Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях танцевального коллектива"


Авторы: Никитков Леонид Алексеевич, Никиткова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях танцевального коллектива"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение здоровьесберегающих технологий

на занятиях танцевального коллектива

В условиях современной природной и социально-экономической

ситуации

проблема

здоровья

детей

приобретает

глобальный

характер.

Формирование

образа

жизни

человека

начинается

с

момента

рождения

и

продолжается

всю

жизнь,

основы

его

закладываются

в

период

детства

и

юношества.

Поэтому

очень

важно именно в детские годы воспитать у ребёнка такой образ

жизни,

такой

тип

поведения

человека

в

жизненных

ситуациях,

который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во

все

периоды

жизни. Ключевая

роль

в

формировании

здорового

образа

жизни

ребенка

принадлежит

здоровьесберегающим

технологиям и дополнительное образование имеет в этом плане

большие возможности.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является основой его

полноценного развития. К сожалению, сегодня забота о здоровье

детей

отходит

на

второй

план

в

связи

с

тем,

что

происходит

значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной

нагрузки воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Малоподвижный

образ

жизни

ведёт

к

нарушению

опорно-

двигательного

аппарата,

к

психическим

расстройствам,

пагубно

влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти

факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского

организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Говоря

о

здоровом

образе

жизни,

на

первое

место

следует

поставить достаточную двигательную активность, которая хорошо

проявляется

на

занятиях

хореографией.

Хореографическое

искусство

очень

популярно

среди

детей,

широко

и

глубоко

захватывает

различные

сферы

личности

ребенка,

эффективно

воздействует

на

эмоционально-психическое

и

физическое

его

развитие. Поэтому на занятиях танцевального коллектива придаётся

огромное значение применению здоровьесберегающих технологий,

которые мы применяем в своем коллективе.

В

Образцовый

ансамбль

танца

«Зоренька» зачисляются

все

желающие

дети,

без

специального

отбора,

у

многих

из

них

полностью отсутствуют специальные физические данные, поэтому

занятия проводятся с учетом их возможностей, но с медицинским

допуском врача.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются педагоги

нашего

коллектива

на

протяжении

последних

20

лет

это

различные

нарушения

осанки

воспитанников,

с

каждым

годом

1

«болезни

молодеют»

(диабет,

неврозы,

артриты,

хондрозы,

вегетососудистая дистония и т.д.). Также по последним данным,

внутренней

причиной

возникновения

сколиоза

у

детей

служит

недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести. Ведь

неправильная осанка, «плохая» походка, слабый позвоночник не

дают

правильно

дышать,

а

правильное

насыщение

кислородом

очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и

для

подержания

в

должном

состоянии

здоровья

детей

всех

возрастов. Именно поэтому в процессе учебных занятий большое

значение

уделяется

правильной

постановке

корпуса,

рук,

ног,

головы, укреплению суставно-связочного аппарата, развитию силы,

ловкости, эластичности мышц, овладению танцевальной техникой.

Так

в

группах

младшего

возраста

применяются

упражнения

партерного

экзерсиса,

используемого

на

занятиях

коллектива,

которые

способствуют

укреплению

мышц

спины,

брюшного

пресса, внутренней группы мышц бедер, а также релаксации связок

голеностопа, коленных и тазобедренных суставов, что в конечном

итоге способствует развитию физических данных, а именно шага,

выворотности,

подъема

и

гибкости.

Активные

упражнения

партерного

экзерсиса,

укрепляющие

спину

и

брюшной

пресс,

постепенно

создают

мышечный

корсет,

доводят

до

автоматизма

привычку

к

правильному,

рациональному

положению

тела

в

пространстве.

Музыкально-ритмические

упражнения

влияют

на

уровень

двигательной

активности

учащихся.

Музыкально-ритмические

упражнения

выполняют

релаксационную

функцию,

помогают

добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и

утомление.

Ритм,

который

диктует

музыка

головному

мозгу,

снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое

напряжение,

помогают

ребенку

быстро

и

легко

устанавливать

дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый

терапевтический эффект.

Занятия классической хореографией – это основа и хороший

фундамент

для

изучения

любых

танцевальных

направлений.

