – Волгоград, 2007.

Балыко Д. «НЛП для родителей. 11 законов

эффективного воспитания подростка», 2009.

Спасибо за внимание!



В раздел образования