Напоминание

"покормите птиц зимой"


Автор: Никандрова Ольга Решидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 23
Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "покормите птиц зимой"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №58» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Тема

:

Экологический

проект

«

Покормите

птиц

зимой



Участники: дети 3 – 4 лет.

Руководитель проекта: воспитатель

Никандрова О.Р.


МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА, - ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МИР ПРИРОДЫ С

БЕСГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ, С НЕЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ.

ЗДЕСЬ, В ПРИРОДЕ, ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО РАЗУМА.

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

Цель проекта:
Способность увеличению численности зимующих птиц нашего края; изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Задачи проекта:
1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего города; 2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц 3. практическое выполнение кормушек; 4. сделать анализ и обобщить результат.
Гипотеза:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Методы и приёмы:
1. наблюдения; 2. сбор информации; 3. работа с литературой; 4. экскурсии; 5. обработка собранной информации; 6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретическая часть.

Задачи:
Расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях нашего края, о приспособленности, особенностях их поведения и питания. На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма :семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.  Мы составили листовку – обращение к ребятам подготовительных групп (приложение №1). 
Вывод:
Зимуют в нашем краю, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых зимах.
2. Практическая часть.

Задачи:
Сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
Мы составили памятку "Как подкармливать птиц" (приложение №2) и раздали ребятам подготовительной группе. 
Вывод:
Зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №4)
3. Наблюдение.

Задачи

:
Наблюдать за перелетными птицами на прогулке. 
Выводы:
В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
В результате проведенной работы мы узнали:
Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма — тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку. Зимующие птицы нашего края: синица, дятел, голубь, галка, ворона, сорока, щегол, снегирь, воробей. Немногие птицы остаются зимовать в наших краях. Но зато поздней осенью на зимовку прилетают к нам другие пернатые: чижи, красногрудые снегири и бурые снегарки, чечетки. Но и они недолго гостят в наших краях, улетают дальше к югу. Ближе к ноябрю появляются стайки нарядных свиристелей. Весело перекликаясь, они усаживаются на рябину и с жадностью принимаются за еду. В годы урожая ягод эти птицы держатся всю зиму, вплоть до весны. А весной они улетают обратно на север. Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются
с места на место в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи. На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. Насекомые – это основной корм для многих птиц. Не стало насекомых, улетели насекомоядные птицы. Водоемы покрылись льдом – улетели водоплавающие птицы, которые находили корм в воде. Это такие птицы, как утки, гуси, лебеди. Те птицы, которые сделали запасы с осени, отыскивают свои кладовые. Это поползни, синицы, сойки, кедровки. Часто синицы, поползни и корольки объединяются в стайки. Так им легче отыскивать корм. Свиристели, снегири охотно обирают мороженые ягоды рябины, калины, плоды можжевельника. Желудями, орехами питаются сойки, кедровки. Семенами ели и сосны питаются клесты, дятлы. Многие птицы разыскивают в складках коры жуков и пауков, личинок и куколок, спрятавшихся насекомых. Это и дятлы, и синицы, и поползни. Питаются птицы семенами сорняков, ольхи, репейника, крапивы, почками деревьев и их молодыми побегами. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы, поползни, пищухи, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. Воробьи укрываются под крышами, за наличниками окон и на чердаках у отопительных труб. Зимующие птицы скворечников не используют. Лесные куры-тетерева, рябчики ночуют под снегом. Глухари ночуют на ветках елей, а иногда и под снегом. Птицы зимой нередко голодают. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Если вы подобрали замерзшую птицу воспользуйтесь следующими советами. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать. В нашем дворе летом птиц больше, а зимой им нечего кушать, поэтому их надо подкармливать. Можно еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно.

Заключение:

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1 . В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, галки; прилетают из леса покормиться снегири. 2.Зимуют в наших краях не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления. 3.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. 4.Количество птиц, живущих во дворе летом больше, чем зимой, потому что летом во дворах есть корм, а зимой птиц во дворах надо подкармливать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ЛИСТОВКА – ОБРАЩЕНИЕ:


«Маленькая птичка прилетела к нам…..»

