Напоминание

"Коррекция детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения детей младшего школьного возраста"


Автор: Костенков Александр Сергеевич
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 74 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения детей младшего школьного возраста"
Раздел: высшее образование





Назад




Методы

и

формы

коррекции

нарушений

эмоционально-волевой

сферы и поведения детей младшего школьного возраста

Методы

коррекции

находятся

в

прямой

зависимости

от

характера

педагогической

запущенности,

уровня

воспитанности

ребенка

целом,

воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его

образа жизни и окружения.

Методы

коррекции,

в

конечном

счете,

всегда

связаны

с

методами

воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным

продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в

коррекции и в воспитании.

Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из

направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние

годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и

коррекции,

осуждала

практику

«уединенного

средства»

(термин

А.

С.

Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В

своей

совокупности

методы

коррекции

призваны

активизировать

ребенка

на

борьбу

с

имеющимися

у

него

отрицательными

качествами,

вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую

функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических

приёмов коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения

детей.

Психолог

школы

в

своей

практической

индивидуальной

коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию,

библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др.

Рассмотрим

некоторые

методы

психотерапевтического

воздействия,

применяемые

школьным

психологом

в

коррекции

нарушений

поведения

детей.

Метод

разговорной

психотерапии

логотерапия

-

это

разговор

с

ребенком,

направленный

на

вербализацию

эмоциональных

состояний,

словесное

описание

эмоциональных

переживаний.

Вербализация

переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с

ребенком,

готовность

к

сопереживанию,

признание

ценности

личности

другого

человека.

Данный

метод

предполагает

появление

совпадения

словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к

самореализации,

когда

ребенок

делает

акцент

на

личных

переживаниях,

мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и

музыкальных

инструментов.

Для

детей,

которые

проявляют

тревожность,

беспокойство,

испытывают

страхи,

напряжение

проводится

простое

слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная

музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают

у

него

неприятные

ощущения

или

предложить

ранжировать

неприятные

ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В

основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание

игры важным фактором развития личности.

Игротерапия

выполняет

три

функции

-

диагностическую,

терапевтическую

и

обучающую,

которые

связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения

социальной

и

психической

дезадаптации,

эмоциональных

и

личностных

нарушений.

Психогимнастика.

Взаимодействие

основывается

на

двигательной

экспрессии,

мимике,

пантомиме.

Упражнения

направлены

на

достижение

двух

целей:

уменьшение

напряжения

и

сокращение

эмоциональной

дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства

и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших

движений

«я

иду

по

воде»,

«по

горячему

песку»,

«спешу

в

школу».

Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность

выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит

от индивидуальных особенностей личности ребенка.

Система

мероприятий,

направленных

на

коррекцию

нарушений

поведения,

включает

психогигиенические,

коррекционные,

лечебно-

педагогические,

общеоздоровительные

мероприятия,

психофармакологию,

психотерапию.

При

этом

учитываются

индивидуальные

медико-

биологические

особенности

ребенка,

характер

психической

патологии,

структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации,

соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также

учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания .

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном

и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и

педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция

нарушений

поведения

будет

настолько

эффективной,

насколько

она

учитывает

уникальность

и

неповторимость

ребенка.

Индивидуальный

подход

означает

выявление

природы

психологических

трудностей

конкретного

ребенка

и

действительных

психологических

механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному

индивидуальному случаю способов и методов работы.

Индивидуальная

помощь

ребенку

в

классе

это

специальная

деятельность

педагогов,

осуществляемая

ими

непосредственно

во

взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный

коллектив,

направленная

на

содействие

в

решении

его

возрастных

задач

социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так

же

эффективна

и

групповая

коррекция

нарушений

поведения.

Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой

своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и

других членов группы может проанализировать собственное поведение и

опробовать

его

новые

формы.

Это

достигается

с

помощью

особой

организации общения в группах, активного социального обучения, главной

характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения

тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е.

отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со

всеми требованиями общения-диалога.

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из

форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще

к идеям интенсивного общения К. Роджерса, его принципу «здесь и теперь»,

т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу

партнерства

и

равенства

участников

группы

(совместного

восприятия

и

обсуждения

общей

увиденной

ситуации

или

проблемы

и

максимального

учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания

проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого,

прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание

сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений

эмоционально-волевой

сферы

и

поведения

является

игротерапия.

Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При

выборе способов и методов коррекции нарушений эмоционально-волевой

сферы

и

поведения

детей

учитываются

индивидуальные

особенности

ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного

поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и

социально-психологических

факторов.

Также

учитываются

возраст,

индивидуальные условия воспитания.



В раздел образования