Автор: Зимагулова Гульнара Раисовна
Должность: методист
Учебное заведение: МУ ДО ИДДТ
Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п.Ишеевка
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов ДО
Тема: "Составление тестов и мониторинга личностного развития ребёнка в процессе освоения им образовательной программы"
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по
составлению тестов и мониторинга личностного развития ребёнка в
процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Методист МУ ДО ИДДТ
Зимагуловой Гульнара Раисовна
В отличие от общего образования. Где процесс выявления результатов
образовательной деятельности обучающихся достаточно чётко отработан. В
дополнительном образовании этот вопрос остаётся пока одним из наименее
определённых, и поэтому вызывает реальные затруднения. В дополнительном
образовании нет единых образовательных стандартов диагностики освоения
образовательных программ, в силу из индивидуального характера, каждый
педагог разрабатывает свой пакет диагностических методик, отражающих её цели
и задачи.
По каким же показателям чаще всего судят о результатах занятий ребёнка в
творческом объединении? Прежде всего, конечно, по итогам их участия в
конкурсах, выставках; награждению грамотами и другими знаками отличия. И это
понятно: такие результаты наиболее ощутимы и понятны. Но такой подход, на мой
взгляд, не совсем правильный.
Во-первых все дети разные и у них разный темп освоения учебного материала, не
каждый ребёнок способен подняться до уровня призовых мест и грамот.
Во-вторых, зацикливаясь на его предметных результатах вне поля зрения
остаются его личностные результаты.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы
дополнительного образования детей является реализация образовательных
программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных
потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать
созданию условий для реализации индивидуального потенциала учащихся,
формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. По
словам Л.Б. Железновой «такая цель дополнительного образования шире некой
суммы знаний, умений и навыков, являясь средством для такого образовательного
результата, который способствует эффективному решению проблем человека и
общества».
Основной целью моей программы «Мозаика», разработанной на год обучения для
детей 8-11 лет, является формирование условий для творческой самореализации
личности воспитанника через приобщение к декоративно-прикладному искусству,
мировой и отечественной культуре.
Данная программа имеет оценочно-результативный блок для каждого ребёнка,
который включает в себя разработку тестовых заданий и позволяет определять
уровень освоения, умений, навыков ребёнка, его творческую активность на год
обучения. Также мною разработаны критерии оценивания результатов итоговой
аттестации. Я предлагаю один из возможных подходов к решению проблемы
диагностики освоения образовательной программы. О её результатах необходимо
судить, как мне кажется, по двум группам показателей:
1.Учебный-фиксируетпредметный и общеучебные знания, умения, навыки,
приобретённые ребёнком в процессе освоения образовательной программы.
2. Личностный-отображает изменения личностных качеств ребёнка, под влиянием
занятий в творческом объединении.
Учебная группа показателей состоит из двух блоков:
Первый- теоретическая подготовка- включает в себя теоретические знания по
программе (то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»).
Второе- практическая подготовка – включает в себя практические умения и
навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием,
умением воплотить творческие замыслы в готовом изделии (то. что обычно
определяется выражением «дети должны уметь»). Приложение 1-3.
Большое внимание в работе я уделяю формированию способности к
самооцениванию у ребёнка, его личностному росту- как важнейшей
составляющей обучения. И я как педагог, стараюсь заинтересовать своих
воспитанников познанием самих себя, помочь им в формировании навыков
самоорганизации и самоуправления.
Для этого дважды в год проводится мониторинг личностного развития
ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.
Используя данную технологию, я могу отследить личностный рост ребёнка,
выявить то каким он пришёл и каким стал.
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Возможное
кол-во баллов
Методы
диагностики
Организационн
о – волевые:
- терпение
-воля
- самоконтроль
Способность
выдерживать
определенные
нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности.
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям,
доводить начатое
до конца.
Умение
контролировать
свои поступки
-терпения
хватает меньше
чем на
1/2занятия
-терпения
хватает больше
чем на
1/2занятия
-терпения
хватает на все
занятие
-волевые усилия
ребенка
побуждаются
извне
-иногда – самим
ребенком
-всегда – самим
ребенком
-ребенок
постоянно
находится под
воздействием
контроля извне
-периодически
контролирует
себя сам
-постоянно
контролирует
себя сам
1
5
10
1
5
10
1
5
10
Наблюдения
Наблюдения
Наблюдения
Толерантность
Умение строить
взаимоотношени
-испытывает
проблемы в
1
Наблюдения
конфликтность
я с
окружающими
общении
-избирательно
взаимодействует
с окружающими
-свободно
контактирует с
окружающими
5
10
Метод
незаконченного
предложения
Ориентацион-
ные качества
-Самооценка
- интерес к
занятиям в
творческом
объединении
Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы
-завышенная
-заниженная
-нормальная
-интерес к
занятиям
продиктован
ребенку извне
-интерес
периодически
поддерживается
ребенком
-интерес
постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
1
5
10
1
5
10
Наблюдения
Тестирование
Анкетирование
Наблюдения
Анкетирование
В качестве методов диагностики личностных изменений ребёнка я использую
наблюдения, беседы. Анкетирование, тестирование, диагностические упражнения,
тренинги, метод рефлексии, метод незаконченного предложения.