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам.

Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки.

Не забывайте подсыпать корм.

Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к

подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПАМЯТКА: «КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ»

«Что нам стоит домики для птичек построить….»

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных

продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,

чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности


по познавательному развитию (ознакомление с окружающим)

для детей 3-4 лет

( вторая младшая группа )

Тема:

«Зимующие птицы»

Образовательные задачи:
образовательные: -закрепить знания о зимующих птицах, об их оперении; - воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; воспитательные: -создать эмоциональный настрой детей; -воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. развивающие: -обогащать и активизировать словарь детей, =развивать навыки построения высказываний – рассуждений.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы о зимующих птицах.
Оборудование:
макет дерева; кормушки для птиц; картинки птиц: снегирь, синичка, сорока, дятел, голубь, воробей; корм для птиц: зерно, сало, плоды ягод рябины; дидактические таблицы: «Зимующие птицы», «Птичья столовая»; DYD- проигрыватель, запись птичьих голосов, музыкальная запись «Песенка воробья».
Ход деятельности:
1 слайд Стихотворение В.Берестова «Птицы» - читает ребёнок. (Звучит запись птичьих голосов) Точки, крестики, кружочки Под окном и на снегу. Мне понятны эти строчки, Прочитать я их могу. Это мне письмо прислали На заре друзья мои. «С добрым утром!» - написали Непоседы – воробьи. Кто рассыпал на снегу Длинные цепочки? Кто рассыпал на снегу Крестики и точки? Это птицы на бегу Оставляют на снегу Длинные цепочки,
Крестики и точки. 2 слайд Ребята, давайте подойдём поближе к дереву ( макет дерева на стене)и рассмотрим – кто же тут? Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке или около дома? Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? Давайте их внимательно рассмотрим и расскажем, как выглядит каждая птица? Какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике? Молодцы, вы хорошо рассказали о том, как выглядят зимующие птицы. Я надеюсь, что вы их запомнили и узнаете, если вдруг вам придётся с ними встретиться. А теперь вернитесь на свои места. А как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Как же нам помочь зимующим птицам? 3,4,5,6,7 слайд Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, как она называется? Для корма птицам пригодны семена различных растений. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них годятся также крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны, сороки – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой их очень много. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. Мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А сейчас давайте послушаем стихотворение. Снегом засыпаны лес и поля. Спит под сугробами крепко земля Ищут, ищут птицы Чем бы поживиться? На зиму долгую в нашем лесу Мы приготовим птичкам еду. Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! Теперь представьте, что вы птички. Вы устали сидеть в своих гнёздышках и вам хочется немножко полетать. Физкультминутка. Птички в гнёздышках сидят. И на улицу глядят. Порезвиться захотели. Друг за дружкой полетели. В сторону руки, плавно помашем – Так вот птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. 8,9 слайд Ребята, птицам очень интересно узнать, как вы их запомнили. Сможете ли вы отличить зимующую птицу от перелётной. Первой группе ребят из предложенных двух картинок,
прикрепить на доску ту, которую вы считаете зимующей птицей. Второй группе ребят – закрыть кружочком перелётную птицу, а зимующую не закрывать. Проверяем первую группу. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Проверяем вторую группу. Вы тоже молодцы. 10,11,12 слайд А сейчас мы поиграем в игру «Угости птицу». Прежде чем угостить птицу её самым любимым лакомством, вы должны будете отгадать, о какой птице говорится в загадке. Правильно называя птицу, вы посадите её на ту кормушку, где лежит её любимое лакомство. В первой кормушке лежат зёрнышки. Во второй кормушке – сало, а в третьей – ягоды рябины. Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Прилетаю к вам опять. (снегирь) Что любит снегирь? Непоседа-невеличка, Жёлтогруденькая птичка Ем я сало и пшеничку. Как зовут меня? (синичка) Что любит синичка? Кто так громко всё стрекочет, Рассказать нам что-то хочет? (сорока) Что любит сорока? Я в берете ярко - красном, В серой курточке атласной. Я деревьям всем приятель. Как зовут меня все? (дятел) Что любит дятел? В каждом городском дворе Есть на радость детворе. Птица неприхотливая, Гуль – гуль – гуль красивая. (голубь) Что любит голубь? Маленький мальчишка, В сером армячишке. Прыгает, шныряет, Крошки собирает. (воробей) Что любит воробей? Итак, пока птицы обедают в наших столовых, мы с вами вспомним песенку об одной из них, песенку «Про воробья». Песня про воробья. 13 слайд
Ребята, мы сегодня сделали доброе дело, птицы вам очень благодарны за заботу. Они просят нас о том, чтобы мы взяли эти кормушки и отнесли на свой участок. Чтобы другие птицы тоже могли отведать своё любимое лакомство. 14 слайд Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна, - и не страшна, Будет им зима.
1.

