Напоминание

"Действенные методики преподавания, ориентированные на развитие аналитического музыкального мышления"


Автор: Гордеева Наталья Борисовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Верхнесалдинская ДШИ"
Населённый пункт: Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Действенные методики преподавания, ориентированные на развитие аналитического музыкального мышления"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Верхнесалдинская детская школа искусств»

Методические рекомендации

Разработчик

Гордеева Наталья Борисовна, преподаватель,

заведующая секцией специального фортепиано

Верхнесалдинской ДШИ

Действенные методики преподавания, ориентированные на развитие

аналитического музыкального мышления

Сегодня

обучаться

в

Детскую

школу

искусств

приходят

дети

самого

различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к

моменту

поступления

в

школу

необходимого

уровня

развития

музыкальных

способностей и умения учиться. Этот факт отражает одну из основных тенденций

музыкальной

педагогики,

о

которой

пишет

Лев

Баренбойм:

«Музыкальное

воспитание - всем детям!». Аналогичную мысль высказал Генрих Нейгауз: «Я

убежден, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать

все степени одарённости - от музыкально дефективного (ибо и такой должен

учиться музыке, музыка - орудие культуры наравне с другими) до стихийно

гениального». Ребёнок приходит в музыкальную школу, и педагогу приходится

обучать

его

независимо

от

уровня

музыкальных

данных.

Задачи

общего

музыкального воспитания поставили перед педагогами необходимость изменения

методов музыкального обучения.

Как правило, почти каждый ребёнок при поступлении в музыкальную школу

имеет достаточно ясную мотивацию для учёбы. Ему нравится музыка, и он хочет

научиться играть на инструменте. В процессе обучения он должен получить

средства для реализации цели - освоить необходимые навыки и знания. Однако

учёба оказывается достаточно трудным и не очень приятным занятием, поэтому

интерес к музыке постепенно исчезает. Возникает негативная тенденция, при

которой

ученик

учится,

но

не

развивается.

Обычно

разочарование

в

своих

способностях возникает у ученика к 4 классу, когда по статистике происходит

значительный отсев из музыкальных школ. Как подкрепить и усилить интерес к

музыкальной деятельности в процессе занятий? Этот вопрос решает система

методов, направленных на активизацию познавательной деятельности ученика

при освоении всего комплекса знаний, умений и навыков.

Именно на создание эффективной методики музыкального обучения детей

были направлены усилия педагогической теории и практики второй половины XX

века. Были поставлены вопросы, как достичь такого результата обучения, чтобы

ученик после завершения обучения в школе стал сам развиваться дальше, как

сформировать и развить его познавательные интересы в музыкальном искусстве.

Многие проблемы обучения детей, поставленные в последние десятилетия XX

века,

только

сейчас

начали

находить

решение.

Это

обучение

детей,

не

обладающих

ярко

выраженными

музыкальными

способностями,

проблемы

обучения

дошкольников,

формирование

творческих

способностей

и

самостоятельности в процессе обучения. Было высказано немало интересных и

оригинальных

идей

по

осуществлению

развивающего

обучения.

Например,

в

книге

«Ребенок

за

роялем»,

где

были

собраны

статьи

многих

зарубежных

педагогов, ещё в 1976 году достаточно чётко была определена цель детского

непрофессионального

образования

-

развитие

музыкальности

и

музыкального

мышления, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия

ученика в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным

занятиям. Только тогда можно рассчитывать на сохранение интереса к музыке

после завершения обучения в школе.

Возникла необходимость дифференциации требований для детей разного

уровня одарённости, что получило отражение в учебных планах для музыкальных

школ. В этих планах в перечень учебных дисциплин были включены предметы,

специально направленные на развитие музыкального мышления ученика - чтение

с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент. Мышление - форма

отражения,

устанавливающего

связи

и

отношения

между

познаваемыми

объектами.

Мыслить

-

значит

производить

операции

с

использованием

формальной

логики.

Задача

мышления

-

раскрытие

отношений

между

предметами, выявление связи и отделение их от случайных совпадений. Оно

оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Изменение условий педагогической деятельности требует от педагога освоения

новых путей музыкального воспитания, среди которых главное место должны

занимать развивающие методы обучения.

Качество музыкального мышления не определяется только объёмом знаний,

хотя

и

оно

опирается

на

знания.

Необходимо

помнить,

что

в

музыкальном

мышлении

большое

значение

имеет

эмоциональный

фактор.

