Напоминание

Методическая разработка "Музыкально – просветительский проект "Дуэталия"


Авторы: Павлова Марина Николаевна, Силинская Светлана Анатольевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин.
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: Апатиты Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка "Музыкально – просветительский проект "Дуэталия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отдел по культуре и делам молодёжи Администрации г. Апатиты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

г. Апатиты

«ДУЭТАЛИЯ»

Музыкально-просветительский проект

Методическая разработка

Авторы:

Павлова Марина Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин,

концертмейстер МБОУДОД «ДШИ» г. Апатиты;

Силинская

Светлана

Анатольевна,

преподаватель

фортепиано,

концертмейстер МБОУДОД «ДШИ» г. Апатиты

«Музыкально-просветительский проект «ДУЭТАЛИЯ»: Методическая

разработка, Апатиты, 2012 – 20 с.

Данная методическая разработка посвящена обобщению опыта работы по

организации

и

проведению

мероприятий

цикла

«Дуэталия».

Приведён

материал беседы – концерта «Музыка с берегов Влтавы». Представлены

программы всех мероприятий и исполнительские комментарии к некоторым

произведениям.

Категория слушателей: преподаватели и обучающиеся ДМШ, ДШИ,

студенты ВУЗов г. Апатиты, широкая общественность

г. Апатиты

2015 год

Оглавление

Введение 3

Основная часть 7

Исполнительские комментарии

13

Заключение 16

Список использованных источников 19

Приложения (программки концертов)

20

1.

Приношение Францу Шуберту

2.

Дуэталия

3.

Музыка с берегов Влтавы

3

ВВЕДЕНИЕ

Детская школа искусств г. Апатиты – это сложившийся образовательный,

музыкальный

комплекс,

обеспечивающий

доступ

к

знаниям

и

опыту

человечества в области культуры и искусства, это сообщество творческих,

ищущих преподавателей, которые в полной мере решают весь спектр задач

образовательного процесса.

Музыкально-просветительский

проект

«Дуэталия»

цикл

бесед-

концертов, посвященный ансамблевому исполнению произведений мировой

музыкальной классики и современной музыки – одна из составных частей

этого процесса. Первый концерт «Приношение Францу Шуберту» состоялся

в

формате

фестиваля

исполнительского

мастерства

преподавателей,

следующие, посвящённые музыке И. Брамса, Б. Сметаны и А. Дворжака – в

форме беседы-концерта.

Цели и задачи проекта:

дать представление о жизни и творчестве композиторов разных стран,

времён через ансамблевое (дуэтное) исполнительство;

расширить кругозор обучающихся;

обеспечить

условия

для

сценической

практики

и

р о с т а

исполнительского мастерства преподавателей;

расширить исполнительский и педагогический репертуар;

найти новую интересную нотную литературу;

объединить

усилия

преподавателей-пианистов

и

теоретиков

в

образовательном процессе, выделить межпредметные связи.

Участники:

преподаватели различных специальностей ДМШ и ДШИ.

Условия осуществления мероприятия:

концертный

зал

с

наличием

двух

роялей

(пианино)

на

сцене,

приспособленных для игры в ансамбле;

4

наличие в преподавательском составе учреждения лиц, занимающихся

концертной практикой.

Формы проведения:

беседа-концерт;

фестиваль исполнительского мастерства.

Периодичность проведения: два раза в течение учебного года.

Перечень используемого оборудования и материалов:

установка

мультимедиа

(компьютер,

аудио

система,

система

видеоотображения);

слайд-фильмы, презентации;

выставка

печатных

изданий

из

библиотечных

фондов

и

личных

собраний;

репертуар:

2010.02.10 «Приношение Францу Шуберту»

Ф. Шуберт. Фантазия f-moll, ор.103.

Ф. Шуберт. Allegro moderato и Andante.

Ф. Шуберт. Лендлер Es-dur. Вальс а-moll.

Ф. Шуберт. Музыкальный момент f-moll.

Ф. Шуберт. Баркарола D-dur.

Ф. Шуберт, сл. В. Мюллера «Куда?» из цикла «Прекрасная мельничиха».

Ф. Шуберт, сл. Ф. Шобера «К Музыке».

Ф. Шуберт. Соната а-moll для виолончели (альта) и фортепиано.

