Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся


Автор: Будашинова Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Будашинова Светлана Валентиновна учитель начальных классов МОУ «НШДС №1»
Развитие творческих способностей учащихся:

опыт и практика
Творчество-это умственная гимнастика. Творчество-это ключ для развития мышления. Творчество-это свобода деятельности и мысли… Дети испытывают большую душевную радость ,в них пробуждаются светлые ,добрые чувства. Для начального образования в рамках личностно-ориентированного подхода главной задачей является созда- ние условий полноценного проживания ребенком детства, поскольку тенденция к ускоренному прохожде- нию начального этапа школьного образования ведет к ряду трудновосполнимых потерь в психофизиче- ском и личностном развитии человека. Условиями полноценного проживания ребенком детства являются организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьни- ка , и оказание ему помощи в нахождении своего места в культуре(выборе ценностей ,среды, способов культурной самореализации в ней.) Младший школьный возраст- наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. «Включение «детей в творческий процесс происходит постепенно .Индивидуальное внимание к каждому ребенку подкрепляется коллективной творческой атмосферой успеха . Вспомнив слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Учитель должен детям нести из литературного на- следства то ,что любит сам» .Только так , на общей любви к детской книге, только когда дети увидят во взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состоятся увлекательный диалог ученика и учителя ,ребенка и родителя. Так созрела идея создания «Поэтической гостиной»,темами которой стали задания творческого харак- тера: написать сказку «Жила была буква»,сочинить стихотворение о своей семье, написать рассказ»Если бы я был Дедом Морозом»,»Зимние узоры на стекле» и др.
Сентябрь - октябрь

Ноябрь - декабрь

Январь - февраль

Март - апрель

май
- Учитель, перед именем твоим… - унылая п о р а , очей очарованье. - Мы с приятелем вдвоём… - Жила была буква (сказка). - вот и школьника- ми стали. - стихи Б.Заходера. - Я и моя семья (авторские стихи). - Как хорошо уметь читать (о книгах, о грамоте). - Новый год на Марсе (фантасти- ческие рассказы). - Если бы я был Де- дом Морозом… (зимняя сказка) - стихи на зимнем стекле. ( авторские - стихи Г.Остера; - Берегите честь смолоду; - О братьях наших меньших. - стихи о природ- ных явлениях. - стихи о храбрости и смелости (ав- торские стихи о па- пах) - если бы я был волшебником (рассказ о том, чего нет) - Весенняя капель. - Мамы в с я к и е нужны, мамы вся- кие важны (расска- зы о своих мамах) - Стихи о весенних заботах - К о с м и ч е с к а я сказка (сказка ав- торская) - Птичьи трели - Жили были в ого- роде (творческое - О школе и школьни- ках. - То, чего не было ни- когда. - Умеешь сам, научи меня. - Сказка о потерян- ном времени (ав- торская работа) - Ты помнишь, как всё начиналось… 1
стихи) - О, спорт, ты – МИР. - умные вещи. задание) Так как наша школа работает по программе «Сообщество»,каждый день ,утренний сбор может превратиться в музыкально-театральную мастерскую. Эмоциональный импульс ,который ребенок получает во время общения в «Поэтической гостиной» дает положительный заряд на весь день, способствует стиму- ляции интеллектуальной деятельности ,создавая предпосылки для развития и мышления и речи .В ней реализуется потребность фантазировать ,воображать себя в особой мнимой ситуации ,создавать некую но- вую реальность ,преображающую ту ,с которой ребенок сталкивается каждодневно .В процессе проведе- ния гостиной ребенок попадает в мир сказки ,учится оценивать Добро и Зло ,Красоту и Безобразие ,ребе- нок становится самостоятельно и активно действующей личностью ,что для него чрезвычайно важно. Сотрудничество с городской библиотекой привнесло новую волну в нашу гостиную. Именно в совре- менных журналах для детей впервые печатаются произведения современных авторов ( Т .Собакина ,М . Яс- нова и др.). Узнав читательские интересы своих детей ,мы внесли в тематику нашей гостиной ряд тем , связанных с детскими журналами, организовали выставку журналов ,которые выписывают дома , произвели подписку на детские журналы для класса. Работа в « Поэтической гостиной» не смогла не коснутся наших первых помощников – родителей. Ро- дители сами того не желая стали активными помощниками и участниками наших поэтических встреч. По- могая своим детям в выборе стихотворений для выступления ,подготовка , проживание с ними времени до представления своей творческой работы , родители отмечают ,что при этом обогащаются не только дети , но и они сами обогащаются знаниями о семье, чистоте отношений ,послушании, совести ,добре и зле, происходит сближение всех участников : родителей , детей, учителя. Родители создают совместно с детьми авторские работы . Приведу небольшой фрагмент из «Поэтической гостиной»- « Прекрасная пора – очей очарованье». - Итак ,мы открываем нашу гостиную . Ребята ,попробуйте по одной строчке из стихотворения от- гадать, про какое время года оно написано. -Лес, точно терем расписной… (стихотворение Ивана Бунина «Листопад») -Давайте задумаемся над смыслом слова «осень» .У каждого человека с этим словом связаны ощу- щения дождя, первых заморозков, шуршание листьев под ногами ,волнений перед началом учебного года, это слово приносит покой ,мы ощущаем ,что природа готовится к долгому зимнему сну. -А сейчас мы с вами станем настоящими художниками. Вам нужно подготовить те краски, которыми мы на- рисуем картину осени . Послушайте стихотворение и решите, какие краски пригодятся в работе. Темные краски осеннего дня Делают грустным немного меня. Серые тучи , дождь моросит. Лес опустел и немного грустит. Сникли березки , трава потемнела. Стая печально над лесом летела. Сырое ненастье грустить заставляет. Каждый о теплых денечках мечтает. _ Какие краски вам понадобились? ( Ответы детей) - Слушаем второе стихотворение.(стихотворение Н.И. Крайс) Солнечный ясный осенний денек, Облачко белое –легкий пушок. Яркие гроздья рябины горят. И на березе прекрасный наряд. Золото рощи в гости манит. Ходит грибник и травою шуршит. 2
Сеть паутины в ветках таится. На фоне неба она так искрится! Рыжие краски сменяются охрой. День такой солнечный и такой теплый! -Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения многие поэты ,писатели и художники . Давайте посмотрим ,какие краски использовали известные художники для изображения осени.( И.Левитан «Золо- тая осень», С , Жуковский «Осень Веранда»,А, Пластов»Первый снег».) -Думаю ,что увиденное и услышанное сегодня поможет вам выполнить творческое задание: свое ав- торское стихотворение или рисунок ,а может иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. Темы , которые включены в «Поэтическую гостиную» перекликаются с темами программы «Открытие мира ребенком», с программой УМК «Перспективная начальная школа» (в «Азбуке» есть задание типа :Цель- цепь ,конверт –концерт ,мало -жало, мир-жир и т. д., после прочтения которых можно попробовать сочинить свое четверостишие . Такая работа очень нравится детям ,каждый может побывать и поэтом и ху- дожником . Ребята становятся самыми настоящими артистами, учатся выступать публично, радоваться успе- хам своих одноклассников, удивлять всех и удивляться самим. 3


В раздел образования