Автор: Беляков Дмитрий Андреевич
Должность: СТУДЕНТ
Учебное заведение: ВлГУ
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ
Раздел: высшее образование
РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ
ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ
Беляков Дмитрий Андреевич
Студент Юридического института группы Юк-214
Авторами
рассмотрено
значение товарной
номенклатуры
внешнеэкономической
деятельности в
к а ч е с т в е
и н с т р у м е н т а
государственного
регулирования
логистических
товаропотоков
в
международной
торговле.
В
статье
показана
значимость
таможенных
методов управления логистическими потоками в международной торговле.
Ключевые
слова:
классификация
товаров / товарная
номенклатура
в н е ш н е э ко н о м и ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и / логистика / логистические
потоки / декларирование товаров / таможенные платежи
EVOLUTION OF LOGISTICS METHODOLOGY IN CUSTOMS
CLEARANCE OF GOODS
Belyakov Dmitry Andreyevich
Student of the Law Institute of the Yuk-214 Group
The authors analyse the importance of the Harmonized System as a tool of
government regulation of logistical flows in international trade. The article
demonstrates the role of customs practices of logistical flows administration in
international trade.
Key words: classification of goods,the harmonized commodity description and
coding system (hs),logistics,logistical flows,declaration of goods,customs
payments
2
В условиях рыночной экономики регулирование внешнеэкономической
деятельности для любого государства в целях обеспечения безопасности
страны и защиты общенациональных интересов является объективно
необходимым. Цели, задачи, формы и методы регулирования
внешнеэкономической деятельности определяются государством исходя из
его масштабов, положения в современном мире, внутренней и внешней
политики.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в зависимости от критериев их классификации принято
подразделять на административные и экономические, тарифные и
нетарифные, прямые и косвенные и т.д. Граница между ними достаточно
условна. Так, например, любой экономический регулятор несет в себе
администрирующую составляющую, поскольку вводится и контролируется
государством. А любой административный регулятор создает экономические
последствия. Вопросам разработки и классификации методов
государственного регулирования посвящено достаточно большое количество
исследований, и по ряду вопросов, в связи со сложностью и большим
количеством форм и методов государственного регулирования, до настоящего
времени нет единого мнения. Так, например, только нетарифных
ограничений существует около 800 видов [1].
Огромное количеством форм и методов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности, действующих в настоящее время,
создает достаточно большие сложности как для государства, так и для
участников внешнеторговых операций.
Российская Федерация сравнительно недавно вышла на международный
рынок в качестве активного участника международной торговли, поэтому
российское законодательство в области таможенного дела постоянно
меняется. За промежуток времени менее двадцати лет вступил в действие
третий таможенный кодекс. Следует отметить, что, не-
смотря на активное развитие таможенного законодательства в нашей стране,
в настоящее время в нем нет устоявшейся концепции регулирования
логистических товаропотоков в международной торговле со стороны
государства и, соответственно, нет взаимодействия участников цепей
поставок внутри логистических потоков и между потоками.
Логистика в переводе с греческого -искусство рассуждать, вычислять [2]. В
экономике логистика - это научная и практическая деятельность, связанная с
организацией, управлением и оптимизацией движения материальных,
информационных и финансовых потоков от источника до конечного
потребителя.
3
«Цепь поставок - это упорядоченная последовательность деятельности,
необходимая для исполнения заказа клиента. Начало товарного потока в цепи
поставок должно быть там, где начинается изменение поступающих
продуктов. Конец там, где дальнейшие действия не играют роли». Такое
определение дано З. Ецке в отношении производственных цепей поставок [3].
С точки зрения международных внешнеторговых операций цепь поставок
следует рассматривать как последовательность операций с момента
заключения внешнеторгового контракта до поступления товара на склад
получателя и его оплаты.
Логистические потоки образуются в результате перемещения или
выполнения операций с материальными (материальные потоки),
финансовыми средствами (финансовые потоки) и т.д. в цепи поставок.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению
материальными и иными потоками от традиционного заключается в
выделении единой функции управления прежде разрозненными потоками,
объединении цепи поставок в систему, обеспечивающую их эффективное
(сквозное) управление. Логистический подход заключается в том, что задачи
нужно рассматривать в целом, через их органичную взаимную связь.
