Напоминание

"Развитие художественного восприятия старших дошкольников средствами изобразительного искусства"


Автор: Ющина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 структурное подразделение "Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск. Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие художественного восприятия старших дошкольников средствами изобразительного искусства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современными психологами и педагогами, независимо от разделяемых ими теоретических концепций, художественное восприятие действительности рассматривается как необходимое условие развития личности человека (Р.Арнхейм (развитие положений гештальтпсихологии), А.Маслоу (представляет гуманистическую психологию), Д.Н.Абрамян (разработка концепции отражения) и др.). Проблема художественного восприятия изучалась многими педагогами и психологами (А.В.Запорожец, Г.В.Иванченко, М.Д.Назаров, О.И.Никифорова, Е.М.Торшилова, Л.Г.Юлдашев и др.). Концепцию эстетического отношения к миру как основы художественных способностей разработали А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. Художественное восприятие понимается как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, и, соответственно, зрителя (читателя, слушателя) – с автором художественного произведения (М.М.Бахтин, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, В.Р.Виппер и др.). В психологии художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). Это сложный психический процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, протекающий под непосредственным воздействием произведения искусства и который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Он проходит путь от прямого отражения произведения искусства через интеллектуальное постижение значений его выразительно-смысловых элементов до активного творческого понимания содержания, его переосмысления на основе собственного опыта. Итогом становится сложная структура с результатами перцептивных и интеллектуальных процессов, осознанием воплощенных в произведении художественных образов и активным творческим отношением к ним. Создаваемый «вторичный образ» и смысл могут совпадать или не совпадать с образом и идеей, задуманными автором. Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов, интегрированное действие которых осуществляется с помощью художественного воображения (которое, в свою очередь, способствует катарсическим процессам): 1) художественно-смыслового (результат процесса восприятия, «концепцию восприятия»); 2) «раскодирование» художественно-образного языка художественного
произведения; 3) эмоционально-эмпатическая реакция на произведение; 4) понимание художественной формы и чувства эстетического наслаждения. Этапы процесса художественного восприятия: 1. первичное (элементарное) восприятие, в котором задействованы механизмы сопереживания (эмпатия, идентификация), сочувствие; 2. тонкое «улавливание» и осмысление пафоса, настроения произведения искусства; 3. к осмыслению произведения; 4. к осмыслению того, КАК это сделано (элементы формы); 5. вторичное эмоциональное восприятие (на основе уже осмысленной формы); 6. видение целостного образа в единстве эмоционального и интеллектуального, формы и содержания, во взаимосвязи всех элементов художественного образа и его выразительности. Восприятие художественного произведения – не только познавательный акт. Оно характеризуется: целостностью восприятия содержания и средств выразительности, эмоциональной насыщенностью, оценочным характером. Необходимым условием является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Среди психологических процессов, обеспечивающих восприятие, механизм ассоциаций выделяется как наиболее общий, используемый в любом акте эстетического восприятия. Художественное восприятие предполагает различные способы истолкования произведений искусства, различную их интерпретацию. Даже один и тот же человек, знакомясь с художественным произведением несколько раз, получает от уже известного новые впечатления. Проблема развития художественного восприятия детей изучалась в трудах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Т.Н.Дороновой, Е.И.Игнатьева, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, Г.А.Урунтаевой, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и др. Художественное восприятие – психический процесс, который протекает под «живым», прямым воздействием произведения искусства. Эта способность дает возможность ребенку понимать мир художественной культуры, понимать как произведения других авторов, так и создавать собственные – на основе своего мировосприятия. Художественное восприятие ребенка совмещает в себе эмоциональное переживание; осознание логики авторской мысли; «разноцветье» художественных ассоциаций, которые сопровождают процесс рецепции.
Дети к старшему дошкольному возрасту обладают психологическими предпосылками к развитию художественного восприятия: яркая эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления; взаимопроникновение формально-логического и эмоционально-образного мышления; склонность к «одушевлению», «очеловечиванию» объектов окружающей действительности («анимистическое» отношение к миру); «предэстетический» опыт ролевой игры. Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Заметны изменения в развитии эстетического отношения к миру у ребенка: оно становится более осознанным, активным, ребенок не только способен воспринимать красоту, но и даже отчасти создавать ее. К особенностям художественного восприятия при организации работы с детьми дошкольного возраста относится его сложная структура: 1. прямое отражение того, что ребенок воспринимает со сцены, видит на холсте, слышит во время звучания инструментов; 2. процесс интеллектуального постижения значений «языка искусства» - выразительно-смысловых элементов произведения, которые отражают основное содержание художественного образа; 3. активное творческое овладение содержанием через собственный опыт ребенка. Соответственно, процесс художественного восприятия обеспечивается работой важных механизмов психики: непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных. Обязательным условием развития художественного восприятия ребенка является его практическая художественная деятельность (А.В.Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова и др.). От педагогов, воспитателей требуется специальная организация восприятия. Педагогической задачей по развитию художественного восприятия детей дошкольного возраста является развитие способности детей воспринимать художественный образ в диалектическом единстве всех его составляющих, т.е. целостно. Речь идет о синтезе: «конечный продукт» восприятия должен обладать самостоятельностью, оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. Изобразительное искусство – это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, конкретно-
чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Специфика изобразительного искусства заключается в наглядно-образном отражении действительности. Благодаря искусству ребенок иначе относится к окружающей действительности. Меняется восприятие окружающего: от предметного восприятия действительности к художественному образу, по выражению М.М.Бахтина, происходит «смысловое преображение бытия». В процессе художественной деятельности ребенок обогащает свой опыт за счет предлагаемого в художественном образе в авторском прочтении, проживая и переживая его как собственный. Способность к художественному восприятию развивается только в художественно-творческой деятельности, в процессе активного взаимодействия – общения с искусством и его художественными образами. При этом важны два момента: 1) конкретная способность требует конкретного вида деятельности; 2) разные виды деятельности предъявляют свои специфические требования к тому, кто их выполняет. Показатели уровней художественного восприятия: наличие определенного объема художественно-эстетических знаний; развитость восприятия как понимания единства формы, содержания и мировоззренческого содержания; развитое воображение, образное видение мира; активизация эмоциональной памяти и ассоциативности; способность воспроизводить художественные образы адекватные авторскому; умение перевести чувство и мысль (особенности «перевода» чувства в слово). Развитое художественное восприятие предполагает: умение рассматривать предметы (явления), выделять из целого отдельные части, сравнивать их с известными ребенку сенсорными эталонами (форма, цвет, величина), определять признаки предмета (явления). Для создания самостоятельного художественного образа дошкольнику необходимо помочь в развитии умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать к ним свое отношения и чувства.


В раздел образования