Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Автор: Колесникова Анна Петровна
Должность: ст.преподаватель физического воспитания и спорта
Учебное заведение: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Раздел: высшее образование





Назад




А.П.Колесникова

(старший преподаватель,

Педагогический институт

Тихоокеанского государственного университета)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Определение

с

выбором

будущей

профессиональной

деятельности

является

сложной

задачей,

стоящей

перед

современным

поколением

молодежи.

Многократно

увеличивается

сложность

этого

выбора

у

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Патологические

нарушения

в

развитии

значительно

затрудняют

процесс

профе ссионального

самоопределения подростков.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана

дифференцированная система специального (коррекционного) образования.

Но, несмотря на это, в настоящее время в ней до конца не отработано

действие

такого

звена,

как

специализированная

подготовка

(профильное

обучение), ориентированного на создание условий максимального развития

учащихся

в

соответствии

с

их

индивидуальными

познавательными

и

профессиональными намерениями [2].

Имеющийся

опыт

организации

профильного

обучения

с

лицами

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

нашей

стране

единичен.

Абсолютно вышли из поля зрения специалистов в области профессиональной

ориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья группы

профессий типа «человек-человек», где объектом труда являются индивид,

группа, коллектив [3].

У

школьников

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений полностью отсутствует представление о профессии «специалист

в области адаптивной физической культуры». На наш взгляд, именно данная

специальность

дает

возможность

человеку

с

отклонениями

в

состоянии

здоровья

адаптироваться

к

реалиям

жизни

в

новом

качестве

и

быть

включенными

в

различные

виды

профессиональной

деятельности:

спортивно-педагогическую,

рекреационно-досуговую,

оздоровительно

реабилитационную,

образовательно-профессиональную,

коррекционную,

консультативную,

научно-исследовательскую,

о р га н и з а ц и о н н о -

управленческую.

Таким

образом,

с

целью

организации

дальнейшей

направленной

профессиональной ориентации школьников с ограниченными возможностями

здоровья

необходимо

изучение

соотношения

их

потребностей

с

их

возможностями.

Для

этого

применяют

диагностику

профессионального

самоопределения,

позволяющую

раскрыть

личностные

особенности

подростков, определить их физическое и психическое состояние, интересы и

профессиональные намерения, отношения к труду и к самим себе.

Цель исследования: изучить профессиональные намерения неслышащих

школьников

14-17

лет

на

этапе

подготовки

к

профильному

обучению

физической культуре.

Основными задачами исследования стали:

1) определение ведущих направлений для изучения профессиональных

намерений школьников с нарушением слуха;

2)

изучение

информированности

школьников

с

нарушением

слуха

в

вопросах подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования.

Для

решения

поставленных

цели

и

задач

исследования

нами

была

разработана

анкета

по

определению

профессиональных

намерений

слабовидящих школьников, состоящая из 19 вопросов открытого и закрытого

типа. Был проведен опрос 53неслышащих школьников 14-17 лет.

Профессиональные намерения неслышащих школьников были изучены по

следующим направлениям:

1) подготовка к будущей профессиональной деятельности;

2) потребностно-мотивационная сфера учащихся.

Выделим

вопросы,

наиболее

полно

отражающие

вышеуказанные

направления:

1. Подготовка к будущей профессиональной деятельности.

На

вопрос: «Чем

ты

думаешь

заниматься

после

окончания

школы?»

большинство учащихся думают поступить в вузы, СПТУ, а также совмещать

учебу с работой.

На

вопрос: «Что такое профессия?» – лишь 37,3 % девочек 14-15 лет

смогли дать правильный ответ, а 31 % мальчиков 14-15 лет, 18,3 % девочек и

10 % мальчиков 16-17 лет не знают, что это такое.

На

вопрос: «Какой

профессии,

специальности

ты

хотел

бы

себя

посвятить?» большинство девочек 14-17 лет (26,3 %) хотели бы освоить

современные профессии (парикмахер, визажист, повар), 36,8 % мальчиков 14-

15

лет

хотели

бы

стать

автомеханиками,

программистами,

а

вот

28

%

мальчиков 16-17 лет еще не знают кем быть.

На вопрос: «Как ты готовишь себя к будущей профессии?» большинство

школьников

ответили,

что

работают

над

развитием

системы

знаний

и

специальных качеств для выбранной профессии, однако 21,7 % учащихся

никак себя не готовят к будущей профессии.

На вопрос: «Как ты оцениваешь свою профессиональную пригодность (по

состоянию здоровья)» большинство учащихся считают, что они здоровы и

профессионально пригодны (42,1 % девочек и 47,3 % мальчиков 14-15 лет и

41,6 % девочек и 60 % мальчиков 16-17 лет).