Вместе

с

тем,

музыкальное

обучение

оказывает

значительное

влияние

на

общий

интеллектуальный уровень ученика, если при занятиях в Детской школе искусств

используются методы развивающего обучения. Однако далеко не каждый педагог

даёт себе отчёт, как лучше всего вести ученика, что ученик может сделать сам, а

что сможет сделать под руководством педагога.

Особое значение приобретают методы развивающего обучения при работе с

одарёнными

детьми,

которые

обычно

рано

обнаруживают

какую-либо

специальную

или

общую

одарённость,

что

часто

сопровождает ся

оригинальностью

мышления.

Естественно,

что

для

такого

ученика

нужно

находить оригинальные способы развития и обучения, сочетающие специальную

подготовку

с

широким

спектром

образования.

Одарённый

ребенок

может

значительно

обогнать

в

развитии

своих

сверстников,

однако

для

развития

оригинального

мышления

нужны

специальные

методы

обучения

с

учетом

индивидуальности.

Говоря

о

работе

с

одарённым

ребенком,

Генрих

Нейгауз

отмечал,

что

«законы развития, а, следовательно, какого-то постепенного накопления, остаются

в

силе,

но

проявляются

совершенно

иначе,

чем

думают

педагоги,

имеющие

преимущественно дело с середняками». Именно поэтому изучение и применение

принципов развивающего обучения необходимо для совершенствования методики

обучения.

Отмечая недостатки в обучении, Г. Цыпин пишет, что ученик проходит в

классе

мало

произведений,

урок

в

классе

превращается

в

тренировку

профессионально-игровых

качеств,

поэтому

лишается

познавательного

с од е р жа н и я .

А вто р и т а р н ы й

ха р а кт е р

о бу ч е н и я

н е

с т и м ул и р у е т

самостоятельность, активность и инициативу мышления. Практические умения и

навыки

оказываются

ограниченными

по

диапазону

действия,

недостаточно

универсальными

и

широкими.

В

результате

традиционное

обучение

игре

на

инструменте не создает условий для развития активного музыкального мышления,

которое по сути своей является творческим процессом. Конечно, любое обучение

дает какое-то развитие, но решающим моментом для достижения эффективности

занятий является построение учебного процесса, содержание, формы и методы

обучения. Для реализации развивающего обучения нужно изменять содержание

образования, менять методы работы с учеником и менять способы умственных

действий.

Применяя к музыкальному обучению принципы развивающего обучения, Г.

Цыпин

формулирует

четыре

направления

в

реализации

этих

принципов:

увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала;

ускорение

темпов

прохождения

определенной

части

учебного

материала

-повышение интенсивности усвоения; увеличение меры теоретической ёмкости

занятий исполнительством; изменение способов работы с материалом, отход от

пассивных «мнемически-репродуктивных» способов деятельности, организация

условий,

при

которых

проявлялись

бы

самостоятельность

и

творческая

инициатива учащегося.

Сложность

изменения

привычных

методов

занятий

с

учеником

вполне

понятна. В процессе приобретения опыта каждый педагог вырабатывает систему

способов обучения, которые основаны, прежде всего, на традициях и подкреплены

собственной

практической

деятельностью.

Поскольку

критерием

успешности

педагогической

работы

в

Детской

школе

искусств

остаётся

качественное

выступление

ученика

на

экзамене

с

последующим

участием

в

конкурсе

или

поступлением в среднее специальное учебное заведение, то все силы педагога

уходят на выучивание необходимого количества сочинений для показа. Иногда это

выучивание

достигается

весьма

дорогой

ценой

как

для

педагога,

так

и

для

ученика.

Однако

этот

путь

понятен,

методически

разработан

и

в

работе

со

способными учениками даёт результаты.

Чешский

педагог

Я.

Достал

замечает,

что

нередко

ошибка

педагога

заключается в том, что он «заставляет ребёнка приспосабливаться к методу, а не

стремится к тому, чтобы метод исходил из особенностей и способностей ребёнка».

Путь индивидуального развития может оказаться более длинным, а результаты

обучения могут проявиться много позднее. Может оказаться, что ученик не будет

готов

для

выступления

на

академическом

концерте.

