Автор: Маланин Владимир Витальевич
Должность: студент
Учебное заведение: Российский Государственный Университет Правосудия
Населённый пункт: город Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"
Раздел: высшее образование
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF TAX
LIABILITY
Маланин В.
Студент-магистрант Ростовского филиала РГУП РФ
Malanin V.
student – undergraduate of Rostov branch of RSUJ
В
сравнительном
аспекте
исследуется
налоговая
и
административная
ответственность за нарушения законодательства в области
о со б и е
налогообложения. Особое
н ал и ч
и и
внимание уделяется
н ан о с
я
т
анализу источников
д о ступ
правового регулирования налоговой и
о п р е
д ел ен н о м
административных реформ.
Ключевые
это м
слова и словосочетания:
ср о к
налоговая ответственность,
сл учае
административная ответственность, правонарушения
н ал о го вы х
в сфере налогообложения.
The
кучер о вы м
tax and
сл ед ует
administrative liability
н ап р авл ен н ы х
for the
и м еет
violation of the
с
л ед ует
tax legislation
явл я
е
т
с
я
in the comparative
н а
п р авл ен н ы х
dimension is studied. Special
н а
р уш ен н ы х
attention is paid
ко ап
to the analysis
в
о зм ещ ен и е
м
of the sources
ко н кр е
т
н о й
of legal regulation
н а
л о г
о вая
of tax and
о тд ел ь
н ы е
administrative liability.
Key
о сн о ван и е
words and
з
и м и н
word combinations: tax
п р и м ен я
е
м ы е
liability, administrative
д о ступ
liability, violations
вр ем я
of the tax
с
т
о р о н н и к
и
legislation.
Непродуманность социальных
п р и м ен ен и е
реформ, частые
ф и з
и ч
е
с
к
и х
изменения налогового
ср ед и
законодательства, отсутствие
н ал о го в
о го
единообразной практики
н ал о го вая
его применения
п о
д о тр асл и
порождают проблемы
и н ы м и
во взаимоотношениях налоговых
с
у
м м е
органов с налогоплательщиками.
ви н о вн о г
о
Для правоприменителей актуальной
п р и р од е
задачей становится обеспечить
ви д а
неотвратимость ответственности
н ал о го в
о й
граждан за нарушение
о сн о ван и и
налоговых норм. Это
н аступ ает
требует, среди
и с
п о л н ен и ю
прочего, совершенствования
с
ф е
р е
законодательства, улучшения
о п р ед е
л ен н о м
качества применения
ср о к
права, а также
п о стан о вл е
н и е
теоретического переосмысления
сп и со к
проблем юридической
п о стан о в
л ен и е
ответственности. Следует
н ан о сят
помнить, что
сф ер е
без четко
о б усл о в
л ен н ы е
функционирующей системы
п р о тяж ен и и
юридической ответственности
н ал о го во й
право становится
с
в
е
т
е
бессильным, а закон
н ал о г
о во го
превращается в фикцию. Если
п о р яд ке
государство не может
н ал о г
о во й
организовать восстановление
н а
л о го во й
нарушенных прав
п р аво п о р яд к
а
и принудить к исполнению
п р ава
обязанностей, наказать
п р е
д стави тел и
нарушителей правовых
всего
запретов, то вряд
н а
л о г
о во г
о
ли можно говорить
н а
л и ч
и и
о его эффективности.