К первой группе показателей организационно-волевых качеств я отнесла
терпение, волю и самоконтроль. Такие качества как терпение и воля, в
значительной мере даны ребёнку от природы, но их также можно формировать,
лучше, конечно, с раннего возраста. Однако для этого необходимо
соответствующая мотивация. Ею может стать желание повзрослеть, стать более
самостоятельным и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих.
Заметна зависимость развития волевых качеств личности ребёнка от его
физической и психологической активности – если она занижена, то слаба и воля.
Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль за собственным
вниманием. Действиями, памятью и т.д. Для того чтобы ребёнок поверил в свои
силы, избавился от страха перед неудачей я стараюсь создать в объединении
доброжелательную атмосферу, где ребёнок может найти ответ на любой
интересующий его вопрос. Особенно это важно на первом этапе обучения, когда
дети только знакомятся друг с другом. Любую работу с детьми я стараюсь
организовать так, чтобы она вызывала только положительные эмоции. Если у
ребёнка что – то не получается, я стараюсь вселить надежду на будущее, не
перебиваю, даю возможность высказаться. Стараюсь дать понять, что все их
проблемы для меня значимы. Когда ребёнок чувствует уважение к себе, то
строгость педагога не будет казаться обидой. Каждое мнение имеет право быть
услышанным.
Большое значение я придаю игровой форме обучения. Это могут быть
соревнования, конкурсы, викторины, путешествия, экскурсии, способствующей
развитию фантазии, выявлению разнообразных способностей. Игра в учебном
процессе не должна быть единичной, случайной. Со временем складываются
определённые традиции поведения игровых занятий. Их отличает высокая
активность детей, эмоциональная атмосфера сотрудничества.
Вторая группа показателей – толерантность. Основной задачей является умение
строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и
привычки такими, какие они есть. Используя разнообразные приёмы воспитания
толерантности можно организовать деятельность детей в творческом
объединении:
Приём «Взаимопомощь», где от помощи друг другу зависит успех совместного
дела.
Приём «История про себя», используется для того, чтобы дети больше узнали и
поняли друг друга.
Приём «Общаться по правилам». На период выполнения задания
устанавливаются правила, рекомендующие общение и поведение детей. Такого
рода договорённость в значительной мере снимает негативные моменты общения,
защищают «статус» всех его участников.
Приём «Общее мнение», где дети по очереди высказываются на тему отношений с
различными группами детей: одни начинают, другие продолжают, дополняют.
Уточняют. Здесь главным является мнение каждого.
Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых
ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми
препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание
аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.д.).
Можно организовать диалоговую рефлексию, способствующую формированию
отношения ребёнка к какой либо значимой проблеме, вопросу. Для воспитания
толерантности можно применять следующие приёмы в рамках проведения
рефлексивной беседы с ребёнком:
Приём «прогнозирования развития ситуации». Где педагогом представляется
высказать предложение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная
ситуация. При этом ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
Приём «ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и
выступить уже не от своего имени, а от другого.
Приём «Встречные вопросы».Дети, разделённые на группы, готовят друг другу
определённое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы
на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Также используется
метод незаконченного предложения – «Я люблю…», Никто не знает, что я (или у
меня)…».
Третья группа показателей – ориентационные качества, где оцениваемыми
параметрами становится самооценка ребёнка и его интерес к занятиям.
Самооценка-это ключ к пониманию темпов развития ребёнка. Во многом от
взрослых зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребёнка:
заниженный, нормально развитый или завышенный.
Заниженная самооценка-неразвитость положительного представления о себе,
неверие в свои силы, а значит отсутствие внутреннего стимула к развитию
(«у меня всё равно ничего не получится»), поскольку ребёнок не видит своих
достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Такие дети нуждаются
во внимании к себе со стороны окружающих, в похвале, поощрении пусть за
самые минимальные достижения.
Нормальная самооценка - у ребёнка сформировано адекватное представление о
себе, о своих достижениях и недостатках. Именно этот уровень является
действенным стимулом саморазвития личности.
