"Обобщение и ограничение понятий"
Автор: Чапайкна Светлана ГеннадьевнаДолжность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хорский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: р.п. Хор
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Обобщение и ограничение понятий"
Раздел: среднее профессиональное
Назад
Элективный курс
«Учиться легко»
Блок «Работа с понятием»
1. Понятие и структура понятия. Обобщение
и ограничение понятий.
2. Выделение существенных признаков.
3. Определение понятия.
4. Отношение между понятиями.
5. Установление причинно-следственных
связей.
6. Классификация понятий.
7. Умение оценивать.
Результат
1. Научиться обобщать и ограничивать понятия.
2. Научиться выделять существенные признаки.
3. Научиться давать определения понятию.
4. Научиться приему построения определенных
понятий.
5. Научиться соотносить понятия между собой.
6. Научится устанавливать причинно-следственные
связи.
7. Научиться классифицировать и оценивать понятия.
Урок 1
Автор:
преподаватель обществознания
КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум»
Чапайкина Светлана Геннадьевна
Тема:
Понятие и структура
понятия.
Обобщение и ограничение
понятий.
«Обобщение понятия часто
бывает полезно для
постижения его сущности».
А. Н. Колмогоров
Как Вы думаете,
что же такое
понятие
?
Понятие –
это логически
оформленная мысль о
предмете, включающая ряд
существенных признаков
понятия.
Реальный мир, предметы, явления,
события воспринимаются человеком в
виде понятий.
Объектов реальной действительности
очень много и люди с древнейших времен
пытались облегчить передачу
информации путем обобщения и
ограничения понятий.
Цель:
Научиться обобщать
и ограничивать
понятия.
Комод
Диван
Шкаф
Стол
Стул
Что это?
Как можно, одним
словом назвать
эти понятия?
МЕБЕЛЬ
«Мебель»
«КОМОД»
«СТУЛ»
«ДИВАН»
«СТОЛ»
«ШКАФ»
Так можно нарисовать схему для этих
понятий.
Посмотрите, куда направлены
стрелки.
КУБИКИ
МАШИНКА
ЮЛА
МИШКА
Как можно
обобщить эти
понятия?
ИГРУШКИ
«Игрушки»
«МАШИНКА»
«КУБИКИ»
«МИШКА»
«ЮЛА»
Как будет выглядеть схема?
Куда будут
направлены стрелки?
«Игрушки»
«МАШИНКА»
«МИШКА»
«ЮЛА»
«КУБИКИ»
«Мебель»
«КОМОД»
«СТУЛ»
«ДИВАН»
«СТОЛ»
«ШКАФ»
РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ
ВИДОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Как вы думаете,
что это за мысленное
действие или логическую
операцию мы сейчас
совершаем?
ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Это мысленное действие,
смысл которого в
объединении нескольких
видовых понятий в одном
родовом понятии.
ОБУВЬ
Из каких понятий состоит
это понятие?
Лапоть
Сапог
Галоша
Сандалия
Ботинок
Тапочек
Туфель
«ОБУВЬ»
«Лапоть»
«Сандалия»
«Ботинок»
«Сапог»
«
Туфель»
«Галоша»
«Тапочек»
Обратите внимание, стрелки теперь
направлены в другую сторону!
СОБАКА
На какие понятия
можно разделить это понятие?
ОВЧАРКА
БУЛЬДОГ
ТАКСА
«СОБАКА»
«Овчарка»
«Такса»
«Бульдог»
Как будет выглядеть схема для этого
мысленного действия?
«СОБАКА»
«ОБУВЬ»
«Овчарка»
«Такса»
«Бульдог»
«Лапоть»
«
Туфель»
«Ботинок»
«Сапог»
РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ
ВИДОВЫЕ ПОНЯТИЯ
А как называется
мысленное действие, которое
мы совершали с понятием обувь
и с понятием
собака
?
ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
это мысленное действие
обратное обобщению. Иначе
говоря, переход от рода к виду,
увеличение его содержания
путем прибавления видовых
признаков.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ,
КОТОРЫЕ ВЫ
УСЛЫШАЛИ НА ЭТОМ
УРОКЕ.
1. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ;
2. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ;
4.РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ;
5. ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.
Придумайте свое понятие ,
обобщите и ограничьте его.
Мишка
Игрушка
Плюшевый мишка
Например:
1.Обобщение понятия – это мысленное
действие, смысл которого – в объединении
нескольких видовых понятий в одном родовом..
2. Ограничение понятия – это мысленное
действие, обратное обобщению. Иначе говоря,
переход от рода к виду, увеличение его
содержания путем прибавления видовых
признаков.
Давайте вспомним, о каких мысленных
действиях мы говорили?
Оперативная память группы!
На доске пишем:
1- если узнали что-то новое;
0 – если ничего нового не узнали
Поможет ли Вам это занятие в
дальнейшем обучении. Каким образом?
В раздел образования