Автор: Агафонова Юлия Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №16 Населённый пункт: город Шимановск, Амурской области Наименование материала: Опыт работы Тема: "Утренняя гимнастика с элементами логоритмики" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 города Шимановска
«Утренняя гимнастика с элементами
логоритмики»
(Опыт использования логоритмики в ДОУ)
Агафонова Юлия Олеговна
2015 год
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи
у
детей
дошкольного
возраста.
Отмечается
постоянное
увеличение
количества детей, имеющих нарушение речи. К сожалению, в силу ряда
причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-
логопеда.
Цель
нашей
работы:
помощь
детям
с
незначительными
нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского
сада.
Такую
помощь,
в
условиях
детского
сада
можно
оказать
на
музыкальных
и
физкультурных
занятиях,
в
структуру,
которых
входят
логоритмические упражнения.
Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений,
заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на
решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения вводятся на музыкальных занятиях, а на
физкультурных
(без
музыкального
сопровождения)
с
первой
младшей
группы,
что
дает
возможность
для
раннего
выявления
и
коррекции
нарушений
речи.
С
раннего
возраста
в
структуру
занятия
включаются
потешки,
прибаутки,
чистоговорки
или
упражнения
артикуляционной
гимнастики.
Занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и
стихи,
сопровождаемые
движениями,
двигательные
упражнения.
Занятия
проводятся
в
игровой
форме
с
сюжетно-тематической
организацией,
что
позволяет
каждому
ребенку
чувствовать
себя
комфортно,
уверенно,
раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого
внимания
на
протяжении
всего
занятия
и
соответственно
повышает
результативность в усвоении знаний.
Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы,
имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения,
работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие
приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны
на методике Б. Толкачева (озвученный выдох), доступных приемах по методу
В. Емельянова.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка
четких
координированных
движений
во
взаимосвязи
с
речью и с музыкой;
развитие
мелодико-интонационных
и
просодических
компонентов,
творческой фантазии и воображения.
Все
упражнения
проводятся
по
подражанию.
Речевой
материал
предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети
стояли
вместе
с
педагогом
в
кругу
или
сидели
полукругом.
Такое
расположение
дает
возможность
ребятам
хорошо
видеть
преподавателя,
двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в
детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных
процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Динамические паузы между занятиями.
4. Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного
процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
Многолетняя
работа
по
данной
технологии
показала:
логоритмика
способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного
возраста,
что
выражается
в
исправлении
деффКектов
речи,
увеличение
словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
Наибольший
эффект
возможен
при
интегрированном
подходе.
Особо
успешность работы зависит от ощущения радости, полученной ребенком на
занятии.