Автор: Нечаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель вокально–хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ1
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Постановка концертного номера"
Раздел: дополнительное образование
1
ПРОГРАММА
ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА
по предмету Вокальный ансамбль
для учащихся отделения вокального исполнительства
(7 летнее обучение)
МБУ ДО ДШИ №1 г. Волгограда
Автор
- преп. класса эстрадного пения
ДШИ №1 Нечаева Т.В.
Программа одобрена педсоветом ДШИ №1
29.08.2017. протокол № 5
МП Директор ДШИ№1 __________
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени на реализацию
предмета;
-Цель и задачи учебного предмета;
-Методы обучения;
-Материально-технические условия
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-методический план;
-Содержание тем (видов работ)
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Примерный репертуарный список.
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа « Подготовка концертного номера» рассматривается автором как часть предмета
«Вокальный ансамбль» совместно с учебно-репетиционным этапом. Учебный блок работы
достаточно подробно освящен в программе по «Вокальному ансамблю», составленной на основе
примерной программы для эстрадно-джазовых отделений детских школ искусств 2005 г.,
разработанной Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Московским научно-
методическим центром по художественному образованию Т.А.Хасанзяновой. Однако, в этой
программе уделено недостаточное внимание методике подготовки концертного номера.
«Подготовка концертного номера»- это репетиционный процесс постановочной работы,
осуществляемый педагогами профильных предметов, который объединяет, использует и
координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков
по эстрадному вокалу, вокальному ансамблю, сценическому движению и музыкальным предметам.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у учащихся исполнительские умения и
навыки в различных жанрах и направлениях, знакомит с выразительностью и содержательностью
исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и
индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физические, интеллектуальные и
эмоциональные способности ребенка.
Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени, предусмотренный на
реализацию учебного предмета.
Программа « Подготовка концертного номера» рассчитан на 7 лет обучения. Предмет
планируется из учебных часов, отведенных для занятий на «Вокальный ансамбль» в процентном
соотношении 1:2.
Занятия «Вокальным ансамблем» - групповые: в 1- 4 классах – 1,5 часа в неделю, в 5-7 классах-2
часа в неделю. Соответственно, на «Подготовку концертного номера»: 30 мин. в неделю - в
младших классах, 1 час в неделю- в старших классах.
Количественный состав групп от 2-х человек.
Занятия проводятся с концертмейстером в соответствии с учебным планом.
Цели и задачи предмета.
Цели:
1.
Выявление одаренных детей в области вокального искусства в раннем возрасте.
2.
Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в
процессе освоения программы вокально-исполнительских знаний. Умений и навыков.
3.
Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы в области вокального и хорового
искусства.
Задачи учебного предмета:
1.
Познакомить учеников с вокальным исполнительством, как видом искусства.
2.
Обеспечить учащимся постоянную сценическую практику.
3.
Развивать личностные и творческие способности детей.
4.
Снять психологические и мышечные зажимы.
5.
Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
6.
Научить:
4
основам техники безопасности при работе с аппаратурой на сцене;
использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
снимать индивидуальные зажимы; бороться со страхом выхода на сцену;
ориентироваться и действовать в сценическом пространстве во время исполнения
концертного номера.
7.
Развивать в репетиционном процессе:
внимание и память;
чувство ритма;
координацию взаимодействия голоса, ансамблевого строя, пластики;
анализировать свою работу и работу других обучающихся.
8.
Развивать при постановке концертного номера:
навыки участия в репетиционной работе;
навыки публичных выступлений;
партнерские отношения в группе (учить общению друг с другом, взаимному уважению,
взаимопониманию;
самодисциплину, чувство ответственности;
художественный вкус.
В основе педагогического процесса должны лежать следующие педагогические
принципы:
единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
последовательность и постепенность;
использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми.
При выборе репертуара следует учитывать:
художественную ценность произведения;
воспитательное значение;
доступность музыкального и литературного текста;
разнообразие жанров и стилей;
соответствие возрастной категории;
логику составления будущей концертной программы.
