Напоминание

"Составление тестов и мониторинга личностного развития ребёнка в процессе освоения им образовательной программы"


Автор: Зимагулова Гульнара Раисовна
Должность: методист
Учебное заведение: МУ ДО ИДДТ
Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п.Ишеевка
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов ДО
Тема: "Составление тестов и мониторинга личностного развития ребёнка в процессе освоения им образовательной программы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по

составлению тестов и мониторинга личностного развития ребёнка в

процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Методист МУ ДО ИДДТ

Зимагуловой Гульнара Раисовна

В отличие от общего образования. Где процесс выявления результатов

образовательной деятельности обучающихся достаточно чётко отработан. В

дополнительном образовании этот вопрос остаётся пока одним из наименее

определённых, и поэтому вызывает реальные затруднения. В дополнительном

образовании нет единых образовательных стандартов диагностики освоения

образовательных программ, в силу из индивидуального характера, каждый

педагог разрабатывает свой пакет диагностических методик, отражающих её цели

и задачи.

По каким же показателям чаще всего судят о результатах занятий ребёнка в

творческом объединении? Прежде всего, конечно, по итогам их участия в

конкурсах, выставках; награждению грамотами и другими знаками отличия. И это

понятно: такие результаты наиболее ощутимы и понятны. Но такой подход, на мой

взгляд, не совсем правильный.

Во-первых все дети разные и у них разный темп освоения учебного материала, не

каждый ребёнок способен подняться до уровня призовых мест и грамот.

Во-вторых, зацикливаясь на его предметных результатах вне поля зрения

остаются его личностные результаты.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы

дополнительного образования детей является реализация образовательных

программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных

потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать

созданию условий для реализации индивидуального потенциала учащихся,

формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. По

словам Л.Б. Железновой «такая цель дополнительного образования шире некой

суммы знаний, умений и навыков, являясь средством для такого образовательного

результата, который способствует эффективному решению проблем человека и

общества».

Основной целью моей программы «Мозаика», разработанной на год обучения для

детей 8-11 лет, является формирование условий для творческой самореализации

личности воспитанника через приобщение к декоративно-прикладному искусству,

мировой и отечественной культуре.

Данная программа имеет оценочно-результативный блок для каждого ребёнка,

который включает в себя разработку тестовых заданий и позволяет определять

уровень освоения, умений, навыков ребёнка, его творческую активность на год

обучения. Также мною разработаны критерии оценивания результатов итоговой

аттестации. Я предлагаю один из возможных подходов к решению проблемы

диагностики освоения образовательной программы. О её результатах необходимо

судить, как мне кажется, по двум группам показателей:

1.Учебный-фиксируетпредметный и общеучебные знания, умения, навыки,

приобретённые ребёнком в процессе освоения образовательной программы.

2. Личностный-отображает изменения личностных качеств ребёнка, под влиянием

занятий в творческом объединении.

Учебная группа показателей состоит из двух блоков:

Первый- теоретическая подготовка- включает в себя теоретические знания по

программе (то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»).

Второе- практическая подготовка – включает в себя практические умения и

навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием,

умением воплотить творческие замыслы в готовом изделии (то. что обычно

определяется выражением «дети должны уметь»). Приложение 1-3.

Большое внимание в работе я уделяю формированию способности к

самооцениванию у ребёнка, его личностному росту- как важнейшей

составляющей обучения. И я как педагог, стараюсь заинтересовать своих

воспитанников познанием самих себя, помочь им в формировании навыков

самоорганизации и самоуправления.

Для этого дважды в год проводится мониторинг личностного развития

ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.

Используя данную технологию, я могу отследить личностный рост ребёнка,

выявить то каким он пришёл и каким стал.

Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень

выраженности

оцениваемого

качества

Возможное

кол-во баллов

Методы

диагностики

Организационн

о – волевые:

- терпение

-воля

- самоконтроль

Способность

выдерживать

определенные

нагрузки в

течение

определенного

времени,

преодолевать

трудности.

Способность

активно

побуждать себя к

практическим

действиям,

доводить начатое

до конца.

