Автор: Загайнова Мария Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ–детский сад 393
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы с детьми с ОВЗ
Раздел: высшее образование
"Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно"
Каждый день, находясь рядом с детьми, мы учим их и учимся у них.
"Уча других, мы учимся сами".
Луций Анней Сенека
Приемы работы с детьми с ОВЗ
В практике моей работы встречаются дети с нарушением речи, зрения,
ЗПР, дети, страдающие ранним детским аутизмом.
Я работаю в детском саду комбинированного вида, где воспитываются
дети с тяжёлыми нарушениями речи. Известно, что это особая категория
детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не
нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на
становление психики. С некоторых пор мы называем таких воспитанников
дети с ограниченными возможностями здоровья.
У большинства детей
с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к любой
деятельности,
сниженный
уровень
работоспособности
и
самостоятельности.
Внимание
детей
с
речевыми
нарушениями
характеризуется
неустойчивостью,
трудностями включения, переключения и распределения.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов
обучения
является
одним
из
необходимых
средств
повышения
эффективности
коррекционно-развивающего
процесса
в
нашей
работе.
Конечно, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный,
дифференцированный
подход,
с
учетом
и х
психофизического состояния.
Главная
наша задача – определить образовательный маршрут развития,
обучения и
воспитания
ребенка, оказать консультативную поддержку
родителям. Цель коррекционных развивающих занятий – конкретная помощь
ребёнку.
Основные
формы
работы
–
подгрупповые
и
индивидуальные
занятия. Они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности
каждого ребёнка.
Каким образом мы активизируем познавательные способности детей, какие
методы и приёмы применяем?
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей с ОВЗ:
вовлечение
детей
в игровые
ситуации,
требующие
оказания
помощи
любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
дидактические игры, которые связаны с поиском признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с
другом, встать на место другого;
психогимнастика
и
релаксация,
позволяющие
снять
мышечное
напряжение в области лица и кистей рук.
Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ мы используем
следующие активные методы и приёмы обучения
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета
по
звукам,
карточки
с
буквами). Дети
выполняют
задание,
либо
оценивают
его
правильность.
Карточки
используются
при
изучении
любой
темы
с
целью
проверки
знаний
детей,
выявления
пробелов
в
пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том,
что сразу видна работа каждого ребёнка;
Использование карточек со смайликами. Дети показывают карточку в
соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном
случае
можно
проследить,
как
меняется
эмоциональное
состояние
ребёнка в ходе деятельности;
«Дерево
чувств» –
детям
предлагается
повесить
на
дерево
яблоки
красного
цвета,
если
они
чувствуют
себя
хорошо,
комфортно,
или
зелёного, если ощущают дискомфорт;
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по
своему настроению (море ровное, спокойное или море бушующее);
Рефлексия окончания занятия;
Обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами,
различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия
актуализировать
пройденный
материал
и
выбрать
понравившийся,
наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою
картинку;
Узелки
на
память
(вывешивание
на
доску
картинок,
отражающих
основные моменты изучения лексической темы, выводов, которые нужно
запомнить). Данный приём мы используем в конце изучения темы – для
закрепления,
подведения
итогов;
в
ходе
изучения
материала
–
для
оказания помощи при выполнении заданий;
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми
глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и
памяти;
Использование
презентации
и
фрагментов
презентации
по
ходу
деятельности.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2.
Предотвращение
наступления
утомления,
используя
для
этого
разнообразные
средства (чередование
умственной
и
практиче ской
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности.
Екатеринбург 2018 г.
Воспитатель
Загайнова Мария Алексеевна