Методы обучения.
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета «Постановка
концертного номера» используются следующие методы обучения:
слуховой (изучение минусовки или плюсовки, импровизация ансамблевой разбивки);
пластический (взаимодействие пластики танца или сценического движения с
партитурой вокального ансамбля)
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета:
специальное помещение с необходимым оборудованием (музыкальная и компьютерная
техника, шнуровые и радио-микрофоны)
сценическая площадка (актовый зал ДШИ) с необходимым оборудованием
(осветительными приборами, аппаратурой, воспроизводящей audio);
звукозаписывающую студию;
5
учебную аудиторию со специальным напольным покрытием, станками, зеркалами,
пианино.
помещения для работы с видеоматериалами;
использование сети Интернет;
материальная база для создания костюмов, реквизита.
школьная библиотека.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
(для каждого года обучения)
1-4 класс (по 7-й программе)
№
Наименование
раздела
Вид учебного
занятия
Максимальная
учеб. нагрузка
(в часах)
Самостоятельна
я работа (в
часах)
1.
Постановка
концертных
номеров
практическое
занятие
10
--
2.
Подготовка
конкурсных
номеров
практическое
занятие
10
--
3.
Создание
«Плюсовок»
практическое
занятие
7
--
Итого:
27
--
5-7 класс (по 7-й программе)
№
Наименование
раздела
Вид учебного
занятия
Максимальная
учеб. нагрузка
(в часах)
Самостоятельна
я работа (в
часах)
1.
Постановка
концертных
номеров
практическое
занятие
15
--
2.
Подготовка
конкурсных
номеров
практическое
занятие
15
--
3.
Создание
«Плюсовок»
практическое
занятие
6
--
Итого:
36
--
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (ВИДОВ РАБОТ)
Постановка концертных номеров
Номер - отдельное законченное выступление одного или нескольких артистов. Является
основой эстрадного искусства.
6
«Номер. Эстрада России. XX век. М., 2004»
Дмитриев Ю.
Номер-это художественная единица эстрады. Главная составляющая номера
индивидуальность эстрадного исполнителя (в нашем случае вокального ансамбля).
Особенность вокального концертного номера – использование целого комплекса
средств выразительности при ведущей роли вокала:
ансамблевая техничность;
жанровое своеобразие;
пластический рисунок;
сценические костюмы;
техническое оснащение…
Характерные черты концертного номера - лаконичность, мобильность, зрелищность и
профессионализм исполнения. Концертный номер должен быть ярким, динамичным,
харизматичным.
Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика
учащихся и развитие их творческих способностей.
Выбор репертуара для подготовки номеров должен быть разной направленности,
различных жанров, а также зависеть от возрастных особенностей учащихся.
Подготовка конкурсных номеров.
Работа над конкурсными номерами имеет свои отличительные особенности. При работе
надо учитывать, что психологическая нагрузка на ученика будет существенной.
Наряду с тем что любой конкурс является стрессом для конкурсанта, он воспитывает в
нем умение собираться, настраиваться, концентрироваться, а также развивать чувство
конкурентоспособности и умения проигрывать.
Создание записи «+».
Это - запись звучания голосов вокального ансамбля, наложения их на фонограмму
сопровождения (минусовку).
Данная форма работы необходима для постановки концертных номеров при
недостаточном техническом оснащении, а также для выступления на открытых
сценических площадках (на улице).
Особенность создание плюсовки – синтез вокальной работы и технического оснащения
изолированно от применения внешних средств выразительности (сценического движения,
костюма, и т.д.)
Автор считает, что именно создание плюсовки позволяет выявить целый ряд вокально-
интонационных и ансамблевых погрешностей в работе исполнителя (всех участников
вокалього ансамбля), и, соответственно, их устранить.