В
сф е
р е
Налоговом кодексе
н ал о г
о в
а
я
РФ (НК РФ) используется
качества
термин «ответственность
п р о явл я
ю тся
за совершение налоговых
н а
л о го в
ы х
правонарушений», понятие «налоговая
п о н я
т
и я
ответственность» легально
авто р е
ф
не определено. Внесенные
п р акти ческо й
Федеральным законом
го во р и ть
от 27 июля 2006 г. № 137-ФЭ «О
п о н яти я
внесении изменений
связан а
в часть первую
и с
п о л н ен и ю
Налогового кодекса
с
у
м м е
Российской Федерации
ан ал и з
и р уя
и в отдельные законодательные
д е
л ам
акты Российской
ср е
д и
Федерации в связи
к
а
ч
е
с
т
в
а
с осуществлением мер
о сн о ван и е
по совершенствованию налогового
о т
д ел ь
н ы е
администрирования» [1] изменения
д о ступ
в НК РФ делают очевидным
н е
д о и м ка
сознательный отказ
н ар уш е
н н ы х
законодателя от использования
п о н я
т
и я
термина «налоговая
см е
ш ен и е
ответственность». В то же время
к
а
ч
е
с
т
в
а
термином «налоговая
п р и м ен ен и е
ответственность» в своих
о п р ед ел е
н н ы х
решениях активно
и н о й
пользуются государственные
д о с
т
у
п
органы [2; 3]. Кроме
д ел а
м
того, в науке
еф р ем о в
а
налогового права
тео р ети ческо го
проблема налоговой
о с
о б и е
ответственности, ее место
с
в
е
т
е
в системе юридической
ки л ехсан о в
ответственности и соотношение
учето м
с иными видами
суб ъ е
к
т
а
ответственности активно
д о л ж н о с
т
н ы х
исследуются специалистами.
Налоговая
о р г
а
н и зац и и
ответственность чаще
сл ед ует
всего трактуется
к
у
ч
е
р о вы м
как разновидность
п р аво во й
финансовой ответственности. Ей
п р и м е
н ен и е
присущи основные
с
о о тветстви и
черты последней:
н а
л и ч
и и
она наступает
п р а
к
т
и ч
е
с
к
о й
за совершение налогового
п о
д вод я
правонарушения, воплощается
о со б и е
в процессуальной форме
важ н ы м
и опирается на государственное
о тн е
с
е
н
принуждение. Налоговая ответственность
п р и м е
н ен и е
выражается в определенных
п р аво п о р я
д ка
отрицательных последствиях
п р о явл я
ю тся
имущественного характера,
и м еет
а ее субъектами выступают
н ар у
ш ен н ы х
как организации - юридические
такж е
лица, так
н ал о г
о во й
и физические лица.
Вместе
суб ъ е
к
т
а
с тем налоговой
тео р е
т
и ч
е
с
к
о го
ответственности присущи
н е
д о и м ка
и специфические признаки. В
м н е
н и ю
первую очередь
н а
л о гах
она имеет
н а
л о ги
собственную нормативную
п р акти ч
е
с
к
о й
основу - законодательство
п р и м ен я
е
м ы е
о налогах и сборах - и
учето м
подчинена принципам
о т
д ел ь
н ы е
налогового законодательства. Она
р е
з
у
л ьтате
предполагает особый
о б усл о вл е
н н ы е
процессуальный порядок (производство
ф о р м ул и р о во к
по делам о налоговых
п р ед с
т
а
в
и тел и
правонарушениях). Ее основанием
н агл яд н о
является виновно
н а
л о го вая
совершенное налоговое
ко н кр етн о й
правонарушение (ст. 106 НК
н аступ ает
РФ), и она
еф р е
м о ва
заключается в применении
есл и
налоговых санкций,
н ал о го во й
имеющих денежное
во з
н и кает
выражение (штраф). Налоговая
п р аво н а
р уш ен и я
ответственность дифференцируется
о б усл о вл ен а
с учетом интересов
д е
л а
м
государства и характера
о тн есен
совершенного деяния. Она
о т
к
а
з
не всегда связана
п о стан о в
л ен и е
с осуждением и может
о п р е
д ел ен н ы х
признаваться и выполняться
н ал и чи и
в добровольном порядке. К
м о ж ет
ней привлекается
н а
л о г
о во й
субъект или
п од о тр а
с
л и
участник налогового
о р г
а
н ы
правоотношения, а также
к
и л ехсан о в
иные лица,
в
о зн и кает
на которых налоговым
ф о р м ул и р о во к
законодательством возложены
о р г
а
н ы
определенные обязанности
н агл яд н о
в сфере налогообложения [4,
во з
м ещ ен и ем
с. 5]. Эти
и ю л я
качества позволяют
н а
ш ем у
выделять налоговую
р езул ь
т
а
т
е
ответственность в отдельный
кучер о в
ы м
институт. Особенности
н ал о г
о во й
налоговой ответственности
н агл яд н о
проявляются в ее функциях,
п р о тяж е
н и и
основными из которых
ф о р м у
л и р о во к
следует считать
р азн ы е
восстановительную и карательную.
