Напоминание

Особенности развития познавательной сферы у детей с ОНР


Автор: Пронько Инна Анатольевна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития познавательной сферы детей с ОНР

Многочисленные

исследования

посвящены

изучению

психологических

особенностей детей с ОНР. Развитие познавательной сферы детей данной

категории

представлено

достаточно

широко.

Результаты

данных

исследований

свидетельствуют,

что

дети

с

ОНР

имеют

характерные

психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся

детей.

При

этом

различия

касаются

практически

всех

психических

проявлений.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные

речевые

расстройства,

при

которых

у

детей

при

нормальном

слухе

и

интеллекте

нарушено

формирование

всех

компонентов

речевой

системы.

Отмечается общая несогласованность всех систем языка — фонематической,

лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и

словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине

ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи

с

незрелостью

эмоционально-волевой

сферы,

понижением

умственной

работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций.

У

них

отмечается

слабость

волевых

установок,

импульсивность,

двигательная

расторможенность,

эмоциональная

неустойчивость,

аффективная

возбудимость

или

вялость,

апатичность.

Недостаточная

выраженность

познавательных

интересов

сочетается

у

этих

детей

с

нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки

сенсорной информации, плохой координацией движений.

Такие

психические

процессы,

как

память

и

внимание,

восприятие

и

мышление у детей с ОНР также имеют свои особенности.

Психологические

исследования

указывают,

что

у

детей

с

ОНР

имеются

недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают

и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и

т.п.).

Внимание у детей с ОНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая

концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на

задании,

деятельности,

быстрая

отвлекаемость;

быстрая

истощаемость

и

утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.

Нарушение

внимания

у

детей

с

ОНР

отразилось

на

особенностях

их

восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и

переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ОНР не

обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);

снижение

активности

восприятия

(ребенок

не

пытается

всмотреться,

материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены

такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-

моторная координация.

Так как на развитие мышления оказывают влияние все психические процессы

(память, внимание, восприятие, речь и др.), то нарушение в этих процессах

сказывается и на мышлении ребенка с ОНР.

Дошкольники с нормой развития к 6-7 годам способны выполнять сложные

интеллектуальные

задачи,

даже

если

они

ему

неинтересны

(действует

принцип:

«так

надо»

и

самостоятельности).У

детей

же

с

ОНР

эти

предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Общие

же

недостатки

мыслительной

деятельности

детей

с

ОНР

заключаются

в

следующем:

несформированность

познавательной,

поисковой

мотивации

(избегают

любых

интеллектуальных

усилий);

отсутствие

выраженного

ориентировочного

этапа

при

решении

мыслительных

задач

(начинают

действовать сразу, с ходу); низкая мыслительная активность, отсутствует

направленный поиск решения, решают задачу на интуитивном уровне.

Также

у

детей

с

ОНР

имеются

нарушения

важнейших

мыслительных

операций:

анализ,

сравнение,

классификация,

индукция,

дедукция

(испытывают

большие

трудности

при

выстраивании

самых

простых

умозаключений, в отличие от своих нормальных сверстников).

Дошкольники с ОНР не умеют делать выводы, рассуждать, дают случайные и

необдуманные ответы, то есть проявляют неспособность к анализу. Общее

нарушение

интеллектуальной

(мыслительной)

деятельности

ребенка

приводит к значительным затруднениям в овладении речью и особенности

речевого развития таких детей проявляются не только в запаздывании речи,

но и в характере ее формирования.

Отечественными исследователями в данной области установлено, что у детей

с

нормальным

интеллектом

в

дошкольном

возрасте

уже

формируются

фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Нормально

развивающийся

ребенок

запоминает

не

только

слова,

но

и

отдельные

морфемы и уже с двухлетнего возраста начинает пользоваться правилами

словообразования в своей речи.

Речевое развитие детей с ОНР протекает иначе. У них не возникает подобных

обобщений: дети по подражанию усваивают отдельные слова и простые по

конструкции предложения. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в

пределах

слухового

и

речедвигательного

анализаторов

они

с

трудом

овладевают произносительной стороной речи.

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его

основе,

понимание

соотношения

первичных

и

вторичных

нарушений

необходимо

при

направлении

детей

в

специальные

учреждения,

выборе

адекватных

коррекционных

мероприятий,

предупреждении

нарушений

чтения и письма в начальной школе.



В раздел образования