Основное назначение логистики -оптимизация затрат (материальных,
финансовых, людских, временных, транспортных, интеллектуальных) для
выполнения поставленной задачи.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности, применяемые до настоящего времени, не рассматривают
оптимизацию затрат ни со стороны государства, ни соответственно со
стороны лиц, перемещающих товары через таможенные границы.
Например, Д.К.-С. Евлоев указывает: «В значительной степени недостатки
таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных товарных
потоков обусловлены тем, что начиная с 1992 г. таможенные пошлины в
нашей стране фактически устанавливались эмпирическим путем, методом
проб и ошибок. Кроме того, решения Правительства РФ по таможенному
тарифу достаточно часто принимались не в соответствии с долгосрочными
государственными интересами (и тем более не с целью согласования
экономических интересов различных субъектов внешнеторговой сферы), а в
соответствии с краткосрочными интересами отдельных министерств и
ведомств» [4].
Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС) в редакции,
утвержденной Решением Межгоссове-та ЕврАзЭС на уровне глав государств
4
от 27 ноября 2009 г., в определенной степени сбалансировал подход к
формированию и прогнозированию государственных доходов, получаемых от
внешнеторговой деятельности и «внутренней» экономики [5]. При создании
ЕТТ ТС учитывался внешнеторговый оборот и опыт формирования
таможенного тарифа трех союзных государств: Российской Федерации,
Республики Казахстан и Республики Белоруссия. Тем не менее через два года
в ЕТТ ТС было внесено много изменений и он был принят в новой редакции,
утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г.
[6].
В Российской Федерации развитие логистики во всех сферах хозяйственно-
экономической деятельности, в том числе во внешнеторговой деятельности,
значительно опережает ее регулирование со стороны государства и его
институтов. Вследствие постоянного изменения правил со стороны
государства логистика, формируемая участниками внешнеторговой
деятельности, сводится в большинстве случаев к транспортной логистике,
связанной с материальными потоками (перемещением товаров).
Современные принципы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, в частности принципы таможенного регулирования,
соответствующие мировой практике, предполагают рассматривать в качестве
основного объекта регулирования не субъектов внешнеторговой сделки
(участников внешнеэкономической деятельности), а объекты, т.е. конкретный
товар, обладающий определенными характеристиками. Поэтому в основе
отдельных методов таможенного регулирования уже достаточно давно
используется уникальный инструмент - Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Первое издание национального классификатора в Советском Союзе было
опубликовано в 1990 г. под наименованием «Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности СССР».
Номенклатура (лат. nomenclatura) - совокупность или перечень
употребляемых в какой-нибудь специальности названий, терминов [7].
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - это
многоцелевой экономический классификатор товаров в международной
торговле. Как любой классификатор, ТН ВЭД позволяет в соответствии с
установленными в ней правилами систематизировать товары (группировать
товары с одинаковыми характеристиками) в международной торговле с
присвоением им определенного цифрового кода. Цифровой
классификационный код товара в соответствии
5
Библиографический список
Статьи, научные публикации (материалы конференций, тезисы и т.д.)
1.
Зайцев И.М. Принципы гражданской процессуальной формы //
Российский юридический журнал. 1993. № 3. С. 66-71.
2.
Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма. Саратов, 1998.
3.
Гражданский процесс / под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005.
4.
Афанасьев С.Ф., Зайцев А.И. Гражданский процесс. М., 2004.
5.
Мурадян Э.М. Истина как проблема судебного права. М., 2004.
6.
Дьякова О.Г. К вопросу об истине в гражданском процессе //
Цивилистический процесс: основные проблемы и тенденции развития:
материалы международной научно -практической конференции, посвященной
90-летию
со дня рождения доктора юридических наук, профессора, заслуженного
деятеля науки РФ Маргариты Андреевны Викут (1 октября 2012 г.) / под ред.
А.И. Зайцева. Саратов, 2012. С. 140-144.
7.
Афанасьев С.Ф. Проблема истины в гражданском судопроизводстве:
автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 1998.
8.
Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 2005.
9.
Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная
экспертиза. М., 2013.
6