Карательная
п р аво во й
функция реализуется
в
о зм ещ ен и е
м
при неисполнении
и с
п о л н е
н и ю
субъектом возложенных
п р и р од е
на него обязанностей. Так,
н агл яд н о
по мнению М.В. Карасёвой, «налоговая
это м
ответственность - это
н ал о го во го
применение налоговых
од н ако
санкций за совершение
н ал о го во й
налоговых правонарушений
о тд ел ьн ы е
уполномоченными органами
ан а
л и зи р уя
к правонарушителям» [5,
в
н есен и и
с. 359]. Как
ф и н ан со в
о е
применение санкций
п р и м ен е
н и е
рассматривают налоговую (финансовую) ответственность
з
а
к
о н од ател ь
А.В. Брызгалин [6,
зи м и н
с. 452] и А.В. Зимин [7,
о тд е
л ьн ы е
с. 21]. Наряду
свете
с карательной осуществляется
н аказуем о е
восстановительная функция - налоговая
п р ед стави тел и
ответственность выступает
о тн есен
средством восстановления нарушенных
т
а
к
о м у
общественных отношений
это м
и возмещения причиненного
к
о н к
р е
т
н о й
вреда. Налоговая
з
а
к
о н од ател ь
ответственность осуществляется
д о л ж н о стн ы х
на основании ряда
п р и вл е
к
а
е
т
с
я
принципов, таких,
и сп о л н ен и ю
как законность,
это м
справедливость, добросовестность,
д р уги х
невиновность налогоплательщика. На
сл учае
протяжении длительного
ко н кр е
т
н о й
времени в юридической
к
о то р ы й
литературе продолжается
м н е
н и ю
дискуссия о правовой
н е
д о и м ка
природе налоговой
п р и в
л е
к
а
е
т
с
я
ответственности. Основные
сф ер е
противоречия сводятся
ед и н ую
к двум точкам
д о с
т
у
п
зрения. Представители
ф о р м ул и р о во к
первой (Е.С. Ефремова [8,
д о ступ
с. 66], И.Ш. Килехсанов [9,
з
и м и н
с. 92], Л.Ю. Кролис [10,
р а
з
л и ч
н ы
с. 42], С.Г. Пепеляев [11,
есл и
с. 395] и ряд
о тказ
других исследователей) полагают,
всех
что налоговая
н аш ем у
ответственность представляет
н ал о г
о вы х
собой административную
п р о тяж ен и и
ответственность за нарушения
ф о р м ул и р о во к
законодательства о налогах
о с
у
щ ествл яется
и сборах. Тем
н а
л о го во й
самым они «растворяют» налоговую
п о
д вод я
ответственность в административной.
Следует
н ал о г
а
х
иметь в виду,
п р аво п о р яд к
а
что все
о тн е
с
е
н
нарушения законодательства
н а
с
т
у
п ает
о налогах и сборах,
н ал о го в
а
я
не считающиеся налоговыми
о т
д ел ьн ы е
преступлениями, являются
с
в
я
з
и
по своей природе
д р уги х
административными проступками. Специалистами
и с
п о л ь
з
у
е
т
с
я
утверждается, что
п р и в
л е
к
а
е
т
с
я
ответственность за административные
н а
д ел ен н ы х
правонарушения предусматривается
п р ава
не только нормами
о тн есен
административного права,
п о р я
д ке
но и нормами других
суб ъ е
к
т
а
отраслей права,
д о л ж н о стн ы х
в том числе
п р и вл екается
налогового. Обосновывая
ко то р ая
эту позицию,
о сн о в
а
н и е
сторонники обозначенной
вн е
с
е
н и и
точки зрения
и ю л я
сравнивают понятия
ар г
у
м ен та
налогового правонарушения,
п р акти ческо й
данного в НК РФ,
зи м и н
и понятия административного
р азл и чн ы
правонарушения из КоАП
н а
л о го во й
РФ. При
ко а
п
этом в качестве
ки л ехсан о в
дополнительного аргумента
си с
т
е
м ы
они ссылаются
п од вод я
на определение Конституционного
п о стан о вл е
н и е
Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 130-0 [12],
о р ган ы
где указано: «Штрафные
о п и р ается
санкции, применяемые
к
а
к
о е
налоговыми органами
к
а
ч
е
с
т
в
а
за нарушение норм
ф и скал ьн ы х
законодательства, направленного
р а
з
н ы е
на обеспечение фискальных
вр е
м я
интересов государства,
о с
у
щ ествл яю тся
относятся к мерам
н ал о г
о в
о й
взыскания административно-правового
н ал о го во й
характера (за
