Напоминание

"План-схема характеристики звука"


Автор: Волкова Екатерина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1596" дошкольное отделение №1815
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "План-схема характеристики звука"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ПЛАН-СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА»
Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Программы орфографических действий, которые необходимо выполнить для написания слов, базируются на фонематическом анализе. Д.Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии. Для детей с нарушениями речи осознание звука, как единицы речи, представляет особые трудности (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф. и др.). Известно, что они часто путают понятия «звук» - « буква », «гласные» - «согласные», медленно усваивают навыки звукового анализа, с трудом применяют в своей речи специальные термины, характеризующие фонетические и фонематические операции. Мы полагаем, что в основе подобных ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения - введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего у детей с недоразвитием речи не формируется связь «звук - артикуляция-термин». Для предупреждения появления таких ошибок необходимо использовать технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического восприятия и анализа способствует более прочному усвоению материала. Предлагаемая методическая разработка «План - схема характеристики звука» помогает учащимся более четко осознать, что представляет собой звук речи с привлечением кинестетических ощущений. У детей развивается способность слышать себя и четко ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план - схему, которая стационарно располагается рядом с доской, дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, план - схема способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что также является достаточно сложной задачей для детей с недоразвитием речи. Основная цель методической разработки: - обучить умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам; - тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания;
- учить применять полученные знания и умения при выполнении фонетического разбора слова. Последовательность этапов введения в фонематический анализ с использованием пособия «План - схема характеристики звука» следующая: Модуль «Звуки речи» 1. Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира. Осмысливание информационной значимости звуков и способа их образования. 2. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи. 3. Классификация звуков по способу произнесения. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту. Модуль «Гласные звуки» 1. Понятие «Гласный звук» (изображение губ в красной рамке). Формирование и закрепление связи « звук - отсутствие преграды - гласный звук». Выделение гласных из группы изолированных гласных и согласных звуков. 2. Обозначение гласных звуков в схеме слова (в начале, в середине, в конце). Формирование и закрепление связи « звук - отсутствие преграды - гласный звук - красный цвет » 3. Определение количества гласных звуков в группе звуков, в словах. 4. Понятия «ударный и безударный гласный звук» (обозначение ударного гласного черным треугольником). Модуль «Согласные звуки» - Понятие «согласный звук» (изображение губ в синей рамке). Формирование и закрепление связи «звук - наличие преграды - согласный звук» (акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке). Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук». - Мягкие и твердые согласные звуки. Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка. Формирование связи «звук - наличие преграды - твердое звучание - синий цвет»; «звук - наличие преграды - мягкое звучание - зеленый цвет». Обозначение мягких и твердых согласных в схемах слов. Запись слогов в две строчки при изучении пар гласных букв (А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е). - Звонкие и глухие согласные. Классификация согласных звуков по звонкости — глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение участия (не участия) голосовых складок.
Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука. - Усвоение понятия «парные и непарные согласные звуки». Определить сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Наблюдение слабой позиции звонких согласных звуков на конце или в середине слова перед глухими согласными. Практический модуль Примерные виды заданий и упражнений с использованием плана-схемы. 1. Отгадывание звука по отсутствию или наличию преграды (гласный - согласный). 2. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (твердый - мягкий, звонкий - глухой). 3. Называние или определение согласного звука по его характеристике (с постепенным усложнением). 4. согласный, звонкий (глухой); 5. согласный, твердый (мягкий); 6. согласный, звонкий, твердый; 7. согласный, звонкий, глухой, парный; 8. согласный, глухой, мягкий, непарный. 9. Характеристика заданного звука по плану (устно, письменно). 10. Характеристика первого звука имени, фамилии и т.д. 11. Выполнение звукового анализа слов. Запись звукового анализа должна производиться только на основе слухового восприятия или картинном материале. Буквенная запись слова не должна быть перед глазами детей. 12. Выполнение звукового анализа слов при изучении гласных второго ряда. Рассматривается анализ слов, в которых гласная находится в разных позициях. 13. Фонетический разбор слов: мал, мел, моль и т.д. 14. Фонетический разбор слов с мягким и разделительным мягким знаком. Каждый ученик, посещающий логопедические занятия, имеет «План – схему» характеристики звука, в которую внесены сокращения слов, необходимые для записи характеристики звука. Схема используется также на уроках и при выполнении домашних заданий. Опыт многолетней логопедической практики показывает, что данная методика позволяет сформировать твердые навыки фонематического анализа, что способствует успешному формированию письма на основе фонематического принципа. Четкое представление о звуках, умение оперировать терминами и последовательно излагать свои мысли значительно облегчает дальнейшую коррекционную работу.
Важна и эмоциональная сторона этого процесса. Ученики, посещающие логопедические занятия, в классе лучше всех выполняют фонетический разбор слов, что вызывает уважение одноклассников и вселяет уверенность в своих силах


В раздел образования