III.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результатом освоения программы «Постановка концертного номера» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков по применению полученных знаний в практической работе на сцене при
исполнении концертного номера;
умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умения координироваться в сценическом пространстве;
навыков по овладению психофизическим состоянием;
7
умение работать в команде (ансамбле) под руководством преподавателя и самостоятельно.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Промежуточная аттестация по предмету «Постановка концертного номера» проводится
с целью определения: качества реализации образовательного процесса; контроля
сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе обучения.
Итоговая успеваемость учащихся в данной программе добавляется к аттестации
предмета «Вокальный ансамбль».
Примерный репертуарный список.
1-4 классы (7-летнее обучение)
В.Карасева. «Горошина»
Ж.Колмогорова «Песня о Москве».
Е.Птичкин «Я люблю свою землю».
П.Аедоницкого «Детство».
Л.Москалева «Жар-птица»
Ю.Верижников. «Хрустальный башмачок»
Ю.Верижникова «Озорная»..
Ю.Гуцалюк «Принцесса».
Ю.Верижников «Млечный путь»
Ю.Антонов «Пусть вечным будет мир»
Б.Савельев «Мир вам, люди»
Ю.Чичков «Самая счастливая»
Ю.Чичков «Лесной марш»
Т. Морозова « Разноцветная осень»
Т. Кулинова « Учителям»
Т. Морозова « Наши мамы»
Д. Трубачев «Мама – Лучший друг»
Е. Зарицкая «Буратино»
Е. Зарицкая «Три желания»
Г. Пономоренко « Белый снег»
А. Филиппенко« Росиночка – Россия»
Е. Цыбров « Золотая Россия»
5-7 классы (7-летнее обучение)
Аверкин А. «Хочу тебе понравиться»
Аверкин А. «У Егорки дом на горке»
Бабаджанян А. «Не спеши», «Ноктюрн»
Джаггер М. «As tears go by» («Слёзы сами пройдут»)
Дунаевский И. «Лунный вальс», «Колыбельная» из к\ф «Цирк»
«Утренняя песня»
Дунаевский М. «Цветные сны», «Всё пройдёт», «Ах этот вечер»,
«Ветер перемен»
Керн Дж. «Дым» из мюзикла «Роберта»
8
Косма Ж «Опавшие листья»
Маневич А. «Девушка из Соренто»
Массин Ю. «Солнышко», «Окно», «Истина»
Миллер Г. «Лунная серенада»
Милютин Ю. «Лирическая песенка»
Минков М. «Утренний свет», «Если звёзды молчат», «Старый рояль»
Пахмутова А. «Хорошие девчата» из к\ф «Девчата»,
«Девчонки танцуют на палубе»
Петров А. «Вальс» из к\ф «Берегись автомобиля»
Раксин Д. «Лаура»
Резников В. «Улетай туча», «Домовой», «Льдинка»
Уоррен Х. «I know why» («Я знаю почему»)
Уоррен Х. «Чатануга чу-чу»
Уэбер Л. «Memory» из мюзикла «Cats»
Фельцман О. «Любовь, как песня»,«Старые слова»
Хренников Т. «Лодочка», «Что так сердце растревожило»,
«Московские окна», «Лирическая песня»
Цфасман А. «Неудачное свидание», «Романс»
Список использованной литературы
1.Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. Учебное пособие.
–
М.: Просвещение, 1983.
2.Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре.
– М.: Музыка, 1967.
3.Бермонт Е. Конкурс эстрады. //Театр. 1940, №2, с.75-78
4.Кобэр. Гвоздь программы: Пер. с нем. Л., 1928. С. 232-233; Станишевский Ю. Номер и
культура его подачи // СЭЦ. 1965. № 6.
5.Конников А. Мир эстрады. М., 1980.
6.Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. докт. иск., проф. Е.Уварова. В 3-х
Т. М., 1976, 1977,1981.
7.Смирнов-Сокольский Н. Эстрада перед конкурсом. //Советское искусство. 1939, 24
сентября.
8.Соколов В.Г. Средства художественной выразительности.// Работа с хором. – М: Музыка,
1983.