о сн о в
а
н и и
административные правонарушения) и
вн е
с
е
н и и
осуществляются в рамках
н а
л о го в
ы х
административной юрисдикции». В
тако м у
частности, С.Г. Пепеляев
о
д н о м
полагает, что
м н ен и ю
законодатель допустил
с
т
о р о н н и ки
терминологические неточности, лежащие
в
о зн и к
а
е
т
в основе взглядов
к
о то р ы й
на налоговую ответственность
вр е
м я
как на самостоятельный
и м е
е
т
вид юридической
како е
ответственности. Между
см е
ш ен и е
тем, по мнению
п р аво п о р яд ка
автора, речь
ф и н а
н со во е
следует вести
а
в
т
о р е
ф
не о видах юридической
во зм ещ ен и ем
ответственности, а о порядке
д о б ави ть
производства по делам
и ю л я
о налоговых правонарушениях [13,
о сущ ествл я
е
т
с
я
с. 34].
По нашему
п р а
в
о во й
мнению, более
сл е
д ует
обоснованной является
п р ед с
т
а
в
и тел и
позиция, согласно
п р о тяж ен и и
которой налоговая
и н о й
ответственность является
сл е
д ует
разновидностью финансовой
и сп о л н е
н и ю
ответственности [14-16]. Следовательно,
к
о то р ы х
налоговое правонарушение (как
зако н од ател ь
основание налоговой
зи м и н
ответственности) и нарушение
всего
законодательства о налогах
о т
к
а
з
и сборах (как
ко м п л ексн о й
основание применения
о с
о б и е
КоАП РФ) - разнопорядковые понятия. Права
и м е
е
т
с А.З. Арсланбекова, отмечающая,
п од о т
р асл и
что налоговая
н ал о го в
о й
ответственность, «обладая
н агл яд н о
чертами административной
сп и со к
ответственности, является
сл ед ует
разновидностью финансовой
п р а
в
о н ар у
ш ен и я
ответственности, которая
во зм е
щ ен и е
м
реализуется в государственно-властных
н а
л о г
о в
о й
имущественных отношениях,
ф и з
и чески х
складывающихся в налоговой
н ал о г
о вы х
сфере». Анализируя
п р о тяж ен и и
налоговую ответственность,
н а
н о сят
указанный автор
о с
о б и е
выделяет «специфику
н а
р уш е
н н ы х
и признаки самостоятельности,
м н е
н и ю
обусловленные вхождением
н ал о г
о во й
налогового права
о б усл о вл е
н н ы е
в финансовое право
о б усл о в
л ен а
в качестве подотрасли. Специфика
п о н яти я
финансовой ответственности
н ал о го в
о й
за нарушение налогового
н ал о го во й
законодательства обусловлена
с
у
м м е
особенностями налоговой
н а
л о го в
о й
деятельности и налогово-правового
г
о во р и ть
регулирования» [17,
н а
л о го в
а
я
с. 69]. Смешение
к
о т
о р ы х
налоговой и административной
и м еет
ответственности, а также
п еп е
л яев
указание на их единую
н ал о г
о во й
правовую природу
з
и м и н
противоречит закону,
о т
к
а
з
вызывает затруднения
авто р е
ф
в правоприменительной деятельности. Так,
и н ы х
различны источники
качества
правового регулирования
и н ы х
административной и налоговой
сп и со к
ответственности. Ответственность
и н ы м и
за административно наказуемое
о с
у
щ ествл я
е
м о е
правонарушение законодательства
од н о м
о налогах и сборах
п о стан о в
л е
н и е
регулируется КоАП
ф и н ан со в
о е
РФ, который предусматривает
н ал о го вы х
возможности установления
н ал о г
о во й
мер административной
е
д и н у
ю
ответственности в иных
о сн о ван и е
федеральных нормативно-правовых
во з
н и к
а
е
т
актах. Ответственность
н ал о го во г
о
за налоговые правонарушения
н ал о г
о во й
устанавливается НК РФ. При
с
в
е
т
е
этом в нем
п р акти ч
е
с
к
о й
указано, что
к
о ап
привлечение к ответственности
во зм ещ ен и ем
за совершение налогового правонарушения
это м
возможно не иначе
а
н а
л и зи р уя
как по основаниям
р а
з
н ы е
и в порядке, предусмотренном
важ н ы м
НК РФ, что
п р а
в
о в
о й
наглядно демонстрирует
р азл и ч
н ы
правовую автономию
со сто я
т
налоговой ответственности.
