Автор: Пронько Инна Анатольевна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития познавательной сферы детей с ОНР
Многочисленные
исследования
посвящены
изучению
психологических
особенностей детей с ОНР. Развитие познавательной сферы детей данной
категории
представлено
достаточно
широко.
Результаты
данных
исследований
свидетельствуют,
что
дети
с
ОНР
имеют
характерные
психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся
детей.
При
этом
различия
касаются
практически
всех
психических
проявлений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
при
нормальном
слухе
и
интеллекте
нарушено
формирование
всех
компонентов
речевой
системы.
Отмечается общая несогласованность всех систем языка — фонематической,
лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и
словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине
ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи
с
незрелостью
эмоционально-волевой
сферы,
понижением
умственной
работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций.
У
них
отмечается
слабость
волевых
установок,
импульсивность,
двигательная
расторможенность,
эмоциональная
неустойчивость,
аффективная
возбудимость
или
вялость,
апатичность.
Недостаточная
выраженность
познавательных
интересов
сочетается
у
этих
детей
с
нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки
сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие
психические
процессы,
как
память
и
внимание,
восприятие
и
мышление у детей с ОНР также имеют свои особенности.
Психологические
исследования
указывают,
что
у
детей
с
ОНР
имеются
недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают
и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и
т.п.).
Внимание у детей с ОНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая
концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на
задании,
деятельности,
быстрая
отвлекаемость;
быстрая
истощаемость
и
утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение
внимания
у
детей
с
ОНР
отразилось
на
особенностях
их
восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и
переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ОНР не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);
снижение
активности
восприятия
(ребенок
не
пытается
всмотреться,
материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены
такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-
моторная координация.
Так как на развитие мышления оказывают влияние все психические процессы
(память, внимание, восприятие, речь и др.), то нарушение в этих процессах
сказывается и на мышлении ребенка с ОНР.
Дошкольники с нормой развития к 6-7 годам способны выполнять сложные
интеллектуальные
задачи,
даже
если
они
ему
неинтересны
(действует
принцип:
«так
надо»
и
самостоятельности).У
детей
же
с
ОНР
эти
предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Общие
же
недостатки
мыслительной
деятельности
детей
с
ОНР
заключаются
в
следующем:
несформированность
познавательной,
поисковой
мотивации
(избегают
любых
интеллектуальных
усилий);
отсутствие
выраженного
ориентировочного
этапа
при
решении
мыслительных
задач
(начинают
действовать сразу, с ходу); низкая мыслительная активность, отсутствует
направленный поиск решения, решают задачу на интуитивном уровне.
Также
у
детей
с
ОНР
имеются
нарушения
важнейших
мыслительных
операций:
анализ,
сравнение,
классификация,
индукция,
дедукция
(испытывают
большие
трудности
при
выстраивании
самых
простых
умозаключений, в отличие от своих нормальных сверстников).
Дошкольники с ОНР не умеют делать выводы, рассуждать, дают случайные и
необдуманные ответы, то есть проявляют неспособность к анализу. Общее
нарушение
интеллектуальной
(мыслительной)
деятельности
ребенка
приводит к значительным затруднениям в овладении речью и особенности
речевого развития таких детей проявляются не только в запаздывании речи,
но и в характере ее формирования.
Отечественными исследователями в данной области установлено, что у детей
с
нормальным
интеллектом
в
дошкольном
возрасте
уже
формируются
фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Нормально
развивающийся
ребенок
запоминает
не
только
слова,
но
и
отдельные
морфемы и уже с двухлетнего возраста начинает пользоваться правилами
словообразования в своей речи.
Речевое развитие детей с ОНР протекает иначе. У них не возникает подобных
обобщений: дети по подражанию усваивают отдельные слова и простые по
конструкции предложения. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в
пределах
слухового
и
речедвигательного
анализаторов
они
с
трудом
овладевают произносительной стороной речи.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его
основе,
понимание
соотношения
первичных
и
вторичных
нарушений
необходимо
при
направлении
детей
в
специальные
учреждения,
выборе
адекватных
коррекционных
мероприятий,
предупреждении
нарушений
чтения и письма в начальной школе.