Ф. Шуберт. Сентиментальный вальс.

Ф. Шуберт. Военный марш, ор 51 № 1.

Ф. Шуберт. Большой марш g-moll.

Ф. Шуберт. Характеристический марш C-dur, ор. 121

Ф. Шуберт. Немецкие танцы, ор. 33.

2011.01.21 «Дуэталия»(музыка Иоганнеса Брамса)

5

И. Брамс. Вальсы ор. № 39.

И. Брамс. Песни любви, ор. 52а.

И. Брамс, сл. Г. Шерера, пер. А. Машистова «Колыбельная».

И. Брамс, сл. народные, перевод с немецкого Э. Александровой

«Божья коровка».

И. Брамс, сл. Р. Рейника, пер. Д. Усова «LIEBESTREU»

«Верное сердце», соч. 3 № 1.

И. Брамс. Венгерский танец № 2 d-moll.

И. Брамс. Венгерский танец № 11 d-moll.

И. Брамс. Венгерский танец № 13 D-dur.

И. Брамс. Венгерский танец № 19 h-moll.

И. Брамс. Фантазия на тему песенки Н. Титова «Ветка»

из цикла «Воспоминания о России».

2012.02.10 «Музыка с берегов Влтавы»

(музыка Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака)

Б. Сметана. Рондо С-dur .

А. Дворжак. Легенда d-moll, ор. 59 № 1.

А. Дворжак. Легенда F-dur, ор. 59 № 8.

А. Дворжак. Легенда В-dur, ор. 59 № 10.

А. Дворжак. Мелодия.

А. Дворжак. Славянский танец g-moll, ор № 46 № 8.

А. Дворжак. Славянский танец С-dur, ор № 46 № 1.

Методические советы на подготовительный период:

выбрать

тему,

подобрать

музыкальный

материал,

обеспечить

предполагаемых исполнителей нотными изданиями;

познакомиться

через

аудио-

и

видеозаписи

с

различными

интерпретациями произведений концертного репертуара;

6

во

время

подготовки

произведений

для

концертного

исполнения

обязательно

знакомиться

с

каждой

партией

ансамбля

всеми

его

участниками;

использовать возможность включения в исполнение одной из партий

(особенно

репертуара

в

8

рук)

обучающихся

ДШИ

(можно

ограничиться репетиционным периодом), что даёт неоценимый опыт

ансамблевого слышания;

использовать

сложившиеся

исполнительские

коллективы,

но

и

способствовать созданию новых комбинаций исполнителей, что даёт

возможность

более

тесного

контакта

коллег

для

обмена

опытом,

улучшения психологического климата в коллективе;

помогать начинающим преподавателям в решении профессиональных

проблем

адаптации

к

новой

форме

деятельности

-

работе

преподавателя;

вовлекать

в

работу

по

подготовке

мероприятий

про ект а

преподавателей

различных

дисциплин

и

специальностей,

чётко

распределять поручения;

привлекать СМИ для анонса и освещения мероприятий

7

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(на примере беседы-концерта «Музыка с берегов Влтавы»)

Приветствую

почитателей

фортепианной

музыки,

знатоков

и

любителей

ансамблевого

исполнительства!

Сегодня

мы

слушаем

произведения

чешских

композиторов

для

фортепианных

ансамблей.

Это

наша

третья

встреча.

Похоже,

такие

встречи

становятся

традицией.

Следующий, четвёртый, концерт будет посвящен музыке Эдварда Грига.

Сегодня

для

вас

играют

преподаватели

фортепианного

отделения:

Ирина Паршина, Татьяна Шмагалёва, Анна Каверина, Елена Шохина, Елена

Соломина,

Любовь

Кузнецова,

Елена

Матвеева,

Светлана

Силинская

преподаватель

отделения

духовых

инструментов

Геннадий

Быков.

Вести

концерт буду я, Марина Павлова.

Как только на смену клавесину приходит рояль, (а он больше: 88

клавиш

(52+36)

против

35),

выясняется,

что

и

сидеть

за

ним

вдвоем

комфортно, а возможно и втроем.

К середине XIX века фортепианный дуэт стал излюбленным жанром

музицирования. Умение играть в дуэте считалось признаком хорошего тона,

равно, как и свободное владение французским языком. XIX век – золотой век

фортепианного

дуэта.

