"Развитие художественного восприятия старших дошкольников средствами изобразительного искусства"
Автор: Ющина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 структурное подразделение "Детский сад "Ёжик" Населённый пункт: город Новокуйбышевск. Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие художественного восприятия старших дошкольников средствами изобразительного искусства" Раздел: дошкольное образование
Современными психологами и педагогами, независимо от разделяемых ими
теоретических концепций, художественное восприятие действительности
рассматривается как необходимое условие развития личности человека
(Р.Арнхейм (развитие положений гештальтпсихологии), А.Маслоу
(представляет гуманистическую психологию), Д.Н.Абрамян (разработка
концепции отражения) и др.). Проблема художественного восприятия
изучалась многими педагогами и психологами (А.В.Запорожец,
Г.В.Иванченко, М.Д.Назаров, О.И.Никифорова, Е.М.Торшилова,
Л.Г.Юлдашев и др.). Концепцию эстетического отношения к миру как основы
художественных способностей разработали А.А.Мелик-Пашаев,
З.Н.Новлянская.
Художественное восприятие понимается как творческий процесс создания и
воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с
окружающим миром и воображаемым зрителем, и, соответственно, зрителя
(читателя, слушателя) – с автором художественного произведения
(М.М.Бахтин, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, Р.Арнхейм,
Л.С.Выготский, В.Р.Виппер и др.).
В психологии художественное восприятие раскрывается как высшая форма
восприятия (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). Это сложный
психический процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта,
протекающий под непосредственным воздействием произведения искусства и
который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Он
проходит путь от прямого отражения произведения искусства через
интеллектуальное постижение значений его выразительно-смысловых
элементов до активного творческого понимания содержания, его
переосмысления на основе собственного опыта. Итогом становится сложная
структура с результатами перцептивных и интеллектуальных процессов,
осознанием воплощенных в произведении художественных образов и
активным творческим отношением к ним. Создаваемый «вторичный образ» и
смысл могут совпадать или не совпадать с образом и идеей, задуманными
автором.
Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех
основных механизмов, интегрированное действие которых осуществляется с
помощью художественного воображения (которое, в свою очередь,
способствует катарсическим процессам): 1) художественно-смыслового
(результат процесса восприятия, «концепцию восприятия»); 2)
«раскодирование» художественно-образного языка художественного
произведения; 3) эмоционально-эмпатическая реакция на произведение; 4)
понимание художественной формы и чувства эстетического наслаждения.
Этапы процесса художественного восприятия:
1.
первичное (элементарное) восприятие, в котором задействованы
механизмы сопереживания (эмпатия, идентификация), сочувствие;
2.
тонкое «улавливание» и осмысление пафоса, настроения произведения
искусства;
3.
к осмыслению произведения;
4.
к осмыслению того, КАК это сделано (элементы формы);
5.
вторичное эмоциональное восприятие (на основе уже осмысленной
формы);
6.
видение целостного образа в единстве эмоционального и
интеллектуального, формы и содержания, во взаимосвязи всех
элементов художественного образа и его выразительности.
Восприятие художественного произведения – не только познавательный акт.
Оно характеризуется: целостностью восприятия содержания и средств
выразительности, эмоциональной насыщенностью, оценочным характером.
Необходимым условием является эмоциональная окрашенность
воспринятого, выражение отношения к нему. Среди психологических
процессов, обеспечивающих восприятие, механизм ассоциаций выделяется
как наиболее общий, используемый в любом акте эстетического восприятия.
Художественное восприятие предполагает различные способы истолкования
произведений искусства, различную их интерпретацию. Даже один и тот же
человек, знакомясь с художественным произведением несколько раз,
получает от уже известного новые впечатления.
