Автор: Будашинова Светлана Валентиновна Должность: учитель начальных класов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Развитие творческих способностей учащихся Раздел: начальное образование
Будашинова Светлана Валентиновна
учитель начальных классов
МОУ «НШДС №1»
Развитие творческих способностей учащихся:
опыт и практика
Творчество-это умственная гимнастика.
Творчество-это ключ для развития мышления.
Творчество-это свобода деятельности и мысли…
Дети испытывают большую душевную радость ,в них пробуждаются светлые ,добрые чувства. Для
начального образования в рамках личностно-ориентированного подхода главной задачей является созда-
ние условий полноценного проживания ребенком детства, поскольку тенденция к ускоренному прохожде-
нию начального этапа школьного образования ведет к ряду трудновосполнимых потерь в психофизиче-
ском и личностном развитии человека. Условиями полноценного проживания ребенком детства являются
организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьни-
ка , и оказание ему помощи в нахождении своего места в культуре(выборе ценностей ,среды, способов
культурной самореализации в ней.)
Младший школьный возраст- наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала
личности. «Включение «детей в творческий процесс происходит постепенно .Индивидуальное внимание к
каждому ребенку подкрепляется коллективной творческой атмосферой успеха .
Вспомнив слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Учитель должен детям нести из литературного на-
следства то ,что любит сам» .Только так , на общей любви к детской книге, только когда дети увидят во
взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состоятся увлекательный
диалог ученика и учителя ,ребенка и родителя.
Так созрела идея создания «Поэтической гостиной»,темами которой стали задания творческого харак-
тера: написать сказку «Жила была буква»,сочинить стихотворение о своей семье, написать рассказ»Если
бы я был Дедом Морозом»,»Зимние узоры на стекле» и др.
Сентябрь - октябрь
Ноябрь - декабрь
Январь - февраль
Март - апрель
май
-
Учитель,
перед
именем твоим…
-
унылая
п о р а ,
очей очарованье.
- Мы с приятелем
вдвоём…
- Жила была буква
(сказка).
- вот и школьника-
ми стали.
- стихи Б.Заходера.
- Я и моя семья
(авторские стихи).
- Как хорошо уметь
читать (о книгах, о
грамоте).
- Новый год на
Марсе (фантасти-
ческие рассказы).
- Если бы я был Де-
дом Морозом…
(зимняя сказка)
- стихи на зимнем
стекле. ( авторские
- стихи Г.Остера;
-
Берегите
честь
смолоду;
- О братьях наших
меньших.
-
стихи
о
природ-
ных явлениях.
- стихи о храбрости
и
смелости
(ав-
торские стихи о па-
пах)
-
если
бы
я
был
волшебником
(рассказ
о
том,
чего нет)
- Весенняя капель.
-
Мамы
в с я к и е
нужны, мамы вся-
кие важны (расска-
зы о своих мамах)
- Стихи о весенних
заботах
-
К о с м и ч е с к а я
сказка
(сказка
ав-
торская)
- Птичьи трели
- Жили были в ого-
роде (творческое
- О школе и школьни-
ках.
- То, чего не было ни-
когда.
- Умеешь сам, научи
меня.
-
Сказка
о
потерян-
ном
времени
(ав-
торская работа)
-
Ты
помнишь,
как
всё начиналось…
1
стихи)
- О, спорт, ты –
МИР.
- умные вещи.
задание)
Так как наша школа работает по программе «Сообщество»,каждый день ,утренний сбор может
превратиться в музыкально-театральную мастерскую. Эмоциональный импульс ,который ребенок получает
во время общения в «Поэтической гостиной» дает положительный заряд на весь день, способствует стиму-
ляции интеллектуальной деятельности ,создавая предпосылки для развития и мышления и речи .В ней
реализуется потребность фантазировать ,воображать себя в особой мнимой ситуации ,создавать некую но-
вую реальность ,преображающую ту ,с которой ребенок сталкивается каждодневно .В процессе проведе-
ния гостиной ребенок попадает в мир сказки ,учится оценивать Добро и Зло ,Красоту и Безобразие ,ребе-
нок становится самостоятельно и активно действующей личностью ,что для него чрезвычайно важно.