Как

же

оценивать

его

продвижение? Не случайно многие опытные педагоги скептически относятся к

методам развивающего обучения, считая их более лёгкими, предназначенными

для ленивых учителей. Хотя возникает вопрос, что проще - выучить с учеником

методом

дрессировки

несколько

пьес

или

научить

его

подбирать

по

слуху,

транспонировать и самостоятельно разбираться, в музыкальном произведении?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Научить подбирать по слуху

намного

сложнее.

Нужно

овладеть

соответствующими

методами,

а

для

этого

нужно изменить собственные представления.

Для

осуществления

развивающего

обучения

необходимо

создавать

специальные условия учебной деятельности, в которых будут реализованы все

основные принципы обучения, в частности, принцип последовательности.

Принцип

последовательности

в

освоении

учебного

материала

является

одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика.

Особенно важно продумывать последовательность в получении информации на

начальном

этапе

обучения,

когда

у

маленького

ученика

только

формируется

система

образных

представлений

и

конкретных

теоретических

знаний.

В

большинстве

пособий

для

начального

обучения

весь

учебный

материал

распределен

по

темам,

параграфам,

урокам.

Последовательность

освоения

необходимого комплекса знаний, умений и навыков может быть различной, но

обязательным условием эффективного обучения должна быть система.

Систематизация

всех

необходимых

теоретических

понятий

поможет

педагогу создать логическую последовательность материала, позволит определить

необходимый объём фундаментальных знаний, оформленных в виде понятий, и

организовать качественное повторение и закрепление материала. Педагог может

точно определить, что ученик понял и знает, а что ещё не усвоено.

Для проверки результата обучения имеет смысл составлять специальные

учебные тетради или традиционные дневники, с индивидуальной программой

освоения учебного материала для каждого ученика лично. Особенно необходима

такая

специальная

тетрадь

для

творческих

упражнений,

так

как

многое

приходится исправлять и доделывать.

Развивающее

обучение

более

эффективно

осуществляется

в

форме

групповых

занятий

с

2-3

детьми.

Эта

форма

занятий

требует

от

педагога

специальной подготовки, так как работа с группой предполагает более чёткое

распределение

как

времени

урока,

так

и

планирование

содержания

урока.

Перспективное

планирование

с

последующей

корректировкой

пройденного

материала

и

качества

усвоения

позволит

педагогу

осуществлять

«обратную

связь», проверяя результативность работы.

Методы развивающего обучения предполагают активное участие самого

ученика

в

освоении

знаний.

Наиболее

эффективно

проводить

развивающие

занятия в игровой форме, что даёт возможность более естественно включать

маленького ученика в процесс обучения. Методы развивающего обучения легко

применять в различных играх, в которых могут принимать участие один или

несколько детей. В игре также могут принимать участие родители или старшие

ученики.

Ян Достал считает, что преподаватель - это старший и более опытный

товарищ, «чья главная задача состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый

запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой

интересной игре - играть на инструменте». Характеризуй преимущества игровых

форм обучения, Т. Смирнова пишет: «Игра помогает сделать процесс обучения

интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их

творческие

наклонности.

С

её

помощью

каждый

извлекаемый

звук,

любое

упражнение, песня, пьеса, то есть люба: музыкальная деятельность, приобретает

эмоционально-образное содержание».

Игровые

задания

являются

основными

формами

работы

в

методике

Т. Юдовиной-Гальпериной.

Каждое

теоретическое

понятие

получает

образную

аналогию, например, каждый интервал получает образ какого-либо животного.

Кроме того, интервалы записывается цветными фломастерами на карточках. Во

время игр дети раскладывают карточки с интервалами, слушают и определяют,

какой интервал звучит, одновременно запоминая, как он выглядит.

Игровые

формы

занятий

могут

быть

полезными

при

работе

с

детьми

«обладающими

явно

недостаточной

способностью

концентрироваться,

но

одновременно и не лишенными таланта». Автор одной из школ для фортепиано,

венгерский педагог Э.Чевек использовала мелодические и ритмические задачки,

небольшие

модели

для

усовершенствования

беглости

пальцев,

головоломки,

маленькие пьески только для черных клавиш, упражнения с органным пунктом в

басу

по

типу

бурдона,

игру

интервалов

и

аккордов,

разгадывание

и

разбор

небольших «слуховых диктантов».

Достаточно

определенно

высказывается

Г.

Шатковский:

«Обращение

к

детскому творчеству как к средству и методу воспитания едва ли не самая главная

потребность

музыкальной

педагогики

нашего

времени,

потребность,

которую

выдвинула

сама

жизнь».

