"Календарное планирование уроков сольфеджио в 1 классе ДШИ (ФГТ)"
Автор: Ставская Елена Александровна Должность: преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО "СНШИ" Населённый пункт: с. Саранпауль, Берёзовский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Календарное планирование уроков сольфеджио в 1 классе ДШИ (ФГТ)" Раздел: дополнительное образование
I четверть
1.
Знакомство.
Выработка
правильной
посадки,
дыхания,
вокально – интонационные навыки. Клавиатура, тон, полутон.
1
2.
Навыки
нотного
письма.
Ноты
первой
октавы,
скрипичный
ключ. Вокально - интонационные упражнения.
1
3.
Длительности нот. Сказка «О короле и яблоке». Практические
упркжнения, навыки нотного письма.
1
4.
Длительности нот: целая, половинные, четвертные и восьмые и
их счёт.
1
5.
Размер 2/4. Сильные и слабые доли, тактирование в размере
2/4.
1
6.
Паузы: четвертная и восьмая, их счёт. Навыки нотного письма.
Ритмические упражнения.
1
7.
Паузы: целая и половинная, их счёт. Закрепление пройденного
материала.
1
8.
Знаки
альтерации:
бемоль,
диез,
бекар.
Практические
упражнения, навыки нотного письма.
1
9.
Вокально-интонационные,
ритмические
упражнения.
Закрепление пройденного материала.
1
10.
Лад.
Мажор
и
минор,
анализ
в
сравнении.
Накопление
слухового опыта.
1
11.
Мажорный лад. Характер мажорного лада. Тоника.
1
12.
Минорный лад. Характер минорного лада. Тоника.
1
13.
З а к р е п л е н и е
п р о й д е н н о го
м ат е р и а л а .
В о к а л ь н о -
интонационные, ритмические, практические упражнения.
1
14.
Повторение пройденного материала: длительности нот, паузы,
размер 2/4, лады. Подготовка к контрольному уроку.
1
15.
Контрольный урок (устный).
1
16.
Контрольный урок (письменный).
1
Всего:
16
II четверть
1.
Повторение пройденного материала
I четверти. Знаки альтерации – диез,
бемоль,
бекар,
порядок
появления
знаков.
Вокально–интонационные
упражнения.
1
2.
Повторение: длительности нот, паузы, их счёт. Размер 2/4. Навыки нотного
письма.
1
3.
Тоника – как главный, опорный звук в мелодии. Мажор, минор (повторение).
1
4.
Тональность
До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени, ладовое
тяготение.
1
5.
Тональность До мажор. Строение мажорной гаммы, Т3/5, вводные звуки,
тон, полутон.
1
6.
Тональность До мажор (закрепление). Тетрахорд.
1
7.
Затакт в размере 2/4. Ритмические упражнения, ритмический аккомпанемент.
1
8.
Паузы
–
четвертная,
восьмая,
половинная
(повторение).
Практические
упражнения.
1
9.
Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней.
1
10.
Закрепление пройденного материала.
1
11.
Тональность
Ре
мажор.
Устойчивые
и
неустойчивые
ступени,
ладовое
тяготение, вводные звуки.
1
12.
Тональность Ре мажор. Т3/5, опевание устойчивых ступеней.
1
13.
Тональность Ре мажор (закрепление). Вокально-интонационные упражнения
в тональности.
1
14.
Повторение пройденного материала II четверти. Подготовка к контрольному
уроку.
1
15.
Контрольный урок (устный).
1
16.
Контрольный урок (письменный).
1
Всего:
16
Второе полугодие
III четверть
1.
Повторение
пройденного
материала II
четверти.
Тональность
Ре
мажор, устойчивые и неустойчивые ступени.
1
2.
Тональность Ре мажор, тон. полутон, Т5/3, опевание (повторение).
1
3.
Шестнадцатые в ритмическом аккомпанементе.
1
4.
Тональность
Соль
мажор.
Устойчивые
и
неустойчивые
ступени,
ладовое тяготение. Интонирование в тональности.
1
5.
Тональность
Соль
мажор.
Вводные
звуки,
Т5/3,
опевание
устойчивых ступеней. Пение по столбице.
1
6.
Знакомство с интервалами, попевки об интервалах. Интервал терция
- м3, б3, слуховое восприятие, интонирование.
1
7.
Интервал
секунда
-
м2,
б2.
Построение,
слуховое
восприятие,
интонирование интервалов.
1
8.
Интервалы – ч4, ч5. Попевки на пройденные интервалы, слуховое
восприятие, интонирование интервалов.
1
9.
Построение
пройденных
интервалов
от
звука
вверх
и
вниз,
интонирование.
1
10.
Размер
3/4.
Сильные
и
слабые
доли,
дирижирование
в
размере 3/4.
1
11.
Половинные и четвертные в размере 3/4. Ритмические упражнения,
ритмический аккомпанемент.
1
12.
Размер
3/4
-
закрепление.
Вокальная
и
инструментальная
группировка.
1
13.
Тональность
Фа
мажор.
Устойчивые
и
неустойчивые
ступени,
ладовое тяготение. Музыкальные темпы - медленные, средние.
1
14.
Тональность Фа мажор. Вводные звуки, Т5/3, опевание устойчивых
ступеней. Пение по столбице. Музыкальные темпы - быстрые.
1
15.
Интервалы
–
м6,
б6.
Слуховое
восприятие,
интонирование
интервалов.
1
16.
Интервалы
–
м7,
б7.
Слуховое
восприятие,
интонирование
интервалов.
1
17.
Построение
пройденных
интервалов
от
звука
вверх
и
вниз.
Практические упражнения.
1
18.
Музыкальные
игры
на
пройденные
интервалы.
Повторение
пройденных
тональностей:
До,
Соль,
Ре,
Фа
мажор,
вокально-
интонационные упражнения в тональностях. Пение с листа.
1
19.
Подготовка к контрольному уроку. Пение в пройденных размерах -
2/4, 3/4.
1
20.
Подготовка
к
контрольному
уроку.
Повторение
пройденного
материала.
1
21.
Контрольный урок (устный).
1
22.
Контрольный урок (письменный).
1
Всего:
22
IV четверть
1.
Повторение
пройденного
материала III
четверти
-
интервалы,
пение,
построение от звука вверх и вниз.
1
2.
Повторение пройденных тональностей - До, Соль, Ре, Фа мажор. Вокально-
интонационные упражнения.
1
3.
Транспозиция. Практические упражнения.
1
4.
Транспозиция - закрепление. Ритмические упражнения.
1
5.
Размер 4/4. Дирижирование в размере 4/4, сильные и слабые доли.
1
6.
Четвертные и половинные в размере 4/4. Динамические оттенки - f,
p,
mf,
mp.
1
7.
Целые и восьмые в размере 4/4. Динамические оттенки - ff , pp.
1
8.
Интервалы - построение от звука вверх и вниз. Пение, слуховое восприятие
интервалов.
1
9.
Агогика. Музыкальные штрихи - legato, staccato, non legatо.
1
10.
Музыкальные штрихи - закрепление темы. Детские музыкальные
сказки и игры.
1
11.
Пение
с
листа.
Вокально-интонационные
и
ритмические
упражнения,
ритмический аккомпанемент.
1
12.
Подготовка
к
контрольному
уроку.
Повторение
пройденного
материала.
Практические упражнения.
1
13.
Контрольный урок (устный).
1
14.
Контрольный урок (письменный).
1
Всего:
14
Итого:
68