Различны
о п и р а
е
т
с
я
цели административной
связан а
и налоговой ответственности. Если
д р уги х
основной целью
ср е
д и
применения административной
тако м у
ответственности является
ф и зи чески х
наказание виновного
ки л ехсан о в
и превенция правонарушений,
п од ч
и н ен а
то налоговое законодательство
н ад ел ен н ы х
наряду с этим
д е
л а
м
предусматривает применение
и н ы х
специальной правовосстановительной санкции - пени (ст. 75 НК
ки л е
х
с
а
н о в
РФ), а также
р а
з
н ы е
такую меру
п р аво п о р яд ка
государственного принуждения,
явл я
е
т
с
я
как взыскание
п р аво во й
недоимки по налогам
н а
л о г
о вы х
и сборам (п. 2 ст. 1,
и с
п о л ь
з
у
е
т
с
я
ст. 69 НК РФ). Отметим,
вн есен и и
что недоимка
сум м е
не является мерой
р е
з
у
л ь
т
а
т
е
налоговой ответственности,
о р ган и зац и и
но ее взыскание направлено
к
о то р ы х
на создание условий
н ал о гах
для своевременного
н ан о сят
и полного формирования
п р аво н ар уш е
н и я
бюджетов. Сам
п о
д о тр асл и
вопрос о правовой
е
д и н ую
природе пени
о т
д ел ьн ы е
вызывает споры. Недостатком
н а
к
а
з
у
е
м о е
использованных в НК РФ формулировок
во зн и кает
является то,
счи т
а
ю щ и еся
что налоговая
в
о зм ещ ен и ем
ответственность определяется
д е
л а
м
исключительно как
р а
з
л и чн ы
штрафная. Но правовосстановительная ответственность
д ел а
м
в налоговой сфере
д о б а
в
и т
ь
не может отсутствовать,
в
и д а
так как
п р а
в
о п о р я
д ка
налогоплательщики и государство
с
о о т
в
е
т
с
т
в
и и
состоят в определенных
н а
л о го в
о й
отношениях, носящих
н агл яд н о
имущественный характер.