Занятия

художественным

творчеством

воспитывают

душу человека, учат воспринимать чужое творчество, что формирует культурного

слушателя, помогают воспитать полноценного профессионала-музыканта. Далее

автор отмечает, что заниматься художественным творчеством могут все, так как

музыкальные данные есть у всех людей.

Методы активизации логического мышления основаны на использовании

различных аналитических приёмов - сравнений, наводящих вопросов, обобщений

и умозаключений. Цель работы - достичь наиболее ясного осознания получаемой

словесной

и

звуковой

информации.

Кроме

того,

ученик

должен

научиться

осознавать собственные действия.

Метод наводящих вопросов

Цель

вопроса

-

натолкнуть

ученика

на

размышление,

необходимое

для

ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Этот

метод

широко,

используется

во

многих

современных

учебных

пособиях.

Вопросительная форма, как отмечают авторы, «один из важных дидактических

приёмов,

способных

натолкнуть

ученика

на

размышления,

побудить

к

мыслительной работе и вызвать к ней интерес». Лучше всего ставить вопросы в

«совещательной» форме: «Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть

мягким звуком?», «Не думаешь ли ты, что...?» и так далее. Наводящие вопросы

педагога

и

ответы

ученика

являются

одним

из

путей

обучения

методам

самостоятельной работы.

Метод

наводящих

вопросов

может

быть

хорошим

вспомогательным

средством

для

развития

навыков

слухового

анализа

музыки.

Цель

слушания

музыки

-

научить

ученика,

слушая,

слышать

и

одновременно

думать.

При

слушании

музыки

ученик

должен

научиться

слушать

музыку

как

процесс,

наблюдать

развитие

и

изменения,

устанавливать

связи

между

различными

звуковыми

явлениями,

переживать

звуковую

информацию

как

отражение

эмоционального

мира.

Грамотно

поставленные

вопросы

обеспечивают

преднамеренное восприятие звучащей информации. Восприятие в значительной

степени определяет качество работы памяти, воображения, мышления. На основе

восприятия

звуковой

информации

формируются

слуховые

представления,

составляющие фонд слуховых эталонов в памяти. Именно поэтому так важно

обеспечить качественное слуховое восприятие и научить ученика слышать то, что

нужно.

В

качестве

удачного

примера

для

систематизации

вопросов

можно

использовать

анкету

для

первого

класса,

разработанную

М.Д.

Авазашвили

в

пособии «Нотная тетрадь для упражнений». Ученик должен определить характер

музыки,

выбирая

слово

из

предложенного

перечня

определений,

ответить

на

вопросы о тональности, ключевых и случайных знаках, о способе записи музыки -

мелодия

с

аккомпанементом

или

как-то

иначе,

о

строении

музыки,

о

динамических

оттенках,

о

темпе

и

ритме.

Все

эти

вопросы

имеют

цель

активизировать сначала восприятие ученика, а затем и осознание.

Вариантом метода наводящих вопросов является метод «сам себя обучаю»,

разработанный

французскими

педагогами

М.

и

Ж.

Мартено.

Само

название

определяет его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения

собственные

рассуждения,

оценивать

свои

действия

и

планировать

задачи.

Самостоятельная работа ученика в классе при педагоге также может проходить в

форме «Сам себя обучаю». Приведём в качестве примера несколько вопросов,

которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: «Как я должен

поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими?», «Должен ли я собрать пальцы или

они должны быть растопырены?», «Должны ли мои пальцы плотно или легко

соприкасаться с клавиатурой?». Вариантов формулировки вопросов может быть

много. Главная цель - направить внимание ученика на осознание собственных

действий.

Метод сравнения и обобщения

Этот

метод

продолжает

путь

словесных

определений.

Он

помогает

закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и

более

сложные

для

обобщения

слуховые

впечатления.

Важное

значение

обобщений для воспитания самостоятельности ученика отмечала Б.Кременштейн:

«Следует

сказать,

что

для

развития

мышления

учащегося

и

расширения

его

кругозора важно не только количественное накопление сведений (привлечение

нового и сходного материала, проведение сравнений и аналогий), но главным

образом сам метод анализа произведения: важно внутри целого увидеть логику

взаимодействия

частей

или

элементов

выразительности,

зависимость

исполнительского замысла от смысла и строения пьесы».