Дуэт

позволял

музицировать

людям,

далёким

от

профессионального

совершенства.

Игра

в

ансамбле

возможность

ознакомления

с

оперной,

симфониче ской

музыкой.

Д е ла л и с ь

многочисленные переложения, и не только для 4 рук. С середины XIXвека

начинается

повсеместное

увлечение

мультиклавирными

ансамблями.

Исполнялись

произведения

для

2,

3,

4

фортепиано.

В

Европе

мода

на

инструментальные

действа

начались

с

«музыки

праздне ств»,

организованных

Г.

Берлиозом,

который

однажды

собрал

оркестр

из

465

инструментов, среди которых было 30 (!) фортепиано. Энтузиастом был и

Карл Черни, аранжировавший увертюру к опере «Семирамида» Дж. Россини

для

16

пианистов

и

сам

участвовал

в

её

исполнении.

Ф.

Лист

сделал

переложение для 2 фортепиано 9 симфонии Л. Бетховена. Эту традицию

8

поддерживал и Б. Сметана. В Праге в 1848 г. был организован Фортепианный

институт, рассчитанный на привлечение наибольшего количества студентов к

совместному музицированию. Известна транскрипция Сметаны для 16 рук

вагнеровской увертюры к «Тангейзеру», которая была невероятно популярна.

Позже им написана Соната для 2 фортепиано в 8 рук и Рондо для того же

состава. Именно его вы и услышите сегодня. В Петербурге в 1854г. 20

пианистов

в

40

рук,

во

главе

с

А.

Даргомыжским,

играли

увертюру

к

«Вильгельму

Теллю»

Россини.

Игра

на

16

роялях

в

64

руки

была

принадлежностью выпускных экзаменов в Смольном институте.

В Петербурге в 1851 году ноты можно было приобрести в восьми

специализированных

музыкальных

и

нотных

магазинах,

можно

было

выписать по каталогу из Вены, Берлина, Лейпцига. А можно было взять

напрокат. И цены были доступными – польки и вальсы Штрауса от 60 коп. до

1 руб. 25 коп. Самые дорогие – четырехручные клавиры «Пиковой Дамы» и

«Щелкунчика»– 10 руб.

Исторические судьбы Чехии. В 1620г. Чехия пережила величайшую

национальную катастрофу: потерпев поражение в битве при Белой Горе,

страна на 300 лет потеряла государственную независимость, попав под власть

империи

Габсбургов.

Чехия

находилась

в

составе

Австрийской

империи

(Австро-Венгрии)

почти

300

лет.

Наступила

«эпоха

тьмы».

Страна

была

лишена права на национальное самоопределение, государственным языком

был объявлен немецкий. Чешская культура, язык сохранялись лишь в среде

крестьянства. Однако, в этой «тьме»в конце

XVIIIвека забрезжил свет - в

стране

пробуждалось

национальное

самосознание,

которое

образовало

3

волны.

1792 г. Открывается кафедра чешского языка в Пражском университете.

1796 г. Открывается Академия художеств.

1798

г.

В

Немецком

театре

в

предпраздничные

дни

даются

спектакли

чешских авторов (но на немецком языке).

1812 г. В Сословном театре раз в неделю даются спектакли на чешском языке.

9

1823 г. Ставятся первые оперы на чешском языке.

1830 г. Основана Органная школа (где обучались и композиторы).

В середине XIX века появляется Б. Сметана, сын пивовара из Литомышля.

Ему было суждено стать основоположником чешской национальной музыки.

Наивысшие достижения в области оперы (8) и программного симфонизма.

Его

младший

соратник

Антонин

Дворжак

стал

создателем

национально-

чешской симфонии. Далее их дело продолжают Зденек Фибих, Йозеф Сук,

Леош Яначек.

ИСПОЛНЕНИЕ: Б. Сметана. Рондо C-dur(для двух фортепиано в 8 рук)

- Ирина Паршина, Марина Павлова, Татьяна Шмагалёва, Анна Каверина -

Это Рондо написал 25-летний молодой Б. Сметана, приехавший из

провинции в Прагу. Открыв с помощью Ф. Листа музыкальную школу, сам

сочиняет для студентов концертный репертуар: Сонату в 8 рук,

Рондо.