2.


3.

4.

5.


6.

7.

8.


9.

10.

11.


12.

13.

14.


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«

НАШИ КОРМУШКИ»

(ВЫСТАВКА РАБОТ):




ПРИЛОЖЕНИЕ №5

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ ОПЫТА

РАБОТЫ «ПТИЦЫ»

Домашние и дикие птицы средней полосы

«Домашние и дикие».
Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую- либо домашнюю птицу, если на лес - дикую. Знакомить детей с понятием «гнездо» удобно, используя рифмованный текст к картинке «Птица с птенцами в гнезде». Можно обыграть текст с помощью муляжей или игрушек. 
«Кто как выглядит»
Поможет вам закрепить в речи детей названия частей тела птиц. Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа. Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями». 
«Чем питаются птицы».
Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар- тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна» и т.д. 
«Чей голос?».
Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица. Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик», 2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».  Вариант игры
«Самый главный»
можно использовать при обсуждении вопроса о том, какую пользу приносят различные птицы. Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный» и т.д. 
«Скворец»

Отгадай загадку Песню скворушка споёт, Все личинки соберёт, В чёрной в крапинку рубашке Щеголяет эта пташка, Прилетает к нам весной, Домик обживает свой. (В.И.Мирясова) Как называется домик, который человек строит для скворцов? (Скворечник.) Для чего он это делает? (Чтобы весной, когда скворцы прилетают, они поселились рядом с домом человек) - За жизнью птиц интересно наблюдать - Скворцы радуют человека своим пением. - Они уничтожают вредных насекомых 
«Ворона»
Отгадай загадку Птица серая парила, Крылья чёрные раскрыла, Громко каркала она, Только курочка умна: Под крылом хохлатка Спрятала цыпляток! От кого, ребятки, Прячутся цыплятки? (В.И.Мирясова) - Рассмотри картинку и расскажи о внешнем виде вороны. (Увороны есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело вороны покрыто перьями серого цвета, а крылья у неё — чёрные.) - Опиши таким же образом другую дикую птицу средней полосы на свой выбор. 
«Воробей»
Отгадай загадку Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца — Покормите молодца. (В.И.Мирясова) - Воробей — зимующая или перелётная птица? (Воробей — зимующая птица.) - Каких ещё зимующих птиц ты знаешь? (Ворона, голубь и т.д.) - Как и для чего человек помогает зимой птицам? (Птицам зимой очень трудно найти корм. Поэтому человек для птиц строит кормушки, насыпает для них корм.) - Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек. А чем он питается весной, летом, осенью? (Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых — вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.) 
«Ласточка»