Сотрудничество с городской библиотекой привнесло новую волну в нашу гостиную. Именно в совре-
менных журналах для детей впервые печатаются произведения современных авторов ( Т .Собакина ,М . Яс-
нова и др.).
Узнав читательские интересы своих детей ,мы внесли в тематику нашей гостиной ряд тем , связанных
с детскими журналами, организовали выставку журналов ,которые выписывают дома , произвели подписку
на детские журналы для класса.
Работа в « Поэтической гостиной» не смогла не коснутся наших первых помощников – родителей. Ро-
дители сами того не желая стали активными помощниками и участниками наших поэтических встреч. По-
могая своим детям в выборе стихотворений для выступления ,подготовка , проживание с ними времени до
представления своей творческой работы , родители отмечают ,что при этом обогащаются не только дети ,
но и они сами обогащаются знаниями о семье, чистоте отношений ,послушании, совести ,добре и зле,
происходит сближение всех участников : родителей , детей, учителя. Родители создают совместно с детьми
авторские работы .
Приведу небольшой фрагмент из «Поэтической гостиной»- « Прекрасная пора – очей очарованье».
- Итак ,мы открываем нашу гостиную . Ребята ,попробуйте по одной строчке из стихотворения от-
гадать, про какое время года оно написано.
-Лес, точно терем расписной… (стихотворение Ивана Бунина «Листопад»)
-Давайте задумаемся над смыслом слова «осень» .У каждого человека с этим словом связаны ощу-
щения дождя, первых заморозков, шуршание листьев под ногами ,волнений перед началом учебного года,
это слово приносит покой ,мы ощущаем ,что природа готовится к долгому зимнему сну.
-А сейчас мы с вами станем настоящими художниками. Вам нужно подготовить те краски, которыми мы на-
рисуем картину осени . Послушайте стихотворение и решите, какие краски пригодятся в работе.
Темные краски осеннего дня
Делают грустным немного меня.
Серые тучи , дождь моросит.
Лес опустел и немного грустит.
Сникли березки , трава потемнела.
Стая печально над лесом летела.
Сырое ненастье грустить заставляет.
Каждый о теплых денечках мечтает.
_ Какие краски вам понадобились? ( Ответы детей)
- Слушаем второе стихотворение.(стихотворение Н.И. Крайс)
Солнечный ясный осенний денек,
Облачко белое –легкий пушок.
Яркие гроздья рябины горят.
И на березе прекрасный наряд.
Золото рощи в гости манит.
Ходит грибник и травою шуршит.
2
Сеть паутины в ветках таится.
На фоне неба она так искрится!
Рыжие краски сменяются охрой.
День такой солнечный и такой теплый!
-Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения многие поэты ,писатели и художники . Давайте
посмотрим ,какие краски использовали известные художники для изображения осени.( И.Левитан «Золо-
тая осень», С , Жуковский «Осень Веранда»,А, Пластов»Первый снег».)
-Думаю ,что увиденное и услышанное сегодня поможет вам выполнить творческое задание: свое ав-
торское стихотворение или рисунок ,а может иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
Темы , которые включены в «Поэтическую гостиную» перекликаются с темами программы «Открытие
мира ребенком», с программой УМК «Перспективная начальная школа» (в «Азбуке» есть задание типа
:Цель- цепь ,конверт –концерт ,мало -жало, мир-жир и т. д., после прочтения которых можно попробовать
сочинить свое четверостишие . Такая работа очень нравится детям ,каждый может побывать и поэтом и ху-
дожником . Ребята становятся самыми настоящими артистами, учатся выступать публично, радоваться успе-
хам своих одноклассников, удивлять всех и удивляться самим.
3