Специфической особенностью занятий классической хореографией

является

медленное

поступательное

вовлечение

в

физическую

нагрузку всех мышц организма. Это приводит к улучшению осанки

и координации, гармонизации работы всего организма. Физическая

нагрузка

не

сопровождается

перегруженностью

организма,

сочетается с эстетическим удовольствием, приводит к улучшению

2

здоровья и общего состояния организма. Благодаря определенным

законам классического танца – выворотности ног, крепкой спине,

координации

движений,

определенной

работе

головы

и

рук,

воспитанники

способны

выполнять

невероятно

разнообразные

движения,

используя

при

этом

почти

все

двигательные

возможности.

Народный

танец

воспитывает

навык

правильной

осанки,

гармонично

развивая

всё

тело,

раскрепощая

движение.

Занятия

народным танцем способствуют укреплению опорно-двигательного

аппарата,

уравновешивая

право-

и

левостороннее

развитие

всех

мышц

корпуса

и

конечностей,

развитию

сложной

координации

движений,

расширению

двигательного

диапазона,

тренировке

дыхательной

и

сердечно-сосудистой

системы.

На

занятиях

народным

танцем

учат

понимать

и

передавать

характер

и

эмоциональных заряд танца той или иной народности. Что, конечно

же, способствует познанию культуры разных народов и развитию

эстетического вкуса ребенка.

Большое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая

учит согласовывать дыхание с движением; чтобы занятия были

эффективными,

очень

важно

научить

детей

правильно

дышать.

Комплекс дыхательных упражнений помогает освоить правильное

дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить

дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения

влияют

и

на

укрепление

осанки.

Дети

учатся

правильному

чередованию

вдоха

и

выдоха,

умению

напрягать

и

расслаблять

положение тела.

Улыбкотерапия. Новое направление, с помощью которого, как

считают медики, здоровье детей станет крепче от улыбок педагогов.

Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Мы

улыбаемся, когда счастливы, влюблены, у нас хорошее настроение,

наша жизнь наполнена радостью. Если вы радуетесь — приходят в

тонус все внутренние железы, вырабатываются гормоны, которые

активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям.

Как полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга, и

учиться им нравится больше. Очень важна на занятии и улыбка

самого

ребёнка.

Вскоре

улыбка

внешняя

становится

улыбкой

внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

На

родительских

собраниях

и

в

индивидуальных

беседах

уделяем

большое

внимание

теме:

«Правильная

осанка

залог

здоровья», где рассказываем родителям о необходимости развития

потребностей

у

ребёнка

следить

за

своей

осанкой,

знакомим

с

3

основными

факторами,

способствующими

совершенствованию

опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки

учащихся.

Благодаря упорной целенаправленной работе над комплексом

упражнений, направленных на воспитание правильной осанки и

укрепление

мышц

туловища,

у

обучающихся

наблюдаются

изменения

с

положительной

динамикой.

Наши

воспитанники

занимают активную жизненную позицию: в жизни коллектива, в

учебных заведениях, в общении со сверстниками, востребованы в

высших

учебных

заведениях

(куда

поступают).

Они

активны,

коммуникабельны,

имеют

свою

точку

зрения

и

не

боятся

её

отстаивать.

Результаты

оздоровительной

работы

отслеживаются

и

в

постановочных

работах

коллектива,

которые

ежегодно

обновляются.

А хореография для детей в нашем коллективе:

-музыкальные игры, в ходе которых дети учатся двигаться под

музыку, различать ритмический рисунок, развивают музыкальный

слух, овладевают основами танца;

-общее развитие всего организма – и физическое и психическое

(концентрации, воли, внимания, восприятия, мышления, памяти,

уравновешенности процессов);

-ребёнок учится владеть своим телом, лучше ориентируется в

пространстве, улучшается координация движений;

-хореография

для

детей

это

правильная

осанка,

красивая

походка,

лёгкость

в

движениях,

гибкость

и

грациозность,

эластичность связок…

-хореография для детей – это польза и радость одновременно.

Это

занятия,

которые

обязательно

оставят

свой

след

в

жизни

ребёнка.

Здоровый

образ

жизни

-

это

мера

цивилизованности

и

человечности,

характеризующая

как

отдельного

человека,

так

и

общество в целом.

4



В раздел образования