Отгадай загадку Из Африки весною Ласточки летят, Под крышами из глины Гнёзда мастерят. Летят, как самолётики, Изящны и легки. Раздвоенные хвостики, Собой невелики. Треугольным клювиком Хватают на лету Мошек и комариков, Домой к себе несут. Похожие на ноты, Сидят на проводах И весело щебечут, О солнце и дождях. (В.И.Мирясова) - Ласточка — зимующая или перелётная птица? (Ласточка — перелётная птица.) - Каких ещё перелётных птиц ты знаешь? (Грачи, аисты, журавли и т.д.) Почему ласточки улетают в тёплые края? (Потому что с наступлением холодов исчезают насекомые, которыми ласточки питаются, и им приходится лететь туда, где тепло и много корма.) 
«Сова»
Отгадай загадку Удивляется луна: Засветились два окна, А за ними два крыла Показались из дупла. Тенью вылетела птица: Ночью ей в дупле не спится. Если писк она услышит, Плохо будет серой мыши. Если птицу знаете, Загадку отгадаете. (В.И.Мирясова) - Сова — птица, которая питается насекомыми, мышами и даже зайцами. - Как мы можем сказать, какая это птица? (Сова — хищная птица.) - Каких ещё хищных птиц, предпочитающих крупную пищу, ты знаешь? (Орёл, беркут, коршун и т.д.) - Как ты думаешь, вред или пользу природе приносят такие хищники? (Эти птицы приносят пользу, так как нападают в основном на старых или больных животных.) 
«Орел»
Отгадай загадку Что за птица: Никого не боится,
Клюв серпом, Когти крючком, Крылья могучи, Несут выше тучи. Видит далеко, Спастись нелегко, Для деток малых Гнездо вьёт на скалах. (В.И.Мирясова) - Как называются детёныши птиц? (Птенцы.) - Как назвать птенцов орла? (Орлята.) - Кукушки? (Кукушата.) - Голубя? (Голубята.) - Вороны? (Воронята.) Совы? (Совята.) - Галки? (Галчата.) - Орлы питаются мелкими грызунами, земноводными, пресмыкающимися или небольшими птицами. Как ты думаешь, какая птица орел? (Орел — хищная птица.) 
«Снегирь»
Отгадай загадку Розовые яблоки на берёзе зимней, Что это за чудо? Непонятно Зине. Розовые яблоки с ветки покатились, В стайку красногрудых птичек превратились. Птичек красногрудых сможете назвать? Ведь мою загадку просто отгадать. (В.И.Мирясова) - Снегирь — птица, которая часто встречается в городе зимой. - Как ты думаешь, почему так происходит? (Зимой голод вынуждает снегиря в поисках пищи приближаться к жилищу человека.) - Знаешь ли ты, что самочка снегиря имеет не такую яркую окраску? Она чаще всего серо-бурая. - Знаешь ли ты ещё какую-либо птицу, которая прилетает в город зимой? (Синица прилетает в город зимой.) 
«Голубь»
Отгадай загадку На асфальте, гру-гру-гру, Много крошек соберу, Для того чтоб их хватило И подружке сизокрылой. С ней воркую и летаю, От врагов нас защищаю. Птицей мира я зовусь, И легко я приручусь. (В.И.Мирясова) - Голубь — это птица, которая живёт в городе. - Каких птиц можно часто увидеть в городе? (В городе можно часто увидеть синицу, ворону, галку, снегиря, ласточку и т.д.)