На вопрос: «На каких мероприятиях учителя рассказывают о профессиях

и как часто?» большинство учащихся ответили, что часто рассказывают на

уроках

УПК,

изредка

на

классных

часах,

кружках

по

интересам

и

родительских собраниях.

2. Потребностно-мотивационная сфера учащихся.

На вопрос: «Какими мотивами ты будешь руководствоваться при выборе

профессии?» большинство

школьников

на

первое

место

ставят

мотив

«Соответствует моим интересам и способностям» (33,1 % девочек и 23,7

% мальчиков 14-17 лет), на второе – «Является высокооплачиваемой» (31 %

девочек и 22,1% мальчиков 14 - 17 лет), на третье – «Дает возможность

роста профессионального мастерства» (26,3 % девочек и мальчиков 14-17

л е т )

и

н а

п о с л ед н е е

– «Единственно

возможная

в

сложившихся

обстоятельствах» (26,8 % девочек и 21,6 % мальчиков 14-17 лет).

На вопрос: «В каких кружках, секциях ты занимаешься?» 12,1 % девочек и

6,3

%

мальчиков

14-15

лет

ответили,

что

не

посещают

кружки,

57,8

%

мальчиков и 15,7 % девочек 14-17 лет занимаются спортом, 26,8 % девочек и

11 % мальчиков – занимаются в творческих, предметных кружках.

Важным дополнением к проведенным исследованиям, по нашему мнению,

будет являться сравнительный анализ профессионального самоопределения

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

здоровых

школьников.

Результаты

социологического

экспресс-опроса,

проведенного

центром

молодежных, инновационных и профилактических программ Хабаровского

края

за

2017

год,

по

тематике

профессионального

самоопределения

старшеклассников свидетельствуют о схожести многих профессиональных

намерений

здоровых

школьников

и

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Так, большинство учащихся ориентировано на получение дальнейшего

образования:

97,3

%

здоровых

школьников,

53,7

%

с

ограниченными

возможностями здоровья.

В

иерархии

мотивов

выбора

профессии

у

школьников

приоритетным

становится направленность на ее престиж (59 % – здоровые школьники, 26,3

% – с ограниченными возможностями здоровья), соответствие собственным

интересам

(43,

%

здоровые

школьники,

54,1

%

с

ограниченными

возможностями

здоровья)

и

высокооплачиваемость

(22,5

%

здоровые

школьники, 34,5 % – с ограниченными возможностями здоровья).

В рейтинге профессий наибольшей популярностью у здоровых учащихся

пользуются гуманитарные (29,4 %), экономические (18 %) и юридические

(14,7 %) специальности. У школьников с нарушениями слуха – творческие

специальности (26,3 %), рабочие специальности (36,8 %). Однако процент

затрудняющихся с выбором будущей профессии выше среди школьников с

ограниченными возможностями здоровья (50 % мальчиков) в отличие от

здоровых учащихся (0,5 %).

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно констатировать

следующее:

1.

Учащиеся

с

нарушением

слуха

осознают

необходимость

получения

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

о б р а з о в а н и я

и

а б с о л ю т н о

н е

с ч и т а ю т

себя нетрудоспособными.

Большинство

из

них

хотят

получить

высшее

и

среднее

специальное

образование, обучаться современным профессиям.

2. Только треть неслышащих школьников 14-15 лет посещает различные

секции по интересам, а большинство учащихся в возрасте 16-17 лет вообще

ничем в свободное время не занимаются.

3.

43,9

%

неслышащих

школьников

увлекаются

занятиями

спортом,

танцами, однако лишь только 6 % учащихся хотели бы быть специалистами в

области физической культуры и спорта. Это обстоятельство свидетельствует

о недостаточной информированности учащихся о данной специальности.

Таким образом, как и здоровые школьники, учащиеся с нарушением слуха

связывают свое будущее с получением профессии, поиском интересной и

востребованной специальности, а значит должны быть вовлечены во все

многообразие

систематически

организованной

профе ссионально

ориентированной работы.

Список литературы

1.

Концепция

профильного

обучения

в

учреждениях

общего

среднего

образования:

Проект

/

Ю.

И.

Дик,

С.

Н.

Чистякова,

И.

А.

Сасов

и

др. // Школьные технологии. – 2002. – № 4. – С. 79-91.

2.

Образование

лиц

с

ограниченными

возможностями

в

контексте

программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический

обзор / под ред.акад. Г. А. Бордовского. – М., 2007. – 78 с.

3. Чистякова, С. Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе

перехода к профильному обучению / С. Н. Чистякова, Н. Родичев // Народное

образование. – 2006. – № 9. – С. 152-156.



В раздел образования