Пени
н а
л о гах
является конкретной
ко то р ы х
формой проявления правовосстановительной ответственности
н аказуем о е
в НК РФ. В частности,
сп и со к
в одном из своих
н ал о г
о в
о й
определений Конституционный
д е
л а
м
Суд РФ указал: «неуплата
и н ы м и
налога в срок
п р а
к
т
и ч
е
с
к
о й
должна быть
т
а
к
ж е
компенсирована погашением
о п р ед ел е
н н о м
задолженности по налоговому
н агл яд н о
обязательству, полным
п р а
в
о п о р яд ка
возмещением ущерба,
н ал о ги
понесенного государством
свете
в результате несвоевременного
еф р е
м о ва
внесения налога. Поэтому
и с
п о л н ен и ю
к сумме собственно
п р и м е
н яем ы е
не внесенного в срок
н аш е
м у
налога (недоимки) законодатель
о с
н о в
а
н и и
вправе добавить
н а
л и ч
и и
дополнительный платеж - пеню
н а
л о го во й
как компенсацию
п р е
д с
т
а
в
и тел и
потерь государственной
о р г
а
н ы
казны в результате недополучения налоговых
п р и вл екается
сумм в срок
н а
л о го вую
в случае задержки
с
б о р ам
уплаты налога» [18]. Правонарушения
зако н од а
т
е
л ь
в сфере налогообложения
и м е
е
т
всегда наносят имущественный
гусева
ущерб государству. В
м н ен и ю
отличие от них
связан а
деяния, предусмотренные
н а
л о г
о вая
КоАП РФ, - не
р а
з
л и чн ы
наносят, а если
о п и р а
е
т
с
я
это происходит,
м о ж е
т
то имеет место
с
р е
д и
гражданско-правовой деликт
н а
л и чи и
и у субъекта наряду
н ад ел е
н н ы х
с административной возникает
зако н о
д ател ь
гражданско-правовая ответственность. В
р а
з
н ы е
содержании п. 4 ст. 108 НК
зако н од ател ь
РФ отмечается, что
связан а
привлечение организации
н ал о го во й
к ответственности за совершение
п р а
к
т
и ч
е
с
к
о й
налогового правонарушения
сф е
р е
не освобождает ее должностных
с
о о тветстви и
лиц, при
качества
наличии соответствующих
ко т
о р ы й
оснований, от административной,
п о
д в
о
д я
уголовной или
од н о м
иной ответственности. При
о сн о ван и е
этом не сказано
о б у
с
л о вл е
н а
о том, что
и н ы х
привлечение физических
с
т
о р о н н и к
и
лиц к ответственности
н а
л о го в
а
я
за совершение налогового
есл и
правонарушения исключает
н а
с
т
у
п ает
их административную ответственность. Однако
н а
л о г
а
х
закон запрещает
и н ы х
повторное привлечение
п о р яд ке
к ответственности за совершение
н ал о г
о вую
одного и того
ан ал и з
и р уя
же налогового правонарушения. Таким
д о ступ
образом, если
д е
л ам
налоговая и административная
во з
м ещ ен и ем
ответственность - это
с
о вер ш ен и е
разные виды
н ал о г
о в
у
ю
ответственности, то ничто,
ко м п л е
к
с
н о й
в принципе, не препятствует
п р а
в
о н ар у
ш ен и е
привлечению физических
еф р ем о в
а
лиц к ответственности
м н ен и ю
одновременно как
к
о н кр е
т
н о й
по налоговому, так
есл и
и по административному законодательству. По
с
б о р а
м
такому пути
н ал о го в
а
я
и шла практика
и ю л я
до принятия КоАП
с
т
о р о н н и ки
РФ, предусмотревшего
кар ател ь
н ая
во всех составах
п о р я
д ке
административных правонарушений
д о б ави т
ь
в области налогов
п р и м е
н я
е
м ы е
и сборов специального
сп и со к
субъекта - должностного
сп и со к
лица организации. Отличен
ар гум е
н та
и процессуальный механизм
о со б и е
привлечения к налоговой
тако м у
и административной ответственности. Производство
о п р е
д е
л ен н о м
по делам о налоговых
д ел ам
правонарушениях, осуществляемое
ф и з
и чески х
в порядке, установленном
н ал и ч
и и
НК РФ, отлично
вн есен и и
от производства по делам
это м
о нарушениях законодательства
п р о тяж ен и и
о налогах и сборах,
еф р ем о в
а
содержащих признаки
сто р о н н и к
и
административного правонарушения,
п о с
т
а
н о вл е
н и е
осуществляемого в соответствии
н ар у
ш ен н ы х
с КоАП РФ. Налицо
о п р е
д ел ен н о м
различия как
п р и р о
д е
в части органов,
п р аво во й
наделенных соответствующей
зако н од ател ь
компетенцией, так
п р и м ен я
е
м ы е
и в самих процедурах
сто р о н н и к
и
привлечения к ответственности.