Завышенная самооценка-это может быть результатом чрезмерных неумеренных
похвал ребёнка. Так и вследствие неадекватной оценкой им собственной
одарённости, которую он воспринимает. Как превосходство над другими. Этот тип
самооценки самый сложный с точки зрения развития личности, так как он либо
лишает ребёнка стимула к развитию («я и так всё знаю»), либо порождает у него
стремление добиться лидерства в объединении любой ценой. Для того чтобы
выявить учащимся с тем или иным уровнем самооценки в начале и конце
учебного года проводится тестирование:
2. Тест «Оцени себя сам»
Представь,что ты и твои сверстники построились в шеренгу по росту, от самого
низкого (слева), до самого высокого (справа). Шеренга изображена в виде прямой
линии с отрезками. Поставь крестик в том отрезке, где, по твоему мнению, ты
находишься.
Низкий____!_____!_+_ _!_____!_____!_____!____ высокий
Грустный ____!_____!_____!_____!_____!__+__!____ весёлый
Неряшливый____!_____!_____!_____!_____!_____!____ аккуратный
Слабый____!_____!_____!_____!_____!_____!____ сильный
Ленивый____!_____!_____!_____!_____!_____!____ трудолюбивый
Злой ____!_____!_____!_____!_____!_____!____ добрый
Неуклюжий ____!_____!_____!_____!_____!_____!____ ловкий
Трусливый ____!_____!_____!_____!_____!_____!_____ смелый
Выполняя задание ребёнок, одним или двумя крестиками, обозначает свою
самооценку на каждой из линий.
3. Тест «Сколько в тебе агрессии?»
Прочитай каждое из упражнений. Если ты согласен с утверждением, обведи
«Да», если не согласен- «Нет».
1
Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь
Да
Нет
2
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со
мной.
Да
Нет
3
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
Да
Нет
4
Я требую. Чтобы люди уважали мои права.
Да
Нет
5
Я знаю людей, которые способны довести меня до
драки.
Да
Нет
6
Иногда я выражаю гнев тем. Что стучу кулаком по
столу.
Да
Нет
7
Я всегда даю сдачи, если меня кто-то ударит.
Да
Нет
8
Я могу вспомнить случай, когда был так зол. Что
хватал первый попавшийся предмет и ломал его.
Да
Нет
9
Если кто-то раздражает меня, я готов высказать всё.
Что я о нём думаю.
Да
Нет
А теперь скажу о форме подведения итогов за учебный год. Я обрабатываю все
результаты наблюдений, тестирований, анкетирований и получаю результаты
освоения детьми дополнительной образовательной программы, что позволяет мне
сделать выводы. Предлагаю вам форму итогового мониторинга.
Приложение 1.
Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительной
образовательной программы
за __ полугодие ____-_____ учебного года
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
% / кол-во
чел.
Методы
диагностики
1.Организационно-
волевые качества:
1.1. Терпение
Способность выдерживать
нагрузки, преодолевать
трудности
-терпения хватает меньше чем
на ½ занятия
- терпения хватает больше чем
на ½ занятия
-
терпения
хватает
на
все
занятие
1.2. Воля
Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям
- волевые усилия побуждаются
извне
- иногда самими детьми
- всегда самими детьми
1.3. Самоконтроль
Умение контролировать свои
поступки
- находятся постоянно под
воздействием контроля извне
-
периодически
контролируют
себя сами
- постоянно контролируют себя
сами
2. Ориентационные
качества:
Способность оценивать себя
адекватно реальным
- завышенная
2.1. Самооценка
достижениям
-заниженная
- нормальная
2.2. Интерес к
занятиям в д/о
Осознанное участие детей в
освоении образовательной
программы
- интерес продиктован извне
-интерес периодически
поддерживается самим
- интерес постоянно
поддерживается
самостоятельно
3. Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность
Отношение детей к
столкновению интересов
(спору) в процессе
взаимодействия
-
периодически
провоцируют
конфликты
-
в
конфликтах
не
участвуют,
стараются их избегать
-
пытаются
самостоятельно
уладить
3.2. Тип
сотрудничества
(отношение детей к
общим делам д/о)
Умение воспринимать общие
дела, как свои собственные
-
избегают
участия
в
общих
делах
-
участвуют
при
побуждении
извне
- инициативны в общих делах
Педагог дополнительного образования:
______________________
Приложение 2.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Ишеевский Дом детского творчества»
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным общеобразовательным
программам
за 2017-2018 учебного года.
Объединение «
_______________________________________»
на базе:МОУ______________________________________
Ф.И.О. педагога :__________________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
% / кол-во
чел.
Методы
диагностики
(нужное
подчеркнуть)
1.Теоретическа
я подготовка
детей:
Соответствие
теоретических
знаний
- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема знаний);
____% =___
Собеседование,
Соревнования,
Тестирование,
1.1.
