Напоминание

Урок–практикум "Роза ветров"


Автор: Колесникова Наталья Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 56"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок–практикум "Роза ветров"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-практикум по ГЕОГРАФИИ в 6 классе

ТЕМА: Построение «Розы ветров»

Цель: Научить учащихся строить график, отражающий преобладающее направление ветра

и пользоваться полученной информацией.

Задачи:

образовательные: сформировать понятие "роза ветров"; представление о направлении

ветра; построении графика «роза ветров»;

развивающие:

способствовать

развитию

познавательного

интереса

к

изучению

географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить;

научить строить розу ветров и читать ее;

воспитательные: экологическое, формирование представления учащихся о природе

ветра, о причинах его возникновения.

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0.5 МИН)

2.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (3 МИН)

Учитель: Я вам предлагаю сыграть в игру. Пригласить по 1 представителю от каждой

группы. Раздать листы с высказываниями. Прочитайте текст. Предложить рассмотреть их

и определить к какой теме они относятся.

Учитель: А можем ли мы связать все высказывания между собой. Постройтесь в

логическую цепочку.

(Дети строятся)

Учитель: А что отображает эта цепочка?

(Ответы детей)

3.

МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (7 МИН)

Работа в группах

Учитель: Ребята, буквально вчера ко мне попала информация из Департамента по охране

окружающей среды. Это – ответ на письмо. Пришло оно от Яблоньки из сказки «Гуси-

лебеди». Я предлагаю вам тоже с ней познакомиться (Приложение № 1).

Текст письма

«… Я, Яблонька из сказки «Гуси-лебеди» прошу разобраться в сложившейся ситуации. Я

погибаю: появляются пятна на молодых листьях сначала возле основания листа, образуя

желтую полосу, а затем по всему листу, ухудшается цветение и завязывание плодов,

1

яблочки мелкие и некрасивые. Помогите установить причину ухудшения моего состояния.

Прилагаю план местности, где я произрастаю».

Текст ответа из Департамента по охране окружающей среды:

«Комиссия исследовала территорию вашего произрастания и пришла к выводу, что в почве

превышено содержание сажи, оксидов серы, фосфора, азота и тяжёлых металлов, а в

воздухе углекислого и угарного газов. Это возможно при близкой утилизации золы,

полученной

при

сжигании

угля.

Ищите

источник

загрязнения

территории

в

непосредственной близости к вам. Зона загрязнения отмечена красным ареалом.»

Учитель: Что же может являться источником загрязнения для яблоньки? Почему? Где

должна была находиться печка? А что же не учли строители-печники?

(ответы детей)

Учитель: Как можно определить направление ветра? Проведём небольшой

эксперимент.

(Игра-эксперимент «Направление ветра») она же ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Будет ли являться направление полёта мячика направлением ветра? Ваши

предположения?

2

(Предположение можно проверить по учебнику стр. 121)

ВЫВОД ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

4.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 МИН)

Учитель: Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с

помощью особого графика – «Розы ветров». Что это за график, и как он строиться,

можно узнать из учебника. Откройте стр.121 и прочитайте об этом.

ЗАДАНИЕ

Учитель: А теперь я предлагаю вам построить «Розу ветров» для Яблоньки по

следующим данным и узнать преобладающее направление ветра (Приложение № 2).

Направление ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

4

2

1

3

5

4

1

11

(Работа в группе. Построение графика. Сравнение с эталоном)

ЭТАЛОН

Учитель: Какая же тема нашего урока была?

Дети: Построение «Розы ветров».

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока?

Цель урока (для детей): научиться строить «Розу ветров»

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Какие задачи мы решали на уроке?

Задачи урока (для детей): 1) Найти информацию о графике;

2) Построить «Розу ветров»;

3) Научиться ею пользоваться.

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

5.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (5 МИН)

Учитель: Я предлагаю вам выполнить мини-проект в группе «Построение Розы ветров»

3

Цель: построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в

январе 2017 года.

Задачи:

1). Познакомиться с данными погоды в «Дневнике».

2). Посчитать количество дней с одинаковым направлением ветра и заполнить таблицу.

3). Построить «Розу ветров».

4). Определить какой ветер преобладал в Новоуральске в январе 2017 года.

Ход работы

1)

Знакомство с «Дневником погоды» (Приложение № 3).

2)

Подсчитываем количество дней с одинаковым направлением ветра и заполняем

таблицу.

3)

Строим «Розу ветров» (Приложение № 4)

Отложите на схеме, где показаны основные и промежуточные стороны горизонта,

начиная от центра, сколько дней дули ветры разных направлений.

Масштаб в 1см – 1 день

Соедините концы отложенных отрезков.

4)

Определяем преобладающее направление ветра в Новоуральске в январе 2017 года

– ЮЗ

6.

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА (4 МИН)

Учитель: Ребята оцените работу на уроке каждого члена вашей группы, используя «Бланк

оценки работы в группе».

«Бланк оценки работы в группе»

Ф.И.

ученика

Критерии

Кол-во

балло

в

Оценка

Организовал

Обсуждал

Придумал

Предлагал

Выступал

Оцените работу участников вашей группы по критериям и с помощью баллов от 0 до

2: 0 баллов – не проявлен критерий, 1 балл – критерий проявлен частично

2 балла – критерий проявлен в полном объёме

10 - 8 баллов – «Ураган» (источник знаний и умений для всей группы) Оценка «5».

7 – 6 балла – «Шторм» (твоя работа в группе была весомой и значимой) Оценка «4».

5 – 4 балла - «Бриз» (твоя работа была непродолжительной, но яркой) Оценка «4».

3 – 2 балла – «Лёгкий ветерок» (мы увидели только одну сторону твоей деятельности)

Оценка «3».

1 балл - «Тихий ветерок» (чувствовалось ваше присутствие в группе) Оценка «3».

0 баллов – «Штиль» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)

Проверь, есть ли география в твоём расписании!

4

Направление ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

5

2

1

1

8

10

4

2

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Мы достигли

поставленной цели? Удалось решить поставленные задачи? Оцените свою работу на

уроке (Дерево самооценки)

7.

ВЫСТАВЛЕНИЕ

ОЦЕНОК

(0.5 МИН)

8.

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

(0.5 МИН)

§ 18, стр. 123 «От

теории к практике»

По желанию:

1)

Найти 5 пословиц о ветре;

2)

Найти информацию о самых сильных ветрах на планете;

3)

Найти информацию о том, какие есть местные ветры.

5

Мне было комфортно на уроке. Я узнал

новую для меня информацию и могу

поделиться ею. Научился строить график

и могу помочь другим ребятам.

Мне было комфортно на уроке. Я узнал

новую для меня информацию. Научился

строить график.

Мне было не комфортно на уроке. Я

ничего не понял из нового материала. Так

и не понял, как строить график.



В раздел образования