Подводя
о п р е
д е
л ен н о м
итог, следует
н ал о го вую
сделать вывод,
м о ж е
т
что налоговая (как
ан ал и зи р уя
разновидность финансовой) и
н ал о г
о во й
административная ответственность - это
о тд ел ь
н ы е
два самостоятельных вида
н а
г
л яд н о
юридической ответственности. Налоговая
ф и з
и чески х
ответственность выражается
н а
л о го во го
в применении к субъекту
и ю л я
налоговых правоотношений,
п р а
к
т
и ч
е
с
к
о й
виновному в совершении
го во р и ть
налогового правонарушения,
к
о то р ы й
мер, предусмотренных
со зд а
н и е
действующим законодательством
с
о сто я
т
в порядке, определенном
ко то р ы х
законом, с целью
в
н е
с
е
н и и
наказания и принуждения
н а
л о г
о вая
к исполнению обязанностей. Ответственность
п р и м е
н ен и е
в сфере налоговых
д е
л а
м
отношений регулируется
п р и м е
н яем ы е
различными источниками
н а
л о го во й
права: НК РФ - при
р азн ы е
наличии признаков
с
т
о р о н н и ки
налоговых правонарушений;
го в
о р и ть
КоАП РФ - при
со вер ш е
н и е
совершении административных
это м
проступков; УК РФ - при
и м е
е
т
наличии признаков
т
а
к
ж е
преступления. Следует согласиться
н а
л о го в
о й
с И.И. Кучеровым, полагающим: «В
како е
зависимости от того,
н а
р уш ен н ы х
какое нарушение
к
и л ехсан о в
законодательства о налогах
сб о р ам
и сборах лежит
и н ы м и
в основании ответственности,
о с
о б и е
она может
н а
л о го в
о й
рассматриваться как
п р ед с
т
а
в
и тел и
разновидность финансовой,
связи
административной и уголовной
о сн о в
а
н и и
ответственности» [19,
н ал о го в
ы х
с. 246]. Важным
о п и р а
е
т
с
я
представляется замечание
свете
Ю.А. Крохиной,
ко н к
р етн о й
которая считает
м н ен и ю
институт налоговой
н ал о го во й
ответственности комплексной
важ н ы м
правовой категорией,
о сущ ествл я
ю тся
соединяющей различные
и м е
е
т
охранительные нормы,
од н о м
в связи с чем
зако н од а
т
е
л ь
он не может быть
н а
л о го в
о й
полностью «монолитно» отнесен
п од ч
и н ен а
к какой-либо одной
качества
отрасли права [20,
з
и м и н
с. 346]. Охрана
од н а
к
о
правопорядка в налоговой
п р и вл е
ч
е
н и е
сфере предполагает
и н ы х
использование норм
явл яется
различных отраслей
тако м у
права, направленных
п о р яд ке
на защиту налоговых
н а
п р а
в
л ен н ы х
правоотношений. Правильное
п од чи н ен а
определение основания
н а
л о г
и
ответственности за нарушение
н ал о г
о во й
законодательства о налогах
д о б ави т
ь
и сборах важно
го в
о р и ть
не только с теоретической,
г
у
с
е
в
а
но и с практической точки
о б усл о вл ен а
зрения, так
д о б ави ть
как является
в
н есен и и
гарантией законности
сум м е
в правоприменительной деятельности.
Список
со с
т
о ят
литературы
1. О внесении
з
и м и н
изменений в часть
свете
первую Налогового
о сущ ествл яется
кодекса Российской
всего
Федерации и в отдельные
о п и р ается
законодательные акты
н ал о г
о во й
Российской Федерации
н ал о г
о во й
в связи с осуществлением
п о р я
д ке
мер по совершенствованию
н ал о го во й
налогового администрирования: Федер. закон
ср ед и
от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 // Рос.
н ал о го во й
газ. 2006. 29 июля.
2. Постановление
ф о р м ул и р о в
о к
ФАС Северо-Кавказского
и н о й
округа от 17 янв. 2007 г. № Ф08-7149/06-2936А [Электронный
и н ы м и
ресурс]. Доступ
н а
л и чи и
из СПС «Гарант
н а
л о го в
о й
платформа F1 Эксперт».
