Напоминание

К 145–летию русского композитора С.В. Рахманинова


Автор: Набойщикова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Школа искусств"
Населённый пункт: города Шахунья
Наименование материала: методическая разработка к 145–летию С.В. Рахманинова
Тема: К 145–летию русского композитора С.В. Рахманинова
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лекторий, посвящённый 145-летию Сергея Васильевича Рахманинова.

2018 г.

«Он пел Великую Россию…»

Добрый вечер, уважаемые слушатели. Наш сегодняшний концерт посвящён 145-

летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1 апреля (20 марта) 1873 -

28 марта 1943) – композитора, пианиста, дирижера, чье имя стало одним из символов

русской культуры.

Вашему вниманию хочется представить видеофильм о Рахманинове «След в истории».

(Фильм «След в истории»).

«Музыка, прежде всего, должна быть любима; должна идти от сердца и быть

обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным

искусством»– эти слова композитора стали заветом будущим поколениям и как нельзя

лучше характеризуют творчество самого Рахманинова. Стиль композитора всегда

узнаваем, его приметы – глубокий лиризм и музыкальная образность, длительно

развертывающиеся мелодии большого дыхания, ассоциирующиеся с беспредельной

широтой русских далей, красота и разнообразие гармонии, пианистичность

фортепианной фактуры, запечатлевшей доскональное знание природы инструмента,

опыт Рахманинова-пианиста.

1.

Сфера действенных, мужественных рахманиновских образов нашла воплощение

и в пьесе «Полишинель», также пользовавшейся в свое время широкой

популярностью. Полишинель Рахманинова — это не маскарадная маска,

подобная романтически-гротескным фигурам шумановского «Карнавала».

Излюбленные композитором «колокольные» звучания сочетаются с упорными

поступательными ритмами маршевого характера, которые получат впоследствии

такое важное образное значение в рахманиновском творчестве. Мужественно,

решительно звучит широкая, лирически-воодушевленная мелодия среднего

раздела (Agitato), излагаемая в сочном баритональном регистре с октавным

удвоением внизу.

1.

«Полишинель» из сборника «Пьесы-фантазии для фортепиано» оп. 3. №

4. Исполняет Наталья Фокина.

Музыка Рахманинова глубоко национальна. Россия, по словам композитора Георгия

Свиридова, была единственной темой его художественных произведений, он горячо ее

любил, любил больше жизни. «Я – русский композитор, и моя родина наложила

отпечаток на мой характер и мои взгляды, – говорил Рахманинов. – Моя музыка – это

плод моего характера, и поэтому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно

писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода. На меня,

несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда,

насколько помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я

сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.

Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения – всё это составляет содержание

моей музыки.»

2.

Особенно широкую популярность среди ранних фортепианных сочинений

Рахманинова завоевала знаменитая прелюдия cis-moll, принесшая автору

признание и за рубежом. Он написал её в 18 лет. С пианистической точки

зрения, прелюдия замечательна монументальностью звучания, мастерством

регистровки, одновременного сопоставления разных планов; фортепиано

звучит подобно целому оркестру или мощному большому органу. Поражает

необычайная выразительная концентрированность, собранность музыки. В

пределах лаконичной фортепианной пьесы композитор развертывает перед

слушателем драматическую картину, полную сурового пафоса. Основное

содержание ее можно кратко определить формулой: человек и судьба.

2.«Прелюдия до-диез-минор». Исполняет Екатерина Матышева.

О, посмотри! как много маргариток —

И там, и тут...

Они цветут; их много; их избыток;

Они цветут.

Их лепестки трехгранные — как крылья,

Как белый шелк...

Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!

Вы — светлый полк!

Готовь, земля, цветам из рос напиток,

Дай сок стеблю...

О, девушки! О, звезды маргариток!

Я вас люблю... (Игорь Северянин).

Одним из образцов такой неподражаемой, немеркнущей красоты можно считать и

фортепианную транскрипцию "Маргариток" Рахманинова, написанных

первоначально для женского голоса на стихи Игоря Северянина. Эта небольшая

пьеса, поражающая своей ювелирной отделкой - настоящий шедевр, шедевр

изысканной красоты и высокого совершенства, создает впечатление как бы

вибрирующих в воздухе звуковых красок, в духе художников-импрессионистов.

