Автор: Набойщикова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Школа искусств"
Населённый пункт: города Шахунья
Наименование материала: методическая разработка к 145–летию С.В. Рахманинова
Тема: К 145–летию русского композитора С.В. Рахманинова
Раздел: дополнительное образование
Лекторий, посвящённый 145-летию Сергея Васильевича Рахманинова.
2018 г.
«Он пел Великую Россию…»
Добрый вечер, уважаемые слушатели. Наш сегодняшний концерт посвящён 145-
летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1 апреля (20 марта) 1873 -
28 марта 1943) – композитора, пианиста, дирижера, чье имя стало одним из символов
русской культуры.
Вашему вниманию хочется представить видеофильм о Рахманинове «След в истории».
(Фильм «След в истории»).
«Музыка, прежде всего, должна быть любима; должна идти от сердца и быть
обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным
искусством»– эти слова композитора стали заветом будущим поколениям и как нельзя
лучше характеризуют творчество самого Рахманинова. Стиль композитора всегда
узнаваем, его приметы – глубокий лиризм и музыкальная образность, длительно
развертывающиеся мелодии большого дыхания, ассоциирующиеся с беспредельной
широтой русских далей, красота и разнообразие гармонии, пианистичность
фортепианной фактуры, запечатлевшей доскональное знание природы инструмента,
опыт Рахманинова-пианиста.
1.
Сфера действенных, мужественных рахманиновских образов нашла воплощение
и в пьесе «Полишинель», также пользовавшейся в свое время широкой
популярностью. Полишинель Рахманинова — это не маскарадная маска,
подобная романтически-гротескным фигурам шумановского «Карнавала».
Излюбленные композитором «колокольные» звучания сочетаются с упорными
поступательными ритмами маршевого характера, которые получат впоследствии
такое важное образное значение в рахманиновском творчестве. Мужественно,
решительно звучит широкая, лирически-воодушевленная мелодия среднего
раздела (Agitato), излагаемая в сочном баритональном регистре с октавным
удвоением внизу.
1.
«Полишинель» из сборника «Пьесы-фантазии для фортепиано» оп. 3. №
4. Исполняет Наталья Фокина.
Музыка Рахманинова глубоко национальна. Россия, по словам композитора Георгия
Свиридова, была единственной темой его художественных произведений, он горячо ее
любил, любил больше жизни. «Я – русский композитор, и моя родина наложила
отпечаток на мой характер и мои взгляды, – говорил Рахманинов. – Моя музыка – это
плод моего характера, и поэтому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно
писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода. На меня,
несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда,
насколько помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я
сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.
Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения – всё это составляет содержание
моей музыки.»
2.
Особенно широкую популярность среди ранних фортепианных сочинений
Рахманинова завоевала знаменитая прелюдия cis-moll, принесшая автору
признание и за рубежом. Он написал её в 18 лет. С пианистической точки
зрения, прелюдия замечательна монументальностью звучания, мастерством
регистровки, одновременного сопоставления разных планов; фортепиано
звучит подобно целому оркестру или мощному большому органу. Поражает
необычайная выразительная концентрированность, собранность музыки. В
пределах лаконичной фортепианной пьесы композитор развертывает перед
слушателем драматическую картину, полную сурового пафоса. Основное
содержание ее можно кратко определить формулой: человек и судьба.
2.«Прелюдия до-диез-минор». Исполняет Екатерина Матышева.
О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут...
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.
Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк...
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!
Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю...
О, девушки! О, звезды маргариток!
Я вас люблю... (Игорь Северянин).
Одним из образцов такой неподражаемой, немеркнущей красоты можно считать и
фортепианную транскрипцию "Маргариток" Рахманинова, написанных
первоначально для женского голоса на стихи Игоря Северянина. Эта небольшая
пьеса, поражающая своей ювелирной отделкой - настоящий шедевр, шедевр
изысканной красоты и высокого совершенства, создает впечатление как бы
вибрирующих в воздухе звуковых красок, в духе художников-импрессионистов.