Умение

контролировать

свои поступки

-терпения

хватает меньше

чем на

1/2занятия

-терпения

хватает больше

чем на

1/2занятия

-терпения

хватает на все

занятие

-волевые усилия

ребенка

побуждаются

извне

-иногда – самим

ребенком

-всегда – самим

ребенком

-ребенок

постоянно

находится под

воздействием

контроля извне

-периодически

контролирует

себя сам

-постоянно

контролирует

себя сам

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдения

Наблюдения

Наблюдения

Толерантность

Умение строить

взаимоотношени

-испытывает

проблемы в

1

Наблюдения

конфликтность

я с

окружающими

общении

-избирательно

взаимодействует

с окружающими

-свободно

контактирует с

окружающими

5

10

Метод

незаконченного

предложения

Ориентацион-

ные качества

-Самооценка

- интерес к

занятиям в

творческом

объединении

Способность

оценивать себя

адекватно

реальным

достижениям

Осознанное

участие ребенка в

освоении

образовательной

программы

-завышенная

-заниженная

-нормальная

-интерес к

занятиям

продиктован

ребенку извне

-интерес

периодически

поддерживается

ребенком

-интерес

постоянно

поддерживается

ребенком

самостоятельно

1

5

10

1

5

10

Наблюдения

Тестирование

Анкетирование

Наблюдения

Анкетирование

В качестве методов диагностики личностных изменений ребёнка я использую

наблюдения, беседы. Анкетирование, тестирование, диагностические упражнения,

тренинги, метод рефлексии, метод незаконченного предложения.

К первой группе показателей организационно-волевых качеств я отнесла

терпение, волю и самоконтроль. Такие качества как терпение и воля, в

значительной мере даны ребёнку от природы, но их также можно формировать,

лучше, конечно, с раннего возраста. Однако для этого необходимо

соответствующая мотивация. Ею может стать желание повзрослеть, стать более

самостоятельным и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих.

Заметна зависимость развития волевых качеств личности ребёнка от его

физической и психологической активности – если она занижена, то слаба и воля.

Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль за собственным

вниманием. Действиями, памятью и т.д. Для того чтобы ребёнок поверил в свои

силы, избавился от страха перед неудачей я стараюсь создать в объединении

доброжелательную атмосферу, где ребёнок может найти ответ на любой

интересующий его вопрос. Особенно это важно на первом этапе обучения, когда

дети только знакомятся друг с другом. Любую работу с детьми я стараюсь

организовать так, чтобы она вызывала только положительные эмоции. Если у

ребёнка что – то не получается, я стараюсь вселить надежду на будущее, не

перебиваю, даю возможность высказаться. Стараюсь дать понять, что все их

проблемы для меня значимы. Когда ребёнок чувствует уважение к себе, то

строгость педагога не будет казаться обидой. Каждое мнение имеет право быть

услышанным.

Большое значение я придаю игровой форме обучения. Это могут быть

соревнования, конкурсы, викторины, путешествия, экскурсии, способствующей

развитию фантазии, выявлению разнообразных способностей. Игра в учебном

процессе не должна быть единичной, случайной. Со временем складываются

определённые традиции поведения игровых занятий. Их отличает высокая

активность детей, эмоциональная атмосфера сотрудничества.

Вторая группа показателей – толерантность. Основной задачей является умение

строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и

взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и

привычки такими, какие они есть. Используя разнообразные приёмы воспитания

толерантности можно организовать деятельность детей в творческом

объединении:

Приём «Взаимопомощь», где от помощи друг другу зависит успех совместного

дела.

Приём «История про себя», используется для того, чтобы дети больше узнали и

поняли друг друга.

Приём «Общаться по правилам». На период выполнения задания

устанавливаются правила, рекомендующие общение и поведение детей. Такого

рода договорённость в значительной мере снимает негативные моменты общения,

защищают «статус» всех его участников.

Приём «Общее мнение», где дети по очереди высказываются на тему отношений с

различными группами детей: одни начинают, другие продолжают, дополняют.

Уточняют. Здесь главным является мнение каждого.

Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых

ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми

препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание

аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.д.).