Жанровая основа этой музыки - полька. Это не случайно. Именно полька

окажется

для

Сметаны

тем

жанром,

где

отчетливее

всего

проявится

его

чешская

сущность.

Полька

станет

для

него

тем,

чем

была

мазурка

для

Шопена. Множество полек пишет он для фортепиано, звучат они и в его

операх (в знаменитой «Проданной невесте») и в симфонических

поэмах

(середина « Влтавы»).

По мнению многих полька – танец польский. Это не так. Чешский. И

название

происходит

от

слова пулка – половинка (половинка шага, шаг с

подскоком). Танец до поры бытовал как крестьянский, пока с помощью

чешского учителя танцев не был показан в Парижском «Одеоне». Увлечение

полькой

было

настолько

велико,

что

на

некоторое

время

она

вытеснила

знаменитый вальс. Бальная полька культивировалась во Франции, а потом

распространилась по всей Европе. И что примечательно – в каждой стране

полька

имеет

свой

характер

карело-финская,

латышская,

белорусская,

молдавская, венгерская и даже бразильская.

Антонин Дворжак – продолжатель дела Б. Сметаны. Моложе его на 17

лет.

Совокупная

продолжительность

всех

произведений,

написанных

10

Дворжаком, – 3,5 дня (85 часов), 185 завершенных произведений, созданных

в течение 42 творческих лет.

ИСПОЛНЕНИЕ: А. Дворжак. Легенда № 8(для фортепиано в 4 руки)

- Елена Соломина, Елена Шохина -

Пожалуй, ни в какой другой европейской стране нет такого количества

легенд и преданий, как в Чехии. Сама атмосфера старинных чешских городов

располагает к тому, чтобы погрузиться в загадочный и удивительный мир.

Чешские

легенды

отличаются

какой-то

жестокостью.

Тут

какого

национального героя или святого не возьми — либо его жестоко замучили,

либо он сам утопил кучу врагов в крови, но потом покаялся, перед смертью

построил храм и поэтому стал святым. Или героем.

ПОКАЗ. Фото интерьеров церкви в г. Кутна Гора.

ИСПОЛНЕНИЕ: А. Дворжак. Мелодия

(аранжировка для тромбона и фортепиано)

- Геннадий Быков, концертмейстер Татьяна Шмагалёва -

Это мелодия песни из цикла «7 цыганских мелодий». «Песни, что пела

мне мать» стала музыкальным символом А. Дворжака. Вот перевод текста:

«Когда меня моя старая мать петь учила, странно, что у нее часто текли слезы.

И сейчас я тоже плачу, когда детей играть и петь учу».

Театр. Народный

театр Narodni divadlo – главный театр Чехии. Был

заложен 1868 году, и событие это воспринималось всеми, как величайший

народный праздник. Театр был задуман как храм чешского языка, чешского

искусства, всего чешского, возведенный в центре немецкоговорящего города.

Сооружался

за

счет

добровольных

пожертвований

народа

не

правительственных субсидий или налогов) Строили театр 13 лет. Открыт он

был в 1881г. премьерой оперы «Либуше» Б. Сметаны. Либуше – в чешских

легендах – мудрая правительница, предок чешских королей. Именно она

предрекла основание Праги. А на следующий день после премьеры случился

пожар, сгорело все здание. Комитет опять обращается к нации. И за 2 недели

собрана огромная сумма. Строили 13 лет, а восстановили за 2 года! При

11

строительстве

использовали

только чешские материалы, работали только

чехи. А самая поразительная деталь – надпись над сценой - НАРОД - СЕБЕ.

Большой театр в Москве построен по велению Екатерины II, Мариинский

назван в честь супруги Александра II Марии Александровны. В России это -

ИМПЕРАТОРСКИЕ театры. А в Праге открылся НАРОДНЫЙ театр.

ПОКАЗ. Фото Народного театра в Праге, зала и сцены с надписью «Народ

– себе».

Муниципальный

дом. Obecny

Dum

в

Праге

построен

в

1912г.

Монументальный, роскошный, необычный по архитектуре. Всё утверждает

национальные символы чешского народа.

Зал Б. Сметаны. Здесь каждый год, начиная с 1946г., 12 мая, в день

рождения

Б.