«Синица»
Отгадай загадку Рассердился рыжий кот: «Хорошо она живёт, Птичка желтогрудая. Похитрее буду я: Только сало ей дадут, Появлюсь я тут как тут, Съесть её и сало — Это даже мало». Ветка под котом сломалась, Птичка сала наклевалась. Тенькала она полдня: «Рыжий кот не съел меня». Может быть, ты догадался, Рыжий кот за кем гонялся? (В.И.Мирясова) - Зимой как в лесу, так и в городе часто можно увидеть синицу. - Придумай как можно больше слов, которые помогут тебе её описать. - Синица какая? (Маленькая, яркая, зимующая, городская, смелая, быстрая и т.д.) Опиши таким же образом ещё несколько птиц, которых можно увидеть в городе. 
«Сорока»
Отгадай загадку Птица в платье чёрно-белом Растрещалась не без дела: «Серый волк в кустах сидит», — Вот о чём она трещит. Волк поднялся во весь рост, Думал: птицу просто Ухватить за длинный хвост, Да остался с носом. Вы отгадку подскажите, Эту птицу назовите. Птицу чёрно-белую, Стрекотунью смелую. (В.И.Мирясова) - Как подаёт голос сорока? (Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности) - Расскажи о том, как подают голос другие птицы: журавли? (Курлычут.) Голуби? (Воркуют.) Воробьи? (Чирикают.) Вороны? (Каркают.) Кукушки? (Кукуют.) - А как ты думаешь, что означает «остаться с носом»? (Ничего у волка не получилось, не удалось поймать сороку.) 
«Грач»
Отгадай загадку Птицы чёрной громкий крик
К мишке спящему проник. Этот крик услыша, Рассердился Миша: «Птица, вестница весны, Зря зачем тревожишь сны?» Снег ещё такой большой — Поспешила ты с весной. (В.И.Мирясова) - Крылья у грача чёрного цвета. Попробуй охарактеризовать грача одним словом. Грач какой? (Чернокрылый.) - А если у грача чёрные глаза, то как мы скажем: грач какой? (Черноглазый.) - Острый клюв? (Остроклювый грач.) - Быстрые крылья? (Быстрокрылый грач.) 
«Дятел»
Отгадай загадку Это что за мужичок Сел у дуба на сучок? Невелик, да деловит, Зря нисколько не сидит: Он без молотка, без рук По стволу стучит: тук-тук. Трещинку в коре найдёт — Длинный нос в неё суёт, Вытащит за спинку Всякую личинку. Мужичок тот непростой — Это доктор наш лесной. (В.И.Мирясова) - Дятел — лесная птица. Каких ещё лесных птиц ты знаешь? (Клёст, кукушка, сова …) - Дятел своим клювом чистит кору дерева от личинок вредных насекомых. - Назови других птиц, которые являются санитарами природы. (Ласточки ловят мошкару; орлы, ястребы ловят слабых и больных маленьких животных и т.д.) 
«Клест»
Отгадай загадку Птичка на большой сосне Нам стрекочет: «клё-клё-клё». Твёрдый клюв похож на крест, Семена из шишек ест, В оперенье — рыжий цвет. Как зовут? Найди ответ. (С. А. Васильева) У клеста необычная форма клюва. Его клюв похож на крест, клещи. Как ты думаешь, для чего ему это нужно? (Своим твёрдым клювом клёст расщепляет жёсткую скорлупу орешков и выедает семена.)
- Каких ещё птиц с необычным строением клюва ты знаешь? (Например, пеликан, утка, цапля, аист, колибри.) Чем объясняется своеобразная форма клюва у этих птиц? (Форма клюва зависит от способа их питания.) 
«Кукушка»
Отгадай загадку Белые полоски на груди, В лес меня послушать приходи. Всем одно и то же я твержу, Беззаботно время провожу. И птенцы мои в чужом гнезде растут... Догадались, дети: как меня зовут? (В.И.Мирясова) - Чем кукушка отличается от других птиц? - (Кукушка — единственная из птиц, которая не строит своё гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает свои яйца в чужие гнёзда. Таким образом, кукушка заботится о сохранении своего потомства — сама она сделать этого не может. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы.) 
«Птицы с птенцами в гнезде»
Отгадай загадку Птичка дом себе вила, В клюве веточку несла. Там, где курочка гуляла, Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла — Две соломинки нашла. Получился дом отличный, Можно отложить яички. Где появятся птенцы? Вам известно? Молодцы! (В.И.Мирясова) Как птицы заботятся о своём потомстве? (Птицы строят гнёзда, в гнёздах откладывают яйца, из яиц высиживают птенцов, согревая их своим теплом. Когда птенцы вылупятся, родители кормят их и учат летать.) Из каких материалов птицы строят свои гнёзда? (Из прутиков, земли, пуха, перьев, соломы, мха и т.д.) 
«Птицы у кормушки»
Отгадай загадку Различаемся мы цветом, Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнём, Будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, Каркать, петь и ворковать. Нас зимою подкормите... Дети, кто мы? Назовите! (В.И.Мирясова) - Перечисли птиц, которые прилетели на кормушку. - Какие это птицы? (Это дикие птицы.) - Каких ещё диких птиц ты знаешь? - Чем дикие птицы отличаются от домашних? (Они могут жить независимо от человека.) Тогда ответь на вопрос, для чего зимой нужно подкармливать диких птиц? (Зимой для птиц остаётся очень мало корма и человек помогает им выжить в трудных условиях. Все дикие птицы очень полезные и нужные, так как уничтожают большое количество вредных насекомых.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №6

