Автор: Костенков Александр Сергеевич
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 74 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения детей младшего школьного возраста"
Раздел: высшее образование
Методы
и
формы
коррекции
нарушений
эмоционально-волевой
сферы и поведения детей младшего школьного возраста
Методы
коррекции
находятся
в
прямой
зависимости
от
характера
педагогической
запущенности,
уровня
воспитанности
ребенка
целом,
воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его
образа жизни и окружения.
Методы
коррекции,
в
конечном
счете,
всегда
связаны
с
методами
воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным
продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в
коррекции и в воспитании.
Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из
направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние
годы.
Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и
коррекции,
осуждала
практику
«уединенного
средства»
(термин
А.
С.
Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.
В
своей
совокупности
методы
коррекции
призваны
активизировать
ребенка
на
борьбу
с
имеющимися
у
него
отрицательными
качествами,
вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую
функцию.
В настоящее время существует множество направлений и методических
приёмов коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения
детей.
Психолог
школы
в
своей
практической
индивидуальной
коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию,
библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др.
Рассмотрим
некоторые
методы
психотерапевтического
воздействия,
применяемые
школьным
психологом
в
коррекции
нарушений
поведения
детей.
Метод
разговорной
психотерапии
–
логотерапия
-
это
разговор
с
ребенком,
направленный
на
вербализацию
эмоциональных
состояний,
словесное
описание
эмоциональных
переживаний.
Вербализация
переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с
ребенком,
готовность
к
сопереживанию,
признание
ценности
личности
другого
человека.
Данный
метод
предполагает
появление
совпадения
словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к
самореализации,
когда
ребенок
делает
акцент
на
личных
переживаниях,
мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и
музыкальных
инструментов.
Для
детей,
которые
проявляют
тревожность,
беспокойство,
испытывают
страхи,
напряжение
проводится
простое
слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная
музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают
у
него
неприятные
ощущения
или
предложить
ранжировать
неприятные
ситуации от минимальных до самых сильных.
Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В
основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание
игры важным фактором развития личности.
Игротерапия
выполняет
три
функции
-
диагностическую,
терапевтическую
и
обучающую,
которые
связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения
социальной
и
психической
дезадаптации,
эмоциональных
и
личностных
нарушений.
Психогимнастика.
Взаимодействие
основывается
на
двигательной
экспрессии,
мимике,
пантомиме.
Упражнения
направлены
на
достижение
двух
целей:
уменьшение
напряжения
и
сокращение
эмоциональной
дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства
и желания.
Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших
движений
«я
иду
по
воде»,
«по
горячему
песку»,
«спешу
в
школу».
Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность
выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.
Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит
от индивидуальных особенностей личности ребенка.
Система
мероприятий,
направленных
на
коррекцию
нарушений
поведения,
включает
психогигиенические,
коррекционные,
лечебно-
педагогические,
общеоздоровительные
мероприятия,
психофармакологию,
психотерапию.
При
этом
учитываются
индивидуальные
медико-
биологические
особенности
ребенка,
характер
психической
патологии,
структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации,
соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также
учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания .
Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном
и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и
педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.
Коррекция
нарушений
поведения
будет
настолько
эффективной,
насколько
она
учитывает
уникальность
и
неповторимость
ребенка.
Индивидуальный
подход
означает
выявление
природы
психологических
трудностей
конкретного
ребенка
и
действительных
психологических
механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному
индивидуальному случаю способов и методов работы.
Индивидуальная
помощь
ребенку
в
классе
–
это
специальная
деятельность
педагогов,
осуществляемая
ими
непосредственно
во
взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный
коллектив,
направленная
на
содействие
в
решении
его
возрастных
задач
социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.
Так
же
эффективна
и
групповая
коррекция
нарушений
поведения.
Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой
своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и
других членов группы может проанализировать собственное поведение и
опробовать
его
новые
формы.
Это
достигается
с
помощью
особой
организации общения в группах, активного социального обучения, главной
характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения
тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е.
отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со
всеми требованиями общения-диалога.
Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из
форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще
к идеям интенсивного общения К. Роджерса, его принципу «здесь и теперь»,
т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу
партнерства
и
равенства
участников
группы
(совместного
восприятия
и
обсуждения
общей
увиденной
ситуации
или
проблемы
и
максимального
учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания
проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого,
прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание
сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.
Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений
эмоционально-волевой
сферы
и
поведения
является
игротерапия.
Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При
выборе способов и методов коррекции нарушений эмоционально-волевой
сферы
и
поведения
детей
учитываются
индивидуальные
особенности
ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного
поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и
социально-психологических
факторов.
Также
учитываются
возраст,
индивидуальные условия воспитания.