Сметаны,

открывается

Международный

музыкальный

фестиваль ПРАЖСКАЯ ВЕСНА. И открывается концертом, где исполняется

симфонический цикл Б. Сметаны «МОЯ РОДИНА» - 6 симфонических поэм,

каждая из которых посвящена какой-нибудь легенде, историческому эпизоду

или природе Чехии. «Влтава» – звучала в начале нашего концерта. Мелодия

этой поэмы - неофициальный чешский гимн. К моменту начала работы над

циклом Б. Сметана потерял слух, ему 50 лет. Следующие 10 лет он не слышит

ничего.

ПОКАЗ. Фото Пражского Муниципального дома и зала Бедржиха Сметаны.

ИСПОЛНЕНИЕ: А. Дворжак. Легенда № 10, Легенда № 1

- Татьяна Шмагалёва, Анна Каверина -

Чешский

язык. Родной язык Сметаны – немецкий, имя, данное ему

при

рождении

-

Фридрих.

Чешский

язык

относится

к

группе

западнославянских языков. Для европейцев проблема - труднопроизносимые

«заторы из согласных» - Бедржих, zmrzlina.

Vltava- с ударением на первую

СОГЛАСНУЮ!

Многие слова звучат очень знакомо и похоже на русские. НО… Значение их

может быть ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ:

Pozor deti (Pozor – внимание) Pozor sleva (sleva – распродажа),

12

Pozor policie varue! (varovat - предупреждать)

Черствые потравины на самом деле оказываются свежими продуктами,

Okurky s pohankou огурцы с гречкой. Салат из окурков – салат из огурцов.

Spisovatel - писатель, basnik –поэт, hudebnik – музыкант, hudba - музыка.

Uzasna hudba -

изумительная музыка. А фамилия Smetana – это вовсе не

сметана, а КРЕМ!

Встречаются образцы социально-политической мудрости:

семья по-чешски - rodina, а Родина - vlast.

А как будет по-чешски – родной язык? – ну, конечно – matersina!

Теперь настроение как раз подходящее, чтобы послушать самые известные

сочинения Антонина Дворжака -Славянские танцы. На предыдущем концерте

мы играли

Венгерские танцы И. Брамса. Брамс использовал и обработал

подлинные венгерские мелодии. А Дворжак этого не делал. Все танцы –

оригинальный музыкальный язык А. Дворжака. В сборнике представлены

разные чешские танцы – полька, думка, соуседска, скочна. Но вы услышите 2

танца,

в

основе

которых

танец

ФУРИАНТ

в

переводе

гордец.

Юмористический танец, в котором партнер, подбоченясь, пародирует гордого

и надутого крестьянского щеголя, партнерша танцует то перед ним, то вокруг

него, а затем они пляшут вместе.

ИСПОЛНЕНИЕ: А. Дворжак. Славянский танец № 8

- Любовь Кузнецова. Елена Матвеева -

ИСПОЛНЕНИЕ: А. Дворжак. Славянский танец №1 (для 2-х ф-но в 8 рук)

- Татьяна Шмагалёва, Анна Каверина, Светлана Силинская, Марина Павлова

-

Концерт

наш

называется

«Музыка

с

берегов

Влтавы».

Музыку

слушали. А вот Влтавы-то и не увидели. Поэтому давайте посмотрим на эту

реку, на этот изумительный город, породивший эту восхитительную музыку.

ПОКАЗ. Фото:

река

Влтава,

виды

Праги,

памятники

Б.

Сметане,

А.

Дворжаку, музеи Б. Сметаны, А. Дворжака.

13

Следующая наша встреча, посвящённая музыке Э. Грига, состоится в

октябре 2012 г. До новых встреч!

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Особенности

и

некоторые

приёмы

работы

над

исполнением

произведений в 8 рук.

Исполнение

произведений

в

8

рук

на

двух

фортепиано

новый,

оказавшийся

очень

полезным

опыт

преподавателей

ДШИ.

Репертуар

для

исполнения в 8 рук не так обширен, но при известном старании можно найти

интересную

музыку:

как

оригинальные

сочинения,

так

и

различные

переложения. Такие варианты интересны тем, что, как правило, исполнение

каждой

партии

в

отдельности

не

представляет

особой

технической

сложности, но процесс «вписывания» партии в общий контекст музыкальной

ткани трудоёмкий, требующий от исполнителей кропотливой работы над

единообразием

штрихов,

единым

пониманием,

ощущением

и

интонированием

смысловых

структур

нотного

текста.

