Напоминание

Приемы работы с детьми с ОВЗ


Автор: Загайнова Мария Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ–детский сад 393
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы с детьми с ОВЗ
Раздел: высшее образование





Назад




"Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно"

Каждый день, находясь рядом с детьми, мы учим их и учимся у них.

"Уча других, мы учимся сами".

Луций Анней Сенека

Приемы работы с детьми с ОВЗ

В практике моей работы встречаются дети с нарушением речи, зрения,

ЗПР, дети, страдающие ранним детским аутизмом.

Я работаю в детском саду комбинированного вида, где воспитываются

дети с тяжёлыми нарушениями речи. Известно, что это особая категория

детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не

нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на

становление психики. С некоторых пор мы называем таких воспитанников

дети с ограниченными возможностями здоровья.

У большинства детей

с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к любой

деятельности,

сниженный

уровень

работоспособности

и

самостоятельности.

Внимание

детей

с

речевыми

нарушениями

характеризуется

неустойчивостью,

трудностями включения, переключения и распределения.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов

обучения

является

одним

из

необходимых

средств

повышения

эффективности

коррекционно-развивающего

процесса

в

нашей

работе.

Конечно, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный,

дифференцированный

подход,

с

учетом

и х

психофизического состояния.

Главная

наша задача – определить образовательный маршрут развития,

обучения и

воспитания

ребенка, оказать консультативную поддержку

родителям. Цель коррекционных развивающих занятий – конкретная помощь

ребёнку.

Основные

формы

работы

подгрупповые

и

индивидуальные

занятия. Они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности

каждого ребёнка.

Каким образом мы активизируем познавательные способности детей, какие

методы и приёмы применяем?

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с ОВЗ:

вовлечение

детей

в игровые

ситуации,

требующие

оказания

помощи

любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

дидактические игры, которые связаны с поиском признаков предметов;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с

другом, встать на место другого;

психогимнастика

и

релаксация,

позволяющие

снять

мышечное

напряжение в области лица и кистей рук.

Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ мы используем

следующие активные методы и приёмы обучения

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета

по

звукам,

карточки

с

буквами). Дети

выполняют

задание,

либо

оценивают

его

правильность.

Карточки

используются

при

изучении

любой

темы

с

целью

проверки

знаний

детей,

выявления

пробелов

в

пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том,

что сразу видна работа каждого ребёнка;

Использование карточек со смайликами. Дети показывают карточку в

соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном

случае

можно

проследить,

как

меняется

эмоциональное

состояние

ребёнка в ходе деятельности;

«Дерево

чувств» –

детям

предлагается

повесить

на

дерево

яблоки

красного

цвета,

если

они

чувствуют

себя

хорошо,

комфортно,

или

зелёного, если ощущают дискомфорт;

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по

своему настроению (море ровное, спокойное или море бушующее);

Рефлексия окончания занятия;

Обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами,

различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия

актуализировать

пройденный

материал

и

выбрать

понравившийся,

наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою

картинку;

Узелки

на

память

(вывешивание

на

доску

картинок,

отражающих

основные моменты изучения лексической темы, выводов, которые нужно

запомнить). Данный приём мы используем в конце изучения темы – для

закрепления,

подведения

итогов;

в

ходе

изучения

материала

для

оказания помощи при выполнении заданий;

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми

глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и

памяти;

Использование

презентации

и

фрагментов

презентации

по

ходу

деятельности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

2.

Предотвращение

наступления

утомления,

используя

для

этого

разнообразные

средства (чередование

умственной

и

практиче ской

деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование

интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность

учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих

необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие

успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в

нём веры в собственные силы и возможности.

Екатеринбург 2018 г.

Воспитатель

Загайнова Мария Алексеевна



В раздел образования