Чтобы почувствовать эту красоту, нужна достаточная степень отстраненности от

рутины обыденного существования. Для понимания этой музыки надо уметь видеть и

ощущать часто незаметную для привычного глаза красоту и очарование окружающей

нас жизни и осознавать ее великую самоценность. Это чувствуют не все и не всегда,

особенно в молодости. Вот об этой красоте и говорит нам Рахманинов в своих

гениальных "Маргаритках".

"Маргаритки" Рахманинова - это, казалось бы, всего лишь образ - образ маленьких,

скромных, непритязательных и трогательно прекрасных цветов. Однако этот

пленительный образ, эти цветы, как бы овеянные соловьиными трелями, окутанные

многоцветной радужной дымкой пряных хроматических звучаний, превращены

гениальным мастером в символ вечной жизни и красоты окружающего нас мира.

3.

«Маргаритки» Исполняют: партия скрипки – Соловьёва М.В.. Партию

фортепиано – Шестерикова Е.Н.

Замечателен по глубине выражения и своеобразию замысла «Музыкальный момент

№ 3— h-moll. Настроение скорбного, сосредоточенного элегического раздумья

приобретает в ней трагическую окраску. Слышится какая-то внутренняя скованность,

гнет неотвязных тягостных мыслей вместе с суровой мужественной волей.

Выразительные «говорящие» фразы, прерываемые частыми паузами и вздохами,

складываются в более широкую линию нарастающих подъемов и спадов. Несмотря на

прерывистость фактуры, в музыке ощущается скрытый маршевый ритм, более

явственно выступающий в репризе с тяжелыми, размеренными октавными ходами

басов.

4.

«Музыкальный момент № 3, си-минор». Исполняет Екатерина

Матышева.

Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом. О произведении,

котором сейчас пойдет речь, такого не скажешь. Прослушав его, сразу приходит в

голову слово «божественное».

И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича

Рахманинова есть немало поистине шедевров, как вы уже в этом убедились. Каждому

из произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д.

Вокализ – это вокальная миниатюра для голоса с фортепианным аккомпанементом.

Вокализ можно отнести и к песне и к романсу.

«Вокализ» был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне

Неждановой, выдающейся русской – советской оперной певице.

«Вокализ» – одно из самых известных произведений С.В.Рахманинова.

Парадокс заключается в том, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном

варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. Есть 4 аранжировки для

оркестра, 3 для камерного ансамбля, 10 аранжировок для ф-но или другого

солирующего инструмента, 5 для одиночного инструмента и 2 для других

инструментов.

5.

Предлагаем вам послушать его в исполнении скрипки с фортепиано.

«Вокализ оп. 34, № 14». Исполняют: Наталья Фокина и Мария

Соловьёва.

Следующий музыкальный номер, который вы сейчас услышите – это «Музыкальный

момент № 4 ми-минор». Восклицательные фразы, возникающие на фоне

стремительных пассажей. Звучат героические волевые интонации, отличающие

непреклонностью и даже повелительным тоном.

6.

«Музыкальный момент № 4, ми-минор». Исполняет Екатерина

Матышева.

145-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – еще одна историческая

дистанция, заставляющая задуматься о судьбе и творчестве великого композитора.

«Рахманинов для меня – это, безусловно, гений, – сказал пианист Денис Мацуев. –

Однако, помимо прочего, мне близки и его человеческие качества. Например, находясь

в эмиграции, во время Великой Отечественной войны он перечислял деньги в помощь

Красной Армии в борьбе с фашизмом. Я знаю из достоверных источников, что

буквально за несколько месяцев до смерти он хотел вернуться на родину, предчувствуя

беду, свою болезнь. Но, к сожалению, не успел этого сделать…» . По словам пианиста

Михаила Плетнёва, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижером –

мелко. Рахманинов – это бог. Божественный бог» .

Спасибо всем за внимание. Благодарим всех участников концерта. До новых встреч!

Лекторий-концерт подготовила зав.теоретическим отделением МАУ ДО «ШИ» г.

Шахунья – Набойщикова Наталья Ивановна.



В раздел образования