Автор: Колесникова Анна Петровна
Должность: ст.преподаватель физического воспитания и спорта
Учебное заведение: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Раздел: высшее образование
А.П.Колесникова
(старший преподаватель,
Педагогический институт
Тихоокеанского государственного университета)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Определение
с
выбором
будущей
профессиональной
деятельности
является
сложной
задачей,
стоящей
перед
современным
поколением
молодежи.
Многократно
увеличивается
сложность
этого
выбора
у
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Патологические
нарушения
в
развитии
значительно
затрудняют
процесс
профе ссионального
самоопределения подростков.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана
дифференцированная система специального (коррекционного) образования.
Но, несмотря на это, в настоящее время в ней до конца не отработано
действие
такого
звена,
как
специализированная
подготовка
(профильное
обучение), ориентированного на создание условий максимального развития
учащихся
в
соответствии
с
их
индивидуальными
познавательными
и
профессиональными намерениями [2].
Имеющийся
опыт
организации
профильного
обучения
с
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
нашей
стране
единичен.
Абсолютно вышли из поля зрения специалистов в области профессиональной
ориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья группы
профессий типа «человек-человек», где объектом труда являются индивид,
группа, коллектив [3].
У
школьников
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений полностью отсутствует представление о профессии «специалист
в области адаптивной физической культуры». На наш взгляд, именно данная
специальность
дает
возможность
человеку
с
отклонениями
в
состоянии
здоровья
адаптироваться
к
реалиям
жизни
в
новом
качестве
и
быть
включенными
в
различные
виды
профессиональной
деятельности:
спортивно-педагогическую,
рекреационно-досуговую,
оздоровительно
реабилитационную,
образовательно-профессиональную,
коррекционную,
консультативную,
научно-исследовательскую,
о р га н и з а ц и о н н о -
управленческую.
Таким
образом,
с
целью
организации
дальнейшей
направленной
профессиональной ориентации школьников с ограниченными возможностями
здоровья
необходимо
изучение
соотношения
их
потребностей
с
их
возможностями.
Для
этого
применяют
диагностику
профессионального
самоопределения,
позволяющую
раскрыть
личностные
особенности
подростков, определить их физическое и психическое состояние, интересы и
профессиональные намерения, отношения к труду и к самим себе.
Цель исследования: изучить профессиональные намерения неслышащих
школьников
14-17
лет
на
этапе
подготовки
к
профильному
обучению
физической культуре.
Основными задачами исследования стали:
1) определение ведущих направлений для изучения профессиональных
намерений школьников с нарушением слуха;
2)
изучение
информированности
школьников
с
нарушением
слуха
в
вопросах подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Результаты исследования.
Для
решения
поставленных
цели
и
задач
исследования
нами
была
разработана
анкета
по
определению
профессиональных
намерений
слабовидящих школьников, состоящая из 19 вопросов открытого и закрытого
типа. Был проведен опрос 53неслышащих школьников 14-17 лет.
Профессиональные намерения неслышащих школьников были изучены по
следующим направлениям:
1) подготовка к будущей профессиональной деятельности;
2) потребностно-мотивационная сфера учащихся.
Выделим
вопросы,
наиболее
полно
отражающие
вышеуказанные
направления:
1. Подготовка к будущей профессиональной деятельности.
На
вопрос: «Чем
ты
думаешь
заниматься
после
окончания
школы?»
большинство учащихся думают поступить в вузы, СПТУ, а также совмещать
учебу с работой.
На
вопрос: «Что такое профессия?» – лишь 37,3 % девочек 14-15 лет
смогли дать правильный ответ, а 31 % мальчиков 14-15 лет, 18,3 % девочек и
10 % мальчиков 16-17 лет не знают, что это такое.
На
вопрос: «Какой
профессии,
специальности
ты
хотел
бы
себя
посвятить?» большинство девочек 14-17 лет (26,3 %) хотели бы освоить
современные профессии (парикмахер, визажист, повар), 36,8 % мальчиков 14-
15
лет
хотели
бы
стать
автомеханиками,
программистами,
а
вот
28
%
мальчиков 16-17 лет еще не знают кем быть.
На вопрос: «Как ты готовишь себя к будущей профессии?» большинство
школьников
ответили,
что
работают
над
развитием
системы
знаний
и
специальных качеств для выбранной профессии, однако 21,7 % учащихся
никак себя не готовят к будущей профессии.
На вопрос: «Как ты оцениваешь свою профессиональную пригодность (по
состоянию здоровья)» большинство учащихся считают, что они здоровы и
профессионально пригодны (42,1 % девочек и 47,3 % мальчиков 14-15 лет и
41,6 % девочек и 60 % мальчиков 16-17 лет).