«Произведения о птицах»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПТИЦАХ

Пословицы, поговорки
*Дай курице грядку — изроет весь огород. * Скажешь курице — она всей улице. * Курочка по зернышку клюёт, да сыта бывает. * И петух на своем пепелище храбр. * Всяк кулик в своем болоте велик. * Мал соловей, да голос велик. * Воробьи гомонят, гнезда завивают. * Старого воробья на мякине не проведешь. * Где воробью ни летать, а все дома ночевать. * Одна ласточка весны не делает. *Не велика птица — синица, да умница. * Каждый кочет кукарекать хочет. * Журавль летит высоко, видит далеко. * Жаворонки, прилетите, красно лето принесите. * Всякая птица свои песни поет.
Приметы
 Гусь лапу поджимает — к стуже, хлопает крыльями — к морозу, полощется — к теплу.  Цыплята прячутся к сырой погоде.  Одновременный прилет птиц — к дружной весне.  Птицы рано собираются в стаи — осень будет холодной.  Комнатные птицы молчат — холод еще простоит.  Ласточки низко летают — к дождю.
 Ласточки прилетели — скоро гром загремит.  Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже.  Вороны купаются ранней весной — к теплу.  Соловей всю ночь поет не переставая — к теплу.  Журавли высоко летят — к затяжной осени.  Чайки возвращаются с моря к берегу перед быстрым приближением шторма.  Чайки много купаются — к ненастью.  Если грачи прилетели к середине марта — лето будет мокрое, а снег сойдет рано.  Летит скворец — зиме конец.  Кукушка кукует на голом дереве — к морозу.  Вороны каркают к морозу.  Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.  Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.  Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.  Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду.  Если сороки рано замолкают — жди холодной осени.  Воробьи собираются стаями и громко чирикают — к солнечной погоде.  Воробьи купаются в луже — к теплу.  Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.  Синички с утра пищат — к большому морозу.  Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу.

ПОТЕШКИ
Цып-цып-цып! Цыплятки! Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тому не дам водицы. Вот бегут цыплятки — Не боятся Натки. Возле кадки блюдце — Все они напьются. *** — Курочка-рябушечка, Куда ты пошла? — На речку. — Куррчка-рябушечка, Зачем ты пошла? — За водичкой. — Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? — Цыпляток поить, — Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи, пи-пи-пи! *** Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? *** Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали? Что вы слыхали? Где вы видали Ванюшину мать? А Ванюшина мать В поле гуляет, Цветы собирает, Венок завивает Ванюше своему. *** Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. *** Ах, ты, совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела Во траву свалилася, В яму покатилася! *** Вот совушка-сова — Большая голова На дереве сидит, Головушкой вертит. Во все стороны глядит Да и всем говорит: — Никто совушку не бьет И за ушки не дерет.