Единство

исполнительского

темпа,

одновременное

вступление

(самое

простое

оказалось самым сложным!), распределение звучности в фактуре, поиски

тембровой окраски при игре в 8 рук требуют от исполнителей определённых

навыков.

Так,

для

одновременного

вступления

восьми

рук,

помогла

смысловая ассоциация для пианистических движений.

Необходимо учитывать и жанровые особенности произведений. Так,

например, в основе Славянского танца № 1 А. Дворжака лежит фуриант, при

исполнении которого больше всего обращает на себя внимание метрическая

переменность:

2+2+2+3+3

при

обязательном

выстраивании

звучности

в

протяжённой фразе.

В

работе

над

восьмиручными

произведениями

важно

соблюсти

последовательность этапов в освоении нотного текста:

индивидуальное выучивание партии,

ознакомление со всеми партиями ансамбля,

игра парами на одном инструменте,

14

игра парами разных инструментов,

исполнение полным составом ансамбля.

Такой подход помогает полно представить фактуру произведения, палитру

тембров,

проследить

развитие

музыкального

материала,

выработать

штриховое соответствие и интонационную логику исполнения (партии часто

как бы «обмениваются» интонациями, из фраз и мотивов разных партий

ткётся

единая

музыкальная

ткань).

Слуховым

ориентиром

во

время

исполнения произведения в 8 рук служит партия PRIMO первого фортепиано.

Преподавателями в работе над исполнением произведений в 8 рук

получен

неоценимый

опыт

ансамблевой

игры

такого

вида,

который,

несомненно, распространиться и на обучающихся в ДШИ.

А. Дворжак «Легенды» ор. 59

(составлены преподавателями ДШИ Кавериной А.Ю., Шмагалёвой Т.П.)

«Легенды»

А.

Дворжака

представляют

собой

цикл

из

десяти

произведений. Они были написаны в 1881 году и посвящены музыкальному

критику Эдуарду Ганслику. Единство эпоса, лирики и драмы, воплощённое

через смену контрастных эпизодов – картин, приближает эти крупные пьесы

к жанру романтических баллад.

В

изложении

«Легенд»

функции

партнёров

равны,

музыка

хорошо

«ложится» под руками и почти не содержит пианистически неудобных мест.

Фактура

«Легенд»

отличается

выразительностью

и

красочностью,

она

многопланова, наполнена тематическими подголосками, обилием двойных

контрапунктов. В звучании «Легенд» Дворжак достигает такой полноты и

красоты, какая только возможна в четырёхручном ансамбле.

«Легенды»

1

и

10

повествовательно-эпического

склада,

требующие чуткого звукоизвлечения,

звуковедения, навыков фразировки.

Произведения состоят из небольших эпизодов разных настроений, которые

важно объединить в единую музыкальную форму, чтобы создать ощущение

целостности. Обилие агогических моментов требует от исполнителей чуткой

15

ансамблевой игры. В произведениях обе партии равны по своему значению.

Развитый подголосочный материал и большой охват регистров позволяет

показать все возможности звучания инструмента.

Ансамблевые задачи:

в темах танцевального характера с аккордово-интервальной фактурой

важно найти единый штрих (озвученное стаккато);

в

многоголосных

темах

кантиленного

характера

выделить

важный

тематический материал и услышать весь подголосочный материал в

обеих партиях;

от

исполнителей

требуется

одинаковая

трактовка

семантических

структур музыкальной ткани;

в предложенных произведениях особое внимание требуется обратить

на отработку скачков в нижних регистрах и технических сложностей в

подвижном фактурном аккомпанементе;

для

создания

объёмного

звучания

фактуры

и

показа

богатых

возможностей инструмента важно обозначить ярко выраженную линию

баса и мелодию в верхних регистрах;

при всём богатстве

фактуры II партии добиваться

прозрачности её

звучания;

гармонический язык произведений

требует от исполнителя чуткой

педализации.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические советы по организации:

для

достижения

просветительских

целей

мероприятие

желательно

проводить

в

привычное

концертное

время,

когда

прогнозируется

наибольшая наполняемость концертного зала;

для создания эмоционального настроя на восприятие нового материала

целесообразно включать в музыкальную часть и хорошо знакомые,

ставшие популярными музыкальные номера;

сопровождать

концерты

словесными

и

видео

комментариями,

что

позволит не только помочь слушателям воспринять музыку незнакомых

сочинений, но и

«вписать» ее в контекст эпохи, связать с историей

страны,

с

творчеством

композитора,

узнать

историю

создания

произведения.

