"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
Автор: Шинкаренко Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Арлюкский детский сад "Солнышко" Населённый пункт: п.ст. Арлюк, Юргинский район, Кемеровской области Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Арлюкский детский сад «Солнышко»
Воспитатель Шинкаренко Елена Сергеевна
Тема
«Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста средствами изобразительной деятельности»
Василий Александрович Сухомлинский говорил
«
Истоки способностей и дарования детей на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити-ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок»
Передо мной возникла проблема, как развить в детях
первоначальные навыки рисования и вызвать интерес к
изобразительной деятельности. На современном этапе
дошкольного образования важно развитие детского
творчества и удовлетворение потребности детей в
самовыражении.
Развитию интереса к изобразительной деятельности
способствует применение нетрадиционных техник
рисования, которые позволяют в полной мере решать задачи
образовательной области «Художественно – эстетическое
развитие».
На мой взгляд, «Художественно – эстетическое
развитие». взаимодействует со всеми видами
образовательных областей ( физическое развитие,
социально – коммуникативное развитие, речевое развитие,
познавательное развитие). За счёт использования
нетрадиционных техник рисования моя работа получается
полезной, интересной как для меня, так и для дошколят.
Главная цель моей работы: развитие творческих
способностей у детей дошкольного возраста через
использование нетрадиционных техник рисования
Мною определены следующие задачи:
Знакомить детей с разнообразными видами
нетрадиционных техник рисования.
Учить соединять и комбинировать простые элементы.
Вызывать эмоциональный отклик на новый способ
рисования.
Развивать творческое мышление, воображение и
восприятие,
Развивать координацию и мелкую моторику рук.
Способствовать эстетическому восприятию мира и
усилению речевой активности.
Начала я свою работу с изучения нетрадиционных техник
рисования и литературы по данной теме. Я познакомилась с
методической литературой Г.Г. Григорьевой, Д.Н.
Колдиной, Т.С. Комаровой, Лыковой, и др.
В нашей группе имеется литература по изобразительной
деятельности, дидактические пособия и игры. Создан
уголок изобразительной деятельности. Каждый год
составляю план по самообразованию, с учётом целей и
задач согласно с программой ДОУ и календарно-
тематическому плану.
Существует много разнообразных видов нетрадиционных
техник рисования. В своей работе я использую лишь малую
часть: рисование пальчиками, рисование по мокрому листу,
волшебные ладошки, рисование по манке, рисование
методом тычка, рисование печатками, рисование полусухой
кистью. Нетрадиционные виды рисования – это
эффективное средство изображения, включающее новые
художественно-выразительные приемы в создания
художественного образа, композиции и колорита,
позволяющие обеспечить наибольшую выразительность
образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось
шаблона.
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей
способствуют:
Быстрому достижению результата
Развитию мелкой моторики
Получение удовольствия от работы
Уверенности в своих силах
Преодолевать чувство страха
Вызвать интерес к рисованию
Мне бы хотелось остановиться поподробнее на более
полюбившейся технике
рисования – манкография.
Манкография - рисование на
манке – увлекательное занятие
для детей любого возраста.
Помимо обычного хаотичного
рисования в свободной игре для
ребенка можно еще вместе со
взрослыми рисовать цветочки,
солнышко и лучики, тучки и
дождик, домик и заборчик и
другие предметы и
увлекательные рисунки.
В манкографии можно рисовать с помощью предметов –
трубочки для коктейля, камней, которыми можно
выкладывать рисунки на манке и многими другими
способами. Всё это способствует развитию мелкой
моторики у детей любого возраста. А если у ребенка
развиваются и совершенствуются движения пальчиков и
рук, ребенок начинает активно разговаривать,
воспроизводить в рисунке окружающий его мир, проявлять
творчество в работе.
Манкографию я использую в различных видах
деятельности: в непосредственно образовательной
деятельности, в свободной игровой деятельности, в
индивидуальной работе с детьми.
Работу по данному направлению веду не только с детьми,
но и с родителями и педагогами. Только совместными
усилиями педагогов и родителей можно добиться
положительных результатов в развитии творческих
способностей ребёнка. Для родителей проводила
консультации, предлагала пособия для занятия с детьми
дома. Провела семинар – практикум, тематические
родительские собрания. Родители регулярно принимают
участие в выставках рисунков и поделок на различную
тематику.
Для педагогов ДОУ были подготовлены консультации,
провела семинар – практикум «Рисуем крупой». Поделилась
опытом с коллегами на районном семинаре практикуме
«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
Опыт моей работы показал, что работа в образовательной
области «Художественно – эстетическое развитие» с
использованием нетрадиционных техник рисования дает
положительные результаты: помогает детям развивать
творческое мышление, воображение и восприятие;
развивать координацию и мелкую моторику рук;
способствует эстетическому восприятию мира и усилению
речевой активности детей.
Дети под моим руководством неоднократно участвовали в
конкурсах различного уровня и занимали призовые места.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данному
направлению.
Уважаемые коллеги, используйте разные формы
изобразительной деятельности детей: коллективное
творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей
по освоению нетрадиционных техник рисования. В
планировании занятий соблюдайте систему использования
нетрадиционных изобразительных техник, учитывая
возрастные и индивидуальные способности детей;
повышайте свой профессиональный уровень и мастерство
через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными
способами и приемами изображения.
Желаю всем удачи и творческих успехов в работе.