3. Постановление
н аш ем у
ФАС Поволжского
н ал о г
о в
а
я
Округа от 23 нояб. 2006 г. № А 49-3624/2006-205А/7 [Электронный
сл учае
ресурс]. Доступ
н а
р у
ш ен и е
из СПС «Гарант
о п р ед е
л е
н н ы х
платформа F1 Эксперт».
4. Гусева
п р а
в
о п о р яд ка
Т.А. Проблемы
сл ед у
е
т
совершенствования механизма
о с
о б и е
налогового контроля
г
о во р и ть
и порядка привлечения
это м
к налоговой ответственности: автореф. дис. канд. юр. наук. Саратов, 2011.
5. Карасёва М.В. Финансовое
с
о о тветстви и
право Российской
и ю л я
Федерации. М., 2002. С.153.
6. Налоги
вн е
с
е
н и и
и налоговое право:
н ал о го в
о го
учеб. пособие / под
и сп о л н ен и ю
ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.С.69.
7. Зимин
такж е
А.В. Налоговая
д ел ам
ответственность российских
сб о р ам
организаций: автореф. дис. канд. юр. наук. СПб., 2002.С.12.
8. Ефремова
учето м
Е.С. Ответственность
к
а
р ател ьн ая
за совершение налоговых
суб ъ екта
правонарушений: актуальные
ко н к
р етн о й
проблемы в свете
н е
д о и м ка
нового КоАП
н ед о и м ка
РФ: дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2013.С.81.
9. Килехсанов И.Ш. К
п р аво н а
р уш е
н и я
вопросу о правовой
сто р о н н и ки
природе и содержании
о с
н о ван и и
юридической ответственности
п р а
в
о п о р яд к
а
за нарушение законодательства
п р о я
в
л яю тся
о налогах и сборах // Актуальные
н а
л о г
о в
у
ю
проблемы административного
н ал о го в
о й
и финансового права: сб. науч. трудов. М., 2012.С.28.
10. Кролис Л.Ю. Административная
н ал о го во й
ответственность за нарушение
зи м и н
налогового законодательства: дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 1996.С.362.
11. Налоговое
ф и с
к
а
л ь
н ы х
право: учебник / под
о тд е
л ьн ы е
ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003.С.63.
12. По
п о н я
т
и я
запросу Омского
н а
л о го в
о й
областного суда
о с
у
щ е
с
т
в
л я
е
м о е
о проверке конституционности
с
м еш е
н и е
положения п. 12 ст. 7 Закона
о п и р а
е
т
с
я
РФ «О налоговых органах
и н о й
РФ»: определение Конституционного
п р ед стави тел и
Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 130-0 [Электронный
о т
к
а
з
ресурс]. Доступ
ср о к
из СПС «Гарант
п р и вл е
к
а
е
т
с
я
платформа Н Эксперт».
13. Пепеляев
связан а
С.Г. Общие
это м
положения об ответственности
п р и м ен ен и е
за совершение налоговых
зи м и н
правонарушений: комментарии
н а
ш ем у
к главе 15 ч. 1 НК РФ // Налоговый
како е
вестник. 2010. № 1.С.18.
14. Карасёва М.В. Финансовое
о р г
а
н и зац и и
право: Общая
п о с
т
а
н о вл ен и е
часть: учебник. М., 2010.С.33.
15. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая
с
о сто я
т
ответственность по российскому
связи
законодательству: становление
н ал и чи и
и развитие: автореф. дис. канд. юр. наук. Томск, 2013.С.41.
16. Юстус О.И. Финансово-правовая
н ал о г
о во й
ответственность налогоплательщиков-организаций: автореф. дис. канд. юр.
наук. Саратов, 1997.С.79.
17. Арсланбекова А.З. Правовое
о р г
а
н ы
регулирование финансовых
н е
д о и м ка
санкций. Махачкала, 2017.С.22.
18. По жалобе унитарного государственного предприятия «Дорожно-
ремонтно-строительное управление № 7» за нарушение конституционных
прав
и
свобод
положениями
п.
1
ст.
122
НК
РФ:
определение
Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. № 202-О [Электронный ресурс].
Доступ из СПС «Гарант платформа Н Эксперт».
19. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. М., 2011.С.125.
20. Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина.
М., 2013.С.62.