Говоря

о

методах

обучения

игре

наизусть,

чешский

педагог

В.Юзлова

пишет, что нужно очень рано начинать заботиться о развитии аналитического

музыкального

мышления

у

ребенка.

«Надо

как

можно

раньше

постараться

обратить внимание ребенка на то, как «сделана» музыка, которую он играет».

Для развития «интеллектуального слуха» автор предлагает использовать

приемы сравнения, идентификации и дифференциации слуховых впечатлений,

например, определить сходство или различие в нескольких похожих разделах

исполняемого

сочинения.

Аналогичные

приемы

рекомендованы

и

в

пособии

«Путь к музыке» при освоении структурных особенностей музыкальной формы. В

параграфе

106

под

названием

«Снова

о

«мелодических

кубиках»,

а

также

о

квинтах» речь идет о средствах формообразования из сходных мелодических

фраз.

Интересный

прием

работы

над

сочинением,

названный

«аналитическая

игра», предлагает немецкий педагог Г. Филипп. Исполняются отдельные детали

текста (голоса, аккорды, ритмические структуры), что помогает разобраться в

особенностях

сочинения.

Такая

«контурная

игра»

может

помочь

в

осознании

закономерностей

текста,

например,

гармонической

логики

или

особенностей

развития мелодии. Эти навыки впоследствии будут очень полезны ученику при

чтении с листа.

Работа по осознанию строения музыкального произведения активизирует

мышление ученика. Формирование навыков анализа музыкального текста можно

начинать

буквально

с

первых

шагов

обучения.

При

соответствующем

методическом

подходе

дети

вполне

свободно

справляются

с

аналитическими

заданиями. Ученику нужно помочь ориентироваться в тексте. Он должен находить

в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные

построения.

Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента

Для подбирания музыкального текста, особенно гармонических вертикалей,

необходимо иметь развитые слуховые представления и хорошие связи слуха и

моторики. Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями комплекса

способностей ученика и часто занимает достаточно длительное время. Однако

именно регулярная работа по подбиранию мелодии и аккомпанемента может быть

средством развития слуха и моторики. Современная фортепианная методика в

последние десятилетия уделяет достаточное внимание вопросам игры по слуху.

Одной из главных задач при обучении навыкам игры по слуху является

формирование слуховых представлений - внутреннего слуха. Для осуществления

этой

важной

задачи

необходимо

создавать

условия,

в

которых

ученик

будет

вынужден использовать свои слуховые возможности. Наиболее полезной формой

развития

активного

слуха

является

подбирание.

Перефразируя

известное

изречение

Козьмы

Пруткова,

можно

сказать:

«Хочешь

научиться

подбирать

музыку

-

подбирай!».

Только

постоянная

практическая

деятельность

даёт

необходимые навыки и умения.

Процесс развития навыка игры по слуху можно разделить на три этапа.

Первый этап заключается в освоении клавиатуры без нот. Второй этап построен

на

транспонировании

мелодии

и

фактуры.

Третий

этап

является

собственно

подбиранием музыкального текста. Содержанием работы по освоению навыков

подбирания

является

оперирование

звуковым

материалом

по

слуховым

представлениям.

Первый этап развития слуховых представлений обычно занимает несколько

месяцев в самом начале обучения ребенка (донотный период). За это время связи

слуха и моторики возникают далеко не у всех детей, хотя именно эти связи

являются основой успешного дальнейшего музыкального развития. Особенности

конструкции

фортепиано

(готовый

строй,

наличие

чёрных

и

белых

клавиш)

позволяют легко играть по зрительным ориентирам. Поэтому слух учеников-

пианистов может отставать в развитии по сравнению со слухом скрипача или

баяниста, которые не могут контролировать зрением правильность звука.

Вторым этапом формирования навыка подбирания по слуху может быть

транспонирование мелодии, басов и целостной фактуры. Для реализации этого

метода необходимо выполнять некоторые условия. Желательно начать эту работу

как

можно

раньше

и

вести

её

интенсивно,

на

доступном

материале.

Уже

в

процессе игры в мелодическое эхо можно начинать транспонировать те мелодии,

которые ученик повторяет.

На

третьем

этапе

обучения

навыкам

подбирания

ученик

должен

уметь

действительно

подбирать

мелодию

и

сопровождение

по

слуху.

Все

предшествующие формы работы были направлены на подготовку необходимых

навыков.