Можно организовать диалоговую рефлексию, способствующую формированию

отношения ребёнка к какой либо значимой проблеме, вопросу. Для воспитания

толерантности можно применять следующие приёмы в рамках проведения

рефлексивной беседы с ребёнком:

Приём «прогнозирования развития ситуации». Где педагогом представляется

высказать предложение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная

ситуация. При этом ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

Приём «ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и

выступить уже не от своего имени, а от другого.

Приём «Встречные вопросы».Дети, разделённые на группы, готовят друг другу

определённое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы

на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Также используется

метод незаконченного предложения – «Я люблю…», Никто не знает, что я (или у

меня)…».

Третья группа показателей – ориентационные качества, где оцениваемыми

параметрами становится самооценка ребёнка и его интерес к занятиям.

Самооценка-это ключ к пониманию темпов развития ребёнка. Во многом от

взрослых зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребёнка:

заниженный, нормально развитый или завышенный.

Заниженная самооценка-неразвитость положительного представления о себе,

неверие в свои силы, а значит отсутствие внутреннего стимула к развитию

(«у меня всё равно ничего не получится»), поскольку ребёнок не видит своих

достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Такие дети нуждаются

во внимании к себе со стороны окружающих, в похвале, поощрении пусть за

самые минимальные достижения.

Нормальная самооценка - у ребёнка сформировано адекватное представление о

себе, о своих достижениях и недостатках. Именно этот уровень является

действенным стимулом саморазвития личности.

Завышенная самооценка-это может быть результатом чрезмерных неумеренных

похвал ребёнка. Так и вследствие неадекватной оценкой им собственной

одарённости, которую он воспринимает. Как превосходство над другими. Этот тип

самооценки самый сложный с точки зрения развития личности, так как он либо

лишает ребёнка стимула к развитию («я и так всё знаю»), либо порождает у него

стремление добиться лидерства в объединении любой ценой. Для того чтобы

выявить учащимся с тем или иным уровнем самооценки в начале и конце

учебного года проводится тестирование:

2. Тест «Оцени себя сам»

Представь,что ты и твои сверстники построились в шеренгу по росту, от самого

низкого (слева), до самого высокого (справа). Шеренга изображена в виде прямой

линии с отрезками. Поставь крестик в том отрезке, где, по твоему мнению, ты

находишься.

Низкий____!_____!_+_ _!_____!_____!_____!____ высокий

Грустный ____!_____!_____!_____!_____!__+__!____ весёлый

Неряшливый____!_____!_____!_____!_____!_____!____ аккуратный

Слабый____!_____!_____!_____!_____!_____!____ сильный

Ленивый____!_____!_____!_____!_____!_____!____ трудолюбивый

Злой ____!_____!_____!_____!_____!_____!____ добрый

Неуклюжий ____!_____!_____!_____!_____!_____!____ ловкий

Трусливый ____!_____!_____!_____!_____!_____!_____ смелый

Выполняя задание ребёнок, одним или двумя крестиками, обозначает свою

самооценку на каждой из линий.

3. Тест «Сколько в тебе агрессии?»

Прочитай каждое из упражнений. Если ты согласен с утверждением, обведи

«Да», если не согласен- «Нет».

1

Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь

Да

Нет

2

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со

мной.

Да

Нет

3

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.

Да

Нет

4

Я требую. Чтобы люди уважали мои права.

Да

Нет

5

Я знаю людей, которые способны довести меня до

драки.

Да

Нет

6

Иногда я выражаю гнев тем. Что стучу кулаком по

столу.

Да

Нет

7

Я всегда даю сдачи, если меня кто-то ударит.

Да

Нет

8

Я могу вспомнить случай, когда был так зол. Что

хватал первый попавшийся предмет и ломал его.

Да

Нет

9

Если кто-то раздражает меня, я готов высказать всё.

Что я о нём думаю.

Да

Нет

А теперь скажу о форме подведения итогов за учебный год. Я обрабатываю все

результаты наблюдений, тестирований, анкетирований и получаю результаты

освоения детьми дополнительной образовательной программы, что позволяет мне

сделать выводы. Предлагаю вам форму итогового мониторинга.

Приложение 1.

Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительной

образовательной программы

за __ полугодие ____-_____ учебного года

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

% / кол-во

чел.

Методы

диагностики

1.Организационно-

волевые качества:

1.1. Терпение

Способность выдерживать

нагрузки, преодолевать

трудности

-терпения хватает меньше чем

на ½ занятия

- терпения хватает больше чем

на ½ занятия

-

терпения

хватает

на

все

занятие

1.2. Воля

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

- волевые усилия побуждаются

извне

- иногда самими детьми

- всегда самими детьми

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои

поступки

- находятся постоянно под

воздействием контроля извне

-

периодически

контролируют

себя сами

- постоянно контролируют себя

сами

2. Ориентационные

качества:

Способность оценивать себя

адекватно реальным

- завышенная

2.1. Самооценка

достижениям

-заниженная

- нормальная

2.2. Интерес к

занятиям в д/о

Осознанное участие детей в

освоении образовательной

программы

- интерес продиктован извне

-интерес периодически

поддерживается самим

- интерес постоянно

поддерживается

самостоятельно

3. Поведенческие

качества:

3.1. Конфликтность

Отношение детей к

столкновению интересов

(спору) в процессе

взаимодействия

-

периодически

провоцируют

конфликты

-

в

конфликтах

не

участвуют,

стараются их избегать

-

пытаются

самостоятельно

уладить

3.2. Тип

сотрудничества

(отношение детей к

общим делам д/о)

Умение воспринимать общие

дела, как свои собственные

-

избегают

участия

в

общих

делах

-

участвуют

при

побуждении

извне

- инициативны в общих делах

Педагог дополнительного образования:

______________________

Приложение 2.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Ишеевский Дом детского творчества»

Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным общеобразовательным

программам

за 2017-2018 учебного года.

Объединение «

_______________________________________»

на базе:МОУ______________________________________

Ф.И.О. педагога :__________________________________________________

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

% / кол-во

чел.

Методы

диагностики

(нужное

подчеркнуть)

1.Теоретическа

я подготовка

детей:

Соответствие

теоретических

знаний

- минимальный уровень

(овладели менее чем ½

объема знаний);

____% =___

Собеседование,

Соревнования,

Тестирование,

1.1.

Теоретические

знания (по

основным

разделам

учебно-

тематического

плана

программы)

программным

требованиям

из 15

Анкетирование,

Наблюдение,

Итоговая работа

- средний уровень

(объем освоенных знаний

составляет более ½);

% =

из 15

Тестирование,

Соревнования

- максимальный

уровень (дети освоили

практически весь объем

знаний, предусмотренных

программой)

% =

из 15

Наблюдения

Тестирование

Соревнования

1.2. Владение

специальной

терминологией

Осмысленность и

правильность

использования

- минимальный

уровень (избегают

употреблять специальные

термины);

% =

из 15

Собеседование,

Тестирование,

Опрос,

Анкетирование,

наблюдение

- средний

уровень (сочетают

специальную

терминологию с бытовой);

% =

из 15

Наблюдения,

опрос.

- максимальный

уровень (термины

употребляют осознанно и

в полном соответствии с

их содержанием)

% =

из 15

Наблюдения,

Собеседование.

2.

Практическая

подготовка

детей:

2.1.

Практические

умения и

навыки,

предусмотренны

е программой

(по основным

разделам)

Соответствие

практических

умений и навыков

программным

требованиям

минимальный

уровень (овладели менее

чем ½ предусмотренных

умений и навыков);

% =

из 15

Наблюдения,

Соревнования,

Итоговые

работы,

- средний уровень

(объем освоенных умений

и навыков составляет

% =

из 15

Итоговая работа.

Соревнования

более ½);

- максимальный

уровень (дети овладели

практически всеми

умениями и навыками,

предусмотренными

программой)

% =

из 15

Итоговая работа.

Соревнования.

2.2. Владение

специальным

оборудованием и

оснащением

Отсутствие

затруднений в

использовании

- минимальный уровень

(испытывают серьезные

затруднения при работе с

оборудованием)

% =

из 15

Наблюдение.

Собеседование.