Проблема развития художественного восприятия детей изучалась в трудах
Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Т.Н.Дороновой,
Е.И.Игнатьева, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, Г.А.Урунтаевой,
Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и др. Художественное восприятие –
психический процесс, который протекает под «живым», прямым
воздействием произведения искусства. Эта способность дает возможность
ребенку понимать мир художественной культуры, понимать как произведения
других авторов, так и создавать собственные – на основе своего
мировосприятия. Художественное восприятие ребенка совмещает в себе
эмоциональное переживание; осознание логики авторской мысли;
«разноцветье» художественных ассоциаций, которые сопровождают процесс
рецепции.
Дети к старшему дошкольному возрасту обладают психологическими
предпосылками к развитию художественного восприятия: яркая
эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления;
взаимопроникновение формально-логического и эмоционально-образного
мышления; склонность к «одушевлению», «очеловечиванию» объектов
окружающей действительности («анимистическое» отношение к миру);
«предэстетический» опыт ролевой игры.
Совершенствуются творческие способности детей, формируется
художественный вкус. Заметны изменения в развитии эстетического
отношения к миру у ребенка: оно становится более осознанным, активным,
ребенок не только способен воспринимать красоту, но и даже отчасти
создавать ее.
К особенностям художественного восприятия при организации работы с
детьми дошкольного возраста относится его сложная структура:
1.
прямое отражение того, что ребенок воспринимает со сцены, видит на
холсте, слышит во время звучания инструментов;
2.
процесс интеллектуального постижения значений «языка искусства» -
выразительно-смысловых элементов произведения, которые отражают
основное содержание художественного образа;
3.
активное творческое овладение содержанием через собственный опыт
ребенка.
Соответственно, процесс художественного восприятия обеспечивается
работой важных механизмов психики: непосредственно-отражательных и
интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных.
Обязательным условием развития художественного восприятия ребенка
является его практическая художественная деятельность (А.В.Бакушинский,
Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова и
др.). От педагогов, воспитателей требуется специальная организация
восприятия. Педагогической задачей по развитию художественного
восприятия детей дошкольного возраста является развитие способности
детей воспринимать художественный образ в диалектическом единстве всех
его составляющих, т.е. целостно. Речь идет о синтезе: «конечный продукт»
восприятия должен обладать самостоятельностью, оригинальностью
(субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Изобразительное искусство – это ярко выраженная творческая деятельность,
в процессе которой создаются художественные образы, конкретно-
чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие
эстетическое отношение к ней человека. Специфика изобразительного
искусства заключается в наглядно-образном отражении действительности.
Благодаря искусству ребенок иначе относится к окружающей
действительности. Меняется восприятие окружающего: от предметного
восприятия действительности к художественному образу, по выражению
М.М.Бахтина, происходит «смысловое преображение бытия». В процессе
художественной деятельности ребенок обогащает свой опыт за счет
предлагаемого в художественном образе в авторском прочтении, проживая и
переживая его как собственный.
Способность к художественному восприятию развивается только в
художественно-творческой деятельности, в процессе активного
взаимодействия – общения с искусством и его художественными образами.
При этом важны два момента: 1) конкретная способность требует
конкретного вида деятельности; 2) разные виды деятельности предъявляют
свои специфические требования к тому, кто их выполняет.
Показатели уровней художественного восприятия: наличие определенного
объема художественно-эстетических знаний; развитость восприятия как
понимания единства формы, содержания и мировоззренческого содержания;
развитое воображение, образное видение мира; активизация эмоциональной
памяти и ассоциативности; способность воспроизводить художественные
образы адекватные авторскому; умение перевести чувство и мысль
(особенности «перевода» чувства в слово). Развитое художественное
восприятие предполагает: умение рассматривать предметы (явления),
выделять из целого отдельные части, сравнивать их с известными ребенку
сенсорными эталонами (форма, цвет, величина), определять признаки
предмета (явления). Для создания самостоятельного художественного образа
дошкольнику необходимо помочь в развитии умения замечать
выразительность форм, цвета, пропорций и выражать к ним свое отношения
и чувства.