Автор: Малинина Елена Евгеньевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ" Атамановский детский сад" комбинированного вида Населённый пункт: Кемеровская обл., Новокузнецкий район, п. Ст. Тальжино Наименование материала: методическая рекомендация Тема: "Обучение игре на свистковой флейте" Раздел: дошкольное образование
История создания флейты
Кто
знает,
когда
и
зачем
первобытный
человек
срезал
камышовую
тростинку, или веточку бузины, или стебель бамбука и, увидел, что внутри
она полая, пустая, подул в нее. Получился сипловатый, но довольно громкий
звук. Звук это был один, а хотелось играть разные мелодии. Можно было,
конечно, нарезать много разных дудочек, и больших, и маленьких, но играть
попеременно на всех неудобно. Тогда человек придумал вот что: на дудочке
он вырезал дырочки-отверстия, которые можно было затыкать пальцами.
Дырочка открыта, воздух сквозь нее выходит, значит, трубочка короче и звук
выше, и наоборот: отверстие закрыто, трубочка длиннее и звук ниже. Вы и
сами можете смастерить летом такие дудочки. По такому принципу устроены
и действуют все деревянные духовые инструменты, в том числе и флейта.
Флейта - латинское слово, переводится оно как «дыхание», «дуновение».
Звук у нее светлый, высокий, немного свистящий.
Флейте
хорошо
удаются
и
напевные
звучания,
и
самые
сложные
виртуозные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с
высоким женским голосом – колоратурным сопрано.
Источник звука у этих инструментов – колебания воздуха, заключенного
внутри полой трубки. Классифицируются они по многим признакам (по
материалу, конструкции, способом звукоизвлечения, приспособлениям для
получения звуков разной высоты и др.)
В
симфоническом
оркестре
духовые
музыкальные
инструменты
подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот). Наиболее
древним музыкальным инструментом считается флейта. Ее многочисленные
разновидности, начиная с простейших свистулек, известные издавна.
Жалейка-русский
духовой
язычковый
музыкальный
инструмент
–
деревянная,
тростниковая,
рогозовая
трубочка
с
раструбом
из
рога
или
бересты.
Нежный звук маленькой флейты чрезвычайно подходит ребенку. Каждый
раз при звуках флейты дети замирают в ожидании чуда. Появившись на свет,
ребенок начинает дышать. Флейта – инструмент, продолжающий дыхание.
Она позволяет озвучить беззвучное – «заговорить» своим дыханием.
Предварительная пальчиковая игра
Нужно соединить пальцы обеих рук друг с другом подушечками. Это
братья, они спят. Время от времени какая-нибудь пара просыпается (пальцы
разъединяются)
и
ведет
между
собой
разговор:
«Что
случилось?
Что
за
шум?»
Потом можно будить сразу по две пары пальцев. Разыгрывать такие сценки
при помощи пальцев: два брата встречаются и играют, здороваются, борются,
дразнятся, целуются, дерутся, мирятся, поют песни (отбивают ритм) и т. д.
Рокитянская Т. А.
Рекомендации: «Обучение игре на свистковой флейте»
1.
Флейту держать прямо, левая рука у свистка
2.
Свисток
не
захватывать
весь
губами,
иначе
флейта
будет
размокать,
и
портиться, ухудшится качество звука
3.
Дуть надо нежно, чтобы не вырывался свист
4.
Воздух направлять в отверстие свистка, иначе он попадет в щеки
5.
Пальцы над дырочками (отверстиями) высоко не поднимать
6.
Играть на флейте на слог ту-у-у-у (связная игра)
Ту-ту-ту (маркато) не связано
Ку-ку-ку
Репертуар
1.
«Петушок»
2.
«Василек»
3.
«Кукушка»
4.
«Елочка»
Схема игры на дудочке
1. Если закрашенные дырочки, значит, она закрыта пальцем.
2. Если дырочка не закрашена, значит, она открыта.
3. На схеме нарисованы стрелочки: одна стрелочка – означает четвертная
длительность, это значит нужно один раз дунуть.
4. Если нарисованы две стрелочки, и они соединены между собой это,
значит, нужно дуть два раза в данную дырочку.
5. Если нарисована стрелочка на закрашенной дырочке, значит, нужно дуть
в нее и если следом не закрашенная дырочка, и над ней также стрелочка,
значит, мы эту дырочка закрываем следом и дуем в дудочку.
6. Также если две не закрашенные дырочки, и они объединены дугой, а над
ними
одна
стрелочка
–
это,
значит,
нужно
одновременно
закрыть
эти
дырочки и дунуть один раз.
7. Если на схеме нарисованы закрашенные дырочки, а над ними дуга и одна
стрелочка, значит, их нужно одновременно открыть и дунуть.
8. На схеме песенка «Кукушка» нарисована одна лига на четырех открытых
дырочках, значит, их одновременно нужно будит закрыть.
9. Еще есть стрелочки, которые нарисованы не над дырочкой, а у всех
дырочек у основания дудочки – это, значит, нужно дунуть один (если одна
стрелочка стоит), или два раза (если две стрелочки объединены между
собой) при закрытых всех дырочках, либо при открытых всех дырочках.
Первой представлена на схеме песенка «Елочка», она изображена на двух
схемах, также там есть описания, откуда надо начинать игру (сверху - вниз
либо снизу- вверх).
Продолжение песенки «Елочка»
Песенка «Василек» и «Кукушка»
Песенка «Петушок»