ПОТЕШКИ
— Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? — Мы видали волка: Унес волк гусенка, Да самого лучшего, Да самого большего! — Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка — Спасайте гусенка! *** Ночь пришла, Темноту привела; Задремал петушок, Запел сверчок. Уж поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, засыпай... *** Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! *** Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у, грру-у, грру-у! Наши курочки в окно — Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет — ку-ка-ре-ку! *** Вдоль по реченьке лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. Снегирики-снегири. *** На дворике у двери. Я насыпал за порог Гречку, семечки, творог. А когда я вышел в сед, То от них услышал: — Ты добрее всех ребят И резвее, Гриша! *** Скок-поскок, Молодой дроздок, По водшщу пошел, Молодичку нашел. Молодиченька Невеличенька Сама с вершок, Голова с горшок.

Стихи
Птичка Весело на воле Пташечке летать, Над цветами в поле Песни распевать; А на гибкой ветке, В сумраке лесном, Ждут певунью детки В гнездышке родном. С.Д. Дрожжин Соловей (отрывок) На холме, сквозь зеленой рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, В дали я слышу соловья. По ветрам легким, благовонным То свист его, то звон летит, То, шумом заглушаем водным, Вздыханьем сладостным томит. Г.Р. Державин Жаворонок На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: — Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою привод весны!.. В.А. Жуковский Сойка Мы с опушки в лес войдем, Много там чудес найдем. С ветки прокричала бойко Нам хозяйка леса — сойка.