На вопрос: «На каких мероприятиях учителя рассказывают о профессиях
и как часто?» большинство учащихся ответили, что часто рассказывают на
уроках
УПК,
изредка
–
на
классных
часах,
кружках
по
интересам
и
родительских собраниях.
2. Потребностно-мотивационная сфера учащихся.
На вопрос: «Какими мотивами ты будешь руководствоваться при выборе
профессии?» большинство
школьников
на
первое
место
ставят
мотив
«Соответствует моим интересам и способностям» (33,1 % девочек и 23,7
% мальчиков 14-17 лет), на второе – «Является высокооплачиваемой» (31 %
девочек и 22,1% мальчиков 14 - 17 лет), на третье – «Дает возможность
роста профессионального мастерства» (26,3 % девочек и мальчиков 14-17
л е т )
и
н а
п о с л ед н е е
– «Единственно
возможная
в
сложившихся
обстоятельствах» (26,8 % девочек и 21,6 % мальчиков 14-17 лет).
На вопрос: «В каких кружках, секциях ты занимаешься?» 12,1 % девочек и
6,3
%
мальчиков
14-15
лет
ответили,
что
не
посещают
кружки,
57,8
%
мальчиков и 15,7 % девочек 14-17 лет занимаются спортом, 26,8 % девочек и
11 % мальчиков – занимаются в творческих, предметных кружках.
Важным дополнением к проведенным исследованиям, по нашему мнению,
будет являться сравнительный анализ профессионального самоопределения
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
здоровых
школьников.
Результаты
социологического
экспресс-опроса,
проведенного
центром
молодежных, инновационных и профилактических программ Хабаровского
края
за
2017
год,
по
тематике
профессионального
самоопределения
старшеклассников свидетельствуют о схожести многих профессиональных
намерений
здоровых
школьников
и
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Так, большинство учащихся ориентировано на получение дальнейшего
образования:
97,3
%
здоровых
школьников,
53,7
%
–
с
ограниченными
возможностями здоровья.
В
иерархии
мотивов
выбора
профессии
у
школьников
приоритетным
становится направленность на ее престиж (59 % – здоровые школьники, 26,3
% – с ограниченными возможностями здоровья), соответствие собственным
интересам
(43,
%
–
здоровые
школьники,
54,1
%
–
с
ограниченными
возможностями
здоровья)
и
высокооплачиваемость
(22,5
%
–
здоровые
школьники, 34,5 % – с ограниченными возможностями здоровья).
В рейтинге профессий наибольшей популярностью у здоровых учащихся
пользуются гуманитарные (29,4 %), экономические (18 %) и юридические
(14,7 %) специальности. У школьников с нарушениями слуха – творческие
специальности (26,3 %), рабочие специальности (36,8 %). Однако процент
затрудняющихся с выбором будущей профессии выше среди школьников с
ограниченными возможностями здоровья (50 % мальчиков) в отличие от
здоровых учащихся (0,5 %).
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно констатировать
следующее:
1.
Учащиеся
с
нарушением
слуха
осознают
необходимость
получения
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
о б р а з о в а н и я
и
а б с о л ю т н о
н е
с ч и т а ю т
себя нетрудоспособными.
Большинство
из
них
хотят
получить
высшее
и
среднее
специальное
образование, обучаться современным профессиям.
2. Только треть неслышащих школьников 14-15 лет посещает различные
секции по интересам, а большинство учащихся в возрасте 16-17 лет вообще
ничем в свободное время не занимаются.
3.
43,9
%
неслышащих
школьников
увлекаются
занятиями
спортом,
танцами, однако лишь только 6 % учащихся хотели бы быть специалистами в
области физической культуры и спорта. Это обстоятельство свидетельствует
о недостаточной информированности учащихся о данной специальности.
Таким образом, как и здоровые школьники, учащиеся с нарушением слуха
связывают свое будущее с получением профессии, поиском интересной и
востребованной специальности, а значит должны быть вовлечены во все
многообразие
систематически
организованной
профе ссионально
ориентированной работы.
Список литературы
1.
Концепция
профильного
обучения
в
учреждениях
общего
среднего
образования:
Проект
/
Ю.
И.
Дик,
С.
Н.
Чистякова,
И.
А.
Сасов
и
др. // Школьные технологии. – 2002. – № 4. – С. 79-91.
2.
Образование
лиц
с
ограниченными
возможностями
в
контексте
программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический
обзор / под ред.акад. Г. А. Бордовского. – М., 2007. – 78 с.
3. Чистякова, С. Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе
перехода к профильному обучению / С. Н. Чистякова, Н. Родичев // Народное
образование. – 2006. – № 9. – С. 152-156.