Для

выполнения

этого

задания

нужно

иметь

достаточно

развитый

интервальный слух и высокую грамотность. Обычно значительные трудности

возникают при подбирании фактуры, так как для этого нужна ориентировка в

гармонии.

Можно

наметить

алгоритм

работы

при

подбирании.

Необходимо

наличие внутреннего звучащего образа музыки, то есть слуховое представление

мелодического

движения

и

гармонической

логики.

Эти

образы

должны

быть

осознаны как при занятиях сольфеджио. Затем нужно найти нужные звуки на

клавиатуре

(слухо-моторные

связи),

проверить

правильность

слухового

представления и закрепить найденный вариант.

Методы развития творческих способностей

Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации

содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Уже с начала

XX

века

в

книгах

по

музыкальной

педагогике

обсуждается

вопрос

о

необходимости

воспитания

творческих

способностей.

Именно

пробуждение

творческой мысли при создании музыки стало главной идеей всей методики

К. Орфа и его последователей.

Многие мысли К. Орфа и поставленные им задачи остаются актуальными до

сих пор. Он писал о проблеме сохранения индивидуальности, так как для развития

высокой

человеческой

культуры

нужна

не

стандартизированная,

а

именно

индивидуальная

мысль-фантазия,

которая

часто

кажется

невозможной,

парадоксальной. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере

будущей

деятельности

ребёнка.

Нужно

научить

ребенка

из

слова,

ритма

и

движения

создавать

элементарную

музыку.

«Собственное

детское

творчество,

пусть

самое

простое,

собственные

детские

находки,

пусть

самые

скромные,

собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу

радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие

созидательных

способностей».

Фундамент

музыкальности

формируется

в

том

случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не

только

«интерпретирует».

Ребенок

должен

на

опыте

познать,

как

создается

музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-

либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания.

Задача

педагога

в

организации

творческой

деятельности

заключается

в

поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно.

Весьма справедливы слова чешского педагога Я. Достала о том, что в

настоящее

время

ребенок

постоянно

загружен

пассивными

нетворческими

развлечениями. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое

музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить

ему удовольствие.

В приведенных высказываниях ключевым является слово «самостоятельно».

Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является

главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой

задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых

учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня

поднимется на творческий уровень. На начальном этапе трудно провести резкую

грань между этими типами мышления. Один легко переходит в другой. Наглядно -

практическое

мышление

становится

этапом

формирования

творческого

мышления.

Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать

выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой

системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом,

например,

создание

собственного

варианта

ритмического

или

мелодического

рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.

Завершая изложение некоторых методов творческого развития, хочется ещё

раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности любого педагога-

музыканта в системе детского музыкального образования. Современному педагогу

необходимо

владеть

методами

работы

с

учениками

различных

уровней

одарённости. Появление в музыкальных школах подготовительных дошкольных

групп, где обучаются дети с трех лет, ставит перед педагогом особенно сложные

задачи. Содержанием занятий дошкольных группах становится не столько игра на

инструменте,

сколько

общее

музыкальное

развитие.

Педагоги

должны

осуществлять комплексное обучение: развивать слух и творческие задатки, уметь

объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причём зачастую

не

с

одним

учеником,

с

целой

группой.

В

настоящее

время

педагог

должен

обладать

разносторонними

знаниями

в

области

современных

педагогических

технологий.

Список используемой литературы:

1.Ерофеева

М.А.

«Общие

о сновы

педагогики»

-М.:

Высшее

образование,2006г.

2.Выгодский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте».-М.,1998г.

3.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».-М.: Музгиз,1961г.

Сведения об авторе

Гордеева Наталья Борисовна, преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Образование:

Чайковское

музыкальное

училище,

1982

г.:

Специальность:

фортепиано, квалификация: преподаватель, концертмейстер.

Челябинский

государственный

институт

культуры,

1990

г.:

Специальность:

о р г а н и з а ц и я

х у д о ж е с т в е н н о й

с а м о д е я т е л ь н о с т и ,

квалификация:

клубный

работник

высшей

квалификации,

руководитель

с а м о д е я т е л ь н о г о

а к а д е м и ч е с к о г о

х о р а .

Стаж работы 35 лет

Категория Высшая.

Контактный телефон 89126125282

Домашний адрес 624760, Свердловская область, г. Верхняя Салда,

ул. Энгельса, д.78, кв.13



В раздел образования