Для любознательных

Птицы
Вероятно, птицы произошли от пресмыкающихся и, подобно им, откладывают яйца с твердой скорлупой. Чешуи пресмыкающихся превратились в перья, а передние конечности — в крылья. У птиц есть одно существенное преимущество перед рептилиями. Температура тела пресмыкающихся изменяется вместе с температурой воздуха, и, чтобы запастись теплом, они вынуждены греться на солнце. Птицы же, подобно млекопитающим, теплокровные, то есть их тела сохраняют постоянную температуру, независимо от температуры воздуха. Первоначальное оперение у птиц формировалось для сохранения тепла в теле. И только позднее крылья стали служить для полета.
Оперенные птицы
Всех современных птиц можно подразделить на 27 отрядов, хотя в области классификации птиц нет общепринятой системы, и подходы разных исследователей часто не совпадают. В самом малочисленном отряде всего один вид — страус. Наиболее многочисленный отряд воробьиных (Passeriformes) , в нем насчитывается свыше 5100 видов. Среди них такие птицы, как воробьи, славки, скворцы, вьюрки, вороны, дрозды, ласточки, кардиналы и т. д. Другие отряды включают нанду, пингвинов, гагар, поганок, альбатросов, пеликанов, уток, хищных птиц, сов, охотничье-промысловых птиц, журавлей, цапель, бекасов, чаек, голубей, попугаев, стрижей, зимородков и дятлов. Птицы — чрезвычайно процветающий класс животных. Если не считать летучих мышей, птицы — единственные позвоночные, которые могут летать. В то же время птицы сумели приспособиться к жизни в самых разных условиях и питаться разнообразной пищей. Их успех в борьбе за существование связан как с умением летать, так и со способностью их организма изменяться вслед за изменениями внешних условий — адаптироваться.
Где какие птицы обитают?
Страусы - в Африке; зимородок-хохотун - в Австралии; утка-шилохвость - в Европе и Северной Америке; клест - в Европе, Азии и Северной Америке.
Пища, клювы и лапы
Каким образом птицы приспособились в процессе эволюции, нагляднее всего видно по строению их клювов и лап. Например, у питающихся мясом птиц обычно крючковатый клюв, пригодный для разрывания сырого мяса, и острые когти на лапах, чтобы хватать жертву.
Хищные птицы в зависимости от размера и места обитания могут питаться всем — от насекомых и мелких млекопитающих до белок и обезьян. Некоторые хищники очень разборчивы в еде. Так, птица-секретарь ловит только змей и ящериц, а скопа питается исключительно рыбой. К этой же группе относятся грифы, которые едят падаль. У многих грифов голая шея, это удобно для птиц, которые просовывают голову между костями скелета погибшего животного. Водоплавающие птицы, как правило, снабжены перепончатыми лапами, пингвины, использующие свои крылья для «полетов» под водой, просто хватают рыбу, преследуя ее. Зимородок обыкновенный, цапля или баклан пользуются своими длинными острыми клювами, как гарпунами. Тупик может вытаскивать до 30 маленьких рыбешек в своем удивительном клюве. Пеликан ловит рыбу, погружая в воду, как невод, огромный, похожий на ковш клюв. Практически повсеместно можно обнаружить в несметных количествах насекомых, поэтому-то ими и питаются многие виды птиц. Мухоловки, жаворонки, коньки, дрозды, славки выискивают насекомых из трещин в коре. Вальдшнепы и удоды находят червей в земле. Дятел высверливает дырки в коре дерева и выискивает насекомых удивительно длинным языком, конец которого усажен острыми шипами. Ласточки, стрижи, козодои и другие птицы хватают насекомых на лету. У журавель, цапель, лысух, бекасов длинные ноги с широко расставленными пальцами. Благодаря длинным клювом они могут разыскивать мелких животных в иле, песке или на мелководье. Серебристая чайка разбивает вдребезги раковины мидии, бросая их с высоты на скалы. Дятловые древесные вьюрки извлекают личинки жуков из отмерших деревьев иголкой кактуса. Многие насекомоядные птицы едят также семена и плоды. Например, синицы, скворцы, черные дрозды, вороны и чайки — всеядные животные, а про австралийского зимородка-хохотуна говорят, что он ест все, что ему попадется. Пойманную змею он убивает, бросая вниз с высоты. Другие виды птиц растительноядные. Утки с помощью широкого плоского клюва собирают травы и водные растения. Вьюрки с коротким носом поедают главным образом семена растений. Клюв у клеста хорошо приспособлен к извлечению зрелых семян из шишек хвойных деревьев. Попугаи питаются различными тропическими плодами и семенами. Добывать пищу им помогает слегка изогнутый клюв и чрезвычайно подвижный язык.
Размножение
В отличие от пресмыкающихся птицы высиживают свои яйца и заботятся о потомстве. Брачный период часто начинается со сложного ритуала ухаживания, во время которого самец и самка, по-видимому, представляются друг другу. Цель такого поведения, странно выглядящего со
стороны, — подтвердить, что оба партнера принадлежат к одному и тому же виду и готовы к спариванию. Большинство птиц откладывают яйца в гнезда, иногда это просто углубления в земле или сооружения на деревьях или в кустах. О вылупившихся из яиц птенцах заботятся либо один, либо оба ро- дителя. Некоторые птенцы могут бегать и самостоятельно питаться через несколько часов или дней после появления из яйца. Другие же рождаются слепыми и голыми или слабоопушенными. Им приходится оставаться в гнезде несколько недель и даже месяцев.
Искусные строители
Ткачихи - маленькие птицы отряда воробьиных. Большинство из них питаются семенами. Некоторые виды ткачиков прославились как искусные строители. Клювами и лапками они сплетают из растительных волокон гнездо в виде висящего полого шара с цилиндрическим узким входом. Колониальные виды ткачиков строят очень большое гнездо из тростника, в котором размещается несколько дюжин или даже сотен яиц.
Разбойница-кукушка
Европейские кукушки (и несколько других видов) откладывают яйца в чужие гнезда. Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда мелких птиц в отсутствие хозяев. Вылупившийся из яйца кукушонок, хотя и голый и слепой, выбрасывает из гнезда яйца или уже появившихся на свет птенцов птиц- хозяев. После этого все внимание приемных родителей сосредоточивается на кукушонке, которого они продолжают кормить, пока он не вырастет больше их. Приемные родители вряд ли когда-нибудь узнают, что этот огромный птенец - самозванец.


В раздел образования