Автор: Гарифов Ильсур Вагизович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа дер.Чекашево Вятскополянского района Кировской области
Населённый пункт: Кировская область, Вятскополянский район, деревня Чекашево
Наименование материала: vx ,
Тема: ПАСПОРТ УРОКА «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
Раздел: среднее образование
ПАСПОРТ УРОКА «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
Предмет: физика.
Класс: 7.
Тема урока: Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
Базовый учебник: Физика 7 класс А.В. Перышкин (М.: Дрофа, 2013)
Дидактическая цель урока: Создать условия для вывода формулы, по
которой рассчитывается давление, производимое покоящейся жидкостью на
дно и стенки сосуда. Убедиться в том, что давление жидкости зависит от
плотности жидкости и высота столба жидкости
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
o
Повторение темы «Гидростатическое давление. Закон Паскаля».
o
Формирование представлений о давлении жидкости на дно и
стенки сосуда.
o
Приобретение опыта применения научных методов познания для
расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
o
Проведение текущего контроля.
Метапредметные:
познавательные –
o
Ставить и формулировать новые задачи в учёбе.
регулятивные –
o
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.
o
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со
сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои
мысли.
Личностные:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом.
Образовательная цель: продолжить формирование понятия давления
жидкости на дно и стенки сосуда;
вывести правило расчета давления жидкости;
отработать навыки применения правила расчета давления жидкости при
решении задач
Развивающая цель: расширение кругозора учащихся;
развивать приёмы активизации умственной деятельности, памяти, внимания,
умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развивать познавательную и творческую деятельность учащихся;
развивать потребности к самообразованию
Воспитательная цель: сформировать интерес к изучаемой теме, воспитать
в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному
труду
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная и групповая работа обучающихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: Физика 7 класс А.В. Перышкин (М.: Дрофа, 2013).
Сборник задач по физике 7-9 классы ,В.И.Лукашик, Е.В.Иванова; пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений (М., «Просвещение», 2010)
Приложение 1.
Мотивация, подготовка к основному этапу урока:
Мы продолжаем изучать давление. Для успешной работы нам надо
вспомнить некоторые формулы: формулу давления твердого тела, формулу
плотности, формулу веса.
Перед вами на столах карточки. Работа с ними поможет нам в изучении
сегодняшней темы.
показатель
твердое тело
жидкость
газ
Оказывает ли давление на
поверхность
В каком направлении
действует сила
Зависит ли давление от
температуры
В каком направлении
передает внешнее
давление
Вывод:
жидкость
занимает
положение
между
твердыми
телами
и
газами.Значит она проявляет свойства и твердых тел и газов.
Выясним эту особенность.
Приложение 2.
Тема нашего урока: «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
- Что означает глагол «рассчитать»? (вычислить, определить).
- Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления? (формулу).
- Какими способами можно получить формулу? (с помощью эксперимента и
вывести теоретически).
- Что мы должны узнать на уроке? (получить формулу для вычисления
давления жидкости на дно и стенки сосуда.
- Какой вы составите план для изучения темы?
1.Выяснить ,от каких величин зависит давление жидкости.
2.Получить формулу для вычисления давления жидкости на дно и стенки
сосуда.
3.Нучиться применять полученную формулу для решения задач.
Приложение 3.
Предлагаю классу разделиться на две группы.
1группа:
Определяют экспериментально, от каких величин будет зависеть давления
жидкости на дно и стенки сосуда. Вывод записывают в тетрадь.
При выполнении опытов вам потребуется специальный прибор для изучения
давления жидкости .Он представляет собой пустую коробочку, затянутую
пленкой, соединенную с жидкостным манометром.
1опыт : в лабораторный аквариум налита вода. Определите практическим
путем, связана ли высота столба жидкости с давлением жидкости.
2 опыт : в лабораторные аквариумы налиты вода и масло до одинаковой
высоты. Одинаковы ли будут давления жидкости в воде и масле?
2 группа:
Вашей группе предлагается вывести формулу для вычисления давления
жидкости на дно и стенки сосуда по предложенной схеме
1.Запишите формулу для расчета давления
твердого тела
Р=
2.Запишите формулу для расчета силы
тяжести (веса жидкости)
F=
3.Как найти массу,зная плотность и объем
жидкости?
m=
4.из п.3 подставляем новое значение массы в
п.2.Как теперь будет выглядеть формула
силы?
V=
5. Вспомним формулу для расчета объема
тела правильной формы.
V=s * h
6. из п.5 подставляем новое значение массы в
п.4.Как теперь будет выглядеть формула
силы?
F=
7.Подставляем новое значение силы в
формулу давления.
Р=
8.Сокращаем дробь и записываем конечную
формулу.
Р=ghp
В результате работы выяснили, что давление жидкости на дно и стенки
сосуда зависит от: высоты столба жидкости и ее плотности .
Далее анализ формулы: запись в тетрадь , обозначение и единицы измерения
всех величин.
Обязательно проговорить о независимости давления от формы сосуда.
Работа с таблицей плотностей жидкостей учебника Ответы на вопросы:
Какая жидкость будет оказывать наибольшее давление, наименьшее?
Технологическая карта урока
Этапы
урока
Деятельност
ь учителя
Деятельнос
ть
ученика
Предметные
Метапредметные УУД
Личностн
ые
Познавательны
е
Регулятивные
Коммуникат.
1 этап.
Организа-
ционный
Приветствует,
проверяет
готовность к
уроку
Готовятся к
работе на
уроке
Прогнозировать
виды своей
деятельности
2 этап.
Актуализац
ия знаний
Актуализация
знаний: работа
по карточкам
(приложение 1)
Участвуют
во
фронтальной
беседе,
заполняют
карточки.
формула
давления
твердого тела,
формула
плотности,
формула веса.
сличать способ
действия и его
результат с
заданным
эталоном с
целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона;
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации
Слушать и
вступать в
диалог во
фронтальной
беседе
3 этап.
Целеполага-
ние,
мотивация
Подводит
учащихся к
формулировке
темы урока и
целей.
(приложение
2).
Формулируют
тему и с
помощью
учителя
ставят задачи
на урок.
классификация
по заданным
критериям;
установление
аналогий;
Выделять,
формулировать
и решать
учебную задачу
Умение оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные
возможности её
решения
Строить
понятные для
партнёра
высказывания;
Участвовать в
коллективном
обсуждении,
аргументироват
ь свою позицию
4 этап.
Открытие
Организует
работу в
Пытаются
Приобретение
опыта
нового
знания
группах,
помогает
сделать вывод
(приложение 3)
вывести
формулу для
вычисления
давления
жидкости на
дно и стенки
сосуда.
.
применения
научных
методов
познания для
расчета
давления
жидкости на
дно и стенки
сосуда
о расчете
давления на
стенки сосудов
5 этап.
Первичное
закрепление
Организует
работу
учащихся на
доске, в
тетрадях
Работают в
тетрадях,
сверяясь с
доской
Контролировать и
оценивать
результат своей
работы
6 этап.
Рефлексия
учебной
деятельност
и
Анализ и
оценка
достижения
цели.
Оценивают
свою работу
на уроке
самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельност
и;
7 этап.
Информаци
я о
домашнем
задании
Информирует о
домашнем
задании
Записывают
домашнее
задание в
дневник.
Умение искать
информацию в
сети Интернет
Оценка
своих
возможност
ей
достижения
цели