Использование

видеоряда

обогащает

содержание

концерта, а так же способствует переключению внимания слушателей.

Итоги мероприятий:

сформировались устойчивые исполнительские дуэты. Новый (в наших

условиях) вид ансамбля – 2 инструмента в 8 рук – позволяет расширить

исполнительский репертуар, овладеть новыми приемами и навыками

ансамблевой

игры,

т.к.

исполнительские

традиции

игры

на

одном

инструменте в 4 руки и на двух инструментах в 4, 6, 8 рук различны,

различия велики и касаются их принципиальных стилевых основ;

происходит более глубокое освещение тем и музыкального материала,

не

входящего

в

рамки

программы

по

музыкальной

литературе.

Прозвучавшая в Проекте музыка И. Брамса, Б. Сметаны, А. Дворжака

никак

не

отражена

ни

в

курсе

слушания

музыки,

ни

в

курсе

музыкальной литературы, это абсолютно новый пласт материала;

участие

в

мероприятиях

Проекта

в

качестве

активного

слушателя

(активного исполнителя) даёт возможность для соприкосновения

с

образцами

высокого

искусства,

расширяет

музыкальный

кругозор,

17

углубляет

межпредметные

связи

на

уровне

фортепиано

(другой

инструмент) – музыкальная литература;

преподаватель

на

концертной

сцене,

играющий

преподаватель

важный пример для воспитания ученика;

цикличность

мероприятий

Проекта

способствует

формированию

потребности

в

самообразовании

как

одном

из

условий

развития

профессионализма;

участие

в

подготовке

и

проведении

любой

части

мероприятия

позволяет

развивать

устойчивый

интерес

к

творческой

работе

преподавателя.

По

итогам

проведённых

мероприятий высказывается

заинтересованность

в

продолжении

Проекта

прежде

всего

его

участниками;

исполнительская активность

участников Проекта: в 3-х концертах

исполнено 30 произведений. Этот объемный репертуарный список дает

возможность

формирования

различных

вариантов

концертных

программ;

участие

в

фортепианном

ансамбле

развивает

другую

важнейшую

функцию

фортепианного

дуэта

музыкально-просветительскую:

в

перспективе

планируется

исполнение

переложений

симфонических,

оперных, камерно-ансамблевых сочинений композиторов прошлого и

современности.

Именно

так,

играя

переложения,

знакомились

и

любители, и профессионалы с сочинениями различных жанров;

начинает формироваться постоянная аудитория, и не только из числа

обучающихся в ДШИ, родителей, преподавателей ДШИ, а и просто

любителей

музыки

библиотекарей,

студентов

и

преподавателей

ПетрГУ, сотрудников Кольского научного центра и др.;

подготовка

к

концерту

требует

значительных

усилий

и

временных

затрат, а так как это предприятие никак материально НЕНАКАЗУЕМО,

то можно считать его актом БЕСКОРЫСТНОГО служения МУЗЫКЕ,

18

который

даёт

возможность

от

души

прочувствовать

РАДОСТЬ

СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Методические советы на период ближайшего последствия:

в

классе

фортепиано

(на

уроках,

например,

чтения

с

листа)

познакомиться с клавирами услышанных произведений, прочитать с

листа понравившиеся;

Основным

критерием

и

показателем

результативности

мероприятий

Проекта

становится

заинтересованность

обучающихся,

их

родителей

и

других слушателей в открытии для себя новых образцов классической и

современной музыки.

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.

Петербургский

фортепианный

дуэт.

Музыкально-исторические

очерки:

Сборник статей.- СПб.: Издательство «Лань», 2007.

2. Гулинская З. Антонин Дворжак. Монография. М., «Музыка», 1973.

3. Мартынов И. Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. М., 1963.

4. Егорова В. Антонин Дворжак. Москва «Музыка» 1997.

5. Фотографии из личных архивов.



В раздел образования