Теоретические
знания (по
основным
разделам
учебно-
тематического
плана
программы)
программным
требованиям
из 15
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая работа
- средний уровень
(объем освоенных знаний
составляет более ½);
% =
из 15
Тестирование,
Соревнования
- максимальный
уровень (дети освоили
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой)
% =
из 15
Наблюдения
Тестирование
Соревнования
1.2. Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и
правильность
использования
- минимальный
уровень (избегают
употреблять специальные
термины);
% =
из 15
Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование,
наблюдение
- средний
уровень (сочетают
специальную
терминологию с бытовой);
% =
из 15
Наблюдения,
опрос.
- максимальный
уровень (термины
употребляют осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием)
% =
из 15
Наблюдения,
Собеседование.
2.
Практическая
подготовка
детей:
2.1.
Практические
умения и
навыки,
предусмотренны
е программой
(по основным
разделам)
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
минимальный
уровень (овладели менее
чем ½ предусмотренных
умений и навыков);
% =
из 15
Наблюдения,
Соревнования,
Итоговые
работы,
- средний уровень
(объем освоенных умений
и навыков составляет
% =
из 15
Итоговая работа.
Соревнования
более ½);
- максимальный
уровень (дети овладели
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой)
% =
из 15
Итоговая работа.
Соревнования.
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
- минимальный уровень
(испытывают серьезные
затруднения при работе с
оборудованием)
% =
из 15
Наблюдение.
Собеседование.
- средний уровень
(работает с помощью
педагога)
% =
из 15
Итоговая работа
Собеседование
- максимальный
уровень (работают
самостоятельно)
% =
из 15
Итоговая работа
Собеседование
2.3. Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
- начальный
(элементарный,
выполняют лишь
простейшие практические
задания)
% =
из 15
Наблюдение,
Итоговая работа
- репродуктивный
(выполняют задания на
основе образца)
% =
из 15
Итоговая работа
- творческий (выполняют
практические задания с
элементами творчества)
% =
из 15
Итоговая работа
3.
Обшеучебные
умения и
навыки
ребенка:
3.1. Учебно-
интеллектуальн
ые умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоятельность в
подборе и анализе
литературы
минимальный
(испытывают серьезные
затруднения, нуждаются в
помощи и контроле
педагога)
% =
из 15
Наблюдение,
Анкетирование.
- средний (работают с
литературой с помощью
педагога и родителей)
% =
из 15
Наблюдение.
Собеседование.
- максимальный (работа
ют самостоятельно)
% =
из 15
Наблюдение.
Собеседование.
3.1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Самостоятельность в
пользовании
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
% =
из 15
Наблюдение,
Опрос,
-средний
% =
из 15
Наблюдения.
Опрос.
-максимальный
% =
из 15
Наблюдения.
Собеседование.
3.1.3. Умение
осуществлять
учебно -
исследовательск
ую работу
(рефераты,
самостоятельны
е учебные
исследования,
проекты и т.д.)
Самостоятельность в
учебно-
исследовательской
работе
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
% =
из 15
Наблюдение,
Беседа,
Инд. Работа,
-средний
% =
из 15
Наблюдение.
Беседа.
Индивидуальная
работа
-максимальный
% =
из 15
Наблюдение.
Беседа.
Индивидуальная
работа
3.2. Учебно -
коммуникативн
ые умения:
3.2.1. Умение
слушать и
слышать
педагога
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
% =
из 15
Наблюдения.
Опрос.
Индивидуальная
работа
-средний
% =
из 15
Наблюдение
Индивидуальная
работа
-максимальный
% =
из 15
Индивидуальная
работа
3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией
Свобода владения и
подачи
подготовленной
информации
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
% =
из 15
Наблюдения
Индивидуальная
работа
-средний
% =
из 15
Наблюдения
Индивидуальная
работа
-максимальный
% =
из 15
Наблюдения
Индивидуальная
работа
3.3. Учебно-
организационн
ые умения и
навыки:
3.3.1. Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место
Самостоятельно
готовят и убирают
рабочее место
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
% =
из 15
Наблюдение
беседа
-средний
% =
из 15
Наблюдение
беседа
-максимальный
% =
из 15
Наблюдение
беседа
3.3.2. Навыки
соблюдения ТБ в
процессе
деятельности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения ТБ
программным
требованиям
- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема навыков
соблюдения ТБ);
% =
из 15
Наблюдение
Тестирование
- средний уровень
(объем освоенных
навыков составляет более
½);
% =
из 15
Наблюдение
Тестирование
- максимальный
уровень (освоили
практически весь объем
навыков)
% =
из 15
Наблюдение
Тестирование
3.3.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу
Аккуратность и
ответственность в
работе
- удовлетворительно
- хорошо
% =
% =
Наблюдение,
Итоговые
работы
-отлично
% =