- средний уровень

(работает с помощью

педагога)

% =

из 15

Итоговая работа

Собеседование

- максимальный

уровень (работают

самостоятельно)

% =

из 15

Итоговая работа

Собеседование

2.3. Творческие

навыки

Креативность в

выполнении

практических

заданий

- начальный

(элементарный,

выполняют лишь

простейшие практические

задания)

% =

из 15

Наблюдение,

Итоговая работа

- репродуктивный

(выполняют задания на

основе образца)

% =

из 15

Итоговая работа

- творческий (выполняют

практические задания с

элементами творчества)

% =

из 15

Итоговая работа

3.

Обшеучебные

умения и

навыки

ребенка:

3.1. Учебно-

интеллектуальн

ые умения:

3.1.1. Умение

подбирать и

анализировать

специальную

литературу

Самостоятельность в

подборе и анализе

литературы

минимальный

(испытывают серьезные

затруднения, нуждаются в

помощи и контроле

педагога)

% =

из 15

Наблюдение,

Анкетирование.

- средний (работают с

литературой с помощью

педагога и родителей)

% =

из 15

Наблюдение.

Собеседование.

- максимальный (работа

ют самостоятельно)

% =

из 15

Наблюдение.

Собеседование.

3.1.2. Умение

пользоваться

компьютерными

источниками

информации

Самостоятельность в

пользовании

Уровни по аналогии с п.

3.1.1.

- минимальный

% =

из 15

Наблюдение,

Опрос,

-средний

% =

из 15

Наблюдения.

Опрос.

-максимальный

% =

из 15

Наблюдения.

Собеседование.

3.1.3. Умение

осуществлять

учебно -

исследовательск

ую работу

(рефераты,

самостоятельны

е учебные

исследования,

проекты и т.д.)

Самостоятельность в

учебно-

исследовательской

работе

Уровни по аналогии с п.

3.1.1.

- минимальный

% =

из 15

Наблюдение,

Беседа,

Инд. Работа,

-средний

% =

из 15

Наблюдение.

Беседа.

Индивидуальная

работа

-максимальный

% =

из 15

Наблюдение.

Беседа.

Индивидуальная

работа

3.2. Учебно -

коммуникативн

ые умения:

3.2.1. Умение

слушать и

слышать

педагога

Адекватность

восприятия

информации,

идущей от педагога

Уровни по аналогии с п.

3.1.1.

- минимальный

% =

из 15

Наблюдения.

Опрос.

Индивидуальная

работа

-средний

% =

из 15

Наблюдение

Индивидуальная

работа

-максимальный

% =

из 15

Индивидуальная

работа

3.2.2. Умение

выступать перед

аудиторией

Свобода владения и

подачи

подготовленной

информации

Уровни по аналогии с п.

3.1.1.

- минимальный

% =

из 15

Наблюдения

Индивидуальная

работа

-средний

% =

из 15

Наблюдения

Индивидуальная

работа

-максимальный

% =

из 15

Наблюдения

Индивидуальная

работа

3.3. Учебно-

организационн

ые умения и

навыки:

3.3.1. Умение

организовать

свое рабочее

(учебное) место

Самостоятельно

готовят и убирают

рабочее место

Уровни по аналогии с п.

3.1.1.

- минимальный

% =

из 15

Наблюдение

беседа

-средний

% =

из 15

Наблюдение

беседа

-максимальный

% =

из 15

Наблюдение

беседа

3.3.2. Навыки

соблюдения ТБ в

процессе

деятельности

Соответствие

реальных навыков

соблюдения ТБ

программным

требованиям

- минимальный уровень

(овладели менее чем ½

объема навыков

соблюдения ТБ);

% =

из 15

Наблюдение

Тестирование

- средний уровень

(объем освоенных

навыков составляет более

½);

% =

из 15

Наблюдение

Тестирование

- максимальный

уровень (освоили

практически весь объем

навыков)

% =

из 15

Наблюдение

Тестирование

3.3.3. Умение

аккуратно

выполнять

работу

Аккуратность и

ответственность в

работе

- удовлетворительно

- хорошо

% =

% =

Наблюдение,

Итоговые

работы

-отлично

% =



В раздел образования