Чтобы почувствовать эту красоту, нужна достаточная степень отстраненности от
рутины обыденного существования. Для понимания этой музыки надо уметь видеть и
ощущать часто незаметную для привычного глаза красоту и очарование окружающей
нас жизни и осознавать ее великую самоценность. Это чувствуют не все и не всегда,
особенно в молодости. Вот об этой красоте и говорит нам Рахманинов в своих
гениальных "Маргаритках".
"Маргаритки" Рахманинова - это, казалось бы, всего лишь образ - образ маленьких,
скромных, непритязательных и трогательно прекрасных цветов. Однако этот
пленительный образ, эти цветы, как бы овеянные соловьиными трелями, окутанные
многоцветной радужной дымкой пряных хроматических звучаний, превращены
гениальным мастером в символ вечной жизни и красоты окружающего нас мира.
3.
«Маргаритки» Исполняют: партия скрипки – Соловьёва М.В.. Партию
фортепиано – Шестерикова Е.Н.
Замечателен по глубине выражения и своеобразию замысла «Музыкальный момент
№ 3— h-moll. Настроение скорбного, сосредоточенного элегического раздумья
приобретает в ней трагическую окраску. Слышится какая-то внутренняя скованность,
гнет неотвязных тягостных мыслей вместе с суровой мужественной волей.
Выразительные «говорящие» фразы, прерываемые частыми паузами и вздохами,
складываются в более широкую линию нарастающих подъемов и спадов. Несмотря на
прерывистость фактуры, в музыке ощущается скрытый маршевый ритм, более
явственно выступающий в репризе с тяжелыми, размеренными октавными ходами
басов.
4.
«Музыкальный момент № 3, си-минор». Исполняет Екатерина
Матышева.
Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом. О произведении,
котором сейчас пойдет речь, такого не скажешь. Прослушав его, сразу приходит в
голову слово «божественное».
И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича
Рахманинова есть немало поистине шедевров, как вы уже в этом убедились. Каждому
из произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д.
Вокализ – это вокальная миниатюра для голоса с фортепианным аккомпанементом.
Вокализ можно отнести и к песне и к романсу.
«Вокализ» был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне
Неждановой, выдающейся русской – советской оперной певице.
«Вокализ» – одно из самых известных произведений С.В.Рахманинова.
Парадокс заключается в том, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном
варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. Есть 4 аранжировки для
оркестра, 3 для камерного ансамбля, 10 аранжировок для ф-но или другого
солирующего инструмента, 5 для одиночного инструмента и 2 для других
инструментов.
5.
Предлагаем вам послушать его в исполнении скрипки с фортепиано.
«Вокализ оп. 34, № 14». Исполняют: Наталья Фокина и Мария
Соловьёва.
Следующий музыкальный номер, который вы сейчас услышите – это «Музыкальный
момент № 4 ми-минор». Восклицательные фразы, возникающие на фоне
стремительных пассажей. Звучат героические волевые интонации, отличающие
непреклонностью и даже повелительным тоном.
6.
«Музыкальный момент № 4, ми-минор». Исполняет Екатерина
Матышева.
145-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – еще одна историческая
дистанция, заставляющая задуматься о судьбе и творчестве великого композитора.
«Рахманинов для меня – это, безусловно, гений, – сказал пианист Денис Мацуев. –
Однако, помимо прочего, мне близки и его человеческие качества. Например, находясь
в эмиграции, во время Великой Отечественной войны он перечислял деньги в помощь
Красной Армии в борьбе с фашизмом. Я знаю из достоверных источников, что
буквально за несколько месяцев до смерти он хотел вернуться на родину, предчувствуя
беду, свою болезнь. Но, к сожалению, не успел этого сделать…» . По словам пианиста
Михаила Плетнёва, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижером –
мелко. Рахманинов – это бог. Божественный бог» .
Спасибо всем за внимание. Благодарим всех участников концерта. До новых встреч!
Лекторий-концерт подготовила зав.теоретическим отделением МАУ ДО «ШИ» г.
